Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В 2008-м Россия собиралась покончить с США


3 февраля 2010 г.
Цены в России будут расти вечно


Постоянный рост тарифов естественных монополий угрожает российскому бизнесу потерей конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Уровень тарифов все быстрее приближается к показателям развитых государств, отнимая у перерабатывающих предприятий отечественной сырьевой экономики едва ли не единственное конкурентное преимущество. По словам директора центра постиндустриальных исследований, профессора ГУ-ВШЭ Владислава Иноземцева, Россия – единственная страна, где последние 15 лет, независимо от ситуации на рынке, наблюдается лишь повышательный тренд. И даже в условиях кризиса, когда в других странах цены на газ и электроэнергию пошли на снижение, у нас они стремились вверх.
Основным драйвером роста выступает "Газпром": среднегодовой рост тарифа на газ в 2009 г. составил 15,8% несмотря на рекордное падение ВВП. "Внутренняя цена на газ в России – одна из наиболее высоких в странах, являющихся нетто-экспортерами газа", - говорится в исследовании, проведенном по заказу общественной организации "Деловая Россия". Ее президент Евгений Юрьев призывает государство регулировать тарифы более разумно.
Больше всего предпринимателей беспокоит предложение "Газпрома" перевести все цены на принцип равной доходности поставок на внешний и внутренний рынок. Согласно этому принципу, внутренняя цена на газ в России привязывается к его цене для европейских потребителей (за вычетом экспортной пошлины и стоимости транзита), которая, в свою очередь, зависит от мировых цен на нефть. По расчетам авторов исследования, это сулит дальнейший рост внутренних цен более чем в два раза по отношению к уровню 2009 г. при текущей цене на газ в Европе в $240 за тыс. кубометров. А при росте цены на нефть марки Urals до $120 за баррель внутренняя цена на газ вырастет более чем в пять раз. Сегодня эта цифра кажется сказочной, но еще совсем недавно мы к ней приближались, напомнил Юрьев в ходе круглого стола "Честные тарифы" в минувшую среду.
Для бизнеса тарифы, по сути, те же налоги, поэтому на фоне их постоянного и весьма ощутимого повышения разговоры о снижении налогов – просто фикция, считает депутат Госдумы Валерий Зубов. Он рассказал, что выдвинутый им и его единомышленниками законопроект об основах государственного регулирования тарифов естественных монополий семь раз стоял в повестке дня думских заседаний, но руки до его рассмотрения так ни разу и не дошли. Документ предполагает разделение тарифов на три вида: федеральный, региональный и местный. Устанавливать их предлагается только раз в году одновременно с принятием федерального бюджета, и изменяться в течение года они могут только вместе с ним. Также в законопроекте предусмотрена норма, согласно которой рост тарифов естественных монополий не может превышать официальные темпы инфляции.
Однако, по мнению Владислава Иноземцева, технологически ввести зависимость тарифов от инфляции практически невозможно. Гораздо разумнее перейти к гибкой тарификационной политике, позволяющей повышать и снижать цены в зависимости от рыночной ситуации. "Вопрос цены – вторичный, самый важный – вопрос динамики", - полагает эксперт. Возможность почти бесконтрольного увеличения тарифов снижает стремление к развитию не только самих монополий, но и многих других российских предприятий, которые используют этот фактор в качестве оправдания для постоянного повышения издержек, вместо того чтобы стремиться к их снижению. А чем выше издержки, тем ниже конкурентоспособность.
Впрочем, по словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, есть и объективные причины, мешающие компаниям внедрять энергосберегающие технологии. В первую очередь, это чрезмерно высокая стоимость кредитов и отсутствие "длинных денег" под такие цели. Кроме того, низкая энергоэффективность российских предприятий отчасти обусловлена историческим наследием. Во времена СССР места дислокации перерабатывающих производств выбирались на основе не только экономических, но и политических соображений, в частности, государственной безопасности, поясняет председатель совета директоров УК "Каскол" Сергей Недорослев. В результате получилась довольно своеобразная географическая структура экономики. Если в развитых странах большинство заводов и фабрик расположены в регионах, где климат позволяет большую часть времени обходиться без дополнительного обогрева или, наоборот, охлаждения, то в России все наоборот.
Эксперты сошлись во мнении о необходимости вывести из тарифообразования инвестиционную составляющую. В частности, монополиям предлагается увеличить долговое финансирование, тем более что подобные компании считаются самыми надежными заемщиками и это позволяет им привлекать заемные средства в значительных объемах и по низким ставкам.
УТРО.РУ - Екатерина ТРОФИМОВА



Россия собиралась покончить с США


Глобальный экономический кризис оказался следствием неудачной попытки России и Китая развязать финансовую войну против США. Такую мысль высказывает экс-глава американского Минфина Генри Полсон в своей новой книге "On the Brink" ("На грани"), вышедшей в широкую продажу в этот понедельник.
В августе - сентябре 2008 г., сообщает The New York Post, со ссылкой на материалы книги, российское руководство предлагало властям Китая начать распродажу облигаций крупнейших американских ипотечных агентств - Fannie Mae и Freddie Mac. Тем самым, по мнению Полсона, они намеривались ударить в самое слабое место экономики США, находившейся на пике ипотечного кризиса.
"Я услышал об этом во время Олимпиады в Пекине. Сразу после возвращения домой я доложил обо всем президенту. Правда, затея русских не удалась, поскольку КНР отказалась продавать облигации и в дальнейшем ощутимо помогла США во время кризиса", - цитируют книгу Полсона журналисты. По мнению экс-министра, летом - осенью 2008 г. на фоне военного конфликта вокруг Южной Осетии и явной поддержки США грузинской стороны Россия пыталась развернуть экономическую войну против Соединенных Штатов. Огромные бюджетные расходы, понесенные американскими властями на спасение ипотечных компаний, должны были привести к обрушению всей финансовой системы страны.
Другая газета - испанская El Mundo - полагает, что сами китайские власти, не желающие ссориться с США, передали Полсону информацию о предложении России. "Неудавшаяся попытка России выявляет стратегическую слабость Соединенных Штатов, вызванную тем, что эта страна брала в долг за границей для финансирования своего экономического роста", - резюмирует газета.
Еще одним "откровением" американского экс-министра является утверждение о том, что инвестиционный банк Lehman Brothers, с падения которого американский ипотечный кризис стал считаться глобальным, можно было бы спасти от ликвидации. Но этому, по мнению Полсона, помешало британское правительство и министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, 13 сентября 2008 г. не давшие разрешения банку Barclays купить Lehman Brothers.
Возвращаясь к "роли России" в событиях вокруг Fannie Mae и Freddie Mac и якобы существовавших у нее намерениях обрушить американскую финансовую систему, нельзя исключать, что в августе 2008-го подобные суждения на каких-то уровнях действительно звучали. Экономические позиции России на тот момент были достаточно прочны. Более того, у многих в высших эшелонах власти на тот момент еще сохранялось ощущение, что страна может оказаться островком стабильности в море надвигающегося кризиса.
Однако, вероятнее всего, это были лишь частные мнения тем или иным способом, дошедшие до Полсона. В том же, что намерение "задружить с Китаем" против США являлось официальной позицией России, существуют большие сомнения. Российские эксперты (включая официальных) прекрасно понимали высокую зависимость китайской экономики от Соединенных Штатов и нежелание КНР - во имя достижения эфемерной роли мирового лидера - играть против интересов своего главного партнера.
Более того, уже на том этапе было очевидно, что резкое ослабление американской экономики нанесет мощнейший удар по экономическому положению России через мировые сырьевые рынки. Одним словом, если бы российские власти действительно хотели бы таким образом наказать США за их поддержку Грузии, то им неизбежно пришлось бы поставить под удар собственную экономику и собственные политические позиции. Вероятность этого, по вполне понятным причинам, близка к нулю.
Более того, хорошо известно, что все, обещанное Полсоном в отношении Fannie Mae и Freddie Mac вследствие "диверсии" со стороны России и Китая, произошло без их участия. Десятки миллиардов долларов американских налогоплательщиков пошли на спасение ипотечных гигантов, причем, в том числе, и по инициативе самого министра. В связи с чем создается впечатление, что, углубляясь в конспирологические рассуждения, Генри Полсон пытается оправдать многочисленные собственные ошибки, допущенные им и его подчиненными осенью 2008 года. Это подтверждает и приведенная им же самим версия с британцами, отказавшимися спасать Lehman Brothers. Напомним, что на тот момент ситуация в самой Британии складывалась не лучше, чем в США. По этой причине решение Алистера Дарлинга отказать в спасении LB вполне объясняется заботой о финансовой системе собственной страны.
Таким образом, стремление Генри Полсона обвинить в своей книге в фактическом начале кризиса какие-то третьи силы, является, скорее, попыткой "замазать" собственные ошибки и упущения. Да и к тому же разбирательство относительно расходования средств из знаменитого "Плана Полсона" все еще не закончено.
УТРО.РУ - Сергей СЕРЕБРОВ



В избранное