Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Китай и Россия: бизнес, законодательство, новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Традиционные культуры Востока в словах и вещах Культ меча в Японии. Катана
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте! В этом выпуске мы поразмышляем о содержании понятия «культ меча в Японии» и рассмотрим образчик «классического» самурайского меча – катана. Катана и культ меча в Японии Уже по своему географическому положению Япония как бы является конечным пунктом, своего рода накопителем культурных и идейных импульсов материкового Востока. Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают свою экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая предельную завершенность. И сама Япония, имея характер воспринимающей культуры, склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится даже к таким, по общему мнению, чисто японским культурным феноменам, как тя-но-ю (чайная церемония), дзен (кит. чань), «сады камней», этикетность поведения и ритуализация всех сторон жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям). В этом ряду занимает свое место и культ меча. Как мы уже говорили, японская культура была вообще склонна к предельной ритуализации всех сфер жизни и соответственно эта судьба не могла миновать меч – символ правящего сословия. Давайте начнем с истории меча в Японии. Для большинства любителей Востока словосочетание «японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно с этим видом оружия. Между тем в этом комплексе ассоциаций присутствуют как неполнота, так и заблуждения. Известно, что в кэндо используется синай – прямая бамбуковая имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Катана, изогнутая и достаточно массивная, лучше приспособлена для гораздо более пластичных (хотя и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело здесь не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана» (чтение в сочетаниях – «то»). Есть даже собирательное понятие «токэн», переводимое на русский язык как «холодное оружие», а, фактически, как «разные мечи». В действительности, цуруги – тоже «японский меч», причем исконный. Первые достоверные упоминания о мече, подобном катане, относятся едва ли ранее, чем к 8-9 векам (а наиболее старый дошедший до нас экземпляр датирован 1159 годом). До этого времени японские воины использовали именно цуруги – длинный прямой меч с двусторонней заточкой. Мечи такого рода обнаруживаются в кофунах – гробницах древнеяпонских родовых вождей – и сильно напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. Цуруги имел длину в среднем около метра с клинком около 70 см – относительно короткая рукоять заставляет предполагать, что это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник цзяня – классического оружия китайских аристократов. Китайский прямой меч также являлся символом императорской власти и священной особы самого императора. Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке там «по государственному заказу» происходила запись и унификация свода синтоистских мифов – «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу свода была положена мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил императорский род, - причем в стремлении не уступать великому китайскому государству правители Японии сильно китаизировали характер божеств, их отношения и статус. По аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. Таким образом и в Японии, не хуже, чем у китайцев, меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью. В 7–8 веках стали применяться и мечи корейского образца корай-цуруги – тоже прямые, но более длинные и тяжелые, с односторонней заточкой и рассчитанные на двуручный хват. Примерно в те же времена параллельно с цуруги начинал использоваться изогнутый меч. Это могло быть обусловлено развитием технологии и потребностями военного дела. Японскому воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования, а для массового боя в доспехах. Изогнутый и гораздо более мощный меч равно позволял и колоть, и рубить, был гораздо более удобен для использования в конном бою. В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» - «японский меч». Но насколько японской был в действительности этот прообраз катаны? В ранних японских хрониках такой меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для своего времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал, менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д. Безусловно, обладатель и окружающие относились к этому предмету с высочайшим почтением. Едва ли однако это прерогатива одной только Японии. Подобное отношение к оружию, фамильному и не только, вообще свойственно средневековому обществу, где война является обязанностью и правом высших слоев. Поэтому вызывает сомнения массовая убежденность в том, например, что каждый клинок изготавливался в течение долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан сложными возвышенными ритуалами. Конечно, ритуальная сторона сопровождала эту деятельность – как, впрочем, и любую другую, – едва ли превращая ее в подлинно священное действо. Как уже говорилось, ритуал вообще пронизывал всю жизнь средневекового японца. Например, особые гадания и ритуалы сопровождали выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос. Конечно, изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания. Часто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о непрерывном, едва ли не многомесячном, процессе полировки и совсем уж одиозные вещи – например, что изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться руки простолюдина. Но вспомним о том, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями длящихся реальных военных конфликтов меч, даже самый почитаемый – это прежде всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. По-настоящему сакральный предмет нельзя жестко подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), разрубать им стальной доспех и т.д. Основную часть своей истории японский меч – продукт хоть и высокотехнологичного, но массового производства. Роль священного предмета могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных действиях – скорее всего, он служил для ритуальных функций. Подавляющее же большинство мечей отличались стандартно высокими, но заурядными качествами, хотя попадались и откровенно скверные. Они требовались постоянно в большом количестве, и на изготовление каждого клинка никак нельзя было тратить не только несколько лет, но и несколько месяцев. И делали их самые обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. Разумеется, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось заниматься этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался этим «для души». Вообще, долгое время «символом» воина-самурая был даже не меч – или, по крайней мере, не только меч – а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы длинный лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина-профессионала, и даже величина армии исчисляется по числу луков в ней. Искусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования» юноши благородного происхождения, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение как воинского сословия – буси – так и придворной аристократии, кугэ. И это положение сохранялось очень долго. Так, в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое место отводилось именно стрельбе из лука. А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но не будем забывать, что для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности, тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями разнообразных ритуалов, окружавших обращение с мечом. Войти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, который бережно возлагал его на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало множество других детально разработанных правил. Все это верно, но едва ли следует усматривать в этом проявление загадочной японской души. В подобной форме «культ» оружия существовал у многих народов – в частности, в средневековой Европе. Едва ли можно себе представить немца или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой клинок. А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринимался, как угроза. Подлинный культ меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайства – в 17 веке. В это время, с установлением твердой единой власти и прекращением междоусобных войн, меч практически перестает использоваться для ведения военных действий и превращается в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. Здесь развиваются или окончательно оформляются многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» - его меч. Самураи того времени уделяли значительно большее (по сравнению с предшественниками) внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный внешний вид. Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча. Катана (Япония, 20–40 гг. XX в.) (картинка найдена по адресу http://www.worldarsenal.com/mess.php?mes=165&frm=1&thr=1) Итак, наиболее известным представителем японского холодного оружия является катана. Меч этого типа - с изгибом в верхней части - появилось в 15 веке и носилось за поясом лезвием вверх. (Более ранние образцы японских изогнутых мечей – тати – носились на перевязи лезвием вниз и имели иную кривизну и иное расположение изгиба.) Катана имела клинок длиной от 6о см., более короткие мечи назывались вакидзаси. Обычай ношения двух мечей сложился к 16 веку, когда пара клинков – длинный и короткий – стала отличительным признаком сословия самураев. Такая пара мечей (изготовленных, как правило, одним мастером и в едином стиле) называлась дайсё: дайто («длинный») и сёто («короткий»). Название «тати» сохранилось и в более позднее время для мечей, носимых на перевязи. В то же время более короткий меч, который в паре с катаной имел название вакидзаси, при сочетании с тати принимал название «катана». То есть различные названия мечей отражают не столько отличия собственно клинков, сколько особенности их ношения и взаимоотношения в паре. С японским мечом связана чрезвычайно развитая система терминов. Каждый его элемент имеет не только свое название, но и собственные отличительные особенности, варьируемые в зависимости от места и времени изготовления. Итак, основные элементы меча: - дзи – клинок - ха – режущая кромка - синоги – ребро клинка - киссаки – острие - хада – узор на металле, возникающий в процессе его обработки - хамон – закалочная линия - нэкаго – хвостовик меча - мэкуги-ана – отверстие в хвостовике для крепежного штыря мэкуги, проходящего через рукоять и хвостовик - мэй – надписи на хвостовике (имя мастера, год изготовления и др.) - цуба – гарда - цука – рукоять - цука-ито – обмотка рукояти - сая - ножны - коигути – устье ножен - сагэо – шнур на ножнах. Это лишь небольшая часть терминов самого общего характера; меч и особенно его клинок имел много более мелких (но не менее значительных) элементов, которые прорабатывались самым тщательным образом и позволяли специалистам датировать и атрибутировать меч. Надеемся, этот выпуск рассылки был для вас небезынтересен. С уважением, Сэн и Джерри P.S. В одном из ближайших выпусков рассылки «Боевые искусства в жизни и жизнь в боевых искусствах» (combat.vjizni) мы выложим материал об общих принципах фехтования полуторным мечом.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||