Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Базовые концепции индийского буддизма. Львиная капитель


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте!
В этом выпуске мы начинаем разговор о буддизме – философском течении и
мировой религии, сыгравшей громадную роль в истории многих традиционных культур
дальневосточного региона.

Проповедь Гаутамы (Будды) и базовые понятия индийского буддизма
Буддизм – философско-религиозная система, сложившаяся в Индии в 6 в. до
н. э., – следовал традиционным взглядам брахманизма в том, что касается
отношения к бытию в мире. В брахманизме принято считать, что человеку изначально
присуще высшее начало, атман, тождественное высшему вселенскому принципу –
Брахману (а фактически, являющееся его частью). Познать и осознать это (и, соответственно,
воссоединиться с Абсолютом) людям препятствуют страсти и привязанности, они же
вынуждают людей вновь и
вновь возрождаться, вращаясь в колесе Сансары. 
Сансара – это круговорот бытия, представляющий собой (для живого существа)
непрерывный цикл перерождений, в ходе которого существо постоянно оказывается
в одном из пяти миров: 
 мир адов (пребывание в нем имеет конечный срок – в буддизме отсутствует
идея вечного воздаяния за грехи, как и вечного блаженства в качестве награды
для праведника);
 мир голодных духов – существ, неимоверно долгое время (но, опять
же, не вечно) терпящих невыносимые страдания из-за терзающих их неутолимых желаний;
 мир животных (безусловно, страдательный, поскольку в животном царстве
каждый терзает и поедает каждого и жизнь одного вида поддерживается ценой жизни
другого);
 мир человека – одно из двух рождений, считающихся благими, причем
человеческое признается величайшей удачей, поскольку только человек способен
разорвать круг перерождений и обрести избавление от страданий;
 мир божеств – тоже благое рождение, но, как ни странно, в «стратегическом
плане» менее благоприятное в сравнении с человеческим: боги проживают безмерно
долгую, но все же конечную жизнь, полную наслаждений, но и они испытывают страдания
от неудовлетворенности желаний, разочарований, страха смерти и в конечном счете
возвращаются в круговорот перерождений.
Концепция Колеса Сансары и пяти миров существования была разработана еще в добуддийскую
эпоху. Но буддизм пошел дальше, объявив эти миры, фактически, иллюзорными, поскольку
они лишены собственного, ничем не обусловленного, объектного существования. По
сути, это бесконечная рекомбинация дхарм – неких конечных неделимых сущностей,
которые не нужно путать с понятием «атом» и любыми другими, близкими
нам, т. к. дхармы не являются ни веществом, ни качеством и не имеют никакого
субстанционального
содержимого. Некоторые буддийские школы даже отказывали дхармам в собственном
существовании, утверждая, что они «существуют» лишь постольку, поскольку
взаимно обусловливают друг друга. Либо сами дхармы, либо их комбинации получают
мгновенное существование, подобно картинке в калейдоскопе, и сразу же распадаются,
переходя в новое состояние или сочетание, – но не произвольно, а в соответствии
с «законом причинно-зависимого существования», пратитья самутпада.
Т. о., предшествующее
обусловливает последующее, и эта цепь, не имеющая начала, никогда и не прерывается.
Таков мир сансары – в силу этого, иллюзорный, поскольку его «сущностность»
является лишь кажущейся, – таково и любое живое существо, в том числе и
человек. Это безначальное и бесконечное колебание дхарм, жестко (можно сказать,
безжалостно) детерминированное законом пратитья-самутпада – и есть то самое
страдательное, сансарическое существование, коловращение которого следует прервать
путем успокоения
дхарм, отнятия у них энергии существования, движущей Колесо Сансары в соответствии
с кармическим принципом. (Мы писали о карме в рассылке, посвященной брахманизму
и понятию «Атман».) Именно поэтому желанная альтернатива, предложенная
буддизмом страдающему существу, получила название «нирвана» –
букв. «угасание, успокоение». Приведем широко известную аналогию:
как угасает светильник, когда кончится масло, питающее огонь, так угасает и иллюзорное
существование в мире
сансары с прекращением «волнения» дхарм, движимых энергией страстей.

Буддийские тексты не дают конкретного определения нирваны, заменяя его многочисленными
описаниями и эпитетами, в которых нирвана изображается как противоположное всему,
что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Нирвана может быть представлена
как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия
внешнего, абсолютной от него отрешенности. Это состояние означает некое слияние
интеллекта, чувств, воли, которое предстает как истинное понимание и нравственное
совершенство,
как абсолютная несвязанность, делающая ненужной внешнюю деятельность. Одновременно
это состояние означает не утверждение "Я", а осознание факта его не-существования,
обретение понимания, что наше «Я» пустотно (в буддийском смысле),
не имеет объективной, ничем не обусловленной сущности. Нирвана предполагает определенный
уход от обычных человеческих ценностей и от цели вообще. Поскольку снимается
противопоставление жизни и смерти, нельзя сказать, является ли нирвана вечной
жизнью или самоуничтожением.
Позже, по мере развития буддизма сформировались представления о нирване как об
абсолютной реальности. 

Такую трактовку существования, а также способ решения вечной проблемы бытия,
изначально ему присущей, предложил в 6 в. до н. э. индийский царевич из рода
Шакьев – Шакьямуни Гаутама, вошедший в историю как Будда («Просветленный»).
Оберегаемый отцом от любой жестокой правды о мире, он лишь в 33 года впервые
столкнулся с наличием в мире нищеты, болезней, старости и смерти и ушел из дворца
в поисках ответа на свой главный вопрос – как прекратить страдания сущего.
Этот ответ он обрел после
пяти лет традиционных по форме духовных практик на «срединном пути»
между аскетическим самоотречением и гедонистическим услаждением чувств в результате
продолжительной медитации под деревом, получившим название «дерево прозрения»
(бодхи). Сущность своего открытия он выразил в форме «Четырех Благородных
Истин» – основы буддийского учения.
- Первая Истина – о страдании: жизнь неотделима от страдания, она сама
и есть страдание. Мы страдаем как от присутствия нежеланного, так и от отсутствия
желаемого, как от невозможности удовлетворить свои желания, так и от разочарования
после их удовлетворения. Страдание абсолютно, удовольствия относительны.
- Вторая Истина – о причине страдания: страдания питаются страстями, желаниями,
в которых заключена энергия новых рождений и энергия поиска наслаждений.
- Третья Истина – о прекращении страдания: от вечной смены страдательных
существований можно избавиться, если перекрыть источник энергии, ее питающей,
путем избавления от желаний.
- Четвертая Истина – о пути к прекращению страдания: это так называемый
«Восьмеричный Путь» освобождения от страданий, состоящий из восьми
компонентов – правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное
действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума,
правильная сосредоточенность. Фактически это свод буддийских заповедей, каждая
из которых имеет практическую расшифровку. Так, под «правильным действием»
понимается воздержание от убийства
живых существ и причинения им вреда, от краж, от стремления к удовольствиям за
счет других; требование «правильной речи» запрещает лгать, сплетничать,
клеветать и сквернословить, и т. д. 
На пути к реализации этого проекта стоят «Десять оков»:
- иллюзия [автономного существования] личности;
- сомнение;
- суеверие;
- страсти, связанные с пятью органами чувств;
- ненависть;
- привязанность к рождению;
- желание наслаждения и покоя;
- гордость;
- самодовольство;
- невежество.

Четыре Благородные Истины были впервые провозглашены Буддой сразу после выхода
из самадхи, измененного состояния сознания, вызванного медитацией. Первыми слушателями
стали пять отшельников, когда-то вместе с ним предававшиеся аскезе и отвратившиеся
от него в связи с выбором Гаутамой срединного пути. Теперь же они стали его первыми
учениками. 
Дальнейшие проповеди привлекали множество слушателей, становившихся его последователями,
из которых сформировалась первая сангха – буддийская монашеская община.
Сангха наряду с самим Буддой и его учением (Дхармой) составляет «Три Сокровища»
буддизма. 
На что же мог рассчитывать последователь Будды Гаутамы? Миряне, оказывая благодеяния
буддийской общине, поддерживая ее материально, надеялись путем постепенного накопления
заслуг добиться «права на нирвану» в одном из следующих перерождений.
Женщины-монахини обеспечивали себе рождение в облике мужчины, причем мужчины,
духовно созревшего для нирваны (хотя буддизм учит, что возможность спасения есть
у любого живого существа, эту возможность нужно еще обрести – то есть родиться
мужчиной с достаточным
уровнем духовного развития). Наконец перед монахами-мужчинами открывался ряд
этапов: «вхождение в поток», где происходило усвоение четырех благородных
истин и как следствие – освобождение от ложных взглядов на бытие; ступень
«одного возвращения», где происходит частичное освобождение от заблуждений,
но оставшиеся все-таки делают неизбежным еще одно рождение; «невозвращение»
– ступень, на которой такая необходимость снимается окончательно; наконец,
состояние «архата»,
полностью свободного от всех привязанностей к любому из миров, который после
смерти своего физического тела переходит в «нирвану без остатка»,
окончив цепь своих перерождений.
И наконец о главном понятии буддизма, Бодхи – просветлении или, точнее,
пробуждении (от санскритского корня «будх», от которого произошло
и русское слово «будить»). Понятие это означает высшее состояние
сознания и духа, характеризующееся отсутствием всякого «разграничения»
между феноменами и выходом за пределы субъектно-объектных отношений. Достижение
этого состояния, создающего возможность для перехода в нирвану, является высшей
целью последователей учения. Однако
шанс стать буддой в течение одной земной жизни, в соответствии с «классическим»
учением Гаутамы, есть у очень немногих, и речь, скорее, идет о постепенном накоплении
заслуг в продолжении целого ряда последующих перерождений. 

«Львиная капитель» (Индия, Сарнатх, 3 в. до н. э.) 
http://www.abm.ndirect.co.uk/leftside/arty/buddha/wh-lion.jpg

В правление царя Ашоки (273-232) династии Маурьев (4-2 вв. до н.э.) буддизм,
фактически, приобретает статус религии, причем религии, принятой и одобренной
государством. Приняв буддизм в 261 г. до н.э., Ашока Маурья использовал его для
объединения страны и ослабления власти жреческого сословия (брахманов). Поскольку
принадлежность к буддийской сангхе уравнивала всех последователей этого учения,
независимо от сословных границ – варн – перед буддистом-царем (кшатрием)
открывалась возможность сосредоточения
в своих руках как светской, так и духовной власти.
В ознаменование нового статуса буддизма по всей стране начинается и с большим
размахом ведется строительство монументальных каменных сооружений, в том числе
колонн-стамбх. На стволах этих колонн – высеченных из цельной глыбы и тщательно
отполированных – выбивались надписи, навершием (капителью) служили скульптурные
группы, символическое значение которых диктовалось буддийской программой. Выполненное
рельефом декоративное убранство задействовало неантропоморфные символы Будды
(т. е. не связанные
с изображением его самого в человеческом обличье, поскольку эта традиция сформировалась
не сразу). Чаще всего это был лотос – символ чистоты буддийского учения
(как лотос прорастает сквозь тину, не запятнав своих лепестков, так и буддийская
Дхарма «вырастает» из грязи мира, не теряя своей безукоризненной
чистоты и совершенства). Другие символы: колесо с восемью спицами – восьмеричный
путь спасения (обретения мудрости и нирваны), отпечатки стоп (согласно легенде,
сразу после рождения
будущий Будда оборотился на Север и, сделав семь шагов, провозгласил себя царем
мира, превосходящим и богов, и людей). Скульптурная капитель большинства стамбх
– лев, самый популярный зооморфный символ Будды Шакьямуни Гаутамы, связанный
с его царственным происхождением.
Так наз. «Львиная капитель» увенчивала стамбху, возведенную на месте
первой проповеди Будды после обретения им Просветления – в Оленьем парке
возле г. Бенарес. Ее венчают четыре полуфигуры львов, обращенных в четыре стороны
света. На фризе под капителью чередуются высеченные в камне изображения колеса
(символа первой проповеди, «повернувшей Колесо Закона» – т.
е. принесшей в мир буддийский Закон) и четырех символических животных. Они также
сориентированы по сторонам света
в соответствии с древней символикой направлений и ведических природных божеств,
кроме того, имеют отношение к важным эпизодам из жизни Гаутамы Шакьямуни:
- Слон (Восток, бог Индра) символизирует чудесное зачатие будущего Будды –
легенда гласит, что во сне его матери, царице Майе, явился белый слон с шестью
бивнями и вошел ей в бок. (Кстати, тем же путем, из бока, царица и родила сына,
когда, по обычаю, переезжала в ожидании родов из дома мужа в дом своих родителей,
– стоя под деревом и держась за его ветвь.) Этот сон подсказал царице,
что ей предстоит стать матерью великого человека. Некоторые течения толкуют сон
именно как символ, другие утверждают,
что это и было чудесное зачатие Будды, накопившего в ходе длинной череды предыдущих
рождений такое множество заслуг, что они обеспечили ему право самостоятельно
выбрать место и время последнего воплощения. Он ожидал его на шестом ярусе небес
(Тушита), откуда и спустился в образе чудесного слона.
- Бык (Запад, бог Шива) – символ рождения Будды под созвездием Тельца (Быка).
Это событие празднуется 8 апреля, причем на ту же дату приходятся его Просветление
и переход в нирвану.
- Конь (Юг, бог Сурья (Солнце)) – символ ухода царевича Гаутамы от мира
(ночью он навсегда покинул дворец верхом на коне).
- Лев (Север, сам Будда) – символ Будды-царя мира, пришедшего с севера
(от подножия Гималаев). 
http://www.stolaf.edu/courses/2001sem2/Art_and_Art_History/265/MauryaSarnath2Lion.jpg

Теперь капитель хранится в музее г. Сарнатх. В 20 в., после завоевания Индией
независимости, «Львиная капитель» стала гербом страны. 

С уважением,
Сэн и Джерри

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное