Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АнтиШСД или как быть человеком - Интервью Мороза


Юрий Леонидович дал интервью Хабаровскому изданию «Профиль бизнеса».

Вопрос:

1. Юрий Леонидович,  с чего начался Ваш путь в бизнесе? Как Вы пришли к идее создания Школы Своего Дела (сейчас это уже Институт Юрия Мороза – прим. ред.)?

 

Мороз:

Мой путь в бизнесе начался с того, что мне надоело, что я намного компетентней того человека, который был моим руководителем и я уволился.

 

Но мы то знаем как было дело. Мороз продавал программные продукты, разработанные в институте, где он работал. Потом он сообразил, что не обязательно отдавать прибыль институту и стал присваивать себе всю прибыль – продавать программные продукты от себя лично, то есть по сути занимался пиратством. После этого и уволился.

 

Мороз:

К сожалению, я не могу рекомендовать так поступать читателям. То, что они являются компетентней своего руководителя, считают 95 процентов сотрудников, но лишь 2 процента, действительно являются более компетентным.

 

Это не является ответом на задаваемые вопросы  «С чего начался Ваш путь в бизнесе? Как Вы пришли к идее создания Школы Своего Дела?

Но Мороз не понял, что срулил с темы и начал отвечать не по существу задаваемых вопросов.

 

Мороз:

Самокритичных людей и людей умеющих себя адекватно оценить так мало, что их можно днем с огнем искать. И все равно не найдешь.

 

Самокритичность – это способность адекватно себя оценить. То есть, по сути, это одно и тоже качество.

 

Мороз:

Если человек с завышенной самооценкой (а таких работает на работе большинство), уволится и начнет создавать бизнес, его ждет неудача.

 

Вовсе не обязательно. Это всего лишь личные заморочки Мороза. На самом деле среди бизнесменов полно людей с завышенной самооценкой. Есть множество факторов, которые могут повлиять на успех в бизнесе. И завышенная самооценка – это всего лишь один из самых незначительных факторов, которые могут повлиять (или не повлиять) на успех в бизнесе.

К тому же – не понятно как Мороз определяет завышенную самооценку.

Я то определяю по фактам (см. рассылку от 25.03.12, которая так и называется – «О самомнении» http://subscribe.ru/archive/economics.school.antishsde/201203/25005848.html  ). А Мороз как определяет – адекватная у кого-либо самооценка или нет – знает только он сам, если вообще знает. А зачастую Мороз просто сам не понимает смысла того о чём берётся рассуждать.

И при этом думает, что имеет адекватную самооценку.

Мороз в частности имеет самомнение о том, что он компетентный бизнес-тренер, который обучает бизнес-секретам. Но почему то настоящие бизнесмены е всерьёз не воспринимает Мороза как бизнес-тренера. Например, на блоге Тинькова и Анисимова – десятки просьб пригласить Мороза. «Юрия Мороза в программе «Бизнес-секреты» хотят видеть чаще, чем Романа Абрамовича, Михаила Фридмана и Стива Джобса». http://oleganisimov.livejournal.com/352468.html

Но они его никогда не пригласят, ибо «шарлатанов в программе видеть не хочется, однако».

 

Мороз:

А если он по привычному шаблону миллионов, возьмет кредит, то его еще ждут большие проблемы, которые решить очень трудно.

 

Это ещё одно неправомочное обобщение.

 

Мороз:

Итак, я оказался тем счастливчиком, который оценил себя адекватно,

 

О, счастливчик! J

Кто, интересно ему сказал, что он имеет адекватное самомнение?

Откуда, интересно, он понял, что у него всё в порядке с самомнением?

Факты то говорят об обратном. И эти факты опубликованы в рассылке от 25.03.12, которая так и называется – «О самомнении» http://subscribe.ru/archive/economics.school.antishsde/201203/25005848.html

 

Мороз:

Кредиты я не брал и начал с продажи программных продуктов (это было еще в далеком 1988 году). А производство програмнных продуктов не требует больших цехов, покупки недвижимости, и прочих очень затратных вещей.

 

Тем более, что Мороз ничего и не производил, а продавал программный продукт, который не сам разработал.

А на вопрос «Как Вы пришли к идее создания Школы Своего Дела?» Мороз ничего не ответил - болтал не по существу заданных вопросов.

 

Вопрос:

2. По Вашему мнению, в чем заключается секрет создания успешного бизнеса? 

 

Мороз:

Как я уже сказал выше в адекватной самооценке. Но, увы, большинство людей хотят казаться чем-то большим, чем они есть. Они пытаются выделиться одеждой, прической, и прочими внещними вещами. А уж давно сказано – быть, а не казаться.

 

О ком тут идёт речь? Тут идёт речь о людях с ЗАНИЖЕННОЙ самооценкой. Люди с низкой самооценкой невольно ждут оценки от окружающих, оценка себя осуществляется по принципу «что скажут окружающие».  У них наблюдается зависимость своей самооценки от оценок окружающих людей, их самооценка требует подкрепления со стороны. Они для того, чтобы поднять свою самооценку, хотят казаться чем-то большим, чем они есть в глазах других. А людям с высокой самооценкой не требуется казаться более значительными, чем они есть.

Чем ниже самооценка, тем меньше поступков может позволить себе человек. И отсюда постоянные внутренние сомнения и тревоги. Люди с заниженной самооценкой не любят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими. Следовательно, и бизнесом не хотят заниматься по той же причине. Человек с заниженной самооценкой внутренне долго не может решиться ставить перед собой и выполнять задачи, с которыми он вполне справляется, поскольку у него для этого есть все возможности и способности.

А изначально то у Мороза речь шла о людях не с заниженной самооценкой, а о людях с завышенной самооценкой (которые якобы обречены на неудачу в бизнесе).

То есть, Мороз, как обычно, сам не понимает смысла того, что пишет и путает людей с заниженной самооценкой с людьми с завышенной самооценкой.

И неверно утверждение Мороза, что секрет создания успешного бизнеса якобы заключается в адекватной самооценке. Есть множество людей с завышенной самооценкой, которые создали успешный бизнес. Завышенная самооценка, наоборот, способствует тому, что человек начинает свой бизнес. А будет ли этот бизнес успешным или нет – тут уже другие факторы влияют.

Яркий пример тому – Мороз. Ему удалось создать успешный инфобизнес (бизнес на продаже информации), несмотря на то, что по очень многим вопросам Мороз имеет явно завышенное самомнение (см. рассылку от 25.03.12, которая так и называется – «О самомнении» http://subscribe.ru/archive/economics.school.antishsde/201203/25005848.html )

 

Мороз:

Второй важный момент необходимый для создания бизнеса, это способность к самокритике.

 

Это не «второй важный момент», а тот же самый. Как уже писалось выше, самокритичность – это и есть способность адекватно себя оценить. То есть это одно и то же качество. Просто Мороз этого не понимает. Как обычно, он не понимает сути того, о чём пишет.

Самокритика — рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, адекватной оценке своего поведения и результатов мышления, критика своих ошибок, вскрытие, выявление недостатков в своей работе, в своем поведении и в своих планах.

То же самое касается и адекватности самооценки – это рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, адекватной оценке своего поведения и  своих планов.

 

Мороз:

В советское время была такая фраза, которую иногда писали в характеристиках: болезненно реагирует на критику.

 

Это вообще не в тему, поскольку в этом фрагменте речь идёт не о самокритике, а способности безболезненно воспринимать критику от других.

Мороз опять путает понятия. Самокритика и способность безболезненно воспринимать критику от других – это разные понятия.

Мороз:

Такой человек никогда не достигнет успеха. И что еще хуже, будет пытаться его изображать, при его отсутствии.

 

То есть Мороз утверждает, что тот человек никогда не достигнет успеха, который не терпит критики со стороны других. Это очередной вздор. Наглядный пример – Сталин. Разве он безболезненно реагировал на критику со стороны других? Нет, конечно. А достиг успеха? Ещё какого.

 

Вопрос:

3. Существует устоявшееся мнение, что в мире лишь два процента людей обладают качествами, необходимыми для того, чтобы стать предпринимателем. Предпринимателем нужно родиться? Или все-таки можно научиться этому, как и другому ремеслу?

 

Мороз:

Это лишь мнение. Никакого научного обоснования за ним нет.

Это похоже на то, что в начале прошлого века, былов России лишь 3 процента грамотных людей. И неграмотным, умение читать и писать, казалось некой почти мистической способностью, на которые способны немногие. Примерно подобная ситуация с предпринимательской деятельностью. Многие люди считают, что им не дано научиться, а раз так, они даже и не попытаются и уж тем более не проявят настойчивость, которая необходима, в изучении грамоты, иностранного языка или предпринимательской деятельности.

 

Мороз не понял сути вопроса и опять выносит свои категоричные некомпетентные суждения и делает неправильные аналогии.

Во-первых, был тезис «в мире лишь два процента людей обладают качествами, необходимыми для того, чтобы стать предпринимателем», а не  тезис «в мире лишь два процента людей могут стать предпринимателем». То есть речь идёт о людях, которые уже сейчас обладают предпринимательскими качествами. Могут ли остальные 98% развить в себе предпринимательские качества – это уже другой вопрос. Поэтому глупо оспаривать тезис о том, что далеко не все уже обладают качествами, необходимыми для того, чтобы стать предпринимателем. Гораздо умнее было согласиться с этим фактом, но добавить, что остальные тоже могут развить в себе предпринимательские качества (до определённого уровня).

Во-вторых, Мороз просто не знает и не хочет знать – есть ли научные обоснования или их нет.

Факт в том, что проводились десятки, если не сотни научных исследований на тему «Кто такой предприниматель и какими качествами он должен обладать». Зарубежными и российскими психологами и социологами написаны сотни диссертаций в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства.  Исследования, с помощью специальных тестов, с достаточной валидностью и надёжностью выявили психологический портрет типичного предпринимателя, рассматривая ту или иную черту личности как предпосылку к профессиональной успешности в сфере бизнеса (причём в опубликованных исследованиях существует ряд достаточно сильных расхождений в перечне тех свойств личности, которые определяют успешность предпринимательской деятельности – таким образом можно говорить об отсутствии строгого разграничения предпринимательских качеств, но наиболее адекватно их отражает термин «предприимчивость»).

Разумеется, что не все люди попадают под портрет предпринимателя, а от 2 до 8 % в разных исследованиях. Причём наименее всего развиты все представленные компоненты предприимчивости у работников по найму с фиксированной оплатой труда. Далее по восходящей идут работники, находящиеся на сдельной оплате труда, топ-менеджеры, частные предприниматели, собственники бизнеса.

В-третьих, аналогия Мороза про умение читать и писать – неуместна, поскольку понятно – как нужно учиться читать и писать. И любой нормальный человек может научиться читать и писать.  А как учиться предпринимательским качествам – не понятно. Мороз то утверждает, что развивать в себе предпринимательские качества можно просто наблюдая и изучая предпринимателей. Но это полная чушь. Так предпринимательские качества не выработаешь.

В-четвертых, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют и в уровне предприимчивости. Предприимчивость – свойство личности, проявляющееся в видении возможных способов извлечения личной (профессиональной, материальной и т.д.) выгоды из ситуации Предприимчивость обеспечивает способность достигать конкретных целей за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты. Но предприимчивость имеет место быть не только в бизнесе, но и где угодно. Поэтому предприимчивый человек – это не обязательно предприниматель. И с другой стороны, можно быть предпринимателем, но не шибко предприимчивым. Вот, допустим, есть два друга или родственника. У одного есть деньги, а другой предприимчивый, но без денег и прочих ресурсов. Они запартнёрились и запустили успешный бизнес. Один вложил деньги, другой свои деловые качества и знания. Они оба – предприниматели, хотя у того, кто деньги вложил – объективно гораздо хуже деловые качества. Поэтому, по большому счёту, вовсе не обязательно обладать какими то качествами, необходимыми для того, чтобы стать предпринимателем. Вот ещё пример – допустим у собственника бизнеса нет нужной предприимчивости и других деловых качеств. Он нанимает компетентных менеджеров, заинтересованных в том, чтобы бизнес был прибыльным (они получают процент с прибыли) и дела идут в гору. Получается, что сам предприниматель – без предпринимательских качеств, а его бизнес успешный.

 

Вопрос:

5. Вы – строгий преподаватель? По каким критериям Вы оцениваете результаты своих студентов?

 

Мороз:

Я справедливый. Как рынок. Или еще одно сравнение. Если вы ведете нездоровой образ жизни, питаетесь заведомо неверно, не соблюдаете ритм нагрузки и отдыха, вместо того, что дать организму восстановиться, снимаете симптомы таблетками, – то вы получите болезни и это бывает очень суровым и даже жестоким учителем, которого не разжалобишь и не уговоришь. Меня тоже не уговоришь.

 

На что именно не уговоришь то?

 

Мороз:

Некоторые говорят, что они хотят слышать позитив, имея ввиду на самом деле, что они в розовых очках и хотят, чтобы я надел такие очки. Но если я вижу, что человек потеряет деньги, я ему так и скажу, если он теряет время или тешит необоснованные надежды, я тоже ему об этом скажу.

 

Кому это Мороз такое говорит? Тем, кто купил курс ШСД? Можно подумать, что Мороз даёт обратную связь тем, кто «обучается» в так называемом институте имени Мороза. На самом деле Мороз никому ничего не отвечает на отчёты, а тупо шлёт всем один и тот же шаблон ответа.

 

Мороз:

Те, кто болезненно переносят критику, могут обидеться и уйти, но потом они получают проблемы, от которых не убежишь. Увы, но во многих случаях, по этой причине я не могу помочь. Человек не хочет слышать, как я ему поможешь?

 

Вопрос то бы – «По каким критериям Вы оцениваете результаты своих студентов?». Мороз так ничего и не ответил.

 

Вопрос:

7. Юрий Леонидович, какой совет Вы могли бы дать тем начинающим предпринимателям, которые еще сомневаются в собственных силах, но «на дядю работать» уже точно не хотят?

 

Мороз:

Начать с того, что стать лучшим сотрудником на дядю, в своей фирме.

 

Ответ не верный. Начать лучше так – устраиваться в фирму того же профиля и сферы бизнеса, в которой планируешь организовать свой бизнес. Для того, чтобы изучить внутреннюю кухню и постараться  добраться до клиентской базы. При этом лучшим сотрудником быть вовсе не обязательно. А что обязательно – так это изучить фишки, с помощью которых можно увеличить прибыль в планируемом  бизнесе. Все эти фишки знает далеко не каждый предприниматель. Много фишек есть, например, в книге «Выжми из бизнеса всё». А также в специализированных курсах (имеется в виду – по специфике выбранного бизнеса).

 

Мороз:

Если они этого не смогут сделать, значит, еще не готовы, если не захотят, значит, у них проблемы с гордыней, а в бизнес гордому человеку лучше не идти.

 

Это полная ерунда. Среди успешных бизнесменов полно напыщенных индюков. Это бизнесу не помеха (или не большая помеха).

 

Мороз:

Не хотите угождать боссу на работе, не жалуйтесь, что вас не повышают, не увеличивают зарплату и вообще угождают. Вот такой он суровый и справедливый мир бизнес. Покупатель всегда прав.

 

Кто так на самом деле думает, тот просто дурак. А кто так не думает, но декларирует, тот лицемер.

 «Покупатель всегда прав!» – заявляет какой-нибудь хмырь, хлопая кулаком по прилавку и требуя признать его правоту на том простом основании, что он покупатель.

А как он может быть прав, если он сам нарушил правила эксплуатации какой-нибудь вещи? Например, на ярлыке написано: «Не подлежит стирке, следует подвергать химчистке» или «Глажение запрещено». Покупатель сам испортил вещь. Разве он прав, требуя вернуть денег?

Ладно, если покупатель это сделал неумышленно. Так ведь находятся вот какие хитрожопые экземпляры: за две-три недели до истечения гарантийного срока холодильника суют отвертку в электрическую схему, холодильник выходит из строя, и продавцы магазина должны выдать таким ушлым покупателям новый холодильник. Или же относив обувь несколько месяцев, специально ломают каблуки и приносят ее обратно в магазин. По статистике потребители-экстремисты составляют примерно 5-8% от общего числа покупателей.

 

Мороз:

Босс покупает труд наемного сотрудника и поэтому он всегда прав. Или как я люблю говорить – предприниматели, вы правы!

 

Среди предпринимателей тоже полно хитрожопых, у которых ни грамма совести. Когда кто-то нанимается к ним на работу, хитрожопые обещают большую зарплату, а на самом деле платят чуть ли не в два раза меньше. К тому же задерживают заплату. В чём они правы, если в наглую нарушают договорённости? Только моральный урод и лицемер может утверждать, что они всегда правы.

Тезис «Предприниматели всегда правы, а сотрудники всегда неправы» по сути означает – я начальник, ты дурак.

Я этот тезис уже подробно разбирал в рассылке Стив Джобс против Мороза (см. http://subscribe.ru/archive/economics.school.antishsde/201203/22215630.html)

 

Мороз:

А недовольные пусть увольняются и ищут себе доброго хозяина, а не жалуются.

 

Это типичная позиция воинствующего беспредела-самодура – «Я тут хозяин – что хочу, то и ворочу, а кто не согласен – давай досвидания».

Итого – в небольшом интервью Мороз умудрился наделать десяток косяков.

 

Кто хочет узнать – какие именно цепочки рассуждений у меня были при разборе именно этого интервью, тот имеет такую возможность. Вы узнаете секреты моего мышления, ход моих рассуждений при разборе этого интервью. Узнав мой алгоритм разбора этого интервью, вы возможно сами сможете так же грамотно выявлять ошибки в рассуждениях (в мышлении) Мороза и прочих гуру. Таким образом, вы вполне ОБОСНОВАНО сможете считать себя гораздо умнее этих гуру.

Это удовольствие стоит всего лишь 500 руб. Присылайте заявки на leogorn@ya.ru

Так же прошу откликнуться тех, кто уверен, что он уже сейчас умеет грамотно выявлять ошибки в мышлении других. У меня есть кое-какие мыслишки – как монетизировать это умение.


В избранное