Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 21 мая 2006


 

Татарская рассылка

    21 мая 2006г

На экспериментальных и стабильных рассчитайся!
Российский парламент решил зачесать все школы под одну гребенку

В Госдуме РФ решили внести фундаментальные изменения в систему образования. Новшества, предлагаемые на рассмотрение российского парламента, позавчера рассмотрел профильный комитет Госсовета РТ.
Основная тема дискуссии заседания развернулась вокруг введения "системы стабильности" в образовательную систему. Пятью депутатами Госдумы, включая Дмитрия Рогозина (помните ролик "Понаехали!" про "лица кавказской национальности"?), предлагается создать так называемые стабильные учебные программы и учебники. Их будет утверждать ни много ни мало Правительство РФ. Также законопроектом предусматривается региональный стабильный компонент, который будет утверждаться высшим органом исполнительной власти в субъектах России.
Иными словами, значительная часть содержания преподаваемых в школе дисциплин, ровно как и основные источники знаний - учебники, будут спускаться на всю Россию сверху, из федерального кабинета министров. К сожалению, первый заместитель министра образования РТ Данил Мустафин не смог назвать "Молодежи Татарстана", какой именно процент учебных программ в школах будет определяться в Москве. Если провести аналогию с вузами, то, по словам ректора КГУ Мягкзюма Салахова, федеральный компонент составит около 80 процентов всех предметов.
В любом случае, очевидно, что национальным гимназиям и лицеям придется достаточно сильно пересмотреть свои планы обучения. Не исключено, это негативно скажется вообще на возможности национального образования. Ведь не соответствовать устанавливаемому законом содержанию образования смогут только "экспериментальные школы", число которых опять-таки определят в Москве. Если же вести речь, например, о татарах вне республики, напомнил председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, то картина представляется совсем катастрофической. В других регионах даже регионального национального компонента точно не будет.
Вдобавок, ученикам будут теперь в обязательном порядке прививать "патриотические чувства" и "уважительное отношение к национальной культуре". Интересно, чьей национальной культуре - русской, татарской, чувашской? Разиль Валеев, председатель Комитета Госсовета, предложил изменить часть формулировки на "национальные культуры", чтобы никого не обидеть. Комитет принял решение поддержать "патриотичное" нововведение и отклонить "стабилизацию" практически всех школ России, которое, к тому же, как считает Данил Мустафин, противоречит существующему законодательству РФ.
Видимо, термин патриотизм, который в Древней Греции означал борьбу против тиранов, окончательно извратился, став, наоборот, маской стандартизации всего человеческого и народного многообразия, которое есть в России. Теперь, пользуясь этим словом, можно заставить общество забыть о сущности демократии и выстраивать желающих присягнуть на верность власти и получить свой паек в дивную шаблонную очередь.

Ильшат САЕТОВ
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г


В Астрахани появится татарская гимназия

Об этом корреспонденту "МТ" сообщил Ринат Заманов, начальник отдела развития национального образования МОиН РТ, который в составе делегации минобра на днях побывал в Астраханской области, где проходили Дни татарского просвещения.
Межправительственное соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между Татарстаном и Астраханской областью было подписано в 1996 году, а в сфере образования - в 1999-м. На сегодняшний день в области проживает 70590 представителей татарской национальности, что составляет 7 процентов от общего количества населения. Здесь работают 17 школ с татарским этнокультурным компонентом, в которых обучаются 1187 детей.
Результатом поездки нашей делегации стало новое соглашение между министерствами о сотрудничестве в сфере образования. Конечно, обсуждались и проблемы. Так, до сих пор в Астраханской области нет школ с обучением на татарском языке. Поэтому было запланировано открытие гимназии, причем и министр и муниципальные органы власти поддержали эту идею. Будет ли для этого строиться новое здание или отведут уже имеющееся - этот вопрос решится в ближайшее время.
К сожалению, вопрос о количестве часов татарского языка в школах решался до сих пор на уровне администрации учебного заведения. Чаще всего занятия проходили в форме факультативов раз в неделю. После подписания соглашения вопрос будет регулироваться министерством. Именно оно будет решать, за счет чего увеличивать часы татарского языка и готовить ли для таких школ отдельный учебный план.

Людмила ГОЛОВА
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г


Соборная мечеть Москвы расширяется
Через год у столицы будет свой Кул Шариф

Правительство Москвы совместно с Духовным управлением мусульман Европейской части России приняло решение о реконструкции комплекса московской Соборной мечети.

Существующее здание будет расширено до 15 тысяч кв.м, в нем одновременно смогут совершать молитву более пяти тысяч мусульман. В нынешнем состоянии здание вмещает всего 500 человек. Также будет построено новое здание с двумя минаретами высотой до 75 м. Кроме этого, на территории комплекса площадью 1,5 га будут размещены Зал Соборов, представительства мусульманских общин регионов России, исламский общественно-культурный центр. Над подземным паркингом появится площадь, на которой в дни мусульманских праздников смогут расположиться до двух тысяч верующих.
Московская соборная мечеть была единственной в европейской части страны, которая работала в советское время. Перед Олимпиадой в 1980 году над мечетью нависла угроза сноса, но мусульманам удалось ее отстоять. Долгое время вопрос реконструкции столетней мечети ждал своего решения, пока проблемой лично не заинтересовался мэр Москвы Юрий Лужков. Увидев однажды, как люди вынуждены молиться на улице, расстелив на земле газеты и картонки, градоначальник распорядился срочно подготовить документы на новое молельное здание. А во время одного из приемов в Кремле руководству ДУМЕР удалось поговорить о реконструкции мечети с президентом Путиным, который пообещал, что возьмет строительство под свой контроль.
- Многие спрашивают, не будет ли новая мечеть мешать комплексу "Олимпийский", другим объектам? - Нет, не будет, - объяснил корреспонденту "МТ" заместитель председателя ДУМЕР по инвестициям Мансур Шакиров. - Это подтвердили специалисты во главе с главным архитектором Владимиром Кузьминым. Согласно проектным документам, жилые дома вокруг территории мечети будут снесены, а жильцов переселят в новые, более комфортабельные квартиры. Вокруг останутся только государственные комплексы и бизнес-учреждения.
Стоимость проекта по смете составляет около полумиллиарда долларов. Кроме государственных вложений, эту сумму предполагается собрать из частных пожертвований. Деньги поступают в учрежденный советом муфтиев России специальный "Фонд содействия строительству московской Соборной мечети". По поручению мэра Москвы определенные средства городского бюджета, выделенные на строительство жилых домов так же переводятся в этот фонд.
О готовности поддержать проект уже заявили московские фирмы "Крокус-сити молл", "Татнефь-Москва", правительства Татарстана, Башкортостана, ряда сибирских регионов, республик Северного Кавказа.
- Конечно, нам готовы помочь наши братья по вере из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Турции, Сирии, Йемена, Иордании, - отметил Мансур Шакиров. - Не скрою, нам предлагали всю сумму сразу. Но за это нам пришлось бы соглашаться на их "маленькие" условия. У нас в стране около 20 миллионов приверженцев Ислама, я уверен, что строительство столичной мечети - это прежде всего дело мусульман России.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г


В Первопрестольной заговорило татарское радио

Татарская программа "Мэскэу авазы" ("Голос Москвы") на радио "Говорит Москва" пока выходит на русском. На родном языке для пятисот тысяч московских татар звучат только приветствия ведущего, музыка. Но, как заявляет автор программы Юлия Насретдинова, в будущем время татарского вещания увеличится. В конце марта радиостанция "Говорит Москва", стала вещать на волне 92.00 FM. На татарскую передачу выделено 45 минут эфирного времени, она выходит еженедельно по средам. В гостях у программы уже побывали известные татары: певец Ренат Ибрагимов, Ляйсян Утяшева и другие. Кроме того, в программу входит блок новостей, в котором освещается жизнь татар столицы.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г


Глобальный выбор предстоит сделать молодым

Через десятилетие в Татарстане может начаться новая волна возрождения языка и культуры. Кто этим займется? На эту и другие темы корреспондент "Молодежи Татарстана" поговорил с доктором философии, заместителем директора Института истории Фаритом СУЛТАНОВЫМ.

Кто сделает больше?

- Фарит Мирзович, вы согласны с тем, что движение за национальное возрождение и суверенитет, возникшее в Татарстане в начале 90-х, фактически сошло на нет и никаких признаков его повторения в ближайшее десятилетие не наблюдается?
- Ответ "да" или "нет" был бы слишком прост...
Напомню, что основной причиной движения, о котором вы говорите, было осознание тяжелого положения татарского языка. Уже позже мы заговорили о других, в том числе, экономических проблемах республики. Были разные позиции, например, кто-то считал, что надо просто поднять статус автономии до союзной республики.
В народе жило и живет желание иметь свое государство, которым он уже когда-то обладал. Это чувство передается через многие поколения. "У узбеков, казахов, киргизов есть свое государство", - думали мы тогда. - Почему же не должно быть у нас?"
Причем эти намерения, в понимании многих, не означали выхода из России. Речь шла не о валюте, армии и других признаках отдельного государства. Акцент был сделан на политические права, культуру, образование, экономику. Чтобы не надо было, например, каждый раз спрашивать Москву - открыть эту школу или нет, закрыть эту баню или нет. Но наша номенклатура считала, что национальному движению, интеллигенции нужна власть, поскольку сама она другими категориями мыслить не умела.

- А разве государственность является обязательным условием национального подъема? В начале XX века у татар, например, не было государства, но культура и образование процветали.
- Все эти люди, которые открывали тогда заводы в Центральной Азии, издавали десятки татарских журналов, газет, строили медресе на свои деньги - все они, в конечном счете, пытались "продвинуть" идею государственности. Такие проекты, как "Идель-Урал", личности, как Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Султангалеев - они все предполагали строительство именно своего государства, пусть не отдельного, но автономного.
Мы все-таки чего-то добились в конце XX века. Горбачев в конце перестройки уже был готов признать Татарскую АССР союзной республикой, но сам Союз тогда распался. Договор с Российской Федерацией тоже был признанием нашей государственности.
Республика открыла свои представительства в разных странах, наш спорт узнают за рубежом - то есть работа по продвижению Татарстана идет. Неизвестно еще, смогут ли будущие власть имущие сделать хотя бы столько. Но, конечно, часто хочется спросить у нынешних руководителей республики: "Если говорить честно, то насколько вы довольны тем, что сделано для народа за последние 15 лет? Не сожалеете ли об упущенных возможностях?"

Кто придет?

- Будет ли кому говорить о татарских проблемах через десять лет?
- Придет молодежь, новое поколение интеллигенции. Думаю, что новое национальное движение к 2016 году уже проявит себя. Оно должно ставить себе конкретные цели и добиваться их. Самые главные задачи должны лежать в сфере образования. Например, необходимо создать национальный университет. Мы очень долго этого добивались. Все было готово, Президент РТ поставил подпись, и в Москве не были против. Было подготовлено много пособий и учебников на татарском языке. И почему-то это дело встало! Не дали нам его создать. В педагогический вуз со старыми кадрами влили еще два вуза и "закрыли дело". А ведь мы отдавали своих детей в татарские гимназии, чтобы они потом учились в этом университете! Куда они теперь пойдут? Получается, что отсутствие университета автоматически сокращает приток детей в татарские лицеи и гимназии, уменьшает количество тех, кто получает образование в национальной среде. Кто знает, может, именно поэтому нам и не дали университет этот создать... Один из наших влиятельных депутатов, "видный татарин", помню, заявил: "А зачем он нужен, что, нельзя по-русски выучиться?"
Нужно работать с городской татарской молодежью. Появилось, например, новое движение "Узебез". Думаю, у него есть будущее. Село сейчас практически умерло, и весь потенциал переместился в город. Это совершенно другая среда, где нужны новые идеи и технологии, чтобы возродить городскую татарскую культуру. Вот, например, во время акции "Я говорю по-татарски" эти ребята раздавали небольшой буклет-словарь "Твои первые 150 слов на татарском" - он всем понравился. А почему бы движению "Узебез" к 2016 году не стать политической партией? Национальному движению нужны новые лидеры, старым уже пора уйти, они мешают развитию. Должны появиться молодые интеллектуалы, способные действовать в интересах народа, а не в своих личных целях.

Лицемерия и вера

- Думаете, это возможно в нынешней циничной атмосфере?
- Нужно бороться с цинизмом и лицемерием. Это одна из страшных проблем нашей психологии, она проявляется и в верхушке, и в низах. Сейчас многие говорят, что язык надо поднимать, развивать, а у самих, даже у татарских писателей, собственные дети не говорят по-татарски. Не надо говорить того, чего не делаешь. Двуличие идет со времен Советского Союза. Надеюсь, у молодежи нового поколения этого не будет.
Но пока, на мой взгляд, мешает тотальное отсутствие в СМИ анализа действительности, тон задают обрывочные факты и новости. Многие СМИ любую из них преподносят как супердостижение, даже не пытаясь понять, что же это может в действительности значить. Похвалы вместо изучения проблемы являются признаком необразованности и недалекости тех, кто их произносит. Журналисты не видят связи между фактами, но в то же время стремятся навязывать свое мнение. Ситуацию можно кратко обрисовать словами моего знакомого: "Чтобы пьяные не трезвели и бедные не богатели".

- Что нам лучше выбрать: влиться в общемировые тенденции или замкнуться в своей среде?
- Вне всяких сомнений, процесс глобализации должны учитывать все народы. Мы должны занять свое достойное место в Евразии. Думаю, что наш народ не исчезнет. Одним из элементов сохранения наций была и есть вера. Коммунисты правильно поняли всю ее важность и поэтому пытались ее истребить, заменяя новой атеистической религией. Сейчас ситуация иная, но все равно искренне верующих, на мой взгляд, мало. Даже религиозным руководителям, постоянно ссорящимся между собой, Минтимер Шарипович вынужден напоминать о том, что в Коране приветствуется мир и согласие. К сожалению, пока в религиозной сфере многие муллы в силу своего образования занимаются только бытовым, обрядовым обслуживанием общин. Надо, чтобы среди них появились люди, обладающие знаниями в разных областях. Люди, которые могут объяснить любые происходящие события с исламской точки зрения.

Ильшат САЕТОВ
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г

Обсудить эту статью и другие материалы на тему "Татарстан-2016" можно на ТатПолит.РУ : http://tatpolit.ru/


Татарский фольклор с немецким акцентом
Европейцам понравились сказки принцессы Медины

Несколько лет назад книга эмигрантки из России Медины Мамлеевой "Открываю мою душу" стала бестселлером в Германии, она выдержала несколько изданий. В день продавалось по 500 экземпляров. "Мемуары татарской принцессы" (такое пояснение стоит на обложке), вызвали интерес у европейского читателя еще и потому, что в Европе о татарах знают мало. Слово "татары" у них ассоциируется с кулинарным блюдом "мясо по-татарски" и Чингисханом. Есть еще выражение "татарская весть", это когда сообщается какая-то страшная, ужасная новость. Это выражение сохранилось еще с тех времен, когда то и дело Европу будоражили слухи о нападении этих "диких кочевников".
Медина Мамлеева - дочь татарского князя и мурзы Измаила Мамлеева - инженер и переводчик, автор сказок о драгоценных камнях, нескольких работ по парапсихологии. В 2004 году вышла небольшая сувенирная книжечка "Юмор и мудрость татар", отдельным изданием увидели свет ее татарские сказки. Так Медина-ханум решила рассказать европейцам о татарах. Книги в Германии издают и читают преимущественно женщины, поэтому она стала писать сказки, которые дошли бы и до детей... Мотивы для сказок обычно выбирались из старых татарских записей, перерабатывались для западного читателя.
Книгу воспоминаний Медина написала в начале 60-х годов. Не для публикации, просто хотела, чтобы ее дети понимали, какой сложной и трагичной была жизнь их матери. Но о книге узнал младший брат ее отца Али Мамлеев и направил ее к своему другу Тамурбеку Давлетшину, известному на Западе специалисту по Советскому Союзу, который заведовал архивами по СССР в Мюнхене. Давлетшин прочел рукопись и очень настаивал на публикации. Из печати книга вышла много позже, когда Медина уже была известна как автор сказок о драгоценных камнях.
История Медины Мамлеевой созвучна с судьбой многих эмигрантов из России, но в то же время уникальна. Судьба разметала многочисленный род Мамлеевых по всему миру. Одна из родственниц Медины-ханум - Фатма Мамлеева - была женой последнего турецкого султана Абдул Хамида II, скончалась в 1918 году. Безутешный муж построил ей роскошный мавзолей, а также детскую больницу, которая носила ее имя.
Медина родилась в 1922 году в Петрограде. Ее мама - немка, происходила из знатной петербургской фамилии. В годы революции за такое происхождение можно было поплатиться жизнью. Поэтому в конце 20-х годов мать Медины рассталась со своим мужем, отцом девочки, и вышла замуж за самого что ни на есть пролетария. Медина осталась с отцом, который вынужден был по работе постоянно находиться в разъездах. На два года девочка попадает в детский дом. Потом Медина-ханум описала страшное время, проведенное в детском доме, жизнь в новой семье, взросление, события в стране в своей книге "Открываю мою душу".
В 1943 году Медину вместе с матерью вывезли в Германию: фольксдойче вернули на историческую родину. Уже будучи в Германии, Медина-ханум подтвердила свой княжеский титул вместе с фамильным гербом (кстати, на гербе четко просматривается золотоордынская тамга с сидящим соколом) в Дворянском собрании татарских мурз, что находится в Уфе, получив свидетельство мурзы-ханум.
Медина-ханум вспоминает такой эпизод из жизни, связанный с отцом: "Много лет я думала, что папа скончался. Но оказалось, что он жив и проживает в Донецкой области. Около пяти лет я ежегодно высылала отцу официальные приглашения, а советские органы его не выпускали. И вдруг однажды - отцу был уже 81 год - приходит к нему милиционер и говорит: "Собирайся, твоя виза истекает". Отец пошел на базар, продал один из костюмов, который мы ему прислали, и купил билет в Мюнхен. Но его сняли с поезда и велели ехать в Москву на собеседование. В Москве товарищи ему объяснили, что не положено советскому инженеру ехать на Запад как простому туристу, а надо ехать в вагоне класса люкс. И, чтобы не оплошать перед Западом, он должен еще доказать, умеет ли он пользоваться вилкой и ножом. Конечно, он умел это, и даже лучше тех, кто проводил с ним "разъяснительную работу". А так как виза на это время уже была открыта, он потерял несколько дней. Приехав в Мюнхен, он не мог ни позвонить, ни сесть в автобус, так как на границе у него забрали все деньги. Что нас глубоко поразило - это то, что в своем чемоданчике папа привез десяток червивых яблок, несколько крутых яиц и черных коржиков, чтобы мы не голодали! Наслушавшись советской пропаганды, он не хотел быть нам обузой..."
Медине-ханум в этом году уже исполнилось 84 года, у нее две дочери, внуки и правнуки. Она и ее супруг в Германии относятся к высшему свету. О них писали в газетах, сама Медина-ханум много раз была героиней публикаций, радио- и телепередач, посвященных ее книгам.

Венера ВАГИЗОВА, Берлин
"Молодежь Татарстана" №29, 19 мая 2006г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное