В августе исследователи
сетевой демографии США с удивлением обнаружили, что женщины составляют
большинство интернет-пользователей. Удивление было тем больше, что
Интернет считался исключительно мужской средой.
Такое положение дел привлекло
огромное внимание как средств массовой информации, так и представителей
деловых кругов – ведь предприятиям, работающим в сфере электронной коммерции,
необходимо знать, каков именно состав посетителей, кто их интерактивная
аудитория. Но еще большее внимание и-коммерческой публики привлекает не
банальное статистическое соотношение полов, а то, как они - пользователи,
потребители, посетители – действуют.
Поведение, а не демография
"Когда люди попадают в Сеть,
они чувствуют себя потребителями, но никак не представителями какой-либо
общности - им нужна информация или товар, и ни что иное," – говорит
Барри Парр, аналитик компании IDC. "Вот
почему сайты, ориентированные на представителей какой-либо группы населения,
а не на модель поведения, например Women.com, испытывают огромные
трудности."
Другими словами, понимание
истины, которая,как кажется, лежит на поверхности, и суть которой заключается
в том, что в он-лайн приходят различные слои населения, заставляет представителей
электронной коммерции уделять пристальное внимание специфике онлайнового
поведения вышеупомянутых групп.
"Выделить группу «женщины»
как целевую аудиторию – этого недостаточно," – объяснила представитель
Jupiter Аня Сахарова. "Чтобы охватить «женский» сегмент рынка, сайты должны
детально структурировать информацию на основе таких критериев как интересы,
личные качества и особенности характера."
В настоящее время в Сети
представлено множество сайтов, разработанных на основе личных интересов,
однако определить степень авторитетности Web-ресурсов, созданных женщинами
для женщин довольно сложно. Является ли это попыткой угодить женщинской
аудитории, или же попыткой организовать коммерческую деятельность
в Сети на основе демографических моделей?
Женщинами для женщин?
Ряд бизнес-ресурсов составляют
сайты специально для женщин, даже, когда контент сайта нельзя назвать исключительно
«женским». MsMoney.com, например, является яркой иллюстрацией того, как
страница создает рыночный сегмент, адресованный женщинам только для того,
чтобы перенаправить информационный бизнес-поток на «бесполый» сайт.
Генеральный директор и основатель
компании Тиффани Бэсс Быкова создала MsMoney.com
именно для того, чтобы осветить женские финансовые нужды, которые не были
представлены где-либо в Интернет. Она позиционировала свой сайт, как возможность
каждой женщины уделить"пару минут в день" своим финансовым вопросам. Контент
сайта содержит опции и материалы, которые четко ориентированы на женскую
аудиторию – с женщинами-ведущими колонок, с историями об успехах, коорго
достигли женщинами; со статьями, которые – опять же – пишут женщины.
Развитие средств электронной
коммерции, однако, делает различия между областями, интересными представителям
определенного пола все более туманными. Задав в MsMoney.com вопросы по
поводу закладных переадресуют к E-Loan.com, на вопросы о ссудах на дом
и страховке на автомобиль ответы можно получить на CarsDirect.com и InsWeb
– сайтах по электронной коммерции, у которых нет ярко выраженной «женской»
специализации.
Women's Financial Network
(WFN) также сталкивается с подобными
трудностями. Его основатель, Дженнифер Опеншоу описала свой сайт как "первый
сайт, созданный женщинами, где есть полный цикл финансовых услуг, адаптированный
для уникальных женских потребностей". (Прим. переводчика – честно говоря,
я так и не смог понять, в чем же состоит эта «уникальность». Коллеги, друзья
и знакомые также затруднились ответить…). Как и следовало ожидать,
на сайте в изобилии представлены фотопортреты женщин, которые выступают
в роли советчиков и авторов информационных материалов. На нем так же расположены
материалы, которые рассказывают о финансовых проблемах, интересующих именно
женщин.
Но все эти аспекты финансовой
жизнедеятельности интересуют и представителей сильного пола. Мужчины в
Сети интересуются теми же вещами – страховкой для автомобиля, ссудами на
дом и т.д.
Демографические аспекты
электронной коммерции
Тем не менее, представители
электронной коммерции, чьи бизнес-стратегии связаны с «вопросами пола»
уже имеют тяжкий опыт подобной «индивидуализации». Ведь тот факт, что пользователь
пришел на сайт, предназначенный для представителей одного из полов, совершенно
не значит, что он решил потратить деньги именно тут. В течении последних
месяцев значительное число «женских» сайтов, изначально позиционировавших
себя не только как информационный портал, но и магазин, избавились от «компонентов
электронной коммерции».
Так, в июле женский портал
iVillage продал магазин iBaby своим
конкурентам Babygear.com и закрыл еще 2 ресурса по электронной коммерции,
iMaternity.com и PlusBoutique.com. Акции iVillage потеряли около 90% своей
стоимости с конца прошлого октября.
iVillage сосредоточились
на содержательной части своего ресурса: информации для женщин, разработке
рекламы и спонсорских сделок, которые сделали похожие сайты прибыльными.
По тем же причинам этим летом (менее чем через год после официального открытия)
прекратил торговые операции сайт Oxygen.
Он также сосредоточил свои усилия на контенте.
Так где же истина?
Потрясения на рынке электронной
коммерции в зоне .com, сделали этот год незабываемым (а, точнее сказать,
годом забвения – ведь многие ресурсы, так или иначе связанные с электронной
коммерцией, канули в Лету). (Прим. переводчика: Хотя, конечно, некоторые
иногда всплывают… Boo.com, например). Если речь идет о сайтах-представителях
электронной коммерции, которые ориентируются на представителей определенного
пола (как, например, iVillage и Oxygen), можно выделить несколько
причин отказа от приемов электронной коммерции, как поведенческого, так
и демографического характера.
Онлайн-маркетинг, основанный
на демографических признаках, существенно ограничивает возможность расширения
аудитории: даже если какая-то определенная группа делает покупки на сайте(
предназначенном именно для этих людей), предприятия, работающие в сфере
электронной коммерции, которые ориентируются на отдельный сегмент рынка,
могут столкнуть с серьезными проблемами в области продаж.
Пользователи не оставляют
без внимания сайты, где содержатся советы и статьи для определенных социальных
/демографических/возрастных групп. Но когда дело доходит до онлайн-покупок,
пользователи Сети – как женщины, так и мужчины – предпочитают Интернет
без границ и ограничений. «Демография как инструмент электронной коммерции
себя не оправдала», - к такому выводу приходят исследователи.