Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Атман. Касури


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Темы сегодняшнего выпуска - религиозная философия Древней Индии и текстильное
искусство Японии.

Атман

Понятие “атман” можно назвать одним из ключевых в ведической культуре древней
Индии. (Веды - букв. “знание” (ср. с русским «ведать, знать») - собрание священных
книг брахманизма, религии племен ариев, которые господствовали в долине Ганга
в сер. 2-сер. 1 т.л. до н.э.) 

Атман, в концепции брахманизма, - это сущность вселенной, ее сокровенное начало
и одновременно универсальный космический закон, принцип всеединства. Можно условно
выделить два аспекта понятия “атман”: 1) Атман как единая мировая субстанция
и 2) атман как присутствие этой субстанции в отдельном человеке. Проводить параллель
между этим последним аспектом – индивидуальным атманом – и тем,  что в нашей
традиции называется “душой”,  можно лишь с известной долей условности: в отличие
от  преходящего "я" личности
оно означает "я" глубинное, тождественное с  универсальным  "Я". Для человека
это возможность и способ приблизиться к божественному началу мира. Именно эта
задача, в конечном итоге, и была основной для последователя учения.  Следовало
с помощью духовных практик добиваться слияния своего “я” с Абсолютом,  то есть,
фактически, в полной мере актуализировать в себе божественное присутствие. Необходимое
условие - постепенный отказ от всего в себе самом, что мешает, что не есть Атман:
в том числе, от индивидуальных
чувств и переживаний, всякого рода привязанностей и даже мыслей, поскольку всякий
внешний опыт - помеха: 

“Если прекращаются
Пять знаний вместе с мыслью,
Если бездействует рассудок,
То это, говорят, - высшее состояние”. 

Таким образом, ядром человеческой личности оказывается внеличностный Атман, единственный
путь к которому есть предельный уход в себя: 

“Когда солнце зашло, когда луна зашла, когда огонь погас, когда речь
умолкла, что есть свет для этого человека? Атман становится светом для него”.
 

После смерти,  когда тело сброшено,  происходит “возвращение к истокам” – слияние
с мировым Атманом, подобное возвращению в облако упавшей на землю и вновь испарившейся
капли. Это полный распад личности, который, однако, не переживался брахманическим
сознанием как потеря, потому что никакой “личности” в нынешнем понимании, в принципе,
и не было, была лишь игра Атмана в формах и вещах мира. Посмертное погружение
в Атман - высшая стадия самореализации для носителя этого сознания. Если привлечь
ту же аналогию
с водой, капля не может переживать как личную трагедию свое возвращение в мировой
океан. 
Более того, само вотелеснивание, воплощение (“помещение в плоть”) Атмана рассматривается
как неблаго, ограничивающее абсолютные потенции универсального божественного
начала. Земная жизнь - а значит, и отдельная личность, - сама по себе ничто,
ценность имеет лишь Абсолют. Именно он и обладает бессмертием, не имея ни начала,
ни конца.  Таким образом, ни в какой форме идея бессмертия индивидуальной души
в “чистом”, правильно понимаемом брахманизме не может существовать. А значит,
нет и перевоплощения, поскольку
отсутствует то, что могло бы перевоплощаться. Это заставляет нас серьезно пересмотреть
расхожие представления относительно древнеиндийского учения о реинкарнации (как
пел Высоцкий, “удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем
насовсем”). 

Что же такое тогда учение о сансаре - перевоплощении - и круге сансары, в котором
обречены вечно вращаться живые существа? В чистом варианте учения это, фактически,
спектр воплощений-перевоплощений собственно Атмана - своего рода “круговращение
воды в природе”, которая может являться то льдинкой, то снежинкой, то дождем,
оставаясь, по сути своей, все той же водой.
  
“Как единый огонь, входя в мир,
Сообразует свой облик с различными обликами,
Так и единый внутренний Атман всех существ
Сообразует свой облик с различными обликами,
Но остается вне их.” 

Этим круговоротом движет и управляет карма - еще одно понятие,  требующее уточнения.
Карма - это не воздаяние за грехи, это единый внеличностный закон, подобный закону
сохранения энергии. Само это слово на санскрите (языке ведической культуры) означает
“дело”, то есть деяние - энергия которого и движет колесо сансары. Идея же о
реинкарнации индивидуальной души - не более чем упрощенное простонародное понимание
этой чрезвычайно сложной, в силу своей абстрактности, философской доктрины элитарных
кругов. Для народного
сознания все было проще и в то же время этичнее: страх перед неблагим рождением
в теле животного или нечистого существа, которое рассматривалось следствием неблагих
поступков в жизни, призывал к личной ответственности за свою судьбу.  

Кимоно из ткани «касури» (Япония, ранее Второй Мировой войны) - илл. см. по адресу
http://kimono.fraise.net/gallery/kimono/meisen-kasuri1.jpg

Ткань касури изготавливается из волокон конопли, рами (китайской крапивы) или
хлопка. С середины 18 в. до начала 20 в. из нее шилась одежда японских крестьян
и торговцев, предметы быта (в том числе футон, японский вариант матраса, который
раскатывается на застланном циновками полу). Отличительная особенность этого
текстиля - белый (реже многоцветный) узор по темно-синему фону. Для получения
узора нити основы или утка (иногда и те, и другие) окрашивают с помощью индиго,
предварительно защитив от действия красителя
определенные их участки. Их собирают в пучки и туго перевязывают вспомогательными
нитками в нужных местах, чтобы не могла проникнуть краска (порой дополнительно
покрывая сверху восковой массой). Подготовленные таким образом нити погружают
в чан с красителем, после чего раскладывают на воздухе, чтобы прошла реакция
окисления, и цикл окраски повторяют (иногда до 50 раз). Густота цвета определяется
не временем пребывания нитей в чане, а именно количеством циклов замачивания-проветривания.
Работа требует большого
мастерства и скрупулезности - оставшиеся белыми фрагменты нитей должны быть расположены
именно так, чтобы при тканье они складывались в определенный узор. Мастер должен
держать в памяти «план» будущего готового куска ткани и с огромной точностью
следовать ему при подготовительных красильных работах. 

Сложные приемы крашения известны в Японии давно. Уже в 7-8 веках в страну в качестве
культурного «импорта» попадали из западной Азии многоцветные буддийские знамена,
выполненные в этой технике. Однако основой традиционного японского касури стали
не эти ранние образцы, а технические приемы и декоративные мотивы, развившиеся
на Окинаве, куда это искусство проникло в 14 веке. Собственно, касури - это японское
название способа изготовления текстиля и самого этого текстиля, общеупотребительное
наименование которых
- икат (в малайском языке это слово означает «связанный», «перевязанный»). Этот
способ крашения и тканья был распространен в культурах по всему миру (естественно,
под собственными местными названиями): в Индии, Индонезии, Бали, на территории
нынешнего Узбекистана, в Центральной и Южной Америке (особенно в Аргентине, Эквадоре,
Гватемале, Мексике).

На Окинаве в технике касури изготавливались как ткани из растительных волокон,
так и шелковые (впрочем, самим окинавцам ношение шелка запрещалось японским законодательством).
В начале 17 в. ткани касури в виде ежегодной дани стали поступать с Окинавы в
Сацума (ныне преф. Кагосима) и дальше в Японию. Широкое распространение хлопка
и рост спроса со стороны богатых купцов и горожан в конце 18 в. привели к повсеместному
распространению касури и сложению региональных стилей. Мастера освоили как простые
узоры - от
крапинок до геометрических мотивов (в том числе иероглифов), стилизованных стрел,
летящих птиц и т. д. - так и развернутые картины и пейзажи с неповторяющимися
элементами (э-гасури, то есть «картина-касури»). (См. множество образчиков различных
узоров по адресу http://krauss.ws/ikat)

В 19 в. развивались технические приемы, возникло множество мелких надомных ручных
производств, в начале 20 в. вытесненных машинным. Однако, полностью сымитировать
касури ручной выделки с помощью машин не удалось. После Второй Мировой войны
на очередной волне движения мингэй (см. первый выпуск рассылки) пробудился интерес
к секретам этого ремесла; тем не менее, в настоящее время искусство изготовления
касури является редким, и лишь немногие мастера - в основном, преклонных лет,
- владеют им в полной мере. 

Спасибо за внимание!

Сэн и Джерри

Пишите, о чем вы хотели бы прочитать в последующих выпусках, на адрес: 
sen-lo@mail.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное