Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О пользе игр. Что такое игра?



О пользе игр. Что такое игра?
2025-10-15 12:09
Что такое игра? Игра – это маленькая модель Мира. Мира, в котором люди: личностно растут, чему-то научаются, справляются с проблемами, решают задачи, знакомятся и общаются друг с другом, открывают неизвестное и полезное для себя, обретают ценные сокровища, выигрывают или проигрывают.  Маленькая и наглядная модель мира – вот что такое игра. Как известно, учёные изучают именно на моделях то, что изучать в реальности было бы затруднительно, долго, нерентабельно, а порой – невозможно. А педагоги на моделях — обучают. Модель хороша: А) и для познания мира (исследователями) и Б) для наглядного, быстрого научения ...

Систематизация игровых удовольствий
2025-10-15 12:29
Часто можно услышать фразу: «Ой! Мы пошли туда-то – получили такое удовольствие! Сходите и вы!» Складывается такое впечатление, что «удовольствие» – это что-то «одно» и всем давно ясное – «что». На вопрос: а что это такое? – говорят: «Удовольствие – это, мол, и есть удовольствие, что тут думать». Будто, получая удовольствие, все получают что-то «одинаковое». Вроде бутерброда с красной икрой. Нет. Это какая-то обывательская тавтология и нежелание думать. Вы замечаете, что мы топчемся на одном месте?  Конечно же – удовольствия бывают нескольких типов. У всякого свой вкус: кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик Нельзя всем стремиться к какому-то одному «универсал...

Классификация игр: общая, настольная, игропрактическая
2025-10-15 12:38
Как думаете, какой будет самая оптимальная классификация игр в самом-самом широком смысле? Компьютерные, настольные, спортивные, мобильные и т.д.? А, может, типология по количеству игроков (индивидуальные, групповые)? Или по продолжительности, механикам, тематикам и прочее? На наш взгляд, такие деления игр может быть и подходят для учебников, но для понимания сути игр лучше все же, исходить из потребностей человека. Зададим себе вопрос: “А для чего мы, собственно, играем в игры?”, “Играя в эту игру, я хочу получить что?”, “Просто развлечься или научиться чему-нибудь?”, “Может быть, я хочу выиграть ценный приз, получить некое достижение или найти с помощью игры решение некой задачи, применимой в реальной жизни?”. Ответы на эти вопросы, то есть основные...

Поиск и создание идеи своей игры
2025-10-15 13:26
Давайте сразу же разберём первую наиважнейшую ошибку, которую совершают практически – все люди, задумавшие создать свою игру. Ошибка эта очень глубоко укоренена в самом нашем способе мыслить и создавать, и является прискорбным пороком мышления. Этот порок описал и возненавидел ещё философ Платон – впервые в истории мысли. Как не надо создавать идею игры. «Подражание подражания подражания» Спорим, что если вы решили создать свою игру, то это означит, что вас вдохновила … какая-то другая игра? А это неправильно. Вас должна вдохновлять – Жизнь, а не чужая игра. Учёные используют для объяснения этой мысли термин: неигровой опыт. Так вот: вас должен вдохновлять на придумку игры – неигровой опыт. Например, в детстве вы доили корову. Это...

Разработка игры под запросы целевой аудитории
2025-10-15 13:37
Пожалуй, самое яркое деление целевой аудитории проходит по гендерному признаку. Начнём с того, то маркетологическое деление продуктов «по полам» – это страшное упрощение, которое бесит даже самих потребителей. Особенно потребителей современных, молодого возраста, имеющих высшее образование и широту кругозора вкупе с огромной возможностью разных выборов и разных амплуа.  Это не значит, что разницы между женщинами и мужчинами вообще нет и что маркетологи «не правы», выдумывая эту разницу. Маркетологи неправы только в одном – нельзя слишком явно навязывать свой товар как «типично мужской» или «типично женский». Нельзя делать выбор за потребителя. Представьте себе такой пример. Вы пригласили к себе в гости большую компанию и ...

Разработка сюжета настольных игр
2025-10-15 13:41
История доносится рассказчиком до адресата всегда на языке. Надо знать язык, владеть языком, понимать его законы — чтобы рассказывать успешные истории.  Мы не про французский язык. Мы про язык в более общем смысле - как понимают этот термин структуралисты и семиотики. Есть язык прозы (его ещё называют – «дыхание прозы», так называл это Умберто Эко), Есть язык поэзии, (дыхание поэзии) Есть язык драмтеатра, пьесы, Есть язык оперы, Есть язык оперетты, Есть язык балета, Есть язык кино, и наконец, есть язык игры. Так вот, одну и ту же историю можно рассказать на этих (как минимум) восьми языках, которые мы только что...

Разработка игровых персонажей
2025-10-15 13:45
Начнём с того, что все персонажи игры делятся на две большие но неравные группы: "Я" и "они", то есть все остальные персонажи игры. Под словом «Я» подразумевается тот персонаж игры, «за которого» и «от лица которого» играет ваш игрок. Он (игрок) надевает на себя маску персонажа и только таким образом – входит в пространство игры. У этого персонажа-Я есть умный термин-название – «протагонист». Но сегодня с лёгкой руки массовой культуры, термин «протагонист» оттеснил куда более новый и модный термин – «аватар». Так что давайте договоримся о том, что «Я» мы будем называть Аватаром. Ведь это решительно всем понятно, и несложно запомнить. Связь «Аватара» с «карнавальным костюмом» ...

Механика настольной игры
2025-10-15 13:51
В предыдущих уроках мы уже разобрались с сутью понятия “игра” и основными видами игр, теперь же перейдем к тому, из чего же они состоят. Как правило, теоретики мира настолок выделяют четыре элемента, без которых невозможна ни одна игра: Механика игры - собственно то, что делает игру игрой: все ее правила и процессы. История игры - некое повествование, сюжет, который преподносит механику в понятной для игрока форме. Эстетика игры - то, как ощущается и воспринимается игра различными органами чувств. Эстетика дает представление о том, насколько органична визуальная составляющая игры, как соотносится ее форма, цвет, “запах” и “вкус” с ее механикой, историей и технологией. Технология игры - то, благодаря че...

Игровые артефакты, свойства и состояния
2025-10-15 13:54
На предыдущем уроке мы поговорили про игровое поле и игровое пространство, теперь же рассмотрим объекты этого пространства. Почти в каждой игре есть некие игровые предметы, которые являются нашим основным средством совершения действий. Этими объектами могут быть персонажи, фишки, карточки, знаки, жетоны, табло - все, что можно увидеть и задействовать в игре попадает в категорию объектов. Бывает так, что объект в игре лишь один, но имеет при этом большую важность. Это, например, мяч в большинстве спортивных игр. Но бывает и наоборот, когда предметов очень много, и они дополняют друг друга. Например, образуя “войска”, как в шахматах. А вот ролевые игры изобилуют такими артефактами как инструменты, оружие, деньги, наконец, - сам игровой персонаж-маска - и...

Суть и виды игровых действий
2025-10-15 13:57
На прошлых уроках мы уже рассмотрели такие составляющие игровых механик как как игровое поле и игровые объекты. Теперь же продолжим нашу теоретическую экскурсию и более подробно остановимся на том, что делает игру настоящей игрой - ее действиях. Для чего, собственно, игре нужны действия? Для… всего! Любая игра моделирует для нас некие ситуации для совершения действий, самостоятельных или предписанных правилами. Именно действия превращают игру в живую, а не аморфную субстанцию: порождают активность, деятельность. Без этой деятельности типичная настольная игра превратилась бы в подобие выставочной картины или инсталляцию с набором различных игровых предметов, а компьютерная игра стала бы, как максимум, занятным слайдшоу. Игра без действий - это как книга...

Виды игровых правил и арбитраж игры
2025-10-15 14:01
В основе механики игры лежат ее правила, которые и определяют все то, о чем мы более подробно рассказывали в предыдущих статьях курса - игровое пространство, объекты, действия и последствия действий. Кроме того, правила задают цели. В целом, когда мы используем слово “правила”, мы обычно подразумеваем некие нормы, которые поддаются логике. Правила ставят видимые, четкие и измеримые границы, рамки, за пределами которых игра не существует, и где ее законы не действуют. Обычно правила стараются быть конкретными, пошаговыми, пронумерованными и не требующими неоднозначных толкований.Однако понятие “правила” можно и нужно понимать и шире некого писаного свода действий, о чем мы и поговорим далее. Виды игровых правил: видимые и невидимые чернила Чтоб...

182 механики настольных игр
2025-10-15 14:04
Как сказал американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон: „Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать.“ Ту же самую мысль можно спроецировать на мир настольных игр. Сегодня их придумано гигантское количество, поэтому даже инновационные игры всегда на что-то похожи. Если идей и тематик игр может быть бесконечно много, то число базовых механик им заметно уступает.Напомним, что имеется в виду под базовой механикой. Базовые механики - это описание состава игровых объектов (ресурсов, инструментов действия, значимых элементов игрового поля, игровых персонажей) и структуры их связей, обеспечивающих выполнение определённого игрового действия. Проще говоря, эта некая минимальная общность нескольких взаимосвязанных элементов,...

10 видов настройки игрового баланса
2025-10-15 14:07
Далеко не всегда создатели игр могут донести в своих игра то, что им изначально хотелось бы сказать ее участникам и передать тот опыт, который хотелось бы передать. Иногда элементы игр слишком вычурны и режут глаз, а в других играх все ровно наоборот - игрокам постоянно кажется, что чего-то не хватает. Хорошая и успешная игра подобна успешно приготовленному блюду от шеф-повара. В зависимости от того, какие именно вкусовые ощущения хотел вызывать автор, в ней тщательно продумано соотношение ингредиентов, выбран наиболее подходящий уровень солености/сладости/перчености, осознанно подобран размер блюда и так далее. То есть имеется некий баланс, позволяющий говорить о том, что блюдо удалось. Игровой баланс - это то, насколько в игре сбалансирова...

Создание логлайна игры
2025-10-15 14:11
Наверное, все знают, что такое «синопсис». Синопсис – это краткое описание фильма или книги. Так вот, логлайн – это очень короткий синопсис. Если размер синопсиса – один или даже два абзаца, то размер логлайна похож на типичный «твит». Конкретнее, в логлайне должно быть 25 слов, не больше. Одно или два предложения – с точки зрения синтаксиса. Как логлайн, так и синопсис – перекочевали из «мира кино и литературы» в относительно новый мир. Мир игры.  Для чего же нужен логлайн, и кто его будет читать Логлайн нужен для того, чтобы вашу игру заметили на рынке игр и захотели купить уже по одному её описанию. Следовательно, логлайн пишется во-первых, для вашей «родной» целевой аудитории, которая будет в эту игру играть. Ну а во-вторых? ...

Разработка настольной игры: создание логлайна
2025-10-15 14:11
Наверное, все знают, что такое «синопсис». Синопсис – это краткое описание фильма или книги. Так вот, логлайн – это очень короткий синопсис. Если размер синопсиса – один или даже два абзаца, то размер логлайна похож на типичный «твит». Конкретнее, в логлайне должно быть 25 слов, не больше. Одно или два предложения – с точки зрения синтаксиса. Как логлайн, так и синопсис – перекочевали из «мира кино и литературы» в относительно новый мир. Мир игры.  Для чего же нужен логлайн, и кто его будет читать Логлайн нужен для того, чтобы вашу игру заметили на рынке игр и захотели купить уже по одному её описанию. Следовательно, логлайн пишется во-первых, для вашей «родной» целевой аудитории, которая будет в эту игру играть. Ну а во-вторых? ...

Тестирование игры: виды плейтестинга
2025-10-15 14:16
Тестирование игры или плейтестинг означает проверку игры с целью ее доработки и улучшения. Плейтестинг нужен, чтобы автор больше узнал и прочувствовал свою игру. Тестирование игры - это переход от теории к практике, это реальность, которая практически всегда обнажает совершенно неожиданные проблемы. Каким может быть тестирование игр в принципе? Все зависит от его целей и того, что вы хотите выяснить. Поэтому для начала рассмотрим виды плейтестинга по целям. Виды тестирования игр по целям 1. Тестирование игр на интерес Ранние стадии проекта должны сфокусироваться на том, отвечает ли игра тем целям, которые были придуманы при разработке. Обычно идея игры рождается из некого интереса. Но удалось ли передать этот интерес, эту изначальную задумку?...

47 ошибок при создании настольных игр
2025-10-15 14:18
Ошибки ошибкам рознь. Некоторые из них бросаются в глаза в первые же секунды после того, как вы взяли в руки новую настольную игру. Другие же наоборот - невидимы, их трудно вычленить, трудно выразить словами. Иногда игроку самому непонятно, что именно ему понравилось в игре, но второй раз играть в нее он не захочет. Пожалуй, одним из главных признаков игры с ошибками является отсутствие реиграбельности - то есть, желания сыграть в нее снова. Особенно это должно настораживать, если играть в игру не хотят те люди, для которых она предназначалась, непосредственно ее целевая аудитория. Ниже мы приведем основные ошибки, с которыми могут столкнуться геймдизайнеры при создании настольных игр, начиная с этапа поиска идеи и заканчивая ее итоговым воплощением. ...

Классические Шахматы - пример идеальной игры
2025-10-15 14:21
Игра, обучающая искусству войны Давайте начнём с того, а что же такое сама «война»? В самом общем виде, безукоризненное определение войны уже давно сформулировано всеми учёными одинаково: война – это попытка навязать твоему противнику твою волю.  Заметьте, что наличие такой вещи как «противник» даже не оговаривается как-то особо. Считается, что у человека или у группы противник всегда – есть. Ну а если вы так не считаете, если ваша философия – другая, вы со всеми дружите и таким образом выживаете и «добиваетесь», – то эта тема вам попросту не подходит, противопоказана, и вы должны её просто-напросто избегать. Итак, если вы живёте в стиле «как же без противников-то»... Тогда вам очень подойдут шахматы как игра, как модель, идеально об...

Классические Шахматы - пример идеальной настольной игры
2025-10-15 14:21
Игра, обучающая искусству войны Давайте начнём с того, а что же такое сама «война»? В самом общем виде, безукоризненное определение войны уже давно сформулировано всеми учёными одинаково: война – это попытка навязать твоему противнику твою волю.  Заметьте, что наличие такой вещи как «противник» даже не оговаривается как-то особо. Считается, что у человека или у группы противник всегда – есть. Ну а если вы так не считаете, если ваша философия – другая, вы со всеми дружите и таким образом выживаете и «добиваетесь», – то эта тема вам попросту не подходит, противопоказана, и вы должны её просто-напросто избегать. Итак, если вы живёте в стиле «как же без противников-то»... Тогда вам очень подойдут шахматы как игра, как модель, идеально об...

Эстетика игры. Разработка дизайна настольной игры
2025-10-15 14:24
Что нужно ведущему игр знать о красоте? Не «вообще», а применительно к играм? В практическом плане? Мы подумали... и сформулировали пять (на наш взгляд – самых существенных) тезисов для понимания этой темы. Эти пять тезисов – это как бы необходимейшие точки соприкосновения ведущего с обширной темой «Прекрасное»... Тезис Первый. Красивым прощают многое Слышали такую фразу: «Как у дурака фантиков» или «Как у дурака камушков»? Почему «дурак» вдохновенно собирает фантики или камушки? Ответы очень просты: А) он находит их – красивыми! Б) поэтому они (будучи красивыми!) его – вдохновляют! А теперь следите за мыслью – В) они его вдохновляют, а значит, он становится Творцом своих миров, идей, и сюжетов — ...

Авторские права в настольных играх
2025-10-15 14:26
Вопрос авторских прав интересует практически каждого геймдизайнера, выпускавшего или планирующего выпустить на свет свою настольную игру. Как защитить свои права на настольные игры в России и сделать так, чтобы конкуренты не украли авторскую игру? Сначала давайте рассмотрим, какие положения имеются в законах по этому вопросу.   Что можно защитить в настольной игре Игра состоит из различных элементов, и то, что интеллектуальные права на некоторые из них можно защитить в рамках российского законодательства, ни у кого вопросов не вызывает. Что это за элементы? Коробка (упаковка игры). По российским законам дизайн коробки может являться результатом интеллектуальной деятельности, который подлежит охране. Коробка представля...

Выпуск своей настольной игры: финансовые расчеты
2025-10-15 14:29
После того, как игра придумана, протестирована и созданы правила, нужно предъявить миру свое творчество. В стандартной ситуации, когда дело касается классических настольных игр, выбора, по сути, есть два: попробовать издать и продвинуть свою игру самостоятельно, либо обратиться в издательство. Рассмотрим оба варианта с точки зрения заработка. Самостоятельное издание и продвижение. Что сулит первый путь? В этом случае все риски вы берете на себя, но одновременно ни от кого целиком не зависите. Методом проб и ошибок вы без сомнения сможете распечатать игру, увидеть ее физическое воплощение. Возможно, вы также сможете самостоятельно разобраться в том, как снизить себестоимость, не потеряв в качестве. Главный вопрос в том, сможете ли вы без серьезных з...

В избранное