Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ЖЕНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обогащайтесь  нравственно, интеллектуально

 

 

  Вспоминает внучка Марьямханум  Байрамалибековой Тамилла Фарух  гызы Кенгерлинская – доцент кафедры методики и специальной подготовки Бакинской Музыкальной Академии

 

  

    О бабушке я могу рассказывать много, потому что на протяжении всей жизни она была для  меня тем идеалом, который можно охарактеризовать одним словом – Женщина!  Причем, что интересно, тем старше я становилась, тем больше понимала, что в ее  жизни   сплелись многие противоречия предреволюционного и революционного времени,  политические коллизии социализма, но все это только добавляло  женственности, мудрости, патриотизма, интеллигентности. Как это объяснить -  не знаю!  Это замечательно, что вы пытаетесь вернуть женщин в историю, нам надо не просто знать, но и, наконец, понять, чем же объяснялась их жизненная позиция.

 Вы считаете, что есть основания  говорить о  личной  жизненной позиции женщин?

  Безусловно, представляете,  в 1937  году Марьямханум арестовали как «врага народа», «пособницу мусаватиста»,  ее муж Джавадбек был членом парламента АДР.  Пытками у нее  пытались вырвать признания в национализме. Марьямханум написала в своих  показаниях: «Как можно говорить о национализме малых народов. Как может такая большая страна,  как Россия, обвинять малые народы в национализме? Я восхищаюсь Пушкиным, но плачу, когда слышу звуки тара».  Можете представить, что ей пришлось испытать в ссылке, если к концу второго года пребывания в Сибири она ослепла.  

Как формировалась ее жизненная стратегия, что, по- вашему, было первичным?

      Безусловно, просвещение!  Марьямханум владела иностранными языками, арабским, фарсидским, наизусть знала «Евгения Онегина», «Гамлета». Марьямханум  Байрамалибекова  родилась в 1898 Ленкоране в семье просветителя Теймур бека. Мы сейчас говоря о Ленкорани, подчеркиваем, регион на границе с Ираном, где сильны патриархальные традиции по отношению к женщине. Но  ее отец  еще тогда, в конце 19 века, был сторонником светского образования, поэтому отвез дочь в Баку и начальное образование  она получила  в созданной Г.З.Тагиевым школе.  Среднее образование – в школе «Святой Нины».

  Марьямханум  колебалась между традицией учительства, заложенной отцом, и страстью к медицине.   После долгих раздумий поступила в медицинский институт в Москве, но семья к тому времени не могла помогать девушке, и она  обратилась к миллионеру М.Мухтарову.  Благодаря стипендии М.Мухтарова Марьямханум увлеченно училась, однако Октябрьский переворот вынудил ее вернуться на родину. 

  Продолжая семейные традиции просветительства, Марьямханум в 1918 году в Ленкорани открывает первую школу для девочек.  Я помню,  ее слова, обращенные к маленьким воспитанницам: «Для чего азербайджанке образование? Только образованная женщина может создать нормальную семью. Только образованная мать заслуживает уважение в глазах детей и мужа. Неграмотные женщины – пустое место для мужчины».     В 1921г.  возвращается в Баку, где наряду с преподавательской деятельностью  трудится в профсоюзе. 1921-25 гг. – работа в экспериментальной школе профсоюзов в Черном городе; преподавание в различных школах, семинариях, техникумах,  позже она стала секретарем АСПС.

    Марьямханум писала:   «Мои дорогие, обогащайте нравственно, интеллектуально, не гонитесь за материальными благами. В погоне за материальными ценностями вы можете лишиться ценных нравственных качеств, присущих человеку. Опорой и движущей силой молодежи должны стать патриотизм, служение своему народу».


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное