Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Культ меча в Японии. Катана


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте!
В этом выпуске мы поразмышляем о содержании понятия «культ меча в Японии» и рассмотрим
образчик «классического» самурайского меча – катана. 

Катана и культ меча в Японии
Уже по своему географическому положению Япония как бы является конечным пунктом,
своего рода накопителем культурных и идейных импульсов материкового Востока.
Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают
свою экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая предельную завершенность.
И сама Япония, имея характер воспринимающей культуры, склонна не столько продуцировать
новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится
даже к таким, по общему
мнению, чисто японским культурным феноменам, как тя-но-ю (чайная церемония),
дзен (кит. чань), «сады камней», этикетность поведения и ритуализация  всех сторон
жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям). В этом ряду занимает свое место
и культ меча.

Как мы уже говорили, японская культура была вообще склонна к предельной ритуализации
всех сфер жизни и соответственно эта судьба не могла миновать меч – символ правящего
сословия. 
Давайте начнем с истории меча в Японии. Для большинства любителей Востока словосочетание
«японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно
с этим видом оружия. Между тем в этом комплексе ассоциаций присутствуют как неполнота,
так и заблуждения. Известно, что в кэндо используется синай – прямая бамбуковая
имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами,
диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Катана,
изогнутая и
достаточно массивная, лучше приспособлена для гораздо более пластичных (хотя
и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело здесь не только в том, что
бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся
в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги»,
а вовсе не «катана» (чтение в сочетаниях – «то»). Есть даже собирательное понятие
«токэн», переводимое на русский язык как «холодное оружие», а, фактически, как
«разные мечи». В действительности,
цуруги – тоже «японский меч», причем исконный. Первые достоверные упоминания
о мече, подобном катане, относятся едва ли ранее, чем к 8-9 векам (а наиболее
старый дошедший до нас экземпляр датирован 1159 годом). До этого времени японские
воины использовали именно цуруги – длинный прямой меч с двусторонней заточкой.
Мечи такого рода обнаруживаются в кофунах – гробницах древнеяпонских родовых
вождей – и сильно напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они
и произошли. Цуруги имел длину в среднем
около метра с клинком около 70 см – относительно короткая рукоять заставляет
предполагать, что это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник
цзяня – классического оружия китайских аристократов. Китайский прямой меч также
являлся символом императорской власти и священной особы самого императора. 
Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке
там «по государственному заказу» происходила запись и унификация свода синтоистских
мифов – «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу свода была положена
мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил
императорский род, - причем в стремлении не уступать великому китайскому государству
правители Японии сильно китаизировали характер божеств, их отношения и статус.
По аналогии с китайским культом
предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков
императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее
потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука
Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску
и меч – будущие императорские регалии. Таким образом и в Японии, не хуже, чем
у китайцев, меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью.
В 7–8 веках стали применяться и мечи
корейского образца корай-цуруги – тоже прямые, но более длинные и тяжелые, с
односторонней заточкой и рассчитанные на двуручный хват.
Примерно в те же времена параллельно с цуруги начинал использоваться изогнутый
меч. Это могло быть обусловлено развитием технологии и потребностями военного
дела. Японскому воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования,
а для массового боя в доспехах. Изогнутый и гораздо более мощный меч равно позволял
и колоть, и рубить, был гораздо более удобен для использования в конном бою.
В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» -
«японский меч». Но насколько японской
был в действительности этот прообраз катаны? В ранних японских хрониках такой
меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены
в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для своего
времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал,
менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д. 
Безусловно, обладатель и окружающие относились к этому предмету с высочайшим
почтением. Едва ли однако это прерогатива одной только Японии. Подобное отношение
к оружию, фамильному и не только, вообще свойственно средневековому обществу,
где война является обязанностью и правом высших слоев. Поэтому вызывает сомнения
массовая убежденность в том, например, что каждый клинок изготавливался в течение
долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан сложными возвышенными
ритуалами. Конечно, ритуальная сторона
сопровождала эту деятельность – как, впрочем, и любую другую, – едва ли превращая
ее в подлинно священное действо. Как уже говорилось, ритуал вообще пронизывал
всю жизнь средневекового японца. Например, особые гадания и ритуалы сопровождали
выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос. Конечно,
изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок
изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания.
Часто читаешь о многолетнем выдерживании
заготовок в земле; о непрерывном, едва ли не многомесячном, процессе полировки
и совсем уж одиозные вещи – например, что изготовлением клинков занимались сами
самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться
руки простолюдина. Но вспомним о том, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями
длящихся реальных военных конфликтов меч, даже самый почитаемый – это прежде
всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось
и ломалось. По-настоящему сакральный предмет
нельзя жестко подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), разрубать
им стальной доспех и т.д. Основную часть своей истории японский меч – продукт
хоть и высокотехнологичного, но массового производства. Роль священного предмета
могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися
свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных
действиях – скорее всего, он служил для ритуальных функций. Подавляющее же большинство
мечей отличались стандартно
высокими, но заурядными качествами, хотя попадались и откровенно скверные. Они
требовались постоянно в большом количестве, и на изготовление каждого клинка
никак нельзя было тратить не только несколько лет, но и несколько месяцев. И
делали их самые обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых
в силу особой сложности и престижности их работы. Разумеется, встречались и великие
мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось
заниматься этим не низким
ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался
этим «для души». 
Вообще, долгое время «символом» воина-самурая был даже не меч – или, по крайней
мере, не только меч – а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением
конницы длинный лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина-профессионала,
и даже величина армии исчисляется по числу луков в ней. Искусство стрельбы из
лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования»
юноши благородного происхождения, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение
как воинского
сословия – буси – так и придворной аристократии, кугэ. И это положение сохранялось
очень долго. Так, в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое
место отводилось именно стрельбе из лука. 
А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь
почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но не будем забывать, что
для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности,
тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки
общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями
разнообразных ритуалов, окружавших обращение с мечом. Войти в чужой дом с оружием
мог только «старший
по званию», все остальные передавали меч слуге, который бережно возлагал его
на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно
– смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало
множество других детально разработанных правил. Все это верно, но едва ли следует
усматривать в этом проявление загадочной японской души. В подобной форме «культ»
оружия существовал у многих народов – в частности, в средневековой Европе. Едва
ли можно себе представить немца
или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой клинок.
А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно,
воспринимался, как угроза. Подлинный культ меча в том виде, как мы привыкли о
нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайства – в 17 веке.
В это время, с установлением твердой единой власти и прекращением междоусобных
войн, меч практически перестает использоваться для ведения военных действий и
превращается в поединочное оружие, символ
и предмет сословной гордости. Здесь развиваются или окончательно оформляются
многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» - его меч. Самураи того времени
уделяли значительно большее (по сравнению с предшественниками) внимание отделке
меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный внешний вид.
Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а кэн-дзюцу (искусство
меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча.

Катана (Япония, 20–40 гг. XX в.) (картинка найдена по адресу http://www.worldarsenal.com/mess.php?mes=165&frm=1&thr=1)
Итак, наиболее известным представителем японского холодного оружия является катана.
Меч этого типа - с изгибом в верхней части - появилось в 15 веке и носилось за
поясом лезвием вверх. (Более ранние образцы японских изогнутых мечей – тати –
носились на перевязи лезвием вниз и имели иную кривизну и иное расположение изгиба.)
Катана имела клинок длиной от 6о см., более короткие мечи назывались вакидзаси.
Обычай ношения двух мечей сложился к 16 веку, когда пара клинков – длинный и
короткий – стала отличительным
признаком сословия самураев. Такая пара мечей (изготовленных, как правило, одним
мастером и в едином стиле) называлась дайсё: дайто («длинный») и сёто («короткий»).
Название «тати» сохранилось и в более позднее время для мечей, носимых на перевязи.
В то же время более короткий меч, который в паре с катаной имел название вакидзаси,
при сочетании с тати принимал название «катана». То есть различные названия мечей
отражают не столько отличия собственно клинков, сколько особенности их ношения
и взаимоотношения
в паре. 
С японским мечом связана чрезвычайно развитая система терминов. Каждый его элемент
имеет не только свое название, но и собственные отличительные особенности, варьируемые
в зависимости от места и времени изготовления. 
Итак, основные элементы меча: 
- дзи – клинок
- ха – режущая кромка
- синоги – ребро клинка
- киссаки – острие
- хада – узор на металле, возникающий в процессе его обработки
- хамон – закалочная линия
- нэкаго – хвостовик меча
- мэкуги-ана – отверстие в хвостовике для крепежного штыря мэкуги, проходящего
через рукоять и хвостовик
- мэй – надписи на хвостовике (имя мастера, год изготовления и др.)
- цуба – гарда
- цука – рукоять
- цука-ито – обмотка рукояти
- сая - ножны
- коигути – устье ножен
- сагэо – шнур на ножнах.
Это лишь небольшая часть терминов самого общего характера; меч и особенно его
клинок имел много более мелких (но не менее значительных) элементов, которые
прорабатывались самым тщательным образом и позволяли специалистам датировать
и атрибутировать меч.

Надеемся, этот выпуск рассылки был для вас небезынтересен.
С уважением,
Сэн и Джерри 

P.S. В одном из ближайших выпусков рассылки «Боевые искусства в жизни и жизнь
в боевых искусствах» (combat.vjizni) мы выложим материал об общих принципах фехтования
полуторным мечом. 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное