Дайджест российской прессы компании Russian Story
Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО
===============================================================
Вспышки
недавней памяти
ТАТЬЯНА
БЕК
КНИГОЧЕЙША
Ура - талант!
Роман Светланы
ШЕНБРУНН "РОЗЫ И ХРИЗАНТЕМЫ"
вышел в питерском "Инапресс" под
шапкой "Smirnoff-Букер 2000":
писательница стала финалистом (увы, не
лауреатом) знатной премии. Охват
повествования: лето 1943-го - лето 1951-го.
Место действия - то поезд, везущий
героиню-девочку из эвакуации, то
московская коммуналка (ведомственный
дом от "Правды"), то двор - школа -
подмосковная дача внаем, то
пионерлагерь, то пресловутыйДом
творчества - etc. Персонажи -
послевоенные инвалиды, журналисты,
пишущие эпопеи о стахановцах,
проститутки, алкоголики, портнихи,
главные редакторы, нищие и вымогатели,
переделкинские лауреаты и
деклассированные фронтовики... Главный
фокус этой незаурядной вещи - угол
зрения, когда самый что ни на есть
взрослый мир (а проще говоря, Россия ХХ
века на очередном пике ужаса) дается
сквозь ребячью, наивную и
проницательную, оптику, тем самым
укрупняясь и, скажем так, выводясь на
чистую воду. Лагеря, доносы, трофейные
посылки, тиф, самопродажа дьяволу за
Сталинскую премию, "лакировка
действительности", менделизм-морганизм,
"черный ворон", раскрытие
псевдонимов, пьянство как побег в
никуда, воровство, ненависть...
Достоверность при отсутствии "дикторского
текста": писательница, наделенная
зоркой "памятью сердца" (детали,
краски, запахи, словечки), печальную
память рассудка включает исподволь.
Она не прерывает рассказ, льющийся из
уст девочки, - она подсвечивает его
поздним осмыслением, ухитрившись ни
разу ничего не сформулировать в лоб.
Сквозная тема - фальшь и ревность
полубезумной матери к дочке, которую та
планомерно уродует и подавляет (тщетно!),
их борьба за сломанного и
хорохорящегося отца, бессилие и
нелепость всей семейной массовки в
лучах урбанистического неба. Тема не
новая, но у С.Шенбрунн она повернута
незнакомой гранью. Язык романа (сплошь
прямая речь) несет куда больше, чем
заложено в словах. Так, мать героини,
нарушающая все нормы бытия,
изъясняется только поговорками - и все
эти "шила в мешке", "паршивые
овцы", "шкуры неубитого медведя"
в ее заговаривающей зубы и маскирующей
хаос речи вдруг обнаруживают свою
фиктивность. Фольклорно-прописные
истины в советском контексте не
работают: сам язык выступает
обвинителем. Комментарии излишни.
Пойдем вспять. "ДНЕВНИКИ"
Павла ФИЛОНОВА (С.-П., "Азбука",
2000) охватывают время довоенное: шесть
тетрадей - с 1930-го по 1939-й. Выдающийся
художник, одинокий и единственный, он
создал собственный вид искусства,
который можно назвать одухотворенной
геометрией сферических пространств,
мир, родственный хлебниковской зауми и
гипнотичный, бездонный и соразмерный. А.
Крученых, узнав о смерти Филонова в
блокадном Ленинграде, написал стихи-некролог,
где назвал его "вулканом погибших
сокровищ, очевидцем незримого,
смутьяном холста". Сам он определял
свой метод кратко: "Знаю, вижу,
интуирую". В дневниках, которые
укреплены серьезным справочным
аппаратом и иллюстрированы, есть
размышления об аналитическом
искусстве, сведения о выставках и о
школе (Филонов отвергал высокомерное
слово "ученик" - нет, "изучающий
мастер"!), - но больше - о политическом
сыске, о вызовах в ГПУ (он долго верит,
что эта организация поможет искусству
прорваться), о предательстве
сподвижников, о голодном пайке, о
карточках, о нищих расценках и о
поденке. Великий автор "Формулы
вечной весны" пишет по заказу то
ударниц, то тракториста с "Красного
путиловца"... Впрочем, и эти картины в
силу упрямого таланта исполнены
энергии. Как сказала жена художника:
"Какая сильная динамика, кажется, что
полотно разнесет на части"...
Нарастающая травля. Убийство Кирова.
Разгром филоновщины. Запись от 27 ноября
1936 года: "Проработал, не спавши, ровно
12 ночей подряд напролет... Работал я
акварели для азбуки, затем большой
портрет т. Сталина и два значка к
октябрьским торжествам. За Сталина и
значки получил 260 р.". Чем дальше, тем
очевиднее сходство дневника с
подстрочником к гипотетическому
роману: абсурд реализма... А жену,
Екатерину Серебрякову, народоволку,
которая была старше Филонова на20
лет, он ласково называл "дочка".
Последняя запись от 1939 года - дочка
болеет: "...Проснулась снова и
спросила, засыпая: "Ты все пишешь! Ты
все пишешь и пишешь! А что? Жданову?" -
"Это, доченька, тебе пишу любовное
письмо!"
Родился
в Москве. В 1897 году переехал в Петербург;
в 1897-1901 годах учился в Живописно-малярных
мастерских; получил аттестат маляра.
Одновременно учился в Рисовальной
школе Обществе поощрения художеств (1898
- 1903), в 1903-1908 годах - в частной студии,
затем в Академии художеств (1908-1910).
Совершил
путешествия в Иерусалим,
Константинополь и на Волгу (1905-1907).
посетил Францию, Италию и Австрию (1912).
Член
художественного объединения "Союз
молодежи" (1910-1914).
В
1914 году опубликовал манифест "Сделанные
картины", а в 1923 - "Декларацию
мирового расцвета". В 1915 опубликовал
поэму "Пропевень Мирового расцвета".
В 1915 - 1918 находился на Румынском фронте.
В
1923 году возглавил кафедру общей
идеологии Института художественной
культуры; в 1925 году основал Коллектив
Мастеров аналитического искусства,
существовавший при Академии художеств
до 1927 года. В 1932 коллектив был распущен.
Умер
в 1941 году в блокадном Ленинграде.
1940-е.
Филонов Павел. Лики. 1940
В "Ликах" очень
сильно ощущается трагизм, в полной мере
осознанный и прочувствованный
художником-анахоретом. В этой работе
Филонова выражено не только
одиночество и осмысление места
человека в мире, но и отказ от любых
иллюзий и социальных утопий.
Разумеется, 1940-е годы не были лучшим
временем для свободы самовыражения.
Любая попытка выйти за пределы канонов
соцреалистического жанра представляла
угрозу для жизни художника. В условиях
тотального рабства любой
альтернативный взгляд был равносилен
смертному приговору. Тем большее
уважение вызывает маргинальная и
нонконформистская, по своей сути,
деятельность Филонова в условиях "внутренней
эмиграции".
PRE
Номер выпуска рассылки: 139
Дата выпуска рассылки: 2001-02-20
Код рассылки: culture.rsc2000
Название рассылки: Новости RSC
Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/
Титул автора рассылки: Редактор
Имя автора рассылки: Ирина Тараненко
Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com
Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко
Форма поиска по архиву рассылки: