Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Конкурентная разведка и искусство войны в бизнесе" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Менеджмент XXI века
Менеджмент XXI века
Мотивация работника виртуального мира
Последнее десятилетие уходящего века - это время бурного развития информационных технологий, информационного бизнеса. Появление "e-business", "В2В", "В2С" говорит о том, что электронные технологии входят в нашу жизнь и занимают свое место в качестве инструментов ведения бизнеса. К таким инструментам можно отнести коммуникационные системы, хранение и поиск информации, вычисления и оптимизацию решений, торговлю и контроль производственных процессов. Как правило, все это - технологии, поддерживающие или заменяющие действия человека, но идеи и решения в сфере бизнеса по-прежнему остаются прерогативой человеческого мышления и деятельности. Большинство компаний, осваивающих Интернет, проходят следующие стадии:
первый этап характеризуется использованием Интернета в качестве большого справочника или средства коммуникации;
второй этап - размещение и поддержка online-магазина, проведение маркетинговых акций, сближающих продавца и покупателя, что является первым шагом на пути к e-business;
третий этап - перенос бизнес процессов, контроля, координации и решения проблем, возникающих в деятельности компании, в виртуальный мир;
четвертый этап - инициация бизнеса между людьми непосредственно в Интернете и выполнение дистанционной работы в режиме online.
Высшим достижением в освоении e-business можно считать инициацию и полную реализацию бизнес проектов виртуальной компании, то есть полный цикл действий от идеи до ее материального воплощения посредством Интернета.
Появление компьютеров и информационных технологий дает возможность людям работать за пределами организации, поддерживая взаимный обмен информацией и координацию действий, такой способ выполнения работы можно назвать дистанционным, и он получает широкое распространение благодаря тем возможностям, которые предоставляет как работнику, так и организации; o для работника - нет необходимости тратить время, силы и средства на дорогу, появляется возможность работать в выбранной компании (или нескольких компаниях) независимо от расстояния и места жительства;
для организации - снижение затрат на содержание офиса и неограниченные возможности найма работников. Рассматривая управленческие аспекты дистанционной деятельности, необходимо отметить, что при таком построении организации изменяется самое важное - человеческий аспект, т. е. выполнение работы и взаимодействие между людьми. Деятельность виртуальной организации строится на таких же законах, как и обычной, различия только в технологиях, которые представляют новые возможности, и в то же время предъявляют новые требования, так как система управления претерпевает значительные изменения из-за снижения доли личного взаимодействия менеджера и работника. Достижение организацией поставленных целей складывается из выполнения отдельных задач и операций и координации их выполнения. Совокупность задач и операций представляет работу, выполнение которой зависит от действий каждого человека в организации. Выполнение работы невозможно без стимулирования и мотивации работника, а в случае виртуальной организации возникает необходимость создания виртуальной или дистанционной мотивации. Отсутствие мотивации может являться сдерживающим фактором успешной деятельности виртуальных организаций и их дальнейшего развития.
Традиционный подход к мотивации "кнутом и пряником" возможен, но необходимо учесть, что сама работа в виртуальном мире под воздействием технологий изменяется таким образом, что все монотонные и однообразные операции будут выполняться компьютерами, а работа человека будет связана с действиями по созданию нового, с проектированием и творчеством, А вы видели художника, который написал бы картину благодаря "кнуту"? В работе online в большей степени необходимо проявление таких качеств человеческой деятельности, как настойчивость, старание, добросовестность, вдохновение и др. То, что стимулирует работников на достижение лучших результатов в больших организациях - статус или карьерный рост, - снижает свою мотивирующую силу поскольку организационные структуры становятся более "плоскими", а отношения в организации - скорее партнерскими, чем командными. Отсутствие социального окружения при выполнении работы в виртуальной организации будет снижать мотивацию работника, связанную с потребностями соучастия и признания.
При этом крайне необходимо сохранить управляемость организации, обеспечив направленность управленческого взаимодействия и координацию.
На сегодняшний день денежное вознаграждение остается самым главным измерителем проделанной работы и приложенных усилий, но этого недостаточно для получения в работе высоких результатов, поскольку необходимо внимание к работе на протяжении всего процесса ее выполнения. Внимание к процессу работы обычно поддерживается внешним стимулирующим воздействием организационного окружения, а внимание к процессу дистанционного выполнения работы можно обеспечить путем проектирования ее содержания таким образом, чтобы оно вызвало у работника непосредственный интерес и чувство ответственности при ее выполнении.
В традиционной организации , когда менеджер и работник находились в непосредственном взаимодействии при выполнении работы, мотивация работника и контроль за ее выполнением являлись основными задачами менеджера. Но с появлением виртуальных организаций и работы online ее выполнение и получаемый результат стали еще больше зависеть от работника. В этом случае деятельность менеджера должна быть направлена на распределение и координацию работ , а также на повышение профессионального уровня работников,
Поскольку на работника переносится ответственность за достижение требуемых результатов в работе и предоставляются большие полномочия, то возрастает необходимость в его мотивации, то есть в направленности действий на получение высокого результата. При этом важно учитывать происходящие изменения в содержании и характере самой работы, что делает возможным создание мотивации работника содержанием работы.
Таким образом, можно представить, что функция управления мотивацией переходит от непосредственного личного воздействия менеджера к опосредованному его влиянию на работника через содержание работы. Но как же сама работа может мотивировать? Что в работе мотивирует? Как сделать так, чтобы человек мотивировался работой? Мотивацию работника работой можно разложить на две составляющие: интерес к результату работы и интерес к процессу ее выполнения.
Интерес к результату работы связан с чувством ответственности, возможно самовыразиться и повысить свой профессиональный уровень. Интерес к процессу выполнения работы вызван познавательными действиями, "игрой эстетическими переживаниями, поисковой деятельностью, ощущением себя в качестве источника изменений, а также направленностью деятельности на более высокие цели, чем получение вознаграждения. такое работа и как можно сделать ее мотивирующей? Для начала необходимо определиться с понятием "работа" и особенностями дистанционного ее выполнения. Работа - это деятельность, направленная на получение результата. Дистанционный характер работы связан с процессом ее выполнения, происходящим за пределами организации, отсутствием непосредственного стимулирующего воздействия организационного окружения. Рассмотрим характеристики работы, наличие которых повышает мотивацию работника, вызывает у него интерес к процессу ее выполнения и стремление к достижению лучших результатов.
Согласно Теории мотивации Р Хакмана, для того чтобы работа мотивировала работника, она должна давать ему информацию об уровне выполнения работы, ощущение ответственности и чувство значимости выполняемой работы. Эти три внутренних состояния человека вызываются содержанием работы, а именно следующими характеристиками: разнообразие, законченность, значимость, автономность, обратная связь от работы. Рассмотрим подробно каждую из них
Разнообразие -работа должна требовать от работника использования различных знаний и навыков, поэтому задания должны различаться между собой. Законченность -работа должна представлять завершенный цикл действия, приводить к видимому результату Значимость - работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь и благосостояние других людей.АВТОНОМНОСТЬ - работа должна обеспечивать необходимую свободу и независимость в действиях при ее выполнении.
Обратная связь от работы -работа должна обеспечивать работника ясной и понятной информацией б уровне ее выполнения.
Все вышеперечисленные характеристики вызывают у человека интерес к работе и направленность его действий на достижение лучших результатов. Согласно "Теории активации" Скотта, результативность выполнения человеком своей работы зависит от уровня его активации - внешнего стимулирующего воздействия. Активация, в свою очередь, зависит от силы воздействия изменения во времени и от количества воздействий. Этим внешним активирующим воздействиям, сопровождающим выполнение работы, соответствуют следующие пять характеристик работы: сложность, новизна, неожиданность, неопределенность и конфликтность. Рассмотрим, что же собой представляет каждая из них Сложность работы - взаимосвязь между действиями и задачами, которые необходимо выполнить по работе. Новизна работы - обновление содержания работы во времени.
Неожиданность в работе - непредсказуемость появления работы и получаемого результата. Неопределенность в работе - не определено, что, где, когда и с кем делать.
Конфликтность в работе - наличие противоречий в целях и взаимоисключающих действий.
Перечисленные характеристики оказывают активирующее воздействие на работника и являются естественным мотиватором.
Наличие вышеперечисленных десяти характеристик вызывает у работника интерес к процессу выполнения работы и ее результату, без дополнительных воздействий извне со стороны руководителя. Работник в этом случае проявит в своей деятельности качества, необходимые для выполнения работы. Все рассмотренные выше характеристики работы, вызывающие мотивацию работника, необходимо учесть при проектировании работы online. Их можно заложить в интерфейс программы рабочего места, сделать его не только дружественным, интуитивным, обучающим, но и интересным, а главное - направляющим действия человека и побуждающим к достижению результата. Получаемые в работе результаты зависят от использования человеком своих знаний, навыков и способностей, но в большей степени результат определяет мотивация работника. Решение проблемы мотивации работника при дистанционном выполнении работы позволит ощутить все плюсы выполнения работы online как работнику, так и организации в целом.
Организации - открыть неограниченные возможности не только по привлечению способных и талантливых людей со всего мира на работу в компанию, но и использовать их способности, знания и умения в работе виртуальной организации и дать им возможность самореализовать себя в работе.
Человеку - не только экономить силы, время и средства на поездки, но и получить интересную, выгодную работу, использовать в большей степени свои знания, навыки, а также раскрыть свои способности и таланты.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тенденции развития информационных технологий и перспективы "e-business" позволят виртуальным организациям занять достойное положение в будущей экономике. Широкое распространение получит дистанционная работа благодаря ее способности не только решать транспортные проблемы, но и предоставить возможность получить доступ к человеческим ресурсам, независимо от расстояний, обеспечить профессиональную мобильность работников.
Автор: И. Пономарев, научный сотрудник кафедры управления производством МГУ им. М. В. Ломоносова (ponip@mail.ru) По материалам журнала "Бизон 1-2001"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||