Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта, Условия успеха внедрения процессного подхода


Заинтересованный Заказчик изменений. Согласие. Включение команды. ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ 

Условия успеха внедрения процессного подхода

 

 

Dahab2018_500.JPGДобрый день!

Тема выпуска. Условия успеха внедрения процессного подхода

Dahab2018_500.JPGПроцессный подход – штука, в общем-то, простая. Однако практика показывает, что далеко не всем компаниям удается его внедрить. Давайте обсудим некоторые условия успеха.

Влиятельный и очень заинтересованный Заказчик изменений

По сути, это главное условие. Если есть сильный, упорный и вовлеченный Заказчик, готовый идти до результата и при этом меняться сам – все сложности на пути можно преодолеть.

Но только если у Заказчика хватит на это духа. Как говорится, энтропия (хаос) возрастает самопроизвольно, и только воля человека может этому противостоять.

В среднем и малом бизнесе Заказчик – это, конечно, его собственник. В крупном – тоже, если это конкретное физическое лицо.

Строить и внедрять систему будут люди из вашей команды. Не вы лично. Но вот волевым центром этой работы можете быть только вы. Потому что успешный системный бизнес по-настоящему нужен только вам. Поэтому перед началом проекта убедитесь, что настроены серьезно. Навести порядок в бизнесе, отладить бизнес-процессы – это ключевое решение. По своему значению – не менее важное, чем решение начать свой бизнес, которое вы приняли когда-то. Для многих владельцев – одно из самых главных в жизни. Примерно как жениться или выйти замуж.

Александр Яковлев, основатель компании "Нова Тур" (Москва). Во всей истории по наведению порядка в бизнесе цель собственника – это движущая сила преобразований, путеводная звезда. Поэтому перед тем как начинать, настоятельно рекомендую разобраться в себе. Когда цель проработана и осознанна, она дает колоссальную энергию для преобразований. А вот если цель просто декларирована или есть колебания, то энергии довести процесс преобразований до победного конца может и не хватить…

Михаил Рыбаков. Эх, если бы каждый собственник на старте изменений имел четкую цель и был в ней уверен… Гораздо чаще есть лишь недовольство текущей ситуацией («бардак достал!»), смутные мечты о порядке, о росте (реже – качественном развитии) бизнеса, о новых проектах, возможности хоть иногда отдыхать от текучки.
Впрочем, можно начинать и с этого, а свою цель осознавать по ходу проекта изменений: «Ввяжемся, а там разберемся». Это очень по‑нашему, по‑русски… Чаще всего так и происходит.
Признаться, именно так я стал когда‑то бизнес‑тренером, потом – бизнес-консультантом, а позже – психологом.

В акционерных обществах – сложнее, там персонального Заказчика как такового нет. Похожая ситуация в дочерних компаниях холдингов, в том числе иностранных. Наемный директор не в полной мере может играть роль Заказчика. Если только он не владеет значительной долей собственности – как правило, так бывает, если это бывший владелец бизнеса (часто – его основатель), у которого холдинг выкупил контрольный пакет. Бывших владельцев, как и бывших мужей/жен, не бывает – он всегда будет относиться к компании как к своей. К тому же у него высокий авторитет в коллективе.

В государственных и окологосударственных организациях настоящего Заказчика, к сожалению, нет в принципе – там «все вокруг колхозное, все вокруг мое».

Изменения всегда вызывают сопротивление. И нужно много энергии, упорства и авторитета, чтобы они все-таки произошли.

Так уж на Руси повелось, что люди всерьез что-то воспринимают только если это нужно Самому главному. Причем не просто нужно, а он активно это продвигает.

Dahab2018_500.JPGЧасто к нам обращаются энтузиасты с разных уровней иерархии в своих компаниях. От исполнительных директоров до начальников отделов и специалистов. Где-то узнали о нас, изучили материалы – понравилось. Болеют за дело, хотят навести порядок в компании, где работают по найму.

Я всегда тепло отношусь к таким людям – на них держится мир. Мы беседуем, обсуждаем ситуацию. Спрашиваю, кто инициатор изменений: владелец компании или… Предлагаю такому энтузиасту переговорить с собственником бизнеса – чтобы тот лично с нами связался.

Нас часто спрашивают, как воздействовать на собственника, чтобы он начал отлаживать бизнес.

Никак! Можно предложить, дать материалы, показать выгоды. Все – дальше его решение. С уровня наемных руководителей невозможно серьезно изменить бизнес без вовлечения его собственника.

Вот если Главный начал изменения и продолжает поддерживать их своей волей и авторитетом – для энтузиастов найдутся важные роли. А если не начал… Думайте сами, решайте сами.

И уж тем более – невозможно изменить бизнес, находясь в роли внешнего или внутреннего консультанта. Лучше даже не пытайтесь. Ну или попробуйте – набейте собственные шишки.

Зато можно помочь Заказчику и его управленческой команде изменить их бизнес.

 

Практическое задание

Кто в вашем бизнесе – Заказчик изменений? Достаточно ли у него мотивации к изменениям, упорства? Ну и, конечно, влияния, авторитета в команде?
 

Согласие в управленческой команде

С точки зрения иерархии бизнес представляет собой пирамиду:

Пирамида власти и согласия в компании

В проекте изменений (как и вообще в работе компании) очень важно достигать согласия в управленческой команде.

Dahab2018_500.JPGЕсли у вас микробизнес – добейтесь согласия сразу между всеми ключевыми людьми.

В среднем и крупном бизнесе эта задача сложнее: больше людей, уровней власти, неформальных связей и т. д.

В каких вопросах нужно достичь согласия? Например:

  • Где мы как компания сейчас находимся? Какие у нас проблемы?
  • Куда развивать бизнес? Для собственников и топов ответ на этот вопрос вытекает из их личных целей. У людей такого уровня больше свободы в жизни, чем у других. Они оказывают сильное влияние на бизнес. Тупо заставить их «поворачивать северные реки на юг» невозможно, да и не нужно.
  • Как прийти к намеченному ви´дению и целям? Какова стратегия?
  • Какие у нас базовые ценности? Какие принципы управления?
  • И множество других вопросов. Например – какие процессы в нашем бизнесе считать основными?

Желательно достигать согласия сверху вниз: по уровням иерархии и неформального влияния.

1. Сначала нужно договориться совладельцам и людям, входящим в их узкий круг. Например, это могут быть близкие родственники, влияющие на бизнес. Часто – жены или мужья владельцев.

2. Затем к людям этого уровня добавляются топ-менеджеры. В крупном и среднем бизнесе – это вице-президенты, директора по направлениям, иногда – директора регионов (Сибирь, юг и т. п.) и самых больших дочерних компаний.

В малом бизнесе этого уровня обычно нет. Возможно, есть один-два ключевых руководителя, близких к владельцам.

3 Среднее звено. Руководители департаментов, отделов, цехов и т. п., а также их замы.

Dahab2018_500.JPGВ холдингах и группах компаний к этому уровню можно отнести директоров дочерних и зависимых компаний.

4. Линейные руководители – начальники участков, мастера, бригадиры.

5. Ведущие специалисты. А также пока не ключевые, но имеющие хороший потенциал для роста.

Что значит – согласие?

То, что все участники команды действительно согласны с тем, что «белое – это белое», а «твердое – это твердое». Не круглое и не деревянное.

Звучит комично, но в жизни бывает очень непросто договориться по, казалось бы, пустяковым опросам.

Потому что (рассмотрим уровень совладельцев и топов):

  • Часто это друзья детства, однокурсники или родственники – между ними свои давние «хвосты» в отношениях. Нерешенные конфликты, обиды. Если в бизнесе участвуют разные поколения родственников, почти всегда встает вопрос «отцов и детей».
    Кстати, это не значит, что семейный бизнес – всегда плохо. Зачастую наоборот, ведь людей связывают крепкие узы. Но очень важно правильно выстроить отношения в такой непростой системе: личные и деловые. Управление семейным бизнесом – отдельная непростая задача, с которой мы работаем все чаще в последние годы.
  • Изменение ситуации влияет на расклад сил и распределение власти.
  • Для владельцев и топов бизнес – важная часть жизни, от него зависит их благосостояние и статус. Любые изменения – это большой риск для них лично и их семей.
  • Как правило, руководители находятся в слиянии с бизнесом и теми подразделениями, которые возглавляют. Им очень трудно посмотреть на ситуацию со стороны и сверху.
  • Они не умеют и не хотят понимать друг друга.
  • И так далее.

Двигайтесь сверху вниз. Если наверху серьезные разногласия (а они бывают часто), сначала решите их. Не получается договориться самим – обращайтесь, поможем.

Например, наш клиент – производственно‑торговая компания, по одному из видов стройматериалов – крупнейший производитель в России. На стартовой сессии мы дали людям задание – определить ви´дение будущего, то есть решить, каким будет бизнес через несколько лет.

Утро второго дня началось с выступления основателя компании. Его вдохновенный рассказ был встречен удивленным молчанием команды и вопросом соучредителя: «Слушай, а ты откуда это взял?» – «Сегодня ночью придумал, до двух часов не спал». Оказалось, что он забыл согласовать свои планы с партнерами.

Постепенно они пришли к согласию – на это понадобилось несколько месяцев плотной работы.

Dahab2018_500.JPGЕсли вы наверху не можете друг с другом договориться, то у подчиненных тем более начинается «разрыв мозга» – кто прав, кого слушать: «Папы, вы сначала разберитесь там между собой». Или люди могут поделиться на группы, поддерживающие разных боссов. Так часто бывает: это «мои» люди, а это – «твои». У каждого боярина – свое войско.

Так, в семье, где у родителей (и бабушек с дедушками) разные подходы к воспитанию – ребенок вырастает с множеством неврозов. Потом они серьезно осложняют человеку жизнь на долгие годы. Голоса авторитетных фигур продолжают звучать в голове человека, ведут там непрерывную борьбу за власть, отнимают силы.

Итак, пока не прорешали важные вопросы наверху, выносить их вниз очень не рекомендую. Но и не выносить нельзя – надо вовлекать людей. Просто все нужно делать правильно.

Практическое задание

Есть ли согласие в вашей управленческой команде? Для начала – среди собственников и близких к ним людей.
Если не получается договориться самим (или даже начать серьезный разговор), обращайтесь за профессиональной помощью.

 

Включение команды

Если хочешь идти быстро – иди один.
Если хочешь дойти далеко – идите вместе.
Африканская пословица

 

Конечно, не до уровня уборщицы «бабы Мани». Но ключевые люди компании должны быть соавторами перемен. Их субъектами, а не только объектами.

«Человеческий фактор» – то самое, обо что рассыпается большинство благих идей бизнесменов и руководителей, которые не умеют с ним правильно работать.

Можно придумать красивые бизнес-процессы, оргструктуру и т. д. Но если люди не будут все это грамотно и с желанием использовать, само работать оно никогда не станет.

На компьютер можно установить новую программу. И если она написана хорошо, точно будет работать. С организациями не так.

Организация – не машина, а скорее – живой организм.
Его невозможно силой заставить что-то делать.

Можно пробовать. Можно требовать, давить и угрожать. Применять кнуты и пряники. Но человек и компания делают только то, что хотят. И так, как это им выгодно. Из-под палки – тоже работают. Но плохо и ненадежно. Стараясь при каждой возможности начать делать что-то свое и по-своему.

В авторитарно управляемых организациях сотрудники начинают лениться и/или воровать, как только «надсмотрщик» ослабляет контроль. В школах с суровой дисциплиной подростки начинают «отрываться», как только появляется возможность.

Потому что они – против системы. А система против них. В этой бесконечной войне проигрывают все.

В связи с этим

Задача руководителя – сделать так,
чтобы люди САМИ захотели делать то, что нужно вам.

А точнее –

Максимально совместить цели всех участников команды
и понимание того, как к ним прийти.

Тогда и работать они будут не из-под палки. Не на ваших призывах и/или угрозах.

Dahab2018_500.JPGНе на вашей, а на своей собственной энергии.

И это очень хорошо. Это – правильные отношения собственника со своим бизнесом и командой.

У людей очень много сил, часто скрытых под коркой равнодушия и пофигизма. Нужно их открывать и грамотно направлять в благое русло. Как прочищают старые заброшенные родники и колодцы. Это тонкая и очень благодарная работа.

Мне приятно, что с каждым годом у нас все лучше получается помогать клиентам прийти к такой живой, «самодвижущейся» компании. В начале своего консалтингового пути я считал это утопией и двигался вперед лишь благодаря своему оптимизму и упорству.

Александр Яковлев. На одной из наших первых сессий стратегического планирования мы выполняли задачу – нарисовать образ компании через 10 лет (ви´дение).
Команда разделилась на две группы, одна из которых видела образ в виде живого, развивающегося организма – разумного дерева. А другая – в виде механизма: катка, который закатал весь окружающий мир асфальтом (заполнил рынок продукцией).
Казалось бы, такие смешные и даже примитивные образы никак не могут отразить стратегию. Но жизнь показала, что это были два разных мировоззрения в управленческой команде, которые так и не удалось объединить.
Разумное дерево победило, но усилия второй части управленческой команды по закатыванию мира в асфальт стоили компании многие миллионы рублей и едва не обернулись крахом бизнеса.

Практическое задание

Насколько ваша команда включена в развитие бизнеса? Вы уже пробовали вовлекать людей? Какие результаты?
Что предпримете сейчас?

 

Эти и другие важные условия успеха внедрения процессного подхода и наведения порядка в бизнесе мы проработаем во время бизнес-лагеря "Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие".

Бизнес-лагерь начнется через 10 дней - 16 марта, и пройдет в Дахабе (Египет) в лучшем отеле города - Safir Dahab Resort 5* (бывший Hilton).

Dahab2018_500.JPGОтель располагает прекрасными возможностями для отдыха: на берегу есть станция для виндсерфинга, дайв-центр, другие водные виды спорта, прекрасный SPA. Для детей есть песчаное мелководье, разнообразные возможности для игр и развлечений. Участникам лагеря и их семьям - хорошие скидки.

Активно участвуя в бизнес-лагере, вы:

  • Создадите обоснованную стратегию развития своего бизнеса.
  • Отладите архитектуру своей компании: чтобы она работала стабильно и давала предсказуемые результаты.
  • Научитесь вовлекать команду в развитие бизнеса: от совладельцев и топов до рядовых сотрудников. Особенно полезно приезжать на лагерь топ-командой.
  • Будете грамотно управлять изменениями: чтобы они действительно воплощались, а не оставались на бумаге.
  • Сможете выйти из текучки: заниматься стратегией и развитием, а также отдыхать, путешествовать и радоваться жизни :)

Рекомендую участвовать командой собственников и топов, чтобы после мероприятия говорить на одном языке, достичь согласия и эффективно внедрять изученное после возвращения в компанию.

Забронируйте места для себя и своей команды!

Отзывы участников

Андрей Макаров, заместитель генерального директора по IT, компания «Петровайзер», Тверь
Общее впечатление от лагеря – невероятно прочищает мозги как в плане бизнеса, так и взглядов на жизнь. В общем, дополнительно вынес из лагеря мысль, что каким бы двужильным ты не был, не получится бизнес тащить одному. Это всегда командная работа. То есть, нужна команда специалистов, команда увлеченных людей, которую должны воспитать и вырастить собственники и топ-менеджмент любого бизнеса.
Прекрасное место Михаил и Ольга нашли для лагеря. Очень здесь комфортно. Очень хорошая, эффективная работа. Всем рекомендую. Спасибо!

Dahab2018_500.JPGЕлена Гусева, собственник компании «Мечта Трэвэл» (организация путешествий, ретритов и корпоративных поездок), Москва
Это мой третий бизнес-лагерь. И он меня не перестает восхищать, наполнять и развивать мой бизнес, потому что каждый раз я прихожу с какими-то новыми задачами или прихожу совсем без задач, с каким-то сопротивлением, но здесь на месте мои преграды рушатся, мой разум меняется, и я иду в новое развитие. Вот, например, к этому лагерю моя компания выросла в два раза по численности сотрудников, у меня на регулярной основе назначены встречи с моей командой, и уже прописаны несколько новых бизнес-процессов по моему новому направлению.
На этому бизнес-лагере очень много классных людей, за которыми хочется тянуться. Это собственники, это топы, это люди, которые масштабного мышления.
Я всем очень рекомендую участвовать в бизнес-лагерях, развиваться, расти и преодолевать свои барьеры, из-за которых иногда мы можем где-то притормаживать. Здесь эти преграды рушатся. Спасибо!

***

Вы читали выпуск № 555.1 от 07.03.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог, автор 4 книг
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

30 минут про ваш бизнес
Бесплатная консультация для собственников и топ-менеджеров

WWW: www.mrybakov.ru
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram: mikerybakov
Тел.: +7 (495) 926-26-09

 

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

 

Книги Наталии Морозовой
 

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное