Все выпуски  

Галактический Ковчег - сотворчество - О лже-учителях и учениях


 

 

Лже-учителя и учения

Трактование духовных учений, курьёзы или призма менталитета? (Труды современных "Просветлённых" трезвыми глазами) 
- так называется тема, открытая мастером Вектор для обсуждения на форуме сотворчества.

Обсуждение началось с попытки сравнить учения Дзен и Библии, понять основные методы, используемые ими, критерии различения правды и лжи.


***
Виктор Вершинин (Вектор)

Решил вынести предложенную ognebo полемику отдельной темой.

В последнее время появилось море откровений от современных "Просветлённых", трезвый ум говорит, что так много просвелённых на наш короткий век как-то многовато. Как отличить зёрна от плёвел, как думаете? 


***
Михаил Порядин (Огнебо)

Привлек моё внимание один коан из книги Какичи Кадоваки "Дзен и Библия". Сам автор этой книги - я бы сказал - явление в мире Единой Религии. Японский католический священник, практикующий дзен. Это - как луч дважды преломленный в призме. Туда и обратно. Экспресс Фудзияма-Назарет-Фудзияма.

Пожалуй, для того, чтобы лучше понять его, следует пожить немного в тонком фанерном домике на острове Попов в Тихом океане. И нужно, чтобы дождь бесконечно стучал в почти бумажные стены, а волны океана играли круглой галькой метрах в трех ниже вашего окна.Вы уже здесь? Всмотритесь в дождь. Изредка порывы ветра открывают вашему взору другой берег - остров с почти японским именем Рейнеке. Но, говорят - это фамилия российского морехода - Иван Рейнеке.
Итак - у нас в руках КАНОН ДЗЕН - или по-японски - КОАН:

Гутей поднимает палец

Всякий раз, когда Мастера Гутея спрашивали (о дзен), он в ответ поднимал палец.
У него был молодой послушник, которого однажды спросили: "В чем состоит учение твоего наставника?"
Юноша поднял палец.
Услышав об этом, Гутей взял нож и отсёк юноше палец.
Последний закричал от боли и бросился бежать.
Гутей окликнул его и он обернулся.
Гутей поднял палец.
Юноша внезапно достиг просветления.

Мысли под дождём

Я закрыл книгу и даже отбросил её. Вышел на улицу где ветер швырял гроздья сергого дождя в белесые волны океана. Ну, - я надеялся на сказку - что учитель Гутей поднял палец своего ученика и чудом приживил его не место, это было бы еще как-то приемлемо. Как в стишках Маршака - такая вай-вайка про бедного зайку, который попал под трамвайку, и доктор пришил ему снова...

Вот тебе и дзен добрый

В расстроенных чувствах я пошел окунуться в дождливый океан. И океан добродушно покатал меня по круглым камням. Не сильно - я вроде бы слегка ободрал плечо и колено. Но это только в воде было легко и смешно. Когда я выбрался из полосы прибоя и стал подышать на берегу - круглые весомые синяки начали вздуваться везде, где кости близко подходят к коже. Океан что-то урчал. Видимо, это означало неодобрение моего раздражения от прочтения дзен. Или простое пояснение, что купаться нужно в другом месте, и не тогда, когда штормит. И это личное моё членовредительство в надменном споре с Великим океаном как-то примирило меня с жестокой историей от Какичи Кадоваки. И я вернулся в фанерный домик и прочел комментарии автора к упомянутому коану. Из которых выделю для вас несолько основных позиций.

Поступок Мастера Гутея - есть акт сострадания к ученику. Это был "клевок с двух сторон", то есть когда курица и цыпленок клюют скорлупу яйца изнутри и снаружи.

Честно скажу - я так и не понял в чем здесь сострадание. Потому что отвлекся на еще более невообразимый сюжет. Ибо дале Какичи Кадоваки расказывает о другом коане "МУ". Это просто выдох воздуха с мысленным повторением "Му". Но сила при этом должна быть...
"...как будто вместе с этим МУ вы пытаетесь выдавить себя через свой задний проход, через подушку на которой сидите, протолкнуть себя прямо на другую сторону света!"

Молитва через за... ?

Но ведь это не юмор японский. Это очень серьёзно пишется. И при всей невообразимости такой молитвы для меня, человека привыкшего принимать сердцем и познавать умом, далее происходит для нас самое интересное - автор находит суровую параллель в Библии делу мастера Гутея:

"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не всё тело было повержено в геену. И если правая рука твоя..." и так далее - от Матфея 5:29-30.

Неужели эту притчу Иисусову кто-то ещё тоже понимает буквально?

Кадоваки жил в Европе, он знает и приводит традиционное толкование этой притчи - о том, что человеку просто выгоднее потреять часть, чем целое.
Но, по его мнению, как Гутей и ученик - это одно целое, и, отрезая мальчику палец, Мастер отрезал свой палец, так и Иисус - одно целое с христианином. И нужно настоящему христианину овладеть "языком тела", обрести способность понять, что именно его мертвое "тело", прикованное к кресту, говорит нам.

"Когда я преодолел коэн "Гутей поднимает палец", я почувствовал, что теперь мои уши стали достаточно чувствительны для того, чтобы услышать "язык тела" распятого Христа". - так говорит Кадоваки.

...и тут мне стало совсем не до смеха. Потому что у меня был когда-то в юности об этом набросок набросок "Плач Савонаролы". А позднее этот же сюжет вошел в Откровение от Марка (бывш. Крысобоя) в одной из сгоревших глав "Дня рождения Маргариты Николаевны"
Даже не знаю по сей день - можно ли так - через боль его тела познать Его счастье?

Допустима ли дерзость такая?
...продолжение последует - возможно - если будет интерес читателей...



***

Виктор Вершинин (Вектор)

Друзья, прежде чем ответить и чтобы мы лучше друг друга поняли , хочу немного рассказать о своём пути.
Прежде всего я очень осторожно отношусь как к восточным, так и к западным духовным школам. Я сейчас проживаю на Западе, но мне посчастливилось начать свой духовный путь в России (до сих пор гражданин РФ) около 36 лет назад. И теперь, на основании личного опыта, могу сказать, что самый мощный духовный потенциал на нашей планете имеет Россия. Да, он ещё мало востребован, да, очень много россиян находятся можно сказать в бедственном положении, но может быть как раз и потому духовный потенцил страны очень высок.
Посмотрим на факты
- самый выдающийся в духовном плане человек 19-го века – Е.П. Блаватская
(признано Европой)
- самые выдающиеся в духовном плане люди 20-го века – Е.И. и Н.К. Рерихи
(их труд до сих пор ещё не осмыслен человечеством)
И все они Россияне! И Они идут по пятам Великих Учителей Человечества.
Гималайско-Тибетская и Азиатская экспедиции Рерихов в первой половине 20-го века, в ходе которой они, по поручению Учителей, контактировали со многими школами буддизма и ламаизма и тому подобными, показали, что большинство из этих школ не отвечают духу времени.
Самые интересные духовные школы Запада, при ближайшем рассмотрении, оказываюся выходцами из теософского течения или его ответвлений (см. Блаватскую) или из Рериховского течения.
Я начинал с Живой Этики и получил практически лучшие духовные базовые знания (это я теперь по прошествии времени понял). Они позволили мне обнаружить много искажений в других школах и, к сожалению, в самОм современном Рериховском движении.
В принципе школы нужны лишь на начальном этапе пути до первого осознания истинной цели жизни, дальше каждый идёт в одиночестве своим путём при поддержке незримого Учителя, а ещё дальше при успешном продвижении мы встречаемся в «Риме», вот потому я здесь и оказался. 

Михаил, полностью с вами согласен. У россиянина есть своё мерило - "русская душа", так зачем иностранными мерилами пользоваться, когда своё получше будет?
На мой взгляд современное человечество является более "продвинутом" и в большинстве случаев надобность в иносказательном языке отпала и за правду на кострах уже не сжигают и те некоторые, которые им сейчас ползуются (имею в виду подобные примеры, а не те, где скрывается сакральный смысл от обывателя), делают это с целью "запудрить" головы простым людям, встречался с такими "интерпретаторами". 

***

Феано (Руми)

Истории дзен меня иногда просто шокировали, и я оставила их в стороне. Для меня они чужие.
А вот - суфийская притча, которую в урезанном виде часто встречаю в сети, ее обсуждают без понимания, имхо.
Было бы интересно узнать ваше отношение к такой форме обучения...
Возможно, у кого-либо есть подобный опыт?


Человек, который смотрел только на очевидное

Сказки Суфиев -  http://stihi.ru/2006/10/07-903 

Не погрузившись всей душой в канву рассказа,
Мы не сумеем до конца понять сюжет.
Но по прошествии уроков в ходе лет
Приобретаем сверхчувствительность для глаза.


((()))

Искатель истины, пройдя мирскую школу,
Нашел достигшего способности все знать,
А также скрытые значенья понимать,
И обратился с просьбой другом стать святому...

- Позволь мне следовать с тобою, наблюдая
За тем, что делать будешь ты и обучаться
Тому, как следует мне жить и изменяться.
Мудрец ответил:
- Это школа непростая.

Тебе терпения не хватит сохранить
Ту непрерывную связующую нить,
Что ход событий объясняет, направляя...

Ты станешь действовать, всю суть не понимая.

Тогда искатель обещал хранить терпенье,
Отбросив мнения предвзятые свои.
- Ну, хорошо, - сказал мудрец, - но ты в пути
Не должен спрашивать меня о назначенье
Того, что делать стану я и до тех пор,
Пока я сам не объясню тебе всего,
Ты будешь молча наблюдать.
- Да, решено!
Итак, пошли они вдвоем, под уговор.

Пред ними мощная широкая река.
А вот и лодочник, готов для переправы.
А вот они уже плывут, но, Боже правый...
Мудрец дырявит лодки дно исподтишка!

Не удержавшись, тут же юноша вскричал:
- Потонет лодка, вместе с ней потонут люди,
Что будут плыть на продырявленной посуде...
Ты благородство с добротою потерял?

- Предупреждал ведь я тебя от скороспелых
И глупых выводов, но ты не удержался,
На те слова мудрец спокойно отозвался...
- Прошу, прости поток суждений недозрелых...

Я впредь не буду вам вопросов задавать...
Однако был в душе смущен невероятно,
И возвращался к инциденту многократно,
Но все никак не мог поступок тот понять.

А, продолжая путешествие, они
К гостеприимному добрались Королю.
И тот позвал их на охоту:
- Я люблю
Учёных странников и радостные дни.

Вот после отдыха и сытного обеда
Он предложил коней друзьям и сына взял
На развеселую охоту, и объял
Его охотничий азарт - зовёт победа...

Так, королевский сын скакал с гостями резво,
Когда охотники средь чащи затерялись...
И вот они втроем случайно оказались,
И обернулся вдруг мудрец, и молвил резко:

Послушай, друг, скачи за мной во весь опор!
И тут же сбросил принца-мальчика с коня,
Да ногу вывихнул ему средь бела дня…
И прочь помчался...
...
Не забыв про уговор...
Искатель следом поспешил в немом испуге.
Он стал свидетелем ужасного поступка!
Вот как решает судьбы страшная минутка...
Да разве этого искал он в мудром друге!?

Вдали от места преступленья он сказал:
- Король нас встретил как друзей, доверил сына,
А что же мы? От злодеянья кровь застыла...
От вероломства дух безжизненно упал!

Мудрец искателю в ответ: - Я поступил
Лишь так, как должен был, а ты - лишь наблюдатель.
Что толку знать, не понимая, друг-искатель!
Припомни то, что я вначале говорил...

Представь, немногим суждено лишь наблюдать!
Но ты достиг сей привилегии и что же...
Опять ты судишь очевидное! Негоже,
И бесполезно так пытаться понимать!

В последний раз напомнил я об обещанье.
И отвечал искатель: - Да, я понимаю,
Что, оказавшись рядом с вами, принимаю
Роль наблюдателя, стремящегося к Знанью.

Прошу простить меня, прошу в последний раз!
И прогоните, если я еще спрошу,
И неучтиво слово резкое скажу!
Мудрец молчал, не отводя горящих глаз...

Итак, они опять вдвоем, и труден путь.
Судьба, однако, привела их в чудный город,
Где неизвестны ни болезни и ни голод,
Где наши путники решили отдохнуть.

Страдая жаждою и голодом, они
У процветающих людей просили хлеба,
Но им не дали ни кусочка! Слезы неба...
Спустили злых собак, что были взаперти!

Друзья бежали на окраину от них,
Да обессилев от усталости, упали,
Когда собаки утомившись, поотстали,
И произнес мудрец: - Собачий лай утих...

Мы здесь останемся, но очень ненадолго.
Стена разрушена, нам надо починить!
Искатель вспомнил, что не должен говорить...
И молча начал помогать, не видя толка...

Изготовляя кирпичи из мягкой глины,
Они трудились, восстанавливая стену,
Забыв про голод и недавнюю измену
Тех горожан, что были злы и неучтивы...

К концу работы так измучен был искатель,
Что, потеряв как прежде, внутренний контроль,
Он с жаром выпалил: - Меня терзает боль!
Нам не заплатит за работу "наниматель"!

Два раза злом мы воздавали на добро!
Теперь за зло добром мы платим... безнадежно!
Я так устал... С тобою рядом очень сложно!
Мудрец в ответ ему спокойно и легко:

- Конечно, помнишь ты последний уговор.
Мы здесь расстанемся, расходятся пути,
Меня дела зовут и должен я уйти,
Но успокойся, разрешу я твой раздор...

И объясню немного смысл моих поступков,
Всю глубину не скоро сможешь ты понять,
А коль захочешь в путь отправиться опять,
То поразмысли на досуге о "минутках"...

Я продырявил лодку только для того,
Чтоб не забрал ее тиран для той войны,
Что он затеял в тех краях, у той поры,
Когда мы были там. Тогда вершалось зло...

Я ногу вывихнул у мальчика затем,
Чтоб узурпатором не стал он в той стране,
Его характер приоткрылся злобный мне.
А по закону той страны калека - нем...

А что касается тех жадных богачей
В прекрасном городе, то верь мне, там живут
Сироты мальчики, что город тот спасут,
Когда придет их время - время их лучей…

Как подрастут они, то вновь разрушат стену,
Под ней найдут они наследство, чудный клад,
Что им поможет Добротой наполнить град!
Так предназначено судьбою - жду я смену!

Иди же с миром, ты теперь совсем свободен.
По очевидному судить не торопись.
Над тем, что я сказал, подумай, потрудись.
И будь как прежде, друг, и добр, и благороден.

((()))

Так до сих пор мудрец дела свои вершит,
Что многим кажутся жестокими и злыми,
И что впоследствии окажутся - благими.
Но лишь мудрец, роняя зло, не согрешит...

А самоценная задача человека -
Узнать тот образ, что скрывает мудреца,
И осознать движенье вечного Кольца
В отрезке времени коротких звеньев века..

***

ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ

по книге Идриса Шаха "БЛАГОУХАЮЩИЙ СКОРПИОН"

Люди часто спрашивают, как отличить истинного мудреца от ложного среди огромного множества восточных учителей, конкурирующих за внимание последователей.
Вот одна из самых изящных и поучительных бесед на эту тему, которые я когда-либо слышал:
Некто спросил суфия: «Чем отличается истинный учитель от ложного?»
Суфий ответил: «Я дам тебе признаки ложного».
«Вот и прекрасно, — ответил вопрошающий. — Моим учителем станет тот, кто не подойдет под твое описание».
«Все не так просто, как тебе кажется, — сказал суфий, — потому что сначала тебе надо будет найти потенциального учителя, который согласится принять тебя в ученики таким, каков ты есть сейчас. Вот этот-то учитель и будет невеждой и обманщиком».



Обсуждение далее по ссылке - http://kovcheg.ucoz.ru/forum/89-1434

***

Принять участие в беседе вы можете, войдя по гостевому паролю
логин - Гость
пароль - 12345

В избранное