вып. #3302 *воздержание от нелюбви и концертное <<Покаяние>>* / 24/VI/15 (ср)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
23-Jun-2015 14:27
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Некоторые слова о посте, с разных сторон его освещающие,
надо знать.
> Св. Исаак Сирин говорил: «Дух не покоряется (кресту),
если прежде не покорится ему тело» (подвигом, а значит,
и постом).
> В ХV веке было пророчество св. Нифонта Цареградского
о том, что священство последних времен Церкви будет в нравственном
падении через две страсти: тщеславия и чревоугодия.
> Апостол Павел учит: «К свободе призваны вы, братия, только
бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»
(Гал. 5:13).
> Один старец сказал своему ученику, у которого пост был чужд
любви (по слову св. Максима Исповедника): «Всё ешь,
только людей не ешь».
> Если пост понимать как прежде всего воздержание от нелюбви,
а не от сливочного масла, то он будет пост светлый
и время его будет «время веселое поста» (Стихира
на Господи воззвах, вторник. веч. 2 нед. Вел. Поста).
> «Подавай сердцу моему чистейший страх Твой в душе
моей совершенную любовь» (Стих<ира> на Господи
воззвах, четверг вечера 3 недели Великого Поста).
> Не-любовь — это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство
собой, самое первое, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия.
«Умоляю вас, — пишет апостол, — любовью Духа».
> Любовь противополагается и гордости и злобе. В вечерней
молитве мы просим у Святого Духа — «Творца мира», по слову
св. Иринея Лионского («Против ересей», кн. 2, гл. 30)
— особенно тех грехов, которые были против любви: «или кого
укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих,
или о чем прогневахся, или солгах…, или нищ прииде
ко мне и презрех его, или брата моего опечалих, или кого
осудих, или развеличахся.., или греху брата моего посмеяхся».
> В связи с непониманием молящимися славянского текста
не только Писаний, но и многих молитв в церкви можно
наблюдать одно утешительное явление: непонятный текст часто как бы
делается понятным через его церковный напев. Церковная музыка есть
составная часть Священного Писания, она благодатна, и ее мелодии
настолько слились за долгие годы своей жизни с обычными
для каждого верующего христианскими чувствами, что сделались
смысловыми переводчиками незнакомого текста. Ключом церковной музыки
открывается дверь нашего восприятия.
> Обратное этому мы имеем при <оперно-концертном>
исполнении, когда текст и знакомой молитвы становится как бы
непонятным от музыкального сумбура чувств, не соответствующих
чувствам христианским и христианскому пониманию данных слов.
> Помню, как однажды на первой неделе Великого Поста
одна женщина сказала мне во время молитвы всенощной: «Куда же
вы уходите? Сейчас будут петь концертное «Покаяние».
> Всякое оперное пение отнимает в церкви у людей соборную
молитву и дает вместо нее развлечение, т.е. лишает их последнего
духовного руководства. Не говоря об исключениях, в смысле
Отеческого руководства мы еще чаще всего «овцы, не имеющие
пастыря». Но, если в храме поется по-церковному, то люди
ведутся всем строем и музыкально-осмысленной целостностью
богослужения. Когда же до слушателей в храме доходит только
некоторый музыкальный эффект или просто музыкальные крики, то они
оставляются уже совсем на себя, отстраняются от участия
в таинственном и страшном богослужении.
> Недавно именно в связи с оперным пением, протоирей
Трубецкой в «Ж.М.П.» (Х-ХIII:59) писал:
«Живая идея литургической соборности постепенно замирает в Церкви».
Не то же ли это самое, что сказать, что
в Церкви постепенно замирает идея Церкви?