При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Начинающий миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Добрый день, мои уважаемые подписчики! Как говорил герой мультфильма, продолжаем разговор. В прошлом выпуске я говорила о критических
ошибках, которых следует избегать при работе с агрессивными письмами клиентов,
т.е. говорила о том, как делать не надо. Сегодня – о том, как делать надо. Итак, Вы получили агрессивное
письмо. Клиент ругает компанию, сервис, требует возврата денег и совершенно не
стесняется в выражениях. Выглядит это письмо примерно следующим образом: From:
forewer_andrey@.....ru
Как вернуть деньги со счета usluga.servisclient.bu или потратить их на что-нибудь более
полезное, чем
ваша порнографическая система? Пользуйтесь сами своим долбаным servisclient.bu! (Здесь и далее используется реальная деловая
переписка. Изменения внесены в имена, e-mail адреса и названия компаний. Стиль, орфография и
пунктуация подвергнуты минимальной корректировке, и только в тех случаях, когда
воспроизведение оригинального варианта абсолютно неприемлемо с точки зрения
норм делового приличия). Что делать, как реагировать, что и как отвечать? Не смотря на вызывающий стиль письма, будьте
корректны при ответе. Что это значит? Во-первых,
старайтесь не затягивать с ответом. Среднее стандартное время
ответа на письмо клиента– не более 2-3 часов. Это требование исходит из
специфики электронной почты как средства оперативного решения вопросов. Кроме
того, если Ваша задача – урегулировать ситуацию – быстрый ответ служит
знаком вашей заинтересованности в клиенте и признаком клиентоориентированности.
Если Вам необходимо время для того, чтобы разобраться
с ситуацией, и Вы понимаете, что это может занять времени больше, нежели 2-3
часа – сразу напишите клиенту письмо с сообщением, что Вы получили его письмо и
ответите на его просьбу не позднее (конкретное время)... Кстати, это время
также позволит Вам справиться со своей первоначальной эмоциональной реакцией,
если такая есть. Во-вторых, имейте в виду следующее. Любое деловое письмо содержит в себе две
составляющих: фактическую, собственно деловую (вопросы, которые необходимо
решить) и личную (эмоциональную). Обычно как бы ни разворачивался личный
(эмоциональный) план письма, какие бы негативные эмоции не посылал нам
клиент, мы обязаны ответить по существу заданного нам вопроса. Поэтому попробуйте поработать с письмом
следующим образом: 1.Внимательно прочтите письмо.
Возможно, это придется сделать несколько раз: иногда из эмоционального послания
бывает трудно понять, чего же конкретно от нас хотят. Иногда самому бывает
трудно остаться спокойным и не затеять внутренний диалог, который может мешать
пониманию сути письма. 2.Постарайтесь разделить содержимое письма на
«бизнес-составляющую», которую
следует решить, и «эмоциональную составляющую».
Разберитесь, где собственно факты, а где – «эмоции по поводу». 3.Сосредоточьтесь на решении делового аспекта. Определите, чего хочет клиент. Решите, какую цель
будет преследовать Ваше письмо. Цель может быть разной: от простого ответа на
заданный вопрос до урегулирования конфликта и решения возникшей у клиента
проблемы. В любом случае полно и конкретно ответьте по существу. Не
проявляйте в этой части письма своего отношения к эмоциональным нападкам
адресата. Отвечайте так, словно клиент задал Вам вопрос в спокойной и
корректной форме. 4.Для комментирования эмоций адресата и своих эмоций
воспользуйтесь постскриптумом. Теперь давайте посмотрим, как этот подход можно
реализовать практически. (Замечу: мы ставим сейчас для себя самую простую цель
- ответить разгневанному клиенту на его вопрос, сообщить требующуюся
информацию. Цель простая, но не единственно возможная). Еще раз – письмо клиента: From: forewer_andrey@.....ru
Как вернуть деньги со счета usluga.servisclient.bu или потратить их на что-нибудь более полезное, чем
ваша порнографическая система? Пользуйтесь сами своим долбаным servisclient.bu! Наши действия: 1.Первой строкой письма обращаемся к клиенту по имени. Обращение по имени – признак внимания к собеседнику,
знак культуры делового общения и инструмент, помогающий избежать безликости.
Имя клиента можно узнать из подписи или строки адресата. И только если это
сделать невозможно, ограничиваемся лаконичным приветствием: «Здравствуйте!» или
«Добрый день! В нашем случае имя клиента видно в строке адресата,
поэтому пишем: «Здравствуйте, Андрей!» 2.Уточняем у адресата
правильность нашего понимания его просьбы/претензии/вопроса. Это бывает особенно необходимо, если эмоциональное
письмо клиента написано сбивчиво, мысли в нем хаотичны, трудно понять, где –
собственно просьба, а где - эмоции и мысли по поводу. Корректно
уточнить правильность своего понимания позволяет замечательная фраза: «Если я
правильно Вас понимаю,..». В нашем случае в письме клиент выражает оценку нашей
работы, свое отношение к нам и продукту и спрашивает, как вернуть деньги. Показываем клиенту, как мы его поняли: «Если я правильно понимаю, Вы недовольны работой
нашего сервиса и Вам хотелось бы вернуть назад деньги». 3.Если мы владеем информацией по заданному нам вопросу:
предельно четко и полно сообщаем эту информацию адресату. «Сообщаю, как это можно сделать. Согласно п.2.2.
Договора, если Вы не планируете в дальнейшем пользоваться нашим сервисом «Сервисклиент»,
мы можем вернуть Вам денежные средства. Для этого, пожалуйста, пришлите мне
официальное заявление (форма – в прикреплении). После его получения мы запустим
процедуру возврата. В целом она продлится не более 3-х рабочих дней. Если что-то из моего ответа требует дополнительного
пояснения – пожалуйста, напишите или позвоните – я обязательно Вам отвечу. 4.И только теперь, ответив клиенту по существу, мы
можем перейти к комментариям эмоционального аспекта. Пользуясь постскриптумом,
проговариваем свое отношение к некорректному стилю письма. Форма может быть
разная – в зависимости от нашей позиции в общении с клиентами и от конечной
цели, которую мы для себя определили перед написанием письма. Если, дав клиенту запрошенную им информацию, мы считаем,
что наша задача выполнена, можно сухо заметить: «Настоятельно прошу Вас в будущем воздерживаться
от нецензурной лексики и обсуждать и решать вопросы в корректной и
цивилизованной форме» Можно
несколько смягчить наше замечание, превратив его в косвенную просьбу: «Была бы Вам благодарна, если в дальнейшем в Ваших
письмах не было бы места вульгарной и ненормативной лексике». А можно расширить задачу простого ответа и
попытаться в постскриптуме совершенно по-другому повернуть ситуацию: P.S. «Андрей, мне так же, как и Вам, неприятна ситуация,
в результате которой Вы готовы прекратить взаимодействие с нами. Думаю, что и
мы, и Вы в данном случае оказываемся в проигрыше: мы теряем клиента, а Вы –
возможность пользования нашим сервисом (уверяю Вас, сервисом достаточно
удобным и эффективным!). Если Вы готовы выделить время чтобы разобраться с
ситуацией – напишите мне, что явилось причиной Вашего разгневанного письма и
требования возврата денег. Мы разберемся в причинах и поможем Вам сделать
пользование нашим сервисом максимально комфортным и результативным для Вас. Единственная просьба: давайте общаться в границах
нормативной лексики». 5.Завершаем письмо обязательным блоком контактной
информации. С уважением, Маша Петрова Служба работы с клиентами ООО «Сервисклиент» Тел. 999 99 99 (доб.99) Теперь нам осталось посмотреть, как оформлено
письмо. В электронном письме важным атрибутом оформления является поле «Тема».
Это поле обязательно должно отражать суть письма. Помните, как оно было оформлено адресатом? Даже
озвучить неловко! Хотя суть настроения адресата и его цель, безусловно,
отражало! В нашем ответе клиенту суть получилась иная, поэтому
корректируем тему. Пишем: «О возврате денежных средств» А теперь посмотрим, что получилось: Письмо клиента: From: forever_andrey@.....ru Как вернуть деньги со счета usluga.servisclient.net или потратить их на что-нибудь более полезное, чем
ваша порнографическая система? Пользуйтесь сами своим долбаным servisclient.net! Вариант ответа 1. From: info@xxx.net «Здравствуйте, Андрей!» Если я правильно понимаю, Вы недовольны работой нашего
сервиса и Вам хотелось бы вернуть назад деньги». Сообщаю, как это можно сделать. Согласно п.2.2.
Договора, если Вы не планируете в дальнейшем пользоваться нашим сервисом
«Сервисклиент», мы можем вернуть Вам денежные средства. Для этого, пожалуйста,
пришлите мне официальное заявление (форма – в прикреплении). После его
получения от Вас мы запустим процедуру возврата. В целом она продлится не более
3-х рабочих дней. Если что-то из моего ответа требует дополнительного
пояснения – пожалуйста, напишите или позвоните – я обязательно Вам отвечу. P.S. Андрей, прошу Вас в будущем воздерживаться
от нецензурной лексики и обсуждать вопросы в корректной и цивилизованной форме. С уважением, Маша Петрова Служба работы с клиентами ООО «Сервисклиент» Тел. 999 99 99 (доб.99) Вариант 2. From: info@xxx.ru
«Здравствуйте, Андрей!» Если я правильно понимаю, Вы недовольны работой нашего
сервиса и Вам хотелось бы вернуть назад деньги. Сообщаю, как это можно сделать. Согласно п.2.2.
Договора, если Вы не планируете в дальнейшем пользоваться нашим сервисом
«Сервисклиент», мы можем вернуть Вам денежные средства. Для этого, пожалуйста,
пришлите мне официальное заявление (форма – в прикреплении). После его
получения мы запустим процедуру возврата. В целом она продлится не более 3-х
рабочих дней. Если что-то из моего ответа требует дополнительного
пояснения – пожалуйста, напишите или позвоните – я обязательно Вам отвечу. P.S. Андрей, мне так же, как и Вам, неприятна ситуация, в
результате которой Вы готовы прекратить взаимодействие с нами. Думаю, что и мы,
и Вы в этом случае оказываемся в проигрыше: мы теряем клиента, а Вы –
возможность пользования нашим сервисом (уверяю Вас, сервисом достаточно
удобным и эффективным!). Если Вы готовы выделить время чтобы разобраться с
ситуацией – напишите мне, что произошло, что Вы обратились к нам с требованием
возврата денег. Мы разберемся в причинах и поможем Вам сделать пользование
нашими услугами максимально комфортным и результативным для Вас. Единственная просьба: давайте общаться в границах
нормативной лексике». С уважением, Маша Петрова Служба работы с клиентами ООО «Сервисклиент» Тел. 999 99 99 (доб.99) Видите, какими разными получаются ответы? Хотя каждый
написан по одному и тому же алгоритму. Догадываетесь, в чем причина этих
отличий? Она – в цели, которую мы для себя ставим! Именно цель
определяет начинку письма, его эмоциональную окраску, стиль. О том, как влияет цель на выбор инструментов, при
помощи которых мы пишем письмо – в одном из следующих выпусков. Удачных вам писем! С уважением, Тамара Воротынцева www.training-partner.ru P.S. Мой уважаемый читатель! Если по прочтении заметок у Вас возникли вопросы
– напишите мне - и я с удовольствием Вам отвечу. |
В избранное | ||