Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Китай и Россия: бизнес, законодательство, новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Традиционные культуры Востока в словах и вещах Конфуцианство и даосизм. Бидзэн-яки
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день! Продолжаем знакомство с основами даосского сознания - на сей раз путем сопоставления с конфуцианским учением - а также с декоративно-прикладным искусством Японии. Конфуцианство и даосизм Как известно, любую социальную (психологическую, религиозную, культурную, экономическую и т. д.) особенность нужно рассматривать в рамках системы, ее породившей, - вырванный из социально-исторического контекста отдельный фактор может быть понят ошибочно. Кроме того, известно, что все познается в сравнении, и сегодня мы хотели бы попытаться сопоставить две таких, казалось бы, противоположных философских системы, как даосизм и конфуцианство. Даосизм предположительно возник в 4-3-м веках до н. э. и выступал, на первый взгляд, как «оппонент» господствовавшего уже тогда конфуцианства. В самом деле, постулаты этих двух учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (мы говорим о даосизме именно как о социально-философском учении, не касаясь методов психофизического тренинга, обретения бессмертия и т.д.). Наверное, первое и основное отличие конфуцианской и даосской культур - их отношение к природе человека, отсюда вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре “распределение ролей”. И то, и другое учения предполагали необходимость изменений в человеке, цель которых - приближение к “истинной сущности человека”. Вопрос в том, что именно вкладывалось в это понятие - и, соответственно, в способах актуализации “истинной природы”. Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствование понималось, прежде всего, самовоспитание, развитие в себе “гуманного” начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление “дикого”, “злого”. Будучи ориентированным на социальную активность и лояльность, конфуцианство являлось официальным учением, лежащим в основе государственной структуры. “Центральная фигура”, идеал конфуцианства - цзюнь-цзы - “благородный муж”, носитель конфуцианского сознания, долженствующий обладать требуемыми добродетелями (самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность). Основная цель благородного мужа - служение общественному долгу; личность здесь подчиняется потребностям социума. Конфуцианская культура элитарна в своем происхождении и основах, среда ее распространения - верхние слои общества (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством, людьми). Отсюда вытекает стремление к упорядочиванию, касавшееся всех возможных сфер жизни, проявляясь их четкой регламентированностью и ритуализацией. Как и в психологической сфере, изменения достигаются за счет ограничения нежелательных факторов и главным образом через усвоение норм поведения - так называемых правил, ли, - кодифицированностью, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью для цзюнь-цзы считался постоянный самоконтроль над собственной психической сферой и сохранение самообладания в любых ситуациях. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию - интроспекция, призванная выявлять подлежащие искоренению “неправильности”. С другой стороны, даосы, равно осуждая “дикость”, необузданность, подверженность страстям в человеке, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме - предельная актуализация “истинного начала” и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной. Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм - религия, направленная на индивидуальное совершенствование, а нравственный рост является скорее сопутствующим фактором и приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Соответственно, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами, на их место заступают нормы естественные - а потому не воспринимаемые, как ограничения. Таким образом, даосизм гораздо более индивидуалистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка. Оценивая подверженность страстям также негативно, как и конфуцианцы, даосы, тем не менее, были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Сами правила (ли) они оценивали столь же негативно. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется сосредоточение на состоянии покоя, бесстрастности и отстраненности - в том числе и отстраненности от собственных страстей. Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, “Я” занимает позицию наблюдателя: “Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение” (Дао-дэ цзин). И все же, на наш взгляд, основное различие коренится в самих способах восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность и, соответственно, на противопоставлении пар типа “природное – культурное”, “покой – движение”, “добро – зло”, “Я – не-Я”, “субъект – объект” и т. д., то есть вещи и явления познаются через сравнение со своей противоположностью. Так, в отношении человеческой природы конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и “культурное” (правила, ли), призванные эти страсти обуздать. Такой подход, открывая путь к познанию мира через анализ, позволяя четко упорядочить картину мира, в то же время “разбивает” мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, что не укладывается в подобную искусственную модель мира, искажается или попросту игнорируется. С другой же стороны конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам. Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, способствующий усилению отделенности человека от мира. Даосское мировидение целостно, так называемые “противоречия” объединяются, представая скорее неразделимыми взаимодействующими полюсами единого целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, “Я” и “не-Я”, человеком и окружающим миром. Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли от внутренних изменений к внешним через самоанализ и самоконтроль. “Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим”. Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности. Основная же задача даосских психофизических практик - позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, которое станет действовать (точнее, реализовываться) через нас. Для этого необходимо устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и т. д. (то есть проявлений нашего “Я”), “вмешивающихся” в естественный поток событий. Однако попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми. Можно сказать, что конфуцианство - это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются (без снисхождения к тому, что и это - тоже часть нас), причем подавляются путем сознательного самопринуждения. Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, сосредоточиваясь на состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. При этом отстраненность от потока проявлений собственной психики (мыслей, чувств) отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь адепта - напротив, невмешательство активности “Я” дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора. Конфуцианское “самоограничение” проявлялось и в определенной ограниченности сфер активного приложения усилий. Стремясь в идеале к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы культуры то, что не поддавалось окультуриванию (в их понимании) и упорядочиванию. Таким образом, цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры - например, каллиграфии, “высоких” жанрах музыки, поэзии, живописи (в общем, на том, что приличествует аристократу). Для даосов же в принципе не существовало разделения на “низкие” и “высокие” занятия - возможность совершенствования предполагалась в любой сфере. Распространение даосской культуры не ограничивалось какими-либо рамками, она была гораздо демократичнее и экспансивнее конфуцианской, занимая свободные от прямого влияния последней ниши. В то же время даосская психокультура предполагала гораздо более глубокие изменения в психике человека - таким образом, культуризация “по даосскому образцу” была глубже и основательнее той, что предполагалась конфуцианством с его преимущественно вербальным воздействием и опорой на рефлексивный слой сознания. На самом деле явное противопоставление этих двух традиционных для Китая традиций существовало, скорее, на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной - но никоим образом не “подпольной” и не противоборствующей - культурой. Их взаимодействие (естественно, приводящее к взаимопроникновению) равно обогащало обе традиции; сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии. БИДЗЭН-ЯКИ http://www.jcv.gr.jp/images3/ok_bizenyaki.jpg Бидзэн - название провинции, яки - "керамика” = “керамика пров. Бидзэн”. Это разновидность народной японской керамики, производимой в префектуре Окаяма (в прошлом пров. Бидзэн). Производство существует с 13 в. по сей день, и за минувшие столетия «простонародный» облик этой керамики постепенно стал самоценным эстетическим качеством. Ее простота, асимметричность, тактильная “убедительность” (изделие словно просится в ладонь), сознательная неукрашенность - не используется глазурь, практически отсутствует орнаментация - яркое воплощение принципов национальной эстетики. Типичное изделие имеет шероховатую поверхность с поливами глянцевого золотистого, матового оранжевого, переливчатого сине-зеленого цветов, иногда с угольно-черными пятнами неправильных очертаний. Первоначально пятна появлялись случайно из-за попадания золы на сосуд при обжиге; в дальнейшем этого эффекта стали добиваться сознательно, подолгу обжигая изделия в подземных печах при очень высокой температуре. В некоторых местах сосуд перед обжигом обматывали соломой, которая, выгорая, оставляла на его поверхности огненно-красные прожилки. История керамики бидзэн начиналась с самых простых бытовых сосудов для домашнего использования: емкостей для хранения пищевых продуктов, ступок, ваз и бутылей для сакэ (таких, как на http://www.pref.okayama.jp/kikaku/kokusai/momo/e/jiman/jiman_e/13_bizenyaki.jpg). Эти ранние сосуды делались из тугоплавкой горной глины серого цвета с грубой текстурой. На рубеже 15-16 вв. началось производство керамики для чайной церемонии из пластичной глины более темного оттенка с добавлением рисовой шелухи. В 16 в. мастера чайной церемонии высоко оценили намеренно грубоватую, “естественно-природную” красоту бидзэн, и она вступила в пору расцвета. Динамичные формы сосудов с золотистой, красной, коричневой и черной поверхностью подчеркивались ритмическим рисунком насечек, выполненных бамбуковым ножом. В пору господства городской культуры, эпоху Эдо (17-19 вв.) - названную так по старому названию столицы Токио - черепок стал тонким и глянцевитым, а сами изделия приобрели “городской лоск” и декоративность. Иногда делались чрезвычайно тонкостенные сосуды, облитые белой глазурью, или неглазурованный фарфор-бисквит с красочным рисунком из тонких полосок. После буржуазной революции Мэйдзи (1868) основу массового производства составили чайные чашки, курительные трубки, керамическая плитка и кирпич. С уважением! Выпуск для вас подготовили Сэн и Джерри
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||