Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет Маркетинг. Все о РУНЕТ.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ВСЕ О РУНЕТ

Выпуск N 8

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/economics.review.runetmarketing/
Архив:    http://subscribe.ru/archive/economics.review.runetmarketing/

ВСЕ О РУНЕТ – выделенный в отдельную рассылку
раздел подписки «ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ».

Если вам интересен не только Рунет –
Подписывайтесь:    http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing
Архив рассылки:    http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/
Английская версия: http://felist.com/catalog/economics.imarketing
======================================================================

В этом номере рассылки:

СТАТИСТИКА
----------
1. Исследование SpyLOG - eCommerce. Январь 2001.

НОВОСТИ. СТАТЬИ. ОБЗОРЫ
-----------------------
1. В погоне за Yahoo! Или о российских порталостоителях.

Одним абзацем или интересные статьи о Рунете
--------------------------------------------
- Мифы В2В.

======================================================================

ВНИМАНИЕ!

Открыта новая рассылка
«ЕЖЕДНЕВНАЯ СТАТЬЯ ОБ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГЕ»

Каждый день самая интересная статья в вашем почтовом ящике!
Подписывайтесь! http://subscribe.ru/catalog/media.economics.imarket/



======================================================================
                             СТАТИСТИКА
======================================================================

Исследование SpyLOG - eCommerce. Январь 2001.
---------------------------------------------
http://www.netoscope.ru/researches/2001/03/06/1698.html
http://gs.spylog.ru

Предмет исследования

Исследование посвящено сектору онлайновой торговли потребительскими товарам
и проводилось по группе сайтов интернет-магазинов. При этом интернет-магазином
считался любой сайт, который предоставлял возможность заказа онлайн представленных
на сайте товаров (и это было основным направлением его деятельности), а также
был ориентирован на Россию (исключительно или в значительной степени).

Исследование проводилось по группе из 246 ресурсов. В рамках исследования изучалась
как вся группа ресурсов в целом, так и наиболее развитые сектора электронной
коммерции. Выделение секторов проводилось, на основе типа товаров, продаваемых
магазином.

Всего было выделено 12 секторов:
1. книги, музыка, видео (36 ресурсов), в т.ч.
- книжные магазины (24 ресурса)
- музыка и видео (8 ресурсов)
2. компьютеры и комплектующие (40 ресурсов)
3. портативная техника (28 ресурсов), в т.ч.
мобильные телефоны (13 ресурсов)
4. подарки и сувениры (26 ресурсов)
5. универсальные магазины (23 ресурса)
6. товары для женщин, товары для детей (22 ресурса)
7. спортивные товары (10 ресурсов)
8. бытовая техника (9 ресурсов)
9. мебель и товары для дома (9 ресурсов)
10. аптеки (8 ресурсов)
11. продуктовые магазины (5 ресурсов)
12. другое (20 ресурсов)

С учетом посещаемости для более подробного анализа было отобрано четыре сектора:
- компьютерные магазины - только компьютеры, комплектующие и периферия;
- магазины портативной техники - вся портативная техника, включая компьютерную,
если последняя не была основной специализацией магазина;
- магазины "культтоваров" - книги, аудио, видео;
- универсальные магазины - предлагающие товары, относящиеся к трем и более разным
товарным группам

Некоторые данные исследования:
------------------------------

Посещаемость группы

Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тысяч посетителей, что сопоставимо
с суммарной посещаемостью таких секторов Рунета, как компьютерные игры, провайдеры
или музыкальные архивы.

Очевидным лидером по посещаемости является сектор торговли "культтоварами" -
40% хитов в онлайн-торговле приходится на магазины, торгующие книгами, аудио-
и видеоносителями.

Суммарная посещаемость онлайн-магазинов остается практически неизменной в течение
последних двух месяцев, колеблясь в пределах 2,3-2,45 млн. хитов в неделю. Исключение
составляют два спада, соответствующие дополнительным выходным дням: первый спад
наблюдался на неделе 11-17 декабря (День Конституции), второй, намного более
сильный, - в конце старого и начале нового года.

На посещаемости интернет-магазинов не отразился фактор сезонного спада деловой
активности: уже через две недели после нового года посещаемость магазинов вернулась
на предновогодний уровень и даже немного превысила его. Следует отметить, что
в описываемой динамике не учитывается открытие новых интернет-магазинов, на
которые приходится существенная часть прироста аудитории.

Динамика суммарной посещаемости онлайновых магазинов (тысяч хитов в неделю)

Показатели суммарной посещаемости (в тысячах):
Ядро (на 28 января) - 137
Недельная активная аудитория (22-28 января) - 33
Посетителей в день (среднее за 15-28 января) - 78
Посетителей в будний день (среднее за 15-28 января)- 87
Посетителей в неделю (22-28 января) - 507
Хитов в день (среднее за 15-28 января) - 341
Хитов в будний день (среднее за 15-28 января) – 383

Суммарная посещаемость основных товарных групп (среднее за день, хиты, тысячи):
Книги, музыка, видео - 136
Компьютеры - 58
Портативная техника - 31
Универсальные магазины – 35

Активность аудитории:
Условная активность (хитов на 1 посетителя) - 4,4 в день, 4,9 в неделю. Эти
показатели примерно на четверть ниже средних по Рунету и очевидно ниже должного,
так как для сайтов интернет-магазинов ко времени изучения информации добавляется
еще и время, необходимое для оформления покупки (обычно 4-10 минут и не менее
3 дополнительных страниц).

Для онлайновых магазинов характерна и низкая (по сравнению с Рунетом в целом)
глубина просмотра. В среднем одна сессия на сайтах eCommerce включает просмотр
2,7 страниц (против 3,8 по Рунету).

Глубина просмотра (в %):
1 страница 52,4% от 1 до 3 страниц - 25,2%
от 3 до 5 страниц - 10,0%
от 5 до 7 страниц - 5,3%
от 7 до 10 страниц - 4,4%
более 10 страниц - 2,7%

Продолжительность сессии (в %):
менее 1 мин. - 55,4% от 1 до 3 мин. - 12,2%
oт 3 до 10 мин. - 15,2%
от 10 мин. до 20 мин. - 7,4%
от 20 мин. до 1 часа - 6,5%
более 1 часа - 3,3%

Средняя глубина просмотра 2,7 страницы
Средняя продолжительность сессии 6,7 мин

Значительную часть аудитории онлайновых магазинов составляют случайные посетители,
совершающие 1-2 сессии в неделю. Только 8% weekly reach (уникальных посетителей
за 7 дней) входит в недельную активную аудиторию (количество посетителей, совершивших
более трех сессий на любом из сайтов группы).

Географическое распределение аудитории:
Среди посетителей интернет-магазинов значительно больше россиян, чем в аудитории
Рунета в целом. Впрочем, это не удивительно, если принять во внимание, что для
исследования были взяты именно те магазины, которые ориентированы на торговлю
на территории России. Впрочем, достаточно активно услугами онлайн-магазинов
(особенно книжными и музыкальными) пользуется и русскоязычная аудитория дальнего
зарубежья, особенно в Израиле.

Не удивителен и большой процент москвичей - большинство магазинов или вовсе
доставляет товары только в пределах Москвы, или предлагает жителям других регионов
существенно менее выгодные и удобные формы доставки.

Распределение аудитории по странам:
Страна    Доля (по хитам) % Разница с долей в Рунете
--------- --------------- --------------------------
Россия         77,2%                  +9,3%
США             6,1%                  -0,4%
Украина         2,9%                  -4,1%
Израиль         2,1%                  +0,3%
Германия        1,4%                  -0,7%

Распределение российской аудитории по городам
Города          Доля (по хитам) %  Разница с долей в Рунете
--------------- --------------- ---------------------------
Москва                77,3%                  +9,2%
Санкт-Петербург        6,8%                  -3,7%
Новосибирск            1,7%                  -1,4%
Екатеринбург           1,6%                  -1,0%
Владивосток            1,2%                  -0,3%
Доля Москвы во всей аудитории 59,7% (46,2% в Рунете).

Период:
15 - 28 января 2001 года
ознакомительная версия

======================================================================
                        НОВОСТИ. СТАТЬИ. ОБЗОРЫ
======================================================================

В погоне за Yahoo! Или о российских порталостоителях.
-----------------------------------------------------
http://www.internet.ru/article/articles/2001/03/15/5347.html

Со времён закрытия "Поля.ru" слухи о скором банкротстве то одной, то другой
российской "дот-ком" компании не утихают. Однако до сих пор крупные порталы
Рунета держатся на плаву: открывает новые проекты "Рамблер", Port.ru и netBridge
объединяются, что-то делает со своими многочисленными приобретениями Golden
Telecom, "Яндекс" собирает призы. Естественно, набор услуг российских порталов
по-прежнему далёк от того разнообразия сервисов, которые можно найти на Yahoo!,
Excite или Lycos.

Российские порталостроители, как правило, пытаются использовать схемы, уже опробованные
в Европе и США. Можно сказать, что Yahoo! является для них идеалом портала.
Однако специфика развития Интернета в России налагает определённые ограничения
на использование зарубежного опыта. Нечто общее в том, какие сервисы создают
и как их развивают российские интернет-компании всё же есть. Мы составили табицу,
демонстрирующую распространённость традиционных для западных порталов услуг
у лидеров отечественного рынка.

Категории    Сервисы            Port.ru   Golden  Яндекс Rambler
                                netBridge Telecom
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Связь        Почта                # #        #       #      #
             Рейтинг              # #       # #      #      #
             Поиск                           #       #      #
             Бесплатный хостинг    #                 #
             Каталог              # #        #       #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Информация   ТВ-программа          #         #       #      #
             Рассылки             # #       # #      #
             Погода                #         #              #
             Объявления            #         #
             Словари                         #              #
             Афиша                 #                        #
             Работа               # #                       #
             Финансы, котировки                             #
             Жёлтые страницы       #
             Карты                                          #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Общение      Чаты                  #         #              #
             Открытки             # #        #       #
             Форумы                #        # #
             Поиск по анкетам
             (People Search)       #         #
             Знакомства            #        # #
             Instant Messenger              # #             #
             Сообщества                              #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Персональные Адреса                #                        #
             Календарь             #                        #
             Закладки                                #      #
             Фотки                                   #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Коммерция    B2C (Поиск товаров,
             web malls)            #         #       #      #
             Аукционы              #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Настройка    My ...                          #       #
             Toolbar               #                 #

В наши задачи не входила оценка качества и экономической эффективности ресурсов
-- единственным критерием была вовлечённость порталостроителей в ту или иную
область. В "матрицу" не вошли проекты, которые можно отнести к медиа: это ленты
новостей, сайты о музыке или кино, даже гороскопы. Указывать в одной графе энциклопедический
сайт и ленту перепечатанных сообщений информ-агентств представляется бессмысленным.
С другой стороны, в таблице нет сервисов, которые пока не актуальны для России.
В первую очередь, это практически любые проекты, связанные с расчётами через
Интернет и так называемым электронным правительством.

Анализируя таблицу, руководитель исследовательского отдела интернет-департамента
Фонда эффективной политики Иван Давыдов отмечает, что для российских порталостроителей
характерна стратегия экстенсивного развития, простого наращивания сервисов любого
рода, ориентированных на любого посетителя. По его мнению, вопрос о приоритетности
определённых ниш для российских "дот-комов" не столь важен.

Г-н Давыдов считает, что успешное коммерческое будущее интернет-проектов состоит
в "прицельной коммуникации". Он ссылается на монографию испанского социолога
Мануэля Кастельса (Manuel Castels) "Информационная эпоха": "Коммерциализация
киберпространства будет ближе к историческому опыту торговых улиц великих городов
Востока, берущему начало в кипучей городской культуре, нежели к супермаркетам
безликих пригородов Америки". "Речь идёт не только и не столько об электронных
магазинах. Конечно, и у супермаркета имеются несомненные плюсы, но десяток одинаковых
в нашем малонаселенном районе, -- это свидетельство либо крайней недальновидности,
либо крайней амбициозности их хозяев", -- говорит г-н Давыдов.

Перспективу становления успешного портала Иван Давыдов видит в работе по формированию
и развитию сообществ, выращиванию "колоний" потребителей прицельной рекламы
и специальных сервисов. При этом он оговаривает, что его опыт касается только
медийной сферы. Конкретный механизм реализации такой схемы г-н Давыдов видит,
например, в отборе "живых" сайтов, расположенных на каком-нибудь сервере бесплатного
хостинга и их мягкой и неочевидной организации. "Это задача, в общем, не столько
по выстраиванию сайта, сколько по выстраиванию модели общества с определёнными
интересами", -- поясняет он.

О другой проблеме развития российских порталов говорит Антон Носик: "Западные
порталы, вводя у себя дополнительные сервисы, в первую очередь думают о способе
гарантировать их качество на уровне своей основной услуги. Если лучший в мире
каталог Yahoo! хочет добавить к своим сервисам поиск, то проводится тендер между
существующими на рынке разработчиками поисковых технологий. Определяется победитель,
и у него лицензируют движок. В разные годы искалкой Yahoo! выступала сперва
AltaVista, потом HotBot, сегодня Google -- в каждом отдельном году та искалка,
которая была тогда лучшей. Это делалось не потому, что Yahoo! -- такие бедные
ребята, которые не могут нанять команду разработчиков и написать свой собственный
поисковик. Они просто уважают труд, свой и чужой, уважают честно заработанные
репутации на рынке. Они не считают зазорым для себя обратиться к высококвалифицированным
профессионалам, потому что они сами высококвалифицированные профессионалы. В
русском порталостроительстве все происходит с точностью до наоборот. У нас если
кому-то захотелось ввести дополнительный сервис, всегда на коленке сделают плохой
свой, только чтобы не создавать рекламы чужому хорошему. Тенденция постыдная,
повсеместная, и во многом объясняющая причины нынешних экономических затруднений
большинства ведущих русских порталов. В припадке неуместного ребячества, в попытке
(с негодными средствами) доказать собственную крутость, руководители ведущих
российских порталов в 2000 году упустили массу исторических возможностей по
объединению усилий для повышения качества сервисов".

Практика, описанная г-ном Носиком, хотя и довольно распространена, но не повсеместна.
Многие проекты используют ядро почтовой службы Mail.ru, технологию рейтинга
SpyLOG, поиск "Яндекса". Однако нужно признать, что делается это скорее от безысходности,
а не вследствие осознанного выбора. Несколько иная ситуация с использованием
чужой информации. Зачастую выбирается более дешёвый источник, например, соседний
сайт, а не более профессиональный и дорогой. Если же говорить об общем уровне
качества услуг, то, пожалуй, в большей степени следит за ним "Яндекс". Но у
него и проектов меньше всех.

Возвращаясь к таблице, следует отметить, что российские порталы представляют
ряд сервисов, не характерных для Запада. В первую очередь, это, конечно, рейтинги
ресурсов. Причины такой специфики нужно искать в истории развития российскиого
Интернета: Rambler's Top100, первый крупный рейтинг, появившийся, когда о серьёзных
вложениях в Интернет никто не думал, по сути заменил собой каталог и стал одним
из самых популярных сайтов в Рунете. Компании, вышедшие на рынок позже, следовали
этой модели и создавали свои рейтинги. О том, что посещаемость сайта -- весьма
относительный критерий успеха, стали много говорить только в последнее время,
когда она перестала быть синонимом экономической эффективности интернет-проекта.

На сегодняшний день порталы Рунета в основном могут предложить пользователю
сервисы, которые требуют скорее технологической разработки. Поиск, хостинг,
почта -- всё это у нас есть. Работают и медиа-проекты, но лучшие из них не входят
в состав порталов. Сервисы, требующие не только технологического ядра, но и
серьёзной информационной подготовки, в большинстве случаев ещё ждут своего создания:
если для западных порталов, скажем, характерны web malls, то в России пока что
более распространены системы поиска товаров. На сегодняшнем уровне развития
Рунета пользователь часто сталкивается с суррогатом: вместо того, чтобы купить
через Интернет, он может узнать о товаре, вместо того чтобы услышать песню --
прочитать рецензию на неё.


======================================================================
                Одним абзацем или интересные статьи о Рунете
======================================================================

Мифы В2В.
---------
http://www.cnews.ru/comments/2001/03/16/content2.shtml

Резкий спад интереса к интернету стал временем "естественного отбора" для всех
проектов, занятых в сфере электронного бизнеса, в том числе и в России. Одной
из немногих интернет-технологий, в будущем которой, тем не менее, мало кто сомневается,
является сетевое взаимодействие предприятий по типу "бизнес - бизнес" (В2В).
Но и здесь актуальность получает очень простая формула - 2ВВ - To Be Business
(быть бизнесом), когда вдохновляющие радужные прогнозы будущих прибылей и захвата
рынков сменяются повседневной битвой за сохранение текущей прибыльности. Анализ
эволюции В2В сайтов за рубежом позволит избежать начинающим интернет-предприятиям
(к которым относятся большинство российских проектов) многих трудностей.


======================================================================
Полная версия рассылки «ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ»:
http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing

Дайжест материалов за январь 2001 г.:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/01010550.html

Дайжест материалов за февраль 2001 года:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/28220934.html

Список материалов, опубликованных в 2000 году:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200101/02005332.html

Доступ к материалам английской версии рассылки
http://felist.com/archive/economics.imarketing/

======================================================================

Рассылку подготовила Дарья Насибулина daria@puntosclub.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное