Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3628 *истинное миротворчество* 9/III/18 (пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 09-Mar-2018 12:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 24 февраля 2018 г. ст.ст., пятница 3-й седмицы Великого Поста.

 

 

3-я седмица Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

 

 

 

 

Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятим Нагорной проповеди (Мф.5-7).

 

Мф.5:9

9 Как счастливы те, что добиваются мира!
   Бог назовет их Своими сынами.
9 Блаженны миротворцы:
Божьими их назовут детьми.

 

> Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф.5:9) – так гласит седьмая заповедь блаженства. Что выражает она, на что указывает в том учении о человеке, которое дано нам в Нагорной проповеди?

> И прежде всего – что есть миротворчество? Враги религии и христианства очень часто указывают на противоречие между этой заповедью Христа и другими Его словами: «Я пришел принести на землю не мир, но меч» (ср.: Мф.10:34). Они ссылаются на участие христиан в войнах, обвиняют их в поддержке всевозможных «поджигателей войны». Что можно на это сказать? Подчеркнем прежде всего, что критика христианства пропагандистами «научного атеизма» поражает своим верхоглядством. Говоря о миротворчестве, они понимают мир исключительно как отсутствие войны между народами и государствами. Но война есть в конце концов только завершение, пусть самое страшное и трагическое, того состояния разделенности и вражды, которое стало присуще человеку как таковому и заявляет о себе не только на поле сражения, но также в человеческой повседневности. И христианство начинается с обличения именно этого трагического состояния, которое превратило всю нашу жизнь в сплошную борьбу, отравило ее страхом и ненавистью. Поэтому и христианское миротворчество ничего общего не имеет с истерически-лицемерными воплями о «мире всего мiра».

> Можно не верить в Бога, не знать богословия и при этом ясно видеть странную двойственность человека. С одной стороны, всё в нём устроено и приспособлено для общения с себе подобными, всё предрасполагает к любви и дружбе, к солидарности и сотрудничеству, т.е. к миру в самом глубоком и подлинном значении этого слова. Человек не просто зависит от другого человека физически и морально, но только в общении с ним обретает то чувство осмысленности и полноты своей жизни, какое сам называет счастьем. В самом деле, дружба, любовь, творчество немыслимы вне человеческого общения и взаимодействия. Само физическое устроение человека делает его существом, созданным для любви, лада и согласия. Но, с другой стороны, – и тут перед нами трагический парадокс человека, – всё «мирное» в нём неизменно разбивается о некую страшную силу, изнутри противопоставляющую его другому. И тогда дружба оборачивается подозрительностью и враждой, сотрудничество – соперничеством, любовь – ненавистью. Мы все знаем из личного опыта, как трудно достигается и как легко разрушается мир, как рвутся дружеские связи, распадается любовь. Природа человека требует мира, а жизненное его поведение природе этой постоянно противится. Почему?

> Материалистическое мировоззрение, которое выдается его проповедниками за самое передовое учение о человеке, не только не дает ответа на этот вопрос, но не видит и самого вопроса. Все разделения в человечестве сводятся им к экономическим отношениям и распределению земных благ, а все пути преодоления этих разделений – к борьбе, в том числе вооруженной. Поэтому страшным лицемерием отдают призывы к «миру во всём мире» в устах представителей материалистического мировоззрения, которое никакого мира, по существу, не признаёт. Истинного миротворчества не может быть там, где некого мирить, т.е. воссоединять, где не с кем восстанавливать лад, согласие и любовь. Ибо, с точки зрения материализма, мира нет в самой природе человека, есть лишь животные потребности, удовлетворение которых не умиротворяет, а дает лишь чувство сытости и т.п.

> Христианский же подход к человеку видит в разделении и борьбе трагически иррациональное несоответствие подлинной его природе и призванию. Культ естественных потребностей, к которым сводится, по существу, вся материалистическая антропология, представляется христианству греховным извращением первоначального замысла о человеке. Разделение и борьба оттого и возникли, что человек удовлетворился минималистической самооценкой, согласился с карикатурой на самого себя. Отсюда центральное место миротворчества в восстановлении подлинного человека и подлинной человечности. Миротворцы нарекутся сынами Божиими, ибо примирение есть выход за пределы своего «я», признание в другом человеке брата, восстановление жизни как единства любви, возвращение утраченного рая. Каждый помнит, должно быть, из своего детства, какой темной и бессмысленной становилась жизнь, когда нарушался в доме мир, когда, провинившись, мы сразу отдалялись от матери или отца. И солнце внезапно переставало светить, и игрушки больше не радовали, и весь мiр становился унылой, мрачной темницей… А потом примирение и значит – возвращение света, радости. Христианство благословляет миротворчество, видя в нём путь к новому обретению человеком собственной сущности. Истинный миротворец – тот, кто не просто мирит поссорившихся, но в саму жизнь, в повседневную ее ткань вносит радостно-животворную силу братства и любви.

> Усвоив это, мы начинаем понимать и то, о каком мече говорил Христос, какое разделение внес Он в нашу жизнь. В некоем очень глубоком смысле христианство действительно объявляет войну всякому отрицанию истинного мира, всякому учению и идеологии, не основанным на любви и братстве, всякому снижению и извращению образа человека. Миротворчество – это не сентиментальные слова, но трезвое и мужественное стояние на страже Божественного учения о человеке, борьба внутри и вовне себя за освобождение человека от греховного разделения.

протопр. Александр Шмеман. Из цикла бесед о Заповедях блаженства,
оп. в сб. '"Беседы на Радио "Свобода"', т. 1 // М., 2009 ]

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Уста праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан.
 Устам праведника ведомо пригодное, / а устам нечестивых – превратное.
 Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны.
 За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость.
 Прямодушных ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство.
 Не поможет богатство в День Гнева,
                                     но праведность избавит от смерти.
 Праведность и непорочность ведут прямой дорогой,
                                а нечестивец падет в своем злодействе.
 Праведность спасает прямодушных, /
                                а вероломные – в силках своих желаний.
 Вместе с нечестивцем умрет его надежда, /
                                       ожидания людей недобрых сгинут.
 Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец.
 Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание.
 Хорошо праведнику – и радуется город, / погибли нечестивцы – ликует.
 Благословениями честных возводится город
                                         и рушится речами нечестивцев.
 Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает – промолчит.
 Сплетник раскрывает чужие секреты,
                              а верный человек и словом не обмолвится.
 Без наставления народ погибнет,
                              а если советников достаточно – спасется.*
                                                     (Пр.10:31-11:14/+/)

             *********************************************

/+/ содержит чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3628.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное