Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что мешает бизнесу?

  Все выпуски  

Что мешает бизнесу?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что мешает бизнесу? №3 25.08.04

М.Стражник strazhnik@list.ru

 

Поделюсь пока своими соображениями по поводу того, что же мешает бизнесу.

Одна из существенных проблем – заморочки, которые начинаются у владельцев бизнеса после получения первых существенных денег. К сожалению, часто этот счастливый этап становится и спусковым крючком проблем. В чем эти проблемы выражаются? Во первых, владелец, который раньше чувствовал себя неуверенно, так сказать, от каждого куста шарахался, теперь обретает уверенность в себе. Казалось бы – здорово! Ан, нет. Человек сильно меняет свое поведение, напрочь забывая о своих предшествующих страхах. К сожалению, не все из этих страхов были надуманными и теперь, потеряв осторожность, предприниматель начинает делать резкие движения, большие (и рискованные) траты, мол, «Я же убедился, что я крутой». И зачастую такое изменение стиля поведения приводит к довольно быстрому развалу бизнеса, часто залезанию в долги, взятию на себя нереальных обязательств и прочим заморочкам. Происходит, своего рода, переворот: от комплекса неполноценности, недооценки себя, к комплексу превосходства, переоценке своих сил. Эти состояния, на самом деле очень близки друг к другу и очень легко переходят одно в другое.

Что здесь можно посоветовать? Хочу привести формулу состояния изобилия, предложенную Роном Хаббардом, создателем саентологии. Я настороженно отношусь к существующей сейчас «Саентологической церкви», но очень уважаю Хаббарда как мыслителя, так и деятеля.

Итак, формула состояния изобилия.

Для начала определение состояния: Изобилие – такое состояние, когда резко возрастают показатели деятельности, грубо говоря, наступает резкий перелом к лучшему.

Шаги формулы состояния изобилия:

1. Экономь.

2. Раздай долги.

3. Вложи оставшиеся средства в совершенствование своей деятельности.

4. Выясни, какой фактор послужил причиной улучшения и усиль его.

 

Поясню смысл этих шагов, как я его понимаю.

1. Экономь.

Когда человек находится в состоянии неуверенности, но все соблазны приобрести что-то он отвергает, избегает любых излишеств, хотя возникающие желания сохраняются в дремлющем состоянии. Когда же неуверенность исчезает, то у человека возникает тенденция «оттянуться по полной». В результате он совершает массу бесполезных трат, хуже того, часто эти траты оказываются связаны с взятием на себя каких-то обязательств на будущее. Так вот, этот шаг предостерегает от такого развития событий.

2. Раздай долги.

Этот шаг требует использовать пришедшие средства в приоритетном порядке на погашение всех имеющихся обязательств. Зачем это нужно? Во первых, этот шаг помогает понять, а сколько же имеется в распоряжении действительно собственных средств, которые можно смело тратить. Иначе может получиться как в старом анекдоте-диалоге:

- Что ты сделаешь, если выиграешь миллион долларов?

- Раздам долги

- А остальные? (имеются в виду деньги)

- А остальные – подождут (имеются в виду кредиторы:)

Во вторых, нежелание возвращать долгов при появлении изобилия денег вызовет негативное отношение кредиторов, а возврат наоборот повысит «кредитный рейтинг», то есть в будущем будут давать в долг больше и на лучших условиях.

3. Вложи оставшиеся средства в совершенствование своей деятельности.

Часто при появлении больших денег у людей появляется тенденция вкладывать эти деньги в «заманчивые» проекты на стороне. Следует понимать, что такие вложения в недостаточно знакомые области, во первых, весьма рискованны в силу недостаточной информированности, во вторых, будут отвлекать в дальнейшем внимание от основной деятельности, той самой, которая и обеспечила успех. Собственную же деятельность можно развивать со знанием дела у учетом множества факторов.

4. Выясни, какой фактор послужил причиной улучшения и усиль его.

Этот шаг говорит о том, что нужно проанализировать свою деятельность и выяснить какие действия/события предшествовали началу подъема и постараться уже осознанно использовать их для дальнейшего улучшения положения дел.

 

Приведу для справки эту формулу, как она дана у Хаббарда «Введение в саенологическую этику»

 

СОСТОЯНИЕ ИЗОБИЛИЯ

 Когда линия на вашем статистическом графике идет круто вверх, это - Изобилие. Идет ли она круто вверх одну неделю или круто вверх от последнего пункта неделю за неделей, неделю за неделей - это Изобилие.

 Когда у вас Изобилие, неважно, как вы его достигли, вы применяете формулу Изобилия.

 Вы должны применить формулу Изобилия, или случится неприятность. Каждый, кто имеет дело с Изобилием, должен знать вот такие его странности.

 Изобилие - это самое капризное состояние. Если неверно его определить или обращаться с ним не по формуле, оно вас убьет. Вы упадете вниз так быстро, как будто у вас на ногах свинцовые гири. Довольно странно, но это – самое опасное из всех состояний в том смысле, что если вы его проглядите и не примените формулу, вы все окажетесь на улице! Уясните его, и правильно обращайтесь с ним - и вы будете на коне.

 

ФОРМУЛА ИЗОБИЛИЯ

 1. Экономьте. Так вот, первое, что вам надо делать при Изобилии, это - экономить, и надо быть очень и очень уверенным, что вы не покупаете еще чего-нибудь лишнего, с чем связаны какие-то будущие обязательства. Не нанимайте никого, чтобы не иметь каких-то обязательств, ничего подобного. Это все относится к экономии: запомните это.

 2. Оплачивайте каждый счет. Соберите все свои счета отовсюду, каждую копейку, которую вы должны кому-нибудь в этом мире. Заплатите всем.

 3. Остальное вложите в оборудование. Это может быть дополнительное оборудование, лучшее помещение - все, что необходимо, чтобы способствовать поставкам.

 4. Разберитесь, что послужило причиной Изобилия, и укрепите ее.

 

 Посмотрите на статистику. С чего началось это Изобилие? Когда начался этот крутой подъем? И каковы были ваши действия в этот период или как раз перед ним?

 Скажем, вы выяснили, что Изобилие началось, когда вы приступили к выполнению определенной программы в вашем бизнесе - открыли лавку кондитерских изделий, например. Изобилие началось с применения программы повышения качества продаваемых пирожных.

 Хорошо. В соответствии с п.4 этой формулы мы должны укрепить этот момент!

 Выделите действия, которые были сделаны, шаги, которые были причиной или способствовали Изобилию, потому что вы собираетесь закрепить их.

 Закрепив то, что привело к Изобилию, вы поднимаете все это на новую высоту, пока, наконец, оно не взовьется до небес.

 

Пишите strazhnik@list.ru

 

Третья глава Гербера.

 

Глава 3. Детство: Стадия специалиста

…мой дядюшка Сол разводил скунсов, но скунсы простудились и подохли,
а мой дядюшка Сол начал тонким образом подражать этим скунсам…

И. И. Каммингз. "Избранные стихотворения"

Очевидно, что предприятия должны расти, подобно людям; а когда что-то растет, оно изменяется.

К несчастью, большинство бизнесменов не учитывают этот принцип. Большинство предприятий управляется в соответствии с желаниями владельца, а не в соответствии с нуждами предприятия.

Специалист, управляющий компанией, не хочет ни роста, ни изменений.

Он хочет делать все, что взбредет ему в голову, в подходящее для себя время и перестать работать на начальника.

К несчастью, желания специалиста обрекают бизнес на провал еще до открытия.

Чтобы понять причины, давайте рассмотрим три стадии роста предприятия: детство, отрочество и зрелость.

Понимание каждой из этих стадий очень важно для владельцев малых предприятий.

Начальник умер, и наконец-то вы, специалист, вполне свободны. У вас большие надежды. Как будто вам не нужно больше ходить в школу, у вас долгие летние каникулы.

В начале вы готовы на все. Поскольку вы специалист, вы привыкли много работать. Вы с радостью отдаете свое время предприятию на стадии детства. К тому же вы работаете на самого себя.

И вот вы трудитесь. Десять, двенадцать, четырнадцать часов в день. Семь дней в неделю. Даже когда вы дома, вы на работе. Все ваши мысли и все ваши чувства постоянно заняты вашим новым бизнесом. Вы готовы сделать все необходимое, чтобы бизнес продолжал работать.

Но теперь вам приходится делать не только хорошо знакомую работу, но также и новую, которую вы не умеете делать. Вы не только производите продукт, но также закуете его, продаете, транспортируете. На стадии детства вы становитесь великим жонглером, которому нужно, чтобы все шары оставались в воздухе.

Легко определить, что предприятие находится на стадии детства - владелец и бизнес неотделимы друг от друга.

Если владелец куда-нибудь исчезнет, то бизнес не выживет. Он просто развалится!

На стадии детства ваше предприятие даже называется вашим именем - «Местечко Джо», «Закусочная Томми», «Прекрасные продукты Мэри».

И вскоре все волнение, весь труд и пот начинают окупаться. Вы хороший специалист. Вы много работаете. Покупатели не забывают вас. Они рассказывают о вас своим друзьям. У их друзей тоже есть друзья. И все эти люди говорят о Джо, Томми и Мэри.

Все любят Джо, Томми и Мэри. Они работяги и делают хорошую работу. Покупатели от вас без ума и народ валит валом.

Поначалу вам все это нравится!

Но потом картина меняется. Вам начинает не хватать времени. Вы просто не можете делать всю эту работу в одиночку. Покупатели беспрерывно требуют от вас чего-то. Вы избаловали их и они хотят, чтобы их обслуживали именно вы. Вы работаете с бешенной скоростью.

И происходит неизбежное. Вы, великий жонглер, начинаете ронять шары!

Этому нельзя помочь. Как бы вы не пытались, вы не можете поймать все шары. Ваш энтузиазм ослабевает. Доставка, раньше очень быстрая, начинает запаздывать. Все кажется не таким удачным, как было в начале. Работа валится из рук.

Прически Джо не выходят такими, как раньше. «Я сказал коротко сзади, а не по бокам». «Меня звать не Фред; это мой брат - я никогда не стригся «под ежик».

В печатной продукции Томми начинают появляться недочеты: смазанный шрифт, не те цвета, не та бумага. «Я не заказывал визитки, я заказывал обложки для каталогов». «Розовый? Я говорил - коричневый!»

Что вы делаете? Вы разрываетесь. Вы работаете все больше и больше. Вы вкладываете больше времени и сил.

Если раньше вы работали по двенадцать часов, сейчас вы работаете по четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать! На шары продолжают выпадать у вас из рук!

Внезапно, Джо, Томми и Мэри хотят, чтобы их имена исчезли с вывесок. Им хочется скрыться.

Вы внезапно видите себя в конце невероятно напряженной недели, поздним субботним вечером за бумагами, и пытаетесь разобраться в том, что вы не успели сделать за неделю, и в том, что вам предстоит сделать. И вы понимаете, эта работа не будет сделана. Вы просто не в силах сами сделать эту работу!

Вам в голову неожиданно приходит мысль о том, что ваш бизнес стал вашим Начальником, от которого, как вы считали, вам удалось избавиться. От начальника невозможно избавиться!

Детство заканчивается, когда владелец осознает, что бизнес не может идти так, как он шел до сих пор; что для выживания его нужно изменять.

В этот момент - когда реальность становится очевидной - происходит большинство неудач в бизнесе.

После этого, большинство специалистов захлопывают за собой дверь и уходят.

Для тех, кто остается, наступает период отрочества.

На лице Сары опять появилось отчаяние. Такое состояние я видел раньше у многих клиентов. Когда владелец предприятия - специалист - внезапно осознает реальное положение вещей, у него возникает отчаяние. Возникшая трудность кажется непреодолимой. Но у меня было ощущение, что Сара усвоит эту идею.

«Я пока еще не понимаю» - сказала она. «Почему нельзя быть просто специалистом? Раньше я любила свою работу. И если бы мне не приходилось делать столько разных вещей, я бы продолжала ее любить!»

«Конечно, ты бы продолжала» - ответил я. «Дело именно в этом! Вполне позволительно быть специалистом. Непозволительно быть специалистом и владельцем бизнеса одновременно! Потому что специалист смотрит на мир снизу вверх, хотя должен смотреть сверху вниз. Специалист видит работу, которую необходимо сделать и сразу же берется за эту работу!

Если вы хотите выполнять работу, то найдите себе рабочее место в чужом бизнесе! Не нужно работать в своем собственном бизнесе. Потому что когда вы работаете, отвечаете на телефонные звонки, печете пироги, моете полы и окна, все трудитесь и трудитесь, вы упускаете из виду нечто гораздо более важное - предпринимательскую работу, стратегическую работу, которая продвинет вперед ваш бизнес».

«Нет» - сказал я - «нет ничего плохого в том, чтобы делать работу специалиста, она может доставлять удовольствие».

«Проблема возникает, когда специалист поглощает остальные грани личности, когда специалист заполняет все ваше время работой, когда специалист игнорирует задачу развития бизнеса».

«Быть хорошим специалистом - это еще не все, что нужно для построения успешного малого бизнеса. Отдавать все время решению тактических задач, как делает каждый специалист, страдающий от предпринимательского зуда - это значит взваливать на себя изнурительную, запутанную и принижающую работу.»

«Я знаю, что тебе известно это чувство, Сара. Видишь ли, до тех пор, пока ты смотришь на бизнес глазами специалиста, ты и будешь жить его ощущениями.»

Я видел, что Сара до сих пор отталкивает идею о необходимости делать по-другому свою работу. Я ждал от нее вопросов, и они не замедлили появиться.

«Я даже и представить себе не могу на что будет похож мой бизнес без меня» - сказала она. «Мой бизнес всегда зависел от меня. Если бы не я, мои клиенты пошли бы в другое место. Я не понимаю, что в этом такого?!».

«Подумай вот о чем» - сказал я. «В бизнесе, который зависит от тебя, от твоего стиля, от твоей личности, от твоего желания и готовности выполнить работу, клиенты, конечно, уйдут, если тебя не окажется на месте. А разве ты не ушла бы?

Потому что в таком бизнесе клиенты покупают не способность твоего бизнеса дать им то, чего они хотят, а твою способность это дать. Здесь и заключается ошибка.

А что, если ты не хочешь там находиться? Что если тебе хочется быть где-то в другом месте? В отпуске? Или дома - читать книгу, работать в огороде? Разве нет такого места, где тебе хотелось бы быть вместо того, чтобы вести свой бизнес, обслуживая клиентов, которые нуждаются в тебе так сильно потому, что только ты можешь делать то, что им нужно?

Что, если ты заболеешь или захочешь поболеть? Или тебе просто лень?

Теперь ты видишь? Если твой бизнес полностью зависит от тебя, то ты имеешь не бизнес, ты имеешь работу. И это худшая работа на свете, поскольку ты работаешь на безумца!

И, кроме того, цель основания бизнеса заключается не в этом.

Цель основания бизнеса заключается в том, чтобы освободить себя от работы, и быть способным создавать работы для других людей.

Цель основания бизнеса заключается в том, чтобы расширить свои горизонты, чтобы изобрести нечто такое, чего еще не было на рынке».

Сара сказала: «Мне надоело повторяться, но что, если я хочу быть специалистом в своем бизнесе? Если я не хочу делать ничего другого?»

«Тогда избавься от своего бизнеса» - воскликнул я. «И чем быстрее, тем лучше. Ты не можешь делать одновременно два дела. Ты не можешь игнорировать финансовую и административную сторону. Ты не можешь игнорировать необходимость твоих будущих работников в руководстве, в цели, в эффективной коммуникации, в чем-то большем, чем просто помогать тебе делать свое дело. Не говоря уже о том, что нужно для процветания твоего бизнеса: чтобы ты понимала, как развивается бизнес, чтобы ты понимала динамику бизнеса - финансовые потоки, рост, чувствительность клиентов, конкурентную среду и т.д.»

«Дело в том» - сказал я, видя, как ее лицо опустилось и затем снова начало подниматься с вопросительным выражением - «если все, что тебе нужно от бизнеса - это выполнять ту же работу, которую ты выполняла раньше, получать за нее больше и иметь больше свободы, то твоя жадность - я понимаю, что это звучит грубо, но дело обстоит именно так - твоя самовлюбленность в конце концов погубят и тебя и твой бизнес».

«Ты не можешь играть роль специалиста и игнорировать роли предпринимателя и менеджера лишь потому, что ты не готова играть их.

Ведь с того момента, как ты решила организовать малый бизнес, Сара, ты начала играть в более сложную игру, чем ты играла до сих пор.

Для того, чтобы играть в эту новую игру, называемую построением жизнеспособного малого бизнеса, твоего предпринимателя нужно выманить, дать ему свободу. Нужно так же поддержать твоего менеджера, чтобы он научился поддерживать порядок и превращать идеи предпринимателя в конкретные действия.

Все, меньшее, чем это, неизбежно приведет тебя на край пропасти и столкнет тебя туда.

Поэтому, хотим мы того или нет, мы должны учиться. Самое интересное состоит в том, что как только мы начинаем, как только наш специалист начинает сдавать позиции, как только ты освобождаешь место для своих остальных граней личности, игра становится более выгодной, чем ты могла себе представить».

«Расскажи мне об этом побольше» - сказала Сара. «Я хочу об этом знать».

«Хорошо» - ответил я. «Я вижу, что ты понимаешь больше, чем отдаешь себе в этом отчет. Но сначала давай перейдем к отрочеству, второй стадии развития малого бизнеса».

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное