Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Зачем вам бизнес-процессы


Зачем вам бизнес-процессы?


photo1653910413.jpegДобрый день!

Бизнес-процесс – это четкий, зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности. Например, поиск клиента, выполнение заказа и т. д. Бизнес-процессы многократно повторяются:

Пример бизнес-процесса

Идея процессов давно известна, а преимущества – понятны. Опишите, как вы работаете, добейтесь четкого исполнения процессов, совершенствуйте их – и получите массу выгод. Вот лишь некоторые.

  • Повышение управляемости бизнеса и его прозрачности для руководителей, возможность осмысленно его совершенствовать с точки зрения скорости, качества, себестоимости и т. п.
  • Уменьшение рисков: увод клиентов, потеря технологий при увольнении ключевых сотрудников и пр.
  • Снижение зависимости от персонала – как от звезд, так и от нерадивых сотрудников. При хорошо проработанной технологии выполнения работ проще найти работников, не обязательно нанимать свехталантливых. Новички легче и быстрее начинают выдавать нужный компании результат.
  • Высвобождение времени и сил на развитие бизнеса и вообще на жизнь.
  • Повышение качества работ, а значит – репутации компании на рынке.

И в конечном счете – рост прибыли и устойчивости компании. В том числе в кризис. Результаты измеряются не только деньгами.

Пример

Анна Чепик, основатель и руководитель Центра развития детей «Чудо-школа Умница», Москва:

Четыре года назад я впервые услышала термин «бизнес-процесс». Свой бизнес – детский центр развития – я создавала 15 лет назад фактически по наитию, на диком энтузиазме :) .
Сначала идея процессов показалась мне совершенно непонятной. Но начав с описания и внедрения в одно из направлений центра общего развития – психологического сопровождения детей, я увидела повышение родительского спроса на услуги нашей психологической службы: с 3–5 консультаций за месяц у одного психолога до 16–25, а затем и 34!
Что нам это дало?
Во-первых, устранение психологического барьера между семьей и центром и как следствие – повышение уровня доверия к нам. Теперь взаимодействие родителей, психологов и педагогов стало более глубоким и результативным.
Во-вторых, увеличение прибыли компании.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы грамотно продемонстрировать родителям нашу педагогическую компетентность: составляем годовой план работы, пишем статьи, организуем родительские клубы и т. д. Главное, что наши посетители активно участвуют в планомерной деятельности центра по развитию своего ребенка, мотивированы на результат и приходят к нам со вторым, третьим и даже четвертым ребенком.
Конечно, нам еще многое предстоит сделать для того, чтобы каждое направление центра стало эффективным. Однако уже сейчас прописывание процессов вместе с командой не только сплачивает коллектив, но и позволяет увидеть давно работающих людей в новых ролях, увлеченных и профессионально растущих!

Про бизнес-процессы написана куча книг, их изучают в вузах и на MBA. Однако примеров успешных внедрений в России крайне мало.

Более того, мы все чаще сталкиваемся с бизнесами, которые уже пытались внедрить процессы, но у них это не получилось. Часто попытки были связаны с созданием системы менеджмента качества на основе стандарта ISO-9001 и / или какой-либо информационной системы. Порой таких попыток было уже несколько, в основном – провальные.

Причины разные:

  • Зачастую формальное отношение к написанию регламентов и прочих «бумажек». Это точно не работает.
  • Слабое понимание процессного подхода. Увы, на постсоветском пространстве его действительно понимают и умеют использовать лишь единицы. Большинство книг отражают очень слабое владение темой. То же относится и ко многим преподавателям. А от некачественных книг и плохой учебы вреда больше, чем пользы.
    Простейший пример: большинство авторов не понимают важности того факта, что почти все процессы в компаниях – сквозные. То есть проходят через несколько подразделений и должностей и большинство проблем происходит на стыках. Но авторы предлагают описывать отдельно процессы отдела продаж, процессы департамента производства, процессы службы персонала и пр.
    Это не просто неполезно – это вредно, так как усиливает проблемы и «замораживает» их! Неудивительно, что кривое использование даже сильной технологии дает отрицательные результаты.
  • У большинства консультантов, специалистов по управлению качеством и информационным технологиям недостаточно навыков работы с людьми, вовлечения их в изменения. Компетенция многих из них заканчивается на написании документов и / или программировании. А то, что без грамотного внедрения в культуру компании все это пустое, – кто ж об этом думает?
  • Процессный подход помогает выстроить эффективную работу в компании по горизонтали – между сотрудниками и подразделениями. А это в корне противоречит традиционному для России и сопредельных стран авторитарному подходу: «Я начальник – ты дурак».

Формальное описание процессов без осознания сотрудниками, без вовлечения людей, без внедрения напоминает мне известный культ карго. Племена, живущие в Меланезии, копируют действия белых людей, например, строят из кокосовых пальм и соломы копии взлетно-посадочных полос, радиовышек и т. п., регулярно проводят возле них «строевые учения», используя ветки вместо винтовок. Они верят, что это привлечет транспортные самолеты (которые считаются посланникам духов), заполненные грузом с едой и другими ценными для них вещами.

Также и с бизнес-процессами: «На Западе (и Востоке) описывают – значит, и нам это поможет». Как гласит русская пословица: «Слышал звон, да не знает, где он».

Итог – полнейшее разочарование руководителей и сотрудников в самой идее процессного подхода и вообще системного улучшения бизнеса. Пока в компанию не приходим мы :) .

В большинстве случаев нам удается преодолеть неверие людей, хотя бывают и особо запущенные случаи.

Когда получается – компания переходит на совершенно иной уровень. И отзывы подтверждают это.

Практическое задание. Вы уже описывали и внедряли бизнес-процессы в своей компании? Что получилось, что нет?
 

Моя цель – сделать работу над бизнес-процессами понятной и прозрачной для вас и вашей команды. А также – увлекательной.

Наводить порядок в бизнесе проще людям логического склада ума: программистам и аналитикам, инженерам и физикам, математикам и финансистам. Но и для «лириков» это вполне реально – методика простая. А в чем-то у гуманитариев получается даже лучше, чем у технарей. Гуманитарию сложнее создать и понять схему, зато он гораздо лучше чувствует и понимает живых людей. А это – половина успеха.

Многие надеются на быстрый успех, хотят получить «все и сразу». Увы, это случается крайне редко и длится недолго. Лучше не уповать на удачу, а засучить рукава и настойчиво работать над выстраиванием качественного бизнеса. Чтобы потом пожинать заслуженные плоды: радость от результатов, стабильно растущую прибыль и свободное время.

Конечно, можно самостоятельно. Однако практика показывает, что это получается далеко не всегда. Если наломаете много дров – исправлять потом будет сложнее. Особенно если разочаруется команда: это происходит при «кривых» попытках самостоятельного внедрения.

3 апреля я начиная практический онлайн курс "Описание и оптимизация бизнес-процессов и оргструктуры".  8 насыщенных практических занятий в зуме и домашние задания для проработки в вашей компании.

Участвуйте своей топ-командой, чтобы внедрить полученные знания и навыки.

Забронируйте места для себя и своей команды.

***

Отзыв участницы курса "Описание и оптимизация бизнес-процессов и оргструктуры"

Виктория Рожкова, генеральный директор мебельного предприятия

У нас свои магазины по продаже мебели. В этом бизнесе мы 22 года, знаем о рознице все. Год назад мы приобрели производство металлоконструкций для кухни — стулья, табуреты, столы. Новое для нас направление: другие процессы, иной масштаб.


Благодаря учебе у Михаила, поняли, что такое бизнес-процессы и как они работают.

За время обучения прописали бизнес-процессы, в т. ч. в новом направлении, получили много инсайтов, нашли ЗБР. Действующим работникам стало видно, что нужно изменить. Новым работникам теперь легче включаться в работу — сразу понятно, что нужно делать. Польза колоссальная!

Работа в малых группах придавала много энергии. Мы разбирали бизнес каждого участника. В чем преимущество работы в группах — с разных точек зрения на твой бизнес смотрят разные люди, и они дают много советов и идей. Это прямо бесценно! Слушая и рассматривая процессы других компаний, я находила для себя много полезного.

По подаче материала: Михаил объясняет просто и очень доходчиво, никакой воды. Это не лекция, когда ты послушал, вышел и забыл, а конкретная практическая работа. Мы получаем задание и работаем в группах, анализируем бизнесы друг друга. Потом переносим на свои предприятия.

Мы получили результат сразу же и в рознице, и на мебельном производстве. Собрали рабочие группы, сделали сессию, выявили цели. И сейчас эти рабочие группы собираются и работают над задачами. Конечно, все это будет еще улучшаться.

Чем еще оказалась полезной работа с бизнес-процессами — когда мы командой описывали оргструктуру, наш собственник увидел, что у меня в прямом подчинении более 20 человек и это большая нагрузка. Взяли директора розницы, стали работать более продуктивно, а я высвободила время для развития.

Что главное я вынесла из курса — однозначно надо расписывать бизнес-процессы. Это прямо необходимо! Что у нас не получилось? Пока все внедряем, все получается.

Мой совет всем, кто сомневается, участвовать в курсе или нет. Это очень полезно, во-первых, тем, кто уже давно развивает свой бизнес. У нас в Казахстане предприниматели с богатым опытом, которых все знают, и те продолжают учиться, постоянно улучшают свой бизнес, находят новые идеи. Во-вторых, тем, кто только начинает строить свой бизнес. Это вообще такая помощь!

Я прошла курс по бизнес-процессам, потом группу по деньгам — все понравилось. Даже мама заметила, что я стала по-другому относиться к деньгам. Спасибо большое Михаилу за эти курсы!

А сейчас я на бизнес-лагере в Дахабе. Прошла два модуля, на третий планирую приехать с командой. Когда одна голова слушает, это хорошо. А когда сразу включена команда — намного лучше. Есть единое понимание, какие изменения нужно осуществить, говорим на одном языке. Рекомендую брать свою команду в онлайн-обучение и на бизнес-лагерь.

Так что это все работает, я советую всем принимать участие!

***

Вы читали выпуск № 556.5 от 30.03.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov

 

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

 

Книги Наталии Морозовой
 

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное