Основной идеей эмпирического способа проведения XYZ-анализа анализа является группирование товарных позиций по возможности (точности) планирования продаж. Анализируется статистика планирования и фактического исполнения планов продаж.
Обычно проводится по периодам планирования (месяц, квартал и т.п.), но может проводиться и по шагам планирования (день, неделя, декада и т.д.).
Таблица при этом примерно следующая:
Период
факт продаж
план
продаж
от
до
январь
4200
4100
4400
февраль
5200
5000
5400
март
5300
5100
5500
апрель
7100
6800
7200
май
3200
3100
3400
июнь
2800
2600
2900
июль
10500
10300
10700
август
5600
5500
5800
сентябрь
5300
5200
5500
октябрь
7100
6900
7200
ноябрь
4800
4600
4900
декабрь
10600
10400
11000
Товарные позиции распределяются по группам по следующим критериям:
Точность планирования (разница между минимальным и максимальным запланированным объемом продаж). Так, например, показатель точности планирования 20% (±10%) обозначает, что разница между максимальным и минимальным запланированным объемом продаж составляет не более 20%. Или отклонение от среднего запланированного объема продаж не превысит 10% (±10%).
Исполняемость плана продаж. Показывает, как часто выполняется план продаж с заданной точностью. Исполняемость 91,7% показывает, что 11 месяцев из 12 план продаж исполняется с заданной точностью.
Эти параметры устанавливаются в каждой компании, в зависимости от рынка и продукции, но наиболее применимые параметры:
Точность планирования
Исполняемость плана продаж
<20%
± 10%
от 20% до 40%
±20%
>40%
± 20%
более чем в 90%
X
Y
Z
от 90% до 70-80%
Y
Y
Z
менее 70%
Z
Z
Z
Больше информации можно получить в ООО "Тримас Групп" www.logistware.com