Дайджест российской прессы компании Russian Story
Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО
===============================================================
НОВОСТИ
ЛИТЕРАТУРЫ
НЕМЦЫ НАКОНЕЦ-ТО ОЦЕНИЛИ РУССКИЙ МАТ
Марина Райкина
Немецкая Пушкинская премия, которая присуждается с 1989 года российским писателям Фондом Альфреда Тепфера и Русским ПЕН-клубом, на этот раз досталась писателю
Юзу Алешковскому. Юз Алешковский в настоящее время проживает в США. Его произведения, написанные за последние полвека, густо оснащены неформальной лексикой. Однако этот писатель даже больше, чем прозой, известен своими песнями, в том числе - "Товарищ Сталин, вы большой ученый...", которая стала по-настоящему народной песней. В прозе Юза Алешковского помимо мата много смешного и печального. Раньше за его сюжеты могли дать не премию, а приличный срок. Денежное содержание премии - 30 тысяч немецких марок. Отметим, что премия "похудела" на десять тысяч по сравнению с прошлым годом, а далее она будет присуждаться уже не ежегодно, а раз в два года. У немцев тоже экономический кризис... Еще на церемонии, которая прошла в Доме
журналиста, были вручены два гранта на поездку по Германии по шесть тысяч марок каждый.
Подписка на Пресс-Абонемент
открывает Вам режим
абонементного обслуживания и
предоставляет неограниченный
доступ по он-лайн к свежим номерам,
архивам статей и полноцветной
графике российских изданий.
Знаете
ли Вы, чтопресс-АБОНЕМЕНТвключает возможность работы с
архивами -
полнотекстовым поиском по статьям в
архивах изданий.
Только что вышедшая в издательстве
"Новости" книга Юрия Любимова "Я.
Мы. Они. Рассказы старого трепача"
уникальна и удивительна. Это 600 страниц
увлекательного путешествия по жизни,
вроде бы уже отшумевшей, отыгранной и
обсказанной! Но если о ней заговорил
Любимов - жди откровений. Это как с
классикой, которую режиссер-модернист
всегда прочитывал шокирующе интересно.
Юрий Любимов учился, играл на сцене и в
кино, дружил с людьми знаменитыми и
очень талантливыми. А потому
стержневая тема книги - личность и
власть, возникающее вечное
противостояние таланта и серости, ума
творца и неисправимой глупости властей
предержащих.
Любимов
предоставил возможность госчиновникам
от культуры говорить языком их
собственных окриков, наскоков,
запретов. Протоколы обсуждений
запрещенных спектаклей, в частности
"Живого" и "Владимира Высоцкого",
вызовут у молодого читателя сомнения:
"Неужели власть порола такую
глупость?!". Так, в Постановлении ЦК
КПСС "О поведении режиссера Любимова
Ю.П. в связи с подготовкой спектакля "Владимир
Высоцкий" поэт был удостоен нелепых
оценок: "В стихах Высоцкого человек
изображен приземленным,
интеллектуально ограниченным, ни во
что не верящим, лишенным идеалов и
перспектив. Во многих стихах и песнях
Высоцкого преобладают кабацкие мотивы,
говорится о драках, попойках, тюрьмах,
"черных воронах", "паскудах" и
"шлюхах"...
Свойство
независимого и гордого характера Юрия
Петровича - противостоять чиновничьей
и любой другой дури. Огонь любимовского
своевольничания - захватывающий нерв
книги. В одном интервью он признался:
"Мне от воспоминаний жарко".
Власть пребывала в постоянном страхе
перед каждой его премьерой, а он,
несмотря на нелепейшие запреты,
преодолевал сопротивление чиновников
неотразимой логикой своих доводов. Он
шел на них как танк, с неопровержимыми
доказательствами. Например, предложил
директору театра отвезти на заседание
в Моссовет старое кресло из
зрительного зала: "Дайте нам хоть
какие-то деньги... Зрители жалуются - в
этих креслах клопы". Директора с
заседания выгнали, но деньги на
мебелишку все-таки дали.
Юрий Петрович - великолепный
рассказчик. Мастер труднейшей формы
искусства - гротеска - в дневниковых
записях оставался реалистом в
классическом понимании этого слова.
Любимов листает жизнь свою и,
увлеченный воспоминаниями, учит сына
Петра мыслить. В момент рождения
мальчика отцу исполнился 61 год. Сейчас
Петру Любимову - 21. Он знает несколько
языков и не собирается посвящать себя
театру. В просторном тексте книги, в
естественном тоне рассказов "трепача"
ощущается постоянное присутствие его
жены Кати, Катерины, по-венгерски
Каталины. Рядом с ней Ю.П. всегда в
отличной форме, остроумен, блистателен
и непобедим. В ритмическом строе фразы,
в стилевом строении огромного тома
Любимов узнаваем: говоря о главном деле
своей жизни ("в театре ведь работаешь
как каторжный"), он не
прихорашивается, а "всобачивает"
правду-матку на полную катушку. Он
загонял чиновников в угол своей
убийственной иронией.
Ныне кажутся
забавными драматические мистерии,
которые совершали с Театром на Таганке
многочисленные "они" - безликие
главначпупсы всех калибров. В книге -
точные портреты таганковцев. Кого-то он
любит, кем-то восхищается, о нелюбимых
старается не говорить. И сам полон
сомнений: стоило ли ему возвращаться в
изменившийся свой театр? Но каторжный
труд репетиций Любимов ни на что не
променяет!
У Любимова
страсть к поэтическому театру. В юности
он сам писал стихи в стиле дадаизма:
Была у меня
девочка,
Как белая
тарелочка.
Очи, как очко -
Не разбей ее.
Рыжая, жестокая,
Зубками все
цокала.
Отличные стихи!
В "Рассказах старого трепача"
всего приятнее - лирическая
задушевность и доверительность. Отец
перед сыном открыт. Как на духу Юрий
Петрович признается, что по глупости в
молодости оскорбил отца: "Папа, вы
отсталый тип". Максимализм мальчишки
получил "отлуп": "Он в меня
утюгом запулил".
Личное и житейское мастерски
скомпонованы в книге. Тем горячей азарт
турнира, на подмостках которого
действуют "Я. Мы. Они".
PRE
Номер выпуска рассылки: 197
Дата выпуска рассылки: 2001-05-29
Код рассылки: culture.rsc2000
Название рассылки: Новости RSC
Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/
Титул автора рассылки: Редактор
Имя автора рассылки: Ирина Тараненко
Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com
Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко
Форма поиска по архиву рассылки: