Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АнтиШСД или как быть человеком Новая эстафета в рассылке!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новая эстафета в рассылке!

 
 

Здравствуйте!

Мы – Айдар (ник Способный) и Леонид Горинцев, – уже ставили в рассылку анализ статьи Ю. Мороза, который сделал Леонид. Сейчас, в связи с дефицитом времени у авторов рассылки, мы предложили одному из них – Юрию Максимову – дать нам вести эту рассылку, и он согласился. То есть, сейчас мы будем ставить свои материалы. Что это за материалы?

 


1. Анти-ШСД. Это критика, по возможности конструктивная, текстов рассылок Ю. Мороза.

Поясним:

А). К Морозу и ШСД мы относимся нейтрально: ну есть такой писатель в полку писателей – ну и ладно: Мороз нам ничего плохого не делал, курсы ШСД или АДИ мы не покупали, соответственно и претензий к их качеству предъявлять не можем.

Б). Вопросы этики деятельности Ю. Мороза в данной рассылке уже поднимались, поэтому теперь мы рассматриваем только вопросы логики и смысла в его текстах (постольку поскольку Леонид ведёт курс проницательности, а я в качестве менеджера занимаюсь продвижением этого курса).

2. Как стать человеком? Ю. Мороз, как оказалось, ставит своей целью усовершенствование человека. Я-то поначалу думал, что он просто хочет денег заработать (извините, за употребление «плохого» слова с точки зрения Мороза J). Желание заработать денег, по-моему, самое естественное человеческое желание. А «заработать» – это значит не отнять у кого-то, а обменять на равноценное, на продукт собственной деятельности.

 В этой предметной области – совершенствовании – можно поднять несколько вопросов, например:

«Что есть совершенствование?»;

«Зачем нужно совершенствоваться?»;

«В чём можно совершенствоваться?»;

«Как лучше всего совершенствоваться?»;

«Те, кто читает рассылки Мороза, проходит ШСД и АДИ – развиваются лучше или хуже относительно тех, кто не проходит?»;

«А сам Ю. Мороз совершенствуется или он само совершенство?».

3. Есть ли альтернатива ШСД? То есть, как в плане обучения бизнесу, так и в плане содействия самосовершенствованию, можно ли предложить что-то более толковое, чем ШСД?

Просмотр материалов по обучению бизнесу привёл нас к выводу о том, что с этим пока слабовато: книг выпускается много, а проку в них мало; бизнес-инкубаторы есть, но сравнительных данных об их эффективности явно мало, и т.д.

Вот мы и решили собрать в один учебник всё самое толковое в этой области и расставить это в логической последовательности. Это, кстати, и ответ на упрёк в наш адрес, что мы, якобы, только критиковать и горазды.

Будем учебник писать и рассылать, потом, может быть, соберём в одну книгу и издадим. С учётом ваших замечаний и пожеланий.

 

В эту рассылку мы ставим введение:

  


Утякаев А.А., Горинцев Л.А.

Бизнес-билдинг: Базовые положения бизнес-строительства. – Казань, 2005.

 

 

Введение

 

Не секрет, что многие люди мечтают «завести своё дело». Но, чаще всего, мечта эта так и остаётся мечтой. Почему? Во-первых, потому что у этих людей не хватает знаний и опыта. Во-вторых, имеется пугающая статистика: на рынке закрепляется лишь одна из десяти фирм, организованных новичками.

Ветераны бизнеса сейчас наблюдают новый наплыв новичков в бизнес, и с удивлением обнаруживают, что эти новички снова «наступают на те же грабли». Спрашивается – зачем совершать те же самые ошибки, что и их бывшие «коллеги по бизнесу», уже покинувшие бизнес? Всё дело в том, что общество ещё не научилось аккумулировать и передавать опыт ведения бизнеса новым поколениям предпринимателей.

Говоря о вхождении в бизнес новичков, необходимо отметить ещё одну негативную тенденцию: иногда бизнес представляется им как сказочная скатерть-самобранка, из которой появляется «Мерседес» и другие радости ново-русской жизни. Это заблуждение. Бизнес – это сложная и высокопрофессиональная деятельность, которую необходимо осваивать так же, как и любую другую сложную профессию, например, как профессию хирурга. Если бы эти новички знали, что строя и управляя бизнесом, им придётся думать и действовать в два раза больше и быстрее, чем сейчас, то, возможно, они бы от такой перспективы отказались в пользу своего более привычного состояния.

У бизнесменов и руководителей предприятий другая проблема – проблема  эффективности бизнеса. По нашим наблюдениям, примерно 80 процентов предприятий Казани испытывают серьёзные трудности с нехваткой капитала и трудности с реализацией товаров и услуг.

В сущности, это та же самая проблема – проблема профессионализма руководителя. В этом признаться руководителям предприятий очень трудно. Трудно чисто психологически. Руководители, чаще всего, считают, что знаний и опыта у них и так «выше крыши», а трудности их организаций имеют объективные причины.

Но на самом деле объективные причины «случаются» гораздо реже. Мир меняется. Знания устаревают. В этом главная проблема руководителя, предпочитающего управлять «по старинке». Чтобы оценить полезность, знаний достаточно сравнить свои результаты с результатами своих коллег-руководителей.

Казалось бы, есть простой выход – управленческое консультирование, столь популярное на Западе. Управленческое консультирование – профессиональная помощь руководителям в анализе и решении практических проблем, в распространении эффективного опыта управления на предприятиях. 

В управленческом консультировании, по нашему мнению, можно выделить два подхода:

1.        директивный: продуктом консультирования является рекомендации консультанта;

2.        недирективный: продуктом консультирования является способность руководителя самостоятельно проблему диагностировать и решать.

То есть, в первом случае управленческое консультирование – это совет, как решить проблему, а во втором, – обучение руководителя решать проблемы, подобные предъявленному.

Нам представляется второй подход наиболее продуктивным. Но, наибольшее распространение в России получило именно директивное управленческое консультирование.

Однако у него в России есть несколько минусов.

1. Спрос на эту услугу у нас ещё не сформирован и в этих условиях

а) квалификация консультантов растет не столь быстро, как у их западных коллег;

б) консультант в России не будет полностью раскрывать клиенту весь багаж своих наработок, потому что заинтересован в продолжении сотрудничества с этим клиентом: у консультанта в России нет уверенности в том, что он сможет быстро найти своего следующего клиента.

2. Менталитет россиян своеобразен: если руководитель приглашает консультанта по управлению, то этот факт может восприниматься сотрудниками организации, да и самим руководителем, как подтверждение тому, что этот руководитель руководить не умеет. Со всеми морально-психологическими последствиями.

3. На Западе бизнес органично вплетён в местную культуру. Бизнес-мышление усваивается с молоком матери. У нас пока этого ещё нет. Отсюда – у значительной части наших руководителей бизнес-мышление сформировалось ещё не полностью. А, следовательно, консультировать их бессмысленно: вначале нужно «дать» азы бизнес-мышления.

Таким образом, массовое управленческое консультирование директивного толка в России преждевременно. Наиболее актуально сейчас – обучение реальному бизнесу, основам правильного бизнес-мышления (логике бизнеса). В ВУЗах же – сплошная, зачастую никому не нужная теория.

Но тогда возникает вопрос: как обучать бизнесу?

Нам представляется целесообразным использовать следующие методы обучения бизнесу:

1. Метод «активный ученик»: процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы инициатива в получении знаний исходила от обучаемого. Для этого время лекционных занятий сокращается, каждому студенту выдаётся методическое пособие для самостоятельного изучения, а наиболее сложные вопросы проясняются в процессе совместных обсуждений.

2. Метод «развития уникальности»: перед началом занятий с каждым студентом проводится собеседование для прояснения его целей, имеющихся знаний и опыта и, затем, часть программы строится с учетом индивидуальных особенностей этого человека. Этому же методу соответствует организация занятий в форме мастер-класса.

3. Метод моделирования: организуются экскурсии на наиболее успешно действующие коммерческие организации и неформальные встречи с успешными руководителями и бизнесменами. Дело в том, что, как оказалось, невербальные (несловесные) формы обучения – самые эффективные.

4. Метод «обучения практикой»: параллельно с процессом обучения обучающий (мастер) строит свой собственный бизнес (классического типа), а обучаемые имеют возможность наблюдать за этим процессом и даже выполнять, по своему желанию, часть работ по бизнес-строительству. Ведь то, что непосредственно переживается и делается руками, усваивается гораздо лучше, чем какие-то отвлечённые знания.

То есть, основа эффективного обучения построению и ведению бизнеса – обучение практикой. Изучение теории этого дела тоже может быть полезно, но это второстепенно. В условиях, когда люди получают дополнительное образование без отрыва от основной работы, ценность времени студента чрезвычайно велика.  Поэтому теоретическая подготовка должна быть переведена в форму самостоятельного изучения студентом учебного пособия по бизнес-строительству.

Полноценного учебного пособия по бизнес-строительству пока ещё нет, хотя литературы по бизнесу, менеджменту и маркетингу чрезвычайно много. Проблема такого рода литературы, заключается в излишнем теоретизировании, большой доле лишней для практиков бизнеса информации, которую приходится читать, чтобы «выудить» оттуда что-то практически ценное.

Таким образом, учебное пособие по бизнес-строительству предстоит создать. Это должен быть курс по обучению руководителей методам модернизации предприятий в целях повышения их эффективности, и по обучению людей, которые хотели бы создать свой собственный бизнес.

Такой курс может называться «бизнес-строительство», по аналогии с кораблестроением, авиастроением, машиностроением. На английский лад это должно звучать как «бизнес-билдинг» (Business-building).

То, что предложили мы в данной книге, можно считать первым приближением к теории бизнес-строительства. Представленную теорию, необходимо будет улучшать и улучшать. И основным критерием улучшения книги должна стать степень прояснения практических вопросов бизнеса, которое достигается у читателя.

Для кого эта книга? Книга может представлять интерес для:

1.      Владельцев, совладельцев и руководителей высшего звена управления существующих коммерческих предприятий;

2.      Начинающих предпринимателей, приступающих к строительству собственного бизнеса;

3.      Всех, кто стремится к познанию окружающей его социальной действительности, важной составной частью которой является бизнес;

4.      Деятелей сферы образования.

В то же время, данная книга имеет свои ограничения:

А) Книга ориентирована на малый и средний бизнес. В книге не рассматриваются вопросы, возникающие в деятельности крупных российских и международных корпораций. Это связано с тем, что у авторов отсутствует опыт работы с такими корпорациями.

Б) В книге не рассматривается бизнес «нулевого уровня». Бизнесом «нулевого уровня» мы называем бизнес, соответствующий одновременно двум критериям:

1. Имеющий примитивную структуру. Например, когда предприниматель закупает товар на оптовой базе и затем продает его в розницу в своей торговой палатке.

2. Не обладающий потенциалом для качественного роста. Например, когда предприниматель имеет ограниченный кругозор, пытается расширить бизнес в тесной нише, не хочет расширять свой бизнес и т.д.

 

        В книге не рассматривается бизнес «нулевого уровня», потому что для освоения этого уровня не требуется никаких специальных знаний, а предпринимательский опыт, полученный на этом уровне, не особо помогает при работе на более высоком уровне бизнеса. Бизнес «нулевого уровня» – своего рода планктон, питательная среда для бизнеса более высокого уровня развития.

 

Продолжение следует.

 


 

 

Пишите отзывы и пожелания на sposobs@narod.ru

Смотрите сайт: http://www.sposobs.narod.ru/

Участвуйте в современном навороченном и очень интересном форуме http://sokrat.5dom.net


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.antishsde
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное