Учебник нового типа. Представлены 50 образовательных систем – от первобытного строя до эпохи цифровизации. педагогики Будды, Конфуция, Пифагора, Сократа, Христа, Мухаммеда, Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко и др.
Показано, что дидактика появилась за 500 лет до Я.А. Коменского. Представлена эволюция дидактики в мировой и отечественной истории. Рассмотрены системы обучения от Пифагора до дистанционного обучения. Приведён перечень 150 знаменитых русских педагогов.
Как происходило образование у первобытных видов человека: питекантропов, неандертальцев, денисовцев, кроманьонцев и др.? Палеопедагогика — новая научная область, созданная автором. Её задача — выяснение педагогических основ образования у древних людей. Обозначены основные понятия палеопедагогики, её объект и предмет, проблематика, функции, задачи.
Представлены педагогические системы древнейших цивилизаций: Шумеров, Древнего Египта, Иудаизма, Буддизма, Конфуцианства, Древних славян. Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
История античной педагогики в пособии персонализирована. Представлены античные педагогические системы Пифагора, Сократа, Аристотеля, Христа.Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Раскрыты педагогические основы славянского типа образования и его ориентиры: почитать предков, славить богов, жить в гармонии с природой. Впервые славянская педагогика обоснована как составная часть этнопедагогики — науки об опыте, воззрениях и ценностях этносов в воспитании и образовании детей. Практическая значимость учебника — практикумы для педагогов и творческие задания для учеников. Обучение предлагается строить на основе славянского календаря, праздников, обрядов, славянских игр, творческих проектов.
В книге поставлена задача обоснования педагогических основ славянского типа образования. На основе ценностей славянского этноса формулируются ориентиры и принципы славянской этнопедагогики, раскрываются педагогические основы славянского мировоззрения, формы и методы славянского образования.
В мире сегодня 350 млн. славян. Славянский этнос является заказчиком образования представителей своего народа. Приведены малоизвестные данные о происхождении славянского этноса, его истории и культуре. На основе ценностей славянского этноса формулируются ориентиры и принципы славянской этнопедагогики.
Рассматривается специфика славянского воспитания от зачатия до старшего школьного возраста. Методика воспитания и обучения базируется на ключевых принципах славянской культуры: почитание предков, славление родных богов и гармония с природой. Основой учебного года выступает славянский календарь, который позволяет каждому ребёнку всякий раз проживать солнечный год на новом уровне.
История cредневековой педагогики представлена четырьмя образовательными системами: древнерусской педагогикой, системой иезуитов, педагогикой ислама, воспитанием самураев. Практикум позволяет воспроизвести каждую педагогическую систему.Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Рассмотрены образовательные системы М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. Приведён перечень знаменитых педагогов Российской империи с указанием их достижений. Практикум позволяет осваивать педагогические системы в современной практике.Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Представлены европейские образовательные системы, которые вошли в сокровищницу мировой педагогики. Их авторы – Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Э. Белл и Дж. Ланкастер, И.Ф. Гербарт, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штайнер. Практикум позволяет воспроизводить и осваивать эти системы в современной практике.
Представлены американские педагогические системы: демократическая педагогика (Х. Манн), педагогика прогрессивистов (Дж. Дьюи), Дальтон-план (Х. Паркхерст), Школа завтрашнего дня (Д. Ховард), Учение Дона Хуана (К. Кастанеда), Батавская система, План Трампа, Неградуированные школы, Магнит-школы, Чартерные школы. Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Представлены инновационные образовательные системы советского периода: школа «Бодрая жизнь» (С.Т. Шацкий), коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), воспитание коллективом (А.С. Макаренко), школа радости (В. А. Сухомлинский), развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов), проблемное обучение (М.И. Махмутов), укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев), система В.Ф. Шаталова.
Инновационные образовательные системы новой России: Педагогика сотрудничества (В.Ф. Матвеев), Русская школа (И.Ф. Гончаров), Школа диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), Школа свободного развития (А.В. Хуторской), Школа самоопределения (А.Н. Тубельский), Эвристическое образование (В.И. Андреев, А.В. Хуторской), Русская родовая школа (М.П. Щетинин), Гуманная педагогика (Ш.А. Амонашвили).
Рассмотрены инновационные педагогические системы: человекосообразная, славянская, русского космизма, цифровизации. Обозначены основы педагогической футурологии. Приведена Доктрина образования человека в России, проекты школы будущего.Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования.