В новостях культуры (Entertainment
News) новостного раздела Yahoo!
News традиционно представлены "Рейтер", "Вэрайети", "Асошейтед Пресс"...
Позже к ним добавились "Роллинг Стоун", раздел фотографий, а также ряд
не очень известных изданий. Но настоящая революция произошла на этой неделе:
как раз между AP и Hollywood Reporter наблюдательные поклонники Yahoo!
смогли обнаружить новую ссылку с недвусмысленным названием Comics. Содержание
нового раздела полностью соответствует названию: каждый день там появляются
комиксы. Классические американские газетные комиксы, длиной максимум в
три-четыре квадратика (наиболее известный из них - Garfild). Вот ведь как
все обернулось... И ладно бы, эти комиксы были привязаны к сегодняшнему
дню, - так нет, они, как и водится, абсолютно произвольны. Что это – тривиальный
маркетинговый ход, либо закрепление тенденции превращения Yahoo! News в
простую газету? Хотя что тут удивительного – как-то один из создателей
“еще одного иерархического дружественного оракула” (Yet Another Hierarchcal
Officious Oracle) Джерри Янг сказал: “Если мы будем публиковаться как “Fortune”
или «Time» и добьемся преданности бренду, тогда наш бизнес будет надежным».
Давайте отойдем в сторонку
и для начала разберемся, какие цели преследовали устроители ярмарок? Ответ
может показаться несколько циничным: под видом народных гуляний и праздников
привлечь как можно больше потенциальных покупателей. И это неплохо удавалось
- к началу 1830 года в России, например, насчитывалось более тысячи семисот
ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей. Кроме непосредственных участников
купли-продажи на ярмарки стекалось много «обслуживающего персонала»: продавцов
снеди, носильщиков, грузчиков, ростовщиков, увеселителей. Неподалеку от
торговых палаток возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые
и театральные балаганы...
То же самое мы наблюдаем
и сегодня, но только в виртуальном пространстве. Поисковые системы интегрированы
в глобальную торговую ярмарку, где место ростовщиков заняли онлайн-банки,
а увеселителями работают многочисленные «веселые» сайты, чаты, виртуальные
клубы... В океане развлекательных услуг комиксы являются всего лишь каплей
веселья.
Однако весьма популярной
– по данным Американской ассоциации комиксовых журналов ведущая в мире
серия «Блонди» выходит ежедневно тиражом в 56 миллионов экземпляров в 845
американских газетах. «Типичную американскую девушку» перепечатывают 35
шведских газет, 77 канадских, 24 финских, 10 французских ,12 аргентинских,
16 мексиканских и т. д. Ну а вообще, на Западе соотношение выпускаемых
книг и книг-комиксов составляет примерно 1:12.
Таким образом, Yahoo! приобретает
все новые черты мегапортала, где сконцентрированы сервисы на любой вкус,
рассчитанные, прежде всего, на массового потребителя как источника неиссякаемой
прибыли. Комиксы считаются элементом массовой культуры, а следовательно
публикация их на страницах Yahoo! задумана с тривиальным намерением, сходным
с заботами всех порталостроителей – собрать на своем сайте как можно больше
посетителей. Развлечение, карикатура, комикс, веселые картинки, анекдот,
чтиво, прикол, веселуха – вот ряд элементов массовой поп-культуры, создающей
трафик, радующий рекламодателя, а еще больше -собственника онлайн-проекта.
Итак, комиксы нынче в моде.
Некоторым кажется, что мир потихоньку сходит с ума, однако все это мы уже
проходили.
Немного истории
День рождения «чистого» комикса
(наскальные рисунки и русский лубок – не в счет!) до сих пор вызывает немало
споров. Одни полагают, что первым комиксом нужно считать серию рисунков
американца Ричарда Аутколда, помещенных в газете World в 1894 году под
названием «Истоки новых видов, или Эволюция крокодила». Другие называют
дату 5 мая 1895 года – день рождения «Желтого паренька» того же художника..
Но именно Рудольф Дёркс ввел в серию комиксов «Каценджемеровские детки»
(1897) реплики в «пузырях» - «фирменный» знак комикса.
Несмотря на ограничения государства
и общественности, “крутой” подпольный комикс живет и процветает. Достаточно
упомянуть таких авторов, как Р.Кремб, С.Уилсон, Дж.Шелтон и М.Родригез
(Спейн). А с появлением и распостранением “всемирной паутины” комиксы “оцифровываются”
и перекочевывают с бумажных страниц газет и журналов на электронные носители.
В Рунете, например, присутствуют Комикс.Ру,
сетевой журнал комиксов «Комиксолет», раздел
комиксов на http://doktor.ru, комиксы Херлуфа
Бидструпа, анекдотов.net с его эротическими
комиксами и многие другие.
Заглянем на биржу
Однако вернемся к Yahoo.
Давно ли вы заглядывали на Nasdaq (www.nasdaq.com)? Для тех кто не знает
– за акцию Yahoo! Inc. (YHOO) дают сегодня менее $60, что в два в лишним
раза меньше, чем в начале лета этого года! 17 октября котрировки Yahoo
достигли рекордно низкой отметки за последний год, упав ниже $50. В таких
экономических условиях менеджмент компании готов на все, чтобы поддержать
трафик, от которого напрямую зависят рекламные бюджеты, а также заманить
пресыщенного Web-серфера на свои страницы в надежде, что он хоть что-нибудь
купит. Так что появление раздела Comics в этой ситауации не выглядит столь
удивительным.
“Стадный ум” интернет-инвесторов,
как выразился один из уважаемых аналитиков, сослужил им плохую службу.
Рекламная модель бизнеса большинства дот-комов оказалась несостоятельной,
и даже такая известная и успешная (увы, в прошлом) компания как Yahoo,
которая опирается именно на эту модель, сильно пострадала.
Несмотря на то, что ужасные
пророчества ряда биржевиков подтвердились не все так грустно. Известие
о скором прояснении результатов выборов президента США уже вызвало рост
индекса Nasdaq, так что всеобщие надежды на прибыльную Интернет-индустрию
еще не совсем потеряны. И инвесторы, быть может, еще посмеются над комисками
от Yahoo! Или поплачут.