Читаю книжки я давно, страшно сказать сколько лет. Особенно в прежние времена, когда интернетов не было, а по телевизору крутили концерты народного танца и отчеты о битве за урожай. Читано было разного, и меня нельзя запугать ни Эразмом Роттердамским, ни Акутагавой Рюноскэ, ни даже Панаевым со Скабичевским. Но не всегда хочется усиленно работать головой и рвать на куски душу, читая Высокую Литературу. Иногда хочется просто отключиться и отдохнуть. Вот тут в ход идут детективы, и даже не только великолепная
Агата Кристи и искрометная Хмелевская, но и - представьте - Дарья Донцова.
А между тем часто встречается картина, когда книжки Донцовой - виртуально или реально - берут двумя пальчиками и изображают умученное "фииии". Как можно? Это же так неинтеллектуально и так примитивно! В среде высоковозвышенных ценителей Кати Пушкаревой, Петросяна и ментов с разбитыми фонарями - увлекаться какой-то Донцовой? Ах, какой пердюмонокль.
А так ли примитивны ее книги?
Я вот думаю, что они очень даже хитроумно и тонко сделаны. И именно поэтому отлично продаются. Довольно-таки приличными тиражами.
Начать с того, что сама Донцова - отнюдь не от сохи тетенька.
Донцова Агриппина Аркадьевна - дочь писателя Аркадия Васильева и режиссера Москонцерта Тамары Новацкой.
"Дома у нас все стены были забиты книгами. Дача у нас была в Переделкино. В нашем доме бывали разные писатели: через забор жил Вознесенский, с Катаевыми мы дружили, иногда заходил Рождественский... Долгое время я вообще считала, что все вокруг только пишут. Либо пляшут и поют - мама была главным режиссером Москонцерта. Я очень долго не представляла себе, что есть другая литература, кроме Диккенса, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна..." - рассказывает писательница.
Дарья закончила факультет журналистики МГУ, работала в газетах и журналах, преподавала немецкий язык и считалась человеком преуспевающим. Писать иронические детективы Агриппина начала, чтобы выжить. В 1998 году она попала в больницу, где перенесла три тяжелейшие операции, и надежды на скорое выздоровление не было. Врачи вынесли страшный приговор: онкология, четвертая стадия...
То ли от обиды, то ли от жалости к себе, то ли назло смерти, то ли от страха упустить последний шанс написать детектив - об этом Агриппина мечтала всю жизнь, - она закончила писать роман "Крутые наследнички" к вечеру пятого дня. А ночью проснулась от гомерического хохота, раздававшегося из коридора. Это ее первая читательница, дежурная медсестра, знакомилась с перипетиями жизни любительницы частного сыска Даши Васильевой.
Так что дама она вполне интеллигентная, и от упоминания Монтеня или Франсуа Рабле тоже под стол не забьется.
Основная часть:
Загадка Донцовой: маячки
Итак, в чем же загадка привлекательности ее книг для "простого читателя"? Или для "простой читательницы"?
Дело в том, что в ее тексте везде запрятаны маячки. Такие ментальные конфетки (не путать с ментоловыми). Она реализует читательнице - нереализованное. Наши подавленные желания и несбыточные мечты.
Разберем по порядку. Главных героинь у нее три: Даша Васильева, Виола Тараканова и Лампа. У всех троих много общего.
1. Личные особенности
Все ее героини - обычные бедные женщины средних лет. То есть именно те, кто, предположительно, и покупает ее книжки и покетбуки. Поэтому читательница подсознательно чувствует: героиня - совсем как я.
И какие же они, эти бабы? А вот какие.
а) непрактичные - подробно описано, как они то покупают невыгодное и некачественное, то упускают возможность срубить бабло, то кошелек потеряют. А с кем такого не случалось? Читаешь и радуешься - не я одна попалась, вот у нее тоже покупка на третий день разлезлась...
б) у всех ее героинь трудное детство, что тоже весьма типично. Детство у кого какое было, но мало у кого оно обошлось без скудности, семейных неурядиц, жилищной тесноты и прочих моментов развитого социализма. Снова момент резонанса: о, и у нас такое было! (теснота, ссоры, замученная работой мать, пьющие соседи - и пр. и пр.)
в) Все они - неумехи. Они радостно заявляют читателю, что шить-вязать не умеют, готовить умеют только пачковые пельмени, от уборки звереют и т.д. Тут читательница если тоже не умеет - радуется, что не она одна такая, а если умеет - тем более радуется, что умеет. Уже приятно.
г) Все они - трудяги, по крайней мере в первой половине своей жизни вкалывали как лошади и хватались за что попало. Мало кто считает себя ленивой, даже настоящие бездельницы (они особенно уверены, что ужасно переутомились), так что и тут есть момент идентификации.
д) У них проблемы с автовождением. А у кого их не было? Только у тех, у кого машины нет. У кого она есть, те вспоминают, как сами учились водить, а у кого нет - радуются, что нет.
е) И наконец - всем им в какой-то момент сюжета повезло, они нашли свою экологическую нишу. Дарье отломилось наследство, Виола стала писать книги, а Лампа устроилась работать детективом. И мне повезет, радуется читательница: если все до сих пор было точно так же, как у них, почему бы и дальше не быть?
И очередной отзыв читательницы на книги Леонида Жарова и Светланы Ермаковой:
Я с огромным удовольствием прочту любые Ваши книги по темам построение отношений-семья-воспитание детей.
Читала Ваши форумы, и у меня сложилось впечатление, что Вы не только достигли глубокого понимания в этих вопросах, нo еще умеете логично обосновать и точно сформулировать свои мысли.
Читала книги Андрея Курпатова и осталась не вполне ими довольна. На мой взгляд, Вы с Леонидом глубже и тоньше понимаете любовные/семейные отношения, Ваши выводы и наблюдения гораздо универсальней, а также Вы обладаете огромным опытом построения здоровых отношений, что не всегда можно сказать о других авторах, пишущих на эти темы.
Copyright Павел Селёдкин, 2007. Письма, присланные автору
рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично -
без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было
опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Адрес
электронной почты указывайте, пожалуйста, в тексте самого письма.