Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


Информационный Канал Subscribe.Ru


Поступить на журфак,

или Заработай деньги как журналист

сегодня

Выпуск 1


Введение

Здравствуйте!

Вам, наверное, уже 17, а может, и все 25, и вы понимаете, что удаленный Игорь Николаевич не может гарантировать вам поступление на факультет журналистики серьезного вуза. Но увеличить ваши шансы на поступление, полагаю, мне по плечу.

Откуда такая уверенность?

Во-первых, краткий курс журналистики для начинающих, который составляет содержание этой рассылки, обеспечит вам публикации во «взрослых» газетах. Без публикаций на журфак не принимают.

С помощью рассылки вы научитесь правильно подавать новости, брать интервью, писать репортажи и статьи. Вы познакомитесь со спецификой работы журналиста на радио, телевидении и в Интернете.

Я подскажу вам, как опубликовать ваши тексты в местной и областной газете. (Не сможет ничего написать и напечатать уж совсем косноязычный или ленивый.)

Вы получите ваши первые журналистские гонорары.

Во-вторых, мне придает уверенности опыт Школы юного журналиста газеты «Вперед» подмосковного Сергиева Посада, которую (Школу) я имел честь и удовольствие вести в 1997-2003 годах. Не было весны, чтобы хотя бы один слушатель не поступил на журфак МГУ. А в последний год (2003) поступили сразу четверо, причем двое на бюджетное отделение. (Оля Ромашова, Аня Давыдова, Юля Макарова попали в одну группу, сейчас они на третьем курсе, там их называют «троица из Сергиева».)

Программа Школы и легла в основу рассылки.

Но главное в другом. Помочь желающим поступить на факультет журналистики – это лишь одна из задач рассылки. Основная цель – научить вас работать для газет и журналов, для Интернета, радио и ТВ прямо сейчас.

Особенность профессии журналиста в том, что здесь, помимо журналистского профессионализма, имеют большое значение энергия, смелость, здравомыслие, порядочность, трудолюбие – качества, которые вам журфак не даст (просто это не его задача). Вот почему в журналистике много состоявшихся профессионалов, которые не оканчивали журфаков. В СМИ не редкость встретить бывших инженеров, режиссеров, педагогов, психологов. Вещь немыслимая, скажем, в архитектуре, конструировании машин, финансовой сфере.

Поступить после школы на журфак – это прекрасно. Но найти тему или интересного человека, собрать информацию, написать новость или интервью, сделать фотографии, отнести текст и фото в редакцию и через несколько дней читать свои строки в «настоящей» газете, согласитесь, тоже великолепно! И все это прямо сейчас, на этой неделе, хоть сегодня! А по истечении месяца вас еще пригласят получить гонорар...

Мой маленький практический курс, рассчитанный примерно на полгода, раскроет вам азы журналистского ремесла. Курс поможем вам начать работать в журналистике немедленно, уже после первого выпуска рассылки. И с каждым выпуском вы будете оснащены все лучше.

И журфак от вас не уйдет.


Шесть вопросов, или Перевернутая пирамида

Сначала научимся правильно писать новости. В принципе, правильно написанную новость смело можно нести редактору местной газеты – запросто могут опубликовать. (NB: редактор не кусается.)

Журналистика – вся! – начинается с новостей (news).

Любой новостной материал должен содержать ответы на шесть вопросов:

  • КТО?
  • ЧТО?
  • КОГДА?
  • ГДЕ?
  • КАК?
  • ПОЧЕМУ?

В зависимости от того, о чем идет речь, вопросов может быть и меньше. Нередко у репортера нет времени выяснять, ПОЧЕМУ произошло событие. В криминальной хронике почти никогда неизвестно, КТО совершил преступление.

В Интернете, как правило, не включают в текст новости информацию о том, КОГДА произошло событие – подразумевается, что только что. Просто в новостных лентах с точностью до минуты указывают время публикации новости.

На какие именно вопросы отвечать в хроникальной заметке? Это зависит от здравого смысла, а также от того, какую именно информацию журналисту удалось собрать до начала работы над текстом.

Мы со студентами проводили эксперимент: я раздавал газеты, они находили в газетах хронику и фиксировали, в каком порядке автор новости отвечает на вопросы. Итог: с точки зрения статистки – никаких закономерностей!

На самом деле порядок ответов не случаен.

Чаще всего новость начинают с ответов на самые важные вопросы. (О критериях «важности» см. последующие выпуски.) Затем располагают все, что хочется сказать, по «убывающему интересу».

В результате получается конструкция, известная с 20-х годов XX века как «опрокинутая» или «перевернутая пирамида» (inverted pyramid). Основание, опора такой «пирамиды» оказывается наверху.

Конструкция «перевернутой пирамиды» удобна, во-первых, для редактора. Если новость придется сократить, чтобы она поместилась на отведенном ей месте в полосе, это легко сделать, просто отбросив менее существенный фрагмент. (Так ящерица, спасаясь, отбрасывает хвост.) Во-вторых, в «перевернутой пирамиде» материал концентрирован и жестко структурирован: самое важное всегда идет первым.

Пример (газета "Известия" от 7 октября 2005 г.):

Пиво против курения
Немецкие (ГДЕ) пивовары (КТО) разработали новый сорт пива, одним из компонентов которого является никотин. (ЧТО) Специалисты убеждены, что употребление этого пива отбивает желание курить. (ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ СДЕЛАНО ПИВО)
Если новое пиво под названием NicoShot (ЧТО, ЧТО ЗА НАЗВАНИЕ) пройдет специальные тесты, (КАК, ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ) оно поступит в продажу уже через несколько месяцев. (КОГДА) По словам изобретателей, в каждой бутылке этого напитка крепостью 6,3 градуса содержится три миллиграмма никотина. (ЧТО, ЧТО ЗА ПИВО ПОДРОБНЕЕ)
Авторы идеи убеждены, что пиво поможет заядлым курильщикам оставить эту дурную привычку. (ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИ) Однако врачи (КТО) совсем не разделяют этого оптимизма, (ЧТО, ЧТО ДЕЛАЮТ) считая, что употребление этого пива в качестве лекарства от курения табака может привести человека к алкогольной зависимости. (ПОЧЕМУ НЕ РАЗДЕЛЯЮТ)
По сообщениям информационных агентств

Как видим, автор новости ответил на все вопросы:
ГДЕ? - в Германии (не точно, но, видимо, автор не захотел рекламировать предприятие)
КТО? - пивовары, врачи
ЧТО? - новое пиво с никотином, возражения врачей
КАК? - после тестов
КОГДА? - через несколько месяцев (когда конкретно пиво разработано, не сообщается)
ПОЧЕМУ? - зачем выпущено пиво, почему возражают врачи

Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru

Пожалуйста, сообщите, помог ли вам Выпуск 1 написать новость и опубликовать ее в местной газете.

Выпуски рассылки публикуются на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.shsd.journalist
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное