ЧТО и КТО мешают МНЕ создать бизнес. Уроки и практика. Конкуренты
Жизнь через бизнес
32
ДЛЯ ТЕХ КТО ЖИВЕТ...
Конкуренты и конкурентное преимущество
В этом разделе
бизнес-плана вы должны сообщить потенциальным партнерам и инвесторам все, что
вы знаете о конкуренции на том рынке, куда должна поступить ваша продукция.
Конкретно вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто является крупнейшим
производителем аналогичных товаров?
2. Как обстоят их дела с объектами продаж, доходами, внедрением новых моделей,
техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)? Много ли
внимания и средств они уделяют рекламе изделий?
3. Что собой представляет их продукция: основные характеристики; уровень
качества; дизайн; мнение покупателей?
4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы в общих чертах,
их политика цен?
Отвечая на вопросы, вы должны удержаться от грубой ошибки при составлении
бизнес-плана - лакировки действительности. Казалось бы, какой смысл хвалить
продукцию конкурентов в собственном бизнес-плане, вызывая сомнения у банка или
инвесторов в успехе ваших планов прорыва на этот рынок? Не лучше ли о чем-то
умолчать, что-то сказать как бы мельком, но зато подчеркнуть все реальные или
мнимые слабости конкурентов?
Не поддавайтесь этому соблазну! Если хотите утвердиться в отрасли надолго,
дорожите больше всего своей собственной репутацией. Очень может быть, что вам удастся ввести в заблуждение будущих читателей
бизнес-плана и получить от них деньги. Хорошо, если ваша хитрость удастся и
инвесторам не придется начать разбирательство - почему их средства были
использованы столь неудачно. В противном же случае за вами закрепится
негативная репутация низкоквалифицированного предпринимателя, а может быть, и
злостного обманщика. И тогда получить следующие порции кредитных или
инвестиционных вливаний (а без них вы не сможете обойтись, как и ни один
растущий предприниматель) вам будет куда сложнее, а главное - дороже. Не забывайте, что первый принцип финансового рынка очень прост - чем
рискованнее вложение (а что может быть рискованнее, чем кредитование глупца или
обманщика), тем дороже оно обходится заемщику, потому что инвестор закладывает
в ставку процента резерв страхования от неудач. Поэтому лучше оценивать
конкурентов предельно точно. Необходимо указать те пробелы в их стратегии или
качественных характеристиках товаров-конкурентов, которые открывают для вас
реальный шанс в снижении успеха. Это гарантирует вам уважение инвесторов и даст
возможность повысить шансы на получение средств. Покажите свою осведомленность о действиях конкурентов, которая позволит вам
произвести новый или улучшенный продукт или добиться выгодного положения на
рынке. Например, что конкуренты инертны и не способны ответить на ваш вызов или
что они не замечают изменений во вкусах потребителей. Сделайте обзор сильных и
слабых сторон ваших конкурентов и определите долю рынка каждого, их объем
продаж, методы сбыта и производственные мощности. Сопоставьте конкурирующие продукты, и услуги с точки зрения доли на рынке,
качества, цены, характеристик, надежности, сроков поставок, послепродажного
обслуживания, гарантии и других особенностей. Сравните дополнительные выгоды
для клиентов, обеспечиваемые вашим продуктом (услугой), с тем, что они имеют от
конкурирующих продуктов (услуг). Укажите достоинства и недостатки последних и
оцените, почему они не удовлетворяют нужды потребителей. Для такого сравнения
можно использовать данные, приведенные в таблице. Эта таблица поможет проанализировать различные элементы, которые рассматривает
покупатель, когда решает, покупать ли ваш продукт (услугу) или товар вашего
конкурента. Проанализируйте также финансовое положение конкурентов, их ресурсы,
себестоимость продукции, прибыльность и тенденции развития этих показателей.
Покажите, кто является лидером в обслуживании, ценах, себестоимости и качестве
продукта. Поясните причины, по которым фирмы появлялись и уходили с вашего
рынка в последние годы. Подробно опишите трех-четырех главных конкурентов: укажите, почему потребители
сейчас покупают у них и что заставит потребителей отказаться от них в будущем.
Основываясь на вашем знании конкурентов, объясните, почему вы думаете, что они
уязвимы, и вы сможете привлечь часть рынка. Что заставляет вас предполагать,
что вы будете легко (трудно) конкурировать с ними. В чем ваше конкурентное
преимущество?
Таблица
Сравнительные характеристики конкурентов
Показатели
Конкурент
Особенности
ваших товаров
Качество
Эксклюзивность обслуживания
Более низкие цены
Широта продуктовой линии
Надежность продукта
Своевременность в поставке
Удобство в местоположении продавца
Доступность продукта
Гарантия в послепродажном обслуживании
Помощь в использовании продукта
Продукт в комплексе
Вежливое обращение
Имейте в виду, что если
ваши преимущества по сравнению с конкурентами выше лишь на 30%, это означает,
что ваши товары или услуги имеют достаточно низкую конкурентоспособность и вам
необходимо позаботиться об изучении существующего опыта, внимательно
приглядеться к тому, как работают конкуренты. Если ваши преимущества находятся
в пределах 30-50%, то вы занимаете на рынке относительно устойчивое положение.
При 50-70%-ном преимуществе над конкурентами вы работаете успешно и необходимо
наращивать имеющиеся достижения; При 70% и выше - по существу, вы уже можете
контролировать рынок продукции (услуги), следует думать о том, как сохранить
завоеванные позиции.
К числу типичных ошибок разработчиков бизнес-плана
можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ
действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в
текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять своим соперникам. Это должно
войти в привычку уже потому, что рынки пребывают в постоянном изменении и
чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов. Методы конкурентной борьбы хорошо известны. Например, существует немало
альтернатив ценовой конкуренции (дифференциация качества предлагаемых товаров и
услуг, метод предоставления дополнительных удобств и т. п.), которые вполне
могут быть взяты на вооружение. Воевать на два фронта всегда трудно. Сделайте
акцепт на те стороны деятельности, где у вас наибольшие преимущества перед
конкурентом (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал - вот
главные из них). Попытайтесь сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами
в деятельности соперника (конечно, при условии, что они вам известны, а если
нет - необходимо выяснить).