Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня >> Перейдём на блоги?


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 27 от 30 ноября 2007
xxxxx


Все выпуски рассылки "Поступить на журфак..."


Перейдём на блоги?


Блоги остаются выигрышной темой для собеседования в ходе творческого конкурса. И останутся таковыми в весенне-летнюю кампанию 2008 года, поскольку на блоги легко перейти практически с любого вопроса экзаменатора.

Сегодня эйфория по поводу "народной журналистики" прошла, и абитуриент журфака свободен в выборе. Он может избрать позицию защитника или - не рискуя показаться "ретроградом" - критика блогов.



ЗА: Блоги - народная журналистика

Блоги переворачивают всю систему массовой информации вверх тормашками.

Журналисту больше не надо ждать, пока его новость пройдет редакторскую правку и надеяться, что она будет опубликована в очередном выпуске. Достаточно поместить её в собственном дневнике, как о ней тут же узнают сначала его собственные подписчики, а затем их друзья, и так далее. О событии, случившемся 5-10 минут назад, тотчас могут узнать люди, живущие в другом полушарии.

На профессиональной конференции онлайновых СМИ (октябрь 2007) приводились причины скорого и неизбежного вымирания традиционных СМИ, в том числе и онлайновых: они неповоротливы, формализованы, управляются небольшой группой людей, ограничены в источниках информации.

Пользовательский контент - вот основная тенденция дня. От старой модели, когда информация распространяется в одном направлении, мы переходим к двусторонней коммуникации.

Инструментарий веб 2.0 помогает "простым людям" не только публиковать их тексты, изображения, подкасты (аудиоролики) и видео, но получать отклик аудитории и оценивать публикации, вознося на первые экраны материалы самого большого интереса.

RSS-технология позволяет каждому делать такое издание, которое он хочет читать. Строго на заданные темы, оперативное, без рекламы и - без политической или финансовой цензуры! Блоги - пространство свободы, и эту свободу не так-то просто ограничить.

Мы вступаем в мир персонализованной коммуникации - мир, где "медиа везде". Средства массовой информации превращаются в средства массовой коммуникации (СМК). Блоги и подкасты становятся новыми жанрами журналистики.

Будущее же и вовсе за человеком-телебашней, которого не устраивает уже и собственный сайт или блог, и он заводит собственный телеканал.

ПРОТИВ: Блоги - это белый шум

Трудно представить себе мир, где каждый выпускает свой телеканал. Кто же будет зрителем и как разобраться в хаосе вещания?

Когда пользователь станет основным автором контента, Рунет окончательно утонет в спаме. Минусов здесь гораздо больше, чем плюсов: пострадают как содержание, так и форма.

Антон Носик: "Создана система, при которой возможность сказать и возможность достучатся до слушателей во всем мире получили люди, которым вообще нечего сказать".

Марина Давыдова, обозреватель "Известий": "Тут уравнены в правах все жанры и все, не побоимся этого слова, дискурсы. Размышления о судьбах родины, рассказ о вчерашней пьянке, слезливый душевный эксгибиционизм - всё тут идет одним номером".

Блогосфера - зона белого шума. Чтобы услышать внятную мелодию, надо продраться сквозь какофонию крикливых, тупых, неприятных голосов.

В оффлайне поиском действительно ценной информации, её квалифицированной упаковкой занимаются редакции. Без редакции трудно представить смысловое медиа, имеющее позицию, лицо, стиль, формат.

В блогосфере нет и не может быть редакции. Есть ранжирование блогов по популярности, однако в результате на первые экраны попадает много желтизны.

Антон Носик: "Гибридное интернет-СМИ, где в одном флаконе упакованы профессиональные авторские новости и мнения читателей-блоггеров, ещё только предстоит создать".

После Октябрьской революции был образован Персимфанс - симфонический оркестр без дирижёра. Опыт провалился, дирижёры по-прежнему возглавляют оркестры.



ЗА: Блоггеры - источник информации для традиционных СМИ

История блогосферы утверждает, что авторов интернет-дневников впервые восприняли всерьёз после теракта 11 сентября 2001 года. Нью-йоркские блоггеры вели репортажи с места крушения башен Всемирного торгового центра: они публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи и пр.

Сходную миссию выполнили блоггеры Нью-Орлеана, когда город в 2005 году подвергся разрушительному натиску урагана Катрина. Их сообщения и снимки оказались тем ценнее, что многие съёмочные группы не смогли сразу попасть в затопленный город. Немалая заслуга блоггеров в том, что правительству США не удалось приуменьшить масштабы катастрофы.

Сегодня ни одно мало мальски значимое публичное событие в мире не проходит без немедленной фиксации в блогах. Почти всегда находится рядом свидетель с фотокамерой, телефоном, просто пишущий в блог.

"Большим" СМИ приходиться сканировать блогосферу, чтобы не пропустить интересную новость.

Даже самые солидные издания обзавелись регулярными обзорами блогов, и читаются эти полосы с неослабевающим интересом.

Доминируют в обзорах не новости, а мнения о событиях в стране и мире. Некоторых блоггеров газеты приглашают в качестве постоянных комментаторов. Блоггеры зарекомендовали себя не только как репортёры, но и как яркие аналитики!

ПРОТИВ: Никогда не доверяй блоггеру

На упомянутой конференции онлайновых СМИ привели пример сообщения о наезде автомобиля на коляску. Будто бы именно блоггер пролил свет на драму, поскольку оказался очевидцем ДТП. Не успели вознести хвалу и славу блоггерству, как выяснилось, что автор поста перепутал марку авто, а то и вовсе был свидетелем другого происшествия. "Я его на работу не возьму", - заявила участница конференции Галина Тимченко, главный редактор Lenta.ru.

Некоторые считают, что блоггерам бесполезно конкурировать с профессионалами в грамотной подаче новостей, точности, стиле, глубине анализа и всех других навыках настоящих акул пера.

Профи не будет печатать действительно ценную информацию в блоге. На то он и профи.

Виктор Пелевин: "Там уйма информации, но эта информация имеет очень низкий ранг и называется прекрасным русским словом "лытдыбр", которое получается, если напечатать "дневник" на английской клавиатуре. Информация высоких рангов в блогосферу не попадет, потому что имеет денежный эквивалент, и чем она ценнее, тем лучше её прячут. Это экономическая аксиома".



ЗА: Блоги делают информацию доступной и бесплатной

Теперь не надо тратиться на газеты и журналы. Новости и суждения можно узнать из блогов.

В журналистике сейчас происходит ровно то же, что в индустрии звукозаписи. Как известно, люди больше не хотят покупать музыкальные альбомы на дисках, они предпочитают качать отдельные любимые песни из Сети, причём, по возможности бесплатно.

Мнение, высказанное в блоге, не ограничивается тиражом газеты, размером полосы или хронометражем телевизионного сюжета. Интернет не накладывает ограничений на содержание и формат того, что хочет сказать автор.

ПРОТИВ: Блоггер ни за что не отвечает

Блоггер безответственен. Блоггер может публиковать непроверенные факты, фантазии, заведомую ложь - ему за это ничего не будет. Отделять мух от котлет приходится читателю. Фактически читатель вынужден выполнять работу упразднённой редакции.

Дмитрий Соколов-Митрич, обозреватель "Известий": "Появление блогов я бы сравнил с легализацией огнестрельного оружия. Раньше формированием информационного пространства занимались профессионалы - люди, умеющие добывать факты, проверять их, анализировать, публиковать и нести за это ответственность. Теперь возможность взять в руки "информационную пушку" получил любой желающий".

Блоггер хочет оставаться безответственным. В частности, блоггер хотел бы безнаказанно оскорблять оппонентов.



ЗА: Блоги позволяют быстро исследовать общественное мнение

В Рунете больше 3 миллиона блогов. Если хотя бы доля процента прокомментирует то или иное событие, усреднённое мнение можно считать репрезентативным.

ПРОТИВ: Блогосфера - это базар

Оригинальные и глубокие комментарии - вот чем ценна блогосфера. Но делать на их основе выводы о состоянии общественного мнения - безумие. Социология - точная наука, строгими методиками определяющая именно усреднённое мнение масс.

Алексей Казаков, экс-главный редактор "Большого города": "Если к тебе придет социолог, который начнёт строить какие-то далекоидущие выводы на замерах по блог-поиску, гони такого в шею, - сказал мне приятель, светило социологической мысли. - Я не знаю никого из моих коллег, кому бы пришло в голову пытаться на основе цитирования в блогах делать серьёзные построения".

Сергей Пименов, главы звукозаписывающей фирмы, рекламирующей музыку через интернет: "Блогосфера - базарная площадь: все вышли - и кто больше наорал, тот и на коне". ("Новая газета", 2007, # 30, стр. 20)



ЗА: Блог ньюсмейкера - информация и мнения без посредников

Из блогов узнают последние новости непосредственно от участников событий.

Свои блоги ведут сегодня политики, спортсмены, персонажи из сферы культуры - да многие. Читатели могут узнавать неотфильтрованные новости и суждения непосредственно от ньюсмейкеров, минуя посредников-журналистов.

Блог выводит творческого человека на прямой контакт с аудиторией.

Сергей Чупринин, главный редактор журнала "Знамя": "Меня уговорили завести свой дневник в интернетовском "Живом журнале" и там выкладывать статьи по мере того, как они писались. Я попробовал - и помимо похвал, помимо брани, куда же без них, нашёл такое понимание, такую готовность мыслить вместе, что преисполнился энтузиазма. Многое, во-первых, в своих представлениях уточнил, а многое, во-вторых, написал специально - что называется, по заявкам трудящихся".

ПРОТИВ: Качество блога сильно зависит от свойств его автора

Блоги довольно многих известных людей осознанно или бессознательно решают пиар-задачи.



ЗА: Блоги дают возможность заработать блоггерам

Корпоративный блог предприятия начинающему, конечно, не по плечу. Однако блог дискотеки, спортивной команды, пожалуй, по силам. Администрация, весьма вероятно, согласится расставаться ежемесячно с разумной суммой денег, если "штатный" блоггер оживит имидж организации, приведёт новых клиентов.

ПРОТИВ: Блог часто - пиар, а не журналистика

Пиар же - грубо говоря, выпячивание достоинств и сокрытие недостатков. Пиарщик работает на работодателя, а не в интересах объективного информирования читателей. Блоги из островков свободы слова на наших глазах превращаются в средство лоббирования и рекламный носитель.

Не имеем ничего против пиара, если он не чёрный, то есть плутовской. На факультетах журналистики читают курс пиара, и многие после журфака уходят в пиар. Но начинающего подстерегают опасности:

  1. С пиар-матералами трудно пройти творческий конкурс.
  2. Занятие пиаром сбивает журналистскую оптику. Из информатора вы превращаетесь в пропагандиста, и назад отыграть психологически трудно.
  3. Для создания качественного пиара нужны опыт, кругозор, мудрость. Качественный пиар - занятие мудрых зубров.
  4. Неопытный довольно легко скатывается к писанию обыкновенной джинсы - рекламы под видом объективной информации и советов. Не лучший способ начинать карьеру журналиста!



ЗА: Именно в блогах сейчас происходит самое интересное и самое свежее. Блоги - привлекательный для молодёжи новый феномен, а за молодёжью будущее

Действительно, блогосфера продолжает демонстрировать впечатляющий рост. Вот свежие цифры:

  • 3,1 млн блогов в Рунете на ноябрь 2007 (год назад было в 2,6 раз меньше)
  • 7000 новых блогов появляются каждый день
  • 120 млн записей сделано в русскоязычной блогосфере
  • 60% блоггеров - женщины
  • 40% - соответственно, мужчины
  • 22 года - средний возраст отечественного блоггера (года назад был 21)
  • 25 лет - средний возраст блоггера в ЖЖ
  • 19 лет - средний возраст блоггера в LiveInternet
  • 20 лет - средний возраст блоггера в Diary

Блоги у нас читают 60% пользователей Сети, свои записи там оставляет 21%, причем этот показатель удвоился за последние полгода. По загрузке фото и видео мы обогнали США, а по вовлеченности в социальные сети - вообще лидируем.

ПРОТИВ: Дневник - старая, если не сказать древняя, форма

Не счесть произведений литературной классики, написанных в жанре дневника. Древнейшие летописи - не что иное как фиксация событий в их хронологии, то есть дневник.

Жёсткий и неудобный для многих современников "Дневник писателя" Ф.М.Достоевского издавался автором в 1870-1880-х годах в формате ежемесячного журнала на собственные средства. Чем не блог?

Любопытные ремарки оставляет после своих "постов" Василий Розанов в "Уединённом" (1912 год): "за нумизматикой", "в дверях, возвращаясь домой", "Луга-Петербург, вагон", "в постели ночью", "на Загородном пр., веч., кругом проститутки", "ночью на извозчике", "на подошве туфли; купанье"... Сугубо блоггерские ремарки, не правда ли?

Нарастание массы блоггеров неизбежно ведёт к размыванию качества аудитории блогосферы. Представитель одной крупной компании сомнения в эффективности корпоративного блога мотивировал тем, что не видит смысла метать бисер перед 21-летней девушкой ? основным читателем блогов.

Блоги не есть нечто исключительное. Интернет за 10 своих лет видел уже немало сенсаций: смену каталогов на поисковики, триумфальное появление мгновенных сообщений, бесплатных почт, социальных сетей и видеохостингов. Ныне Сеть движется в сторону интерактивного ТВ.

Блоги никогда и не были самым популярным сервисом - всё-таки умение излагать свои мысли в письменном виде дано не каждому, а общаться хотят все. Самый массовый сервис, понятный любому непродвинутому пользователю - это знакомства и месседжеры типа ICQ.

Блоги - уже не cutting edge сетевой жизни. Сейчас активнее всего растут социальные сети, где люди просто набирают свою базу друзей, обмениваются сообщениями, организуют группы, ищут бывших одноклассников и т.п.


Блог-революция, о которой так долго говорили блоггеры, не состоялась. Это просто очередная мода в интернете. Блоги будут существовать, но не заменят традиционные СМИ. Все виды СМИ со временем будут сливаться в одно - с ТВ, радио, интернетом. И вливаться в техническое устройство, которое мы сегодня называем мобильным телефоном.


Дистанционно ваш,
Игорь Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки "Поступить на журфак..."


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное