Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Делай бизнес" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
QUALITY - Менеджмент качества и ISO9000 N219
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАССЫЛКА Цитата: Необходимо точно знать, чего желают внутренние и внешние потребители, и постараться удовлетворить их потребности. (Дж. Харрингтон)Международная конференция День Качества Quality Austria СТРАТЕГИЯ УСПЕХА, ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА АВСТРИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 30-31 мая 2007 г. Организаторы: Компания "Quality Austria" Почетное консульство Австрии в Екатеринбурге "РОСТЕХСЕРТ" - Представитель Quality Austria на Урале Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) Цель конференции: Обмен опытом в сфере: - повышения производительности предприятий, - эффективности систем менеджмента, - качества продукции и услуг, - увеличения конкурентоспособности организаций на примерах предприятий - лидеров австрийского рынка и российских организаций. В программе конференции - FRANZ URBAN (ФРАНЦ УРБАН), Strabag - Искусство управления в Австрии и за ее пределами предприятиями строительной отрасли. - PETER RIEGL (ПЕТЕР РИЕГЛ), AGRU Kunststofftechnik GmbH - Преимущества сертифицированной организации при расширении бизнеса и выходе на новые рынки. - OMV - Экологический менеджмент и менеджмент качества, как основные факторы успеха нефтегазовой организации. - CHRISTOPHER HINTEREGGER (КРИСТОФЕР ХИНТЕРЕГГЕР), Kohl & Partner Tourism Consultancy International - Качество в сфере услуг и туризма. Применение Модели оценки и совершенствования (EFQM). - SIEGFRIED GABLER (ЗИГФИРД ГАБЛЕР), Pankl Automotive - Роль систем менеджмента в условиях конверсии автомобильной промышленности: опыт Австрии. - СHRISTIAN REHNELT (КРИСТИАН РЕХНЕЛТ), Logic4biz - Вклад сертификации по ISO 20000 "Информационные технологии. Управление услугами" в успешное развитие IT предприятия. - СОБОЛЕВА Е.И., Quality Austria - Преимущества сертификации систем менеджмента для российских предприятий. - ХЕРСОНСКИЙ Н.С., Евро-Союз Серт - Что современный руководитель должен знать об аккредитации. - КОРОЛЕВА О.Б., РОСТЕХСЕРТ - Опыт сотрудничества с Quality Austria по сертификации систем менеджмента уральских предприятий. - ЗАТОНСКИЙ А.А., Магнитогорский цементно-огнеупорный завод - Опыт успешного внедрения и сертификации интегрированной системы менеджмента. - КОПЕЦКИЙ ПЕТР, Quality Austria/ Чешская республика - Система управления информационной безопасностью. - КАРЛОС Э. Ч. СУАРЕЗ, Quality Austria, Easy-learning - Инновационные технологии для корпоративных образовательных программ - СОЛОВЬЕВ В.И., EUROASIA MS - Почему персонал работает: и не любит своих потребителей? - ВАСИЛЬКОВ Ю. В., Академия промышленного менеджмента им. Пастухова - Практические подходы к вопросу внедрения и сертификации системы менеджмента охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях с учетом новой версии OHSAS 18001:2007. - АХОХОВ Ю.Х., Тамбовский ЦСМ - Что производитель товара должен знать о торговле и экспорте. - ШКЛЯР А.И., Теплоэнергосервис - ЭК - Лидирующая роль руководства при внедрении системы менеджмента качества. - АРСЕНТЬЕВА Н.С., Каменск-уральский завод по обработке цветных металлов - Управление переменами - человеческий фактор. - Уральская горно-металлургическая компания - Социальная ответственность бизнеса. Место проведения: Екатеринбург, ул. Московская, д. 131, Бизнес-отель "Московская горка". Дополнительную информацию о проведении конференции можно получить по тел: (343) 375-70-96, 372-79-14, 375-71-75.
Сертификат СЭМ получил район Нижегородской области Зам. губернатора по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия Ирина Живихина вручила сертификат соответствия системы экологического менеджмента Воскресенского района требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 главе районной администрации Вадиму Привалову в субботу, 28 апреля. Воскресенский район стал первым в Нижегородской области, получившим международный сертификат экологического соответствия. Решение о его выдаче Национальная сертификационная палата приняла в апреле 2007 года По словам И.Живихиной, Воскресенский район "получил важное признание, пока - российское, но это только начало большого пути". Зам. губернатора выразила уверенность, что для района получение международного сертификата "станет стимулом для привлечения инвесторов". И.Живихина отметила также, что, по крайней мере, 7 районов Нижегородской области могут претендовать на получение такого сертификата, а Сокольский, Шарангский и Варнавинский районы, наряду с Воскресенским, уже получили звание экологически чистых районов в результате участия в конкурсе Международного экологического фонда. "Мы делаем все, чтобы и Нижний Новгород, и Дзержинск получили этот статус", - добавила И.Живихина. Между тем, председатель комитета по экологии и природопользованию ЗСНО Ольга Сысоева напомнила, что сертификат соответствия ISO 14001:2004 дается на 3 года, и в это время в районе будет проводиться инспекционный аудит, поэтому экологическая обстановка должна быть всегда на высоком уровне. СПРАВКА: Сертификация системы экологического менеджмента района проводилась в России впервые. Проект осуществляется Национальной сертификационной Палатой и Экологической аудиторской палатой. По мнению экспертов, Воскресенский район является не только одним из экологически чистых районов Нижегородской области, но и обладает огромным природно-ресурсным и рекреационным потенциалом, разнообразными историко-культурными объектами и ценнейшими особо охраняемыми природными территориями, среди которых Килемарский комплексный природный заказник и памятник природы федерального значения "Озеро Светлояр". Получение Воскресенским районом экологического сертификата в перспективе обеспечит переход на более высокий уровень экономического развития территории, привлечение инвестиций в строительство объектов, обеспечивающих сохранение компонентов природной среды, развитие въездного и внутреннего туризма. www.riakreml.ru
О качестве без комплексов 2 мая в мордовском госуниверситете имени Огарева состоится презентация проекта "Все, что я хотел узнать о качестве, но стеснялся спросить" Проект реализуется кафедрой управления качеством совместно с отделом молодежных инициатив в рамках программы "Открытая кафедра". По словам начальника отдела информационного обеспечения Натальи Жадуновой, проект предполагает проведение студентами исследовательских работ по проблемам качества. Основное внимание участников конференции будет сконцентрировано на качестве образования, на развитии потребительских знаний, а также особенностях средств и методов менеджмента качества. "Выявленные студентами проблемные моменты будут проанализированы, представлены варианты их решения и возможности дальнейшего решения. Внимание к вопросу качества жизни сегодня становится особенно актуальным в связи с подготовкой вступления России во Всемирную торговую организацию", - отметила Жадунова. www.info-rm.com Мой P.S. До чего ж стеснительные в Мордовии студенты! ![]() Минпромэнерговский "одобрям" Министерство промышленности и энергетики РФ поддержало инициативу Центра Оргпром по проведению II Российского Лин Форума "Бережливое производство-2007" Форум пройдет в Екатеринбурге 4-8 июня и по традиции соберет руководителей и ведущих специалистов российских предприятий, стремящихся к лидерству и осваивающих Лин (бережливое производство, Toyota Production System, Lean Manufacturing). Станислав Наумов, директор Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России: "Мировой опыт применения принципов бережливого производства показывает, что постоянное совершенствование технологических процессов, как целевая стратегическая установка, позволяет компаниям решать масштабные задачи, добиваться конкурентоспособности не только на национальных, но и на глобальных рынках. Сегодня мы видим успехи российских машиностроительных, металлургических, химических компаний, принявших новую культуру производства и успешно применивших новейшие достижения". "Стать лидером, а тем более, удержать лидерство непросто. Бережливое производство в России на сегодня - один из принципов современной промышленной политики, способных решить задачи диверсификации российской экономики", - заключил Станислав Наумов. www.mashportal.ru
Читайте в журнале "Вестник технического регулирования"
ОБЗОРЫ. КОММЕНТАРИИ. АНАЛИТИКА Читайте в журнале "Сертификация" ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
ТЮФ в Тюмени тюкает топов по темечку Семинар для высшего руководства организаций "О системах менеджмента качества для первого лица предприятия" состоится 11 мая в Тюмени Занятие организуют специалисты Торгово-промышленной палаты Тюменской области совместно с ТЮФ Интернационал РУС - официальным и полномочным представителем концерна "ТЮФ Рейнланд Групп" на территории России (100% дочерняя фирма концерна), одного из признанных мировых лидеров в области международной сертификации. Как сообщают в пресс-службе ТПП ТО, применение систем менеджмента качества (СМК), созданных на основе международных стандартов ISO серии 9000, является важнейшей задачей для многих предприятий. Исходным условием для этого является осведомлённость и желание высшего руководства организовать работу по качественному управлению на своем предприятии системы. В ходе встречи руководители предприятий получат представление об основах систем менеджмента качества, методах их создания и поддержания в рабочем состоянии. Торгово-промышленная палата Тюменской области является представителем "ТЮФ Рейнланд Групп" (Германия) по сертификации систем менеджмента качества согласно стандарту ISO 9001 в Тюмени и Тюменской области. При ТПП ТО создан и функционирует центр развития систем менеджмента качества, который оказывает весь спектр услуг по внедрению СМК на предприятии. Участие бесплатное. www.t-l.ru Мой P.S. Красным, как обычно, тюкаю по очередному перлу ![]() Общественная кампания в поддержку доступности ГОСТов в Интернете![]()
Чувашский клубный день 26 апреля 2007 года на ОАО "Завод "Чувашкабель" состоялось заседание Клуба менеджеров по качеству Чувашской Республики. Оно было посвящено вопросам применения методологии сбалансированной системы показателей BSC в системах менеджмента качества и внедрения технологии "Бережливое производство" ![]() ![]() На заседании Клуба присутствовали руководители и специалисты 27 организаций Чувашской Республики. С приветственным словом к участникам заседания Клуба выступили заместитель министра промышленности и энергетики ЧР Дмитриева Наталья Владимировна и генеральный директор ОАО "Завод "Чувашкабель" Иванов Владислав Васильевич. На заседании Клуба выступили: Ильин Юрий Владимирович, заместитель генерального директора по развитию ОАО "Завод "Чувашкабель", с докладом "Внедрение элементов "Бережливого производства" на ОАО "Завод "Чувашкабель"; Науменко Олеся Викторовна, заместитель генерального директора по экономике ОАО "Завод "Чувашкабель", с докладом "Применение методологии сбалансированной системы показателей (BSC) на ОАО "Завод "Чувашкабель"; Ершов Валентин Александрович, заместитель генерального директора по качеству - директор службы качества ОАО "Промтрактор", с докладом "О внедрении системы сбалансированных показателей (BSC) в ОАО "Промтрактор"; Литти Сергей Павлович, директор Центра систем эффективного производства ОАО "Волжская текстильная компания", с докладом "Внедрение системы управления проектами по "Бережливому производству" в ОАО "Волжская текстильная компания". По окончании заседания для его участников была проведена экскурсия по новому производству силовых кабелей и самонесущих изолированных проводов, участкам предприятия, где внедрена технология "Бережливое производство". www.ruscable.ru
Белорусский график впечатляет В Беларуси около 400 предприятий до конца 2007 года внедрят систему менеджмента качества стандарта ISO-9001, сообщил на пресс- конференции в Минске первый заместитель председателя Госстандарта Беларуси Виктор Назаренко "В график 2007 года по внедрению систем менеджмента качества стандарта ISO-9001 включено около 400 предприятий, и мы рассчитываем, что к концу текущего года все эти предприятия завершат эту работу", - сказал В.Назаренко. Он отметил, что к концу первого полугодия система менеджмента качества стандарта ISO-9001 будет внедрена на 150 предприятиях, что составляет около 30% от внесенных в план на текущий год. По данным В.Назаренко, в настоящее время в Беларуси около 900 предприятий и организаций сертифицировали системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO-9001. "Следующий этап - это проведение сертификации на более слабых предприятиях, тех, кому тяжелее это делать", - отметил В.Назаренко, указав, что в настоящее время идет реализация именно этого этапа. Он добавил, что белорусские предприятия и организации активно внедряют системы качества стандартов HASSP, экологические стандарты, сертифицируют систему охраны безопасности труда на соответствие европейским и международным стандартам. www.interfax.by
Книги по управлению качеством в Интернет-магазине "OZON"
Технология оптимизации бизнес-процессовМихаил ГордеевЗаместитель исполнительного директора по технологиям ЗАО "Евроменеджмент", Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности "Психология". С 1989 г. занимается консалтингом. Участник и менеджер проектов по внедрению системного подхода к обучению персонала АЭС (эксперт МАГАТЭ), оптимизации и постановке систем управления персоналом в крупных промышленных и коммерческих компаниях, оптимизации бизнес-процессов и постановке системы регламентации деятельности, оптимизации систем стимулирования персоналом и т. п. Андрей БорисовСтарший консультант Департамента управленческого консалтинга компании "TopS BI". Руководил проектом по внедрению регулярного менеджмента в компании "Инмарко". Занимался вопросами описания и оптимизации бизнес-процессов, а также внедрением системы ДОУ (документационное обеспечение управления). На основании внедренного проекта, компания "Инмарко" в 2002 г. успешно прошла сертификацию по стандарту ИСО9000. Окончил Омский государственный технический университет по специальности "Инженер-конструктор РЭА" и Открытый университет Великобритании "Школа бизнеса" по курсу "Эффективный менеджер" Коршак Наталья "Невская Консалтинговая компания", Руководитель направления ОкончаниеВстает логичный вопрос - на каком уровне надо описывать схему процесса? Ведь с одной стороны - не зная операций и действий сотрудников и последовательности выполнения процедур, сложно судить о деятельности всего бизнес-направления и необходимых точках оптимизации. Но с другой стороны, если описывать процесс на уровне операций - уйдет слишком много времени и труда. Поэтому, в соответствии со вторым принципом оптимизации, гласящим: "рыбу чистят с хвоста" - описание деятельности компании начинается с описания бизнес-процессов базового уровня, т.е. описывается деятельность каждого исполнителя, приводящая к получению законченного и значимого результата для организации. Только отдельные сложные процедуры бизнес-процесса детализируются до уровня действий. Детализация же до уровня операций целесообразна исключительно в случае написания ТЗ для автоматизации бизнес-процесса. Существует множество методик описания бизнес-процессов и поддерживающих эти методики программных продуктов. Выбор методики и программного средства зависит от многих факторов, например: масштаб оптимизации, размер компании, бюджет проекта по оптимизации и т.п. Вне зависимости от методики описания модель процесса должна отвечать на следующие основные вопросы:
Кроме того, при описании бизнес-процесса важно уделять внимание таким, казалось бы, мелочам как способы передачи информации и носители информации (например, устная передача информации может оказаться в лучшем случае "испорченным телефоном", а в худшем - вообще потеряться). Именно они могут послужить одним из объектов для оптимизации. Давайте вернемся к нашему примеру на Рисунке 1. На самом деле данная схема описывала процесс: "Заключение договора на предоставление телекоммуникационных услуг связи". Суть процесса на первом этапе заключался в том, что менеджер по продажам телекоммуникационной компании, в обязанности которого входит работа с клиентами, анализирует информацию, полученную от клиента о его потребностях, и предлагает ему наиболее выгодное сетевое решение. Проще говоря, у клиента есть потребность в получении высокоскоростного канала связи. Задача менеджера по продажам, понять эту потребность, оценить пропускную способность требуемого канала, оценить наиболее удобный для клиента тарифный план, сделать клиенту предложение и при условии согласия клиента - внести все предложенные решения в договор. Далее происходит стандартная для большинства компании схема согласования. Договор согласуется с непосредственным руководителем, который проверяет (или не проверяет) правомерность установленных условий, цен, тарифных планов и т.п. В любом случае, проверят ли руководитель договор или нет - он ставит под ним свою подпись, которая фактически говорит о том, что он подтвердил свою ответственность, выраженную в выгодности данного контракта для компании. Если по факту окажется обратное - ну что же - все-таки, наверное, нужно было проверять! Как проверить данную ситуацию - тема отдельной беседы - беседы о системе контроля или как модно нынче говорить - системе контролинга. Далее договор попадает к юристу. Юрист проверяет, а вообще правомочен ли договор? Не противоречит ли он законодательству, не нарушены ли интересы компании. Если, не дай бог, дело дойдет до суда - мы сможем его выиграть? И опять же Юрист ставит подпись на том, что он договор проверил - а значит, подтвердил свою ответственность за правомочность данного договора. Далее финансовый менеджер, который проверяет, а, вообще говоря, мы договор заключили верно, с точки зрения финансовой схемы компании? Цена, скидки, условия платежа - согласно утвержденных норм - или мы делаем клиенту какую-то поблажку? Если делаем - то будьте любезны - объясните почему. И в итоге опять подпись, которая опять же подтверждает ответственность. Понятно, что после каждого согласования договор может и не быть согласован. В этом случае он отправляется менеджеру на доработку. Менеджер его дорабатывает и цикл повторяется. Самое интересное начинается после того, как клиент получает согласованный с такими усилиями Договор, и выясняется, что "его не правильно поняли": Т.е. ошибка в приеме устной информации произошла на самом первом шаге процесса. + В нашей практике был забавный случай, когда Генеральный директор Управляющей компании группы получил Проект Договора согласованный всеми замами, но без названия компании, от имени которой он заключается. Как вы думаете - отражает данный процесс схема, приведенная на Рисунке 1? Скажем так - с трудом: Как в романе "12 стульев": "Это Ваш мальчик?" - "Мальчик: Кто скажет, что это девочка - пусть первым кинет в меня камень!" Конечно, нельзя назвать Кису Воробьянинова девочкой, но и на мальчика он не тянет. На рисунке 2 приведен пример схемы более полно отображающей состояние с заключением договора.
Рисунок 3. Пример нормального описания Процесса Заключение договоров (на предоставление теле-коммуникационных услуг связи) По такой схеме (при наличии знаний и опыта участия в процессе) уже можно проводить оценку оптимальности. - Пап! А, пап! А почему солнце восходит на востоке, а заходит на западе? Оптимальность бизнес-процессов. Как Вы думаете, как можно улучшить приведенный бизнес-процесс? Для этого нужно понять, кого и чем он не устраивает. То есть если он всех устраивает - то зачем его менять: "Оно восходит? Оно заходит... Оно работает? ради бога, только ничего не трогай!!!". А вот если не устраивает - то есть два пути: хвататься за первый же недостаток и быстренько устранять его или не торопясь выявить все недостатки и устранить те, что реально позволяют повысить эффективность и реализуемы без революций. При использовании первого пути Директор смотрит на схему и говорит: "Так устная передача информации - это плохо, пусть подают замечания в письменном виде и за два дня! Маша быстренько подготовьте Приказ!" Приказ о подаче замечаний в письменном виде, увы, процесс не улучшает, а только увеличивает и без того затянутое время согласования, плюс, отнимает лишнее время у всех исполнителей процедур. Там где можно было быстро всё рассказать - специалисты начинают мучиться с выражением мыслей на бумаге. Форма не задана, образцов нет, навыков, как правило, тоже (из исполнителей приведенных в схеме навык письменной речи нужен, пожалуй, только юристу, да и то при подаче исков и апелляций). Суть процесса и алгоритм принятия решений остались прежними. Кроме того, о каких двух днях на одно согласование идет речь, если по большей части договоров замечания подаются за два дня, но число итераций выросло до трех-пяти. Если на каждую по два дня, то согласование с одним специалистом уходит от 6 до 10 рабочих дней. При использовании технологичного пути сначала последовательно выявляются все значимые недостатки по заданному набору параметров, потом они сравниваются с критериями оптимальности и в завершение готовятся решения по устранению. По каким параметрам надо оценивать оптимальность процесса:
Рассмотрим в сокращенном виде и на уже приведенном примере, как происходит оценка по некоторым параметрам. Качество конечного результата. Оценка качества конечного результата процесса проводится через рекламации к нему. Рекламации - это и официальные жалобы от клиентов, и их аргументы в спорах, и неудовлетворенность руководства компании, и устные жалобы исполнителей. В рассматриваемом примере клиентов не устраивало два аспекта: время, затрачиваемое на их обслуживание и уровень понимания их потребности. Заключают договор на высокоскоростное подключение, а в ходе исполнения выясняется, что кабельная линия не обеспечивает требуемого трафика. И клиенту предлагают доплатить за прокладку оптоволоконного кабеля или говорят "подождите весны" (ибо оптоволокно зимой не варят). А у него бюджет уже сверстан и он резонно спрашивает: "А где же вы раньше были? При подготовке Договора?" И уже не важно, что юрист предусмотрел нужный пункт в Договоре - лояльность клиента потеряна и пошло тратиться время начальника отдела продаж, директора и юристов на разрешение конфликтной ситуации. Руководство компании было недовольно следующим:
Критерии оптимальности при оценке конечного результата ситуативные. В общем виде их можно сформулировать с помощью красивой метафоры из миниатюры А.Райкина: Костюмчик должен сидеть, как влитой. Это означает, что по каждому типу рекламаций следует продумать защиту. Из перечисленных недостатков логично вытекают первые выводы и рекомендации. Во-первых, надо выделить стандартные договора, по которым директору достаточно только проверить сумму. А нестандартные договора следует помечать особо. Во-вторых, надо зафиксировать и довести до каждого менеджера параметры, по которым он в обязательном порядке должен проверить информацию перед составлением проекта договора, что бы понять насколько стандартны условия выполнения работ. В-третьих, надо запретить термин "согласование" и четко зафиксировать: кто и что проверяет в проекте. В-четвертых, надо развести временные нормативы для стандартных и нестандартных договоров - до предела сжав их по стандартным и расширив границы по отклонениям. Наконец, надо наладить технологию перевода нестандартного договора в типовой и продумать алгоритм оценки выгодности нестандартного договора. По глубокому снегу рысь догоняет зайца не более 100 метров. Если за это время она не поймала добычу - преследование прекращается, но не потому, что устала, а потому, что число полученных калорий - будет меньше числа затраченных.
Качество промежуточных результатов. Аналогично происходит оценка качества промежуточных результатов. Она проводится методично, по каждой процедуре и критериями оптимальности являются удобство исполнителя следующей процедуры и того, кто является менеджером процесса. Пользователь следующей процедуры должен получать результат в виде и форме наиболее удобном для работы (по возможности). Например, когда юрист может не читать каждое слово в типовом договоре? В двух случаях: если типовой договор отксерен и вся специфическая информация вписана от руки или если менеджер пользуется файлом, закрытым для редактирования, кроме ввода данных в специальные поля. Если же исполнитель пользуется обычным вордовским файлом - читать надо внимательно и аккуратно, кто его знает, что он ещё поменял в исходном выверенном тексте. Менеджер процесса, в данном случае начальник отдела продаж, должен своевременно получать информацию о состоянии договора. В какой процедуре он находится, нет ли отклонений по срокам, не возникли ли проблемы, переводящие договор в состояние нестандартный. Содержательность действий исполнителей Как говаривал профессор Преображенский: "Каждый должен заниматься своим делом. Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо, и никаких разрух...". При оценке оптимальности каждой процедуры, надо анализировать действия исполнителей. Напомним: действие - это последовательность операций, выполнив которые человек осуществляет контроль результата. Например, какие действия совершает тот же юрист при проверке проекта договора:
Это основные действия, которые выполняются всякий раз, а теперь действия, возникающие, как исключения:
Теперь о критериях оптимальности при оценке процедуры. Во-первых, она оптимальна, если исполнитель выполняет минимальный набор действий (3-5) с четко описанными правилами и понятным содержанием. Действия по исключениям оптимально выносить в отдельные процедуры. Тогда можно будет устанавливать жесткие нормативы и прогнозировать своевременность - можно отследить факт начала процедуры по обработке исключения. Во-вторых, процедура оптимальна, если разброс времени выполнения всех действий в процедуре различается не более чем в 2-3 раза. Если финансовому менеджеру для проверки надо 10-30 минут - это нормально. Разброс от 10 минут до 2-х часов или тем более 3-х дней - означает, что в схеме процесса надо выделять процедуры исключения. В-третьих, если время, отведенное на выполнение процедуры, не превышает на один рабочий день время реальной работы. То есть, если юристу для проверки типового договора надо 10 минут, то ответ он должен давать не позднее, чем через один рабочий день. Какое-то время ему все-таки нужно дать, с учетом того, что у него есть и другие работы и он не может всё бросить в момент получения проекта договора на согласование. А вот, если проверка нестандартного договора занимает 3-4 дня, то набросить надо максимум ещё 1 день. Время выполнения также сильно связано с ещё одним критерием оптимальности: какого типа действия совершает исполнитель? Для действий можно выделять три типа различающихся по временным затратам: ознакомление, сверка и преобразование.
Оценка схемы и эффективности управления процессом Оценка схемы процесса и эффективности его управления - тема большая. Мы не будем раскрывать её в рамках данной статьи и только приведем некоторые показатели и критерии. При оценке схемы процесса используются следующие показатели (критерии в скобках):
При оценке эффективности управления важно выделять владельца и менеджера процесса и их полномочия. Т.е. какими способами они могут воздействовать на исполнителей. Владелец процесса - это руководитель, который правомочен (т.е. реально может) своим волевым решением внести в процесс любое изменение. Менеджер процесса - это сотрудник, который максимально заинтересован в исполнении конкретного факта прохождения процесса и несет ответственность за его результат. Как правило, при оценке реально сложившихся процессов, выясняется, что владелец у всех - Директор (Генеральный директор, Председатель Правления, т.е. Первый руководитель организации). При отсутствии функционального подчинения только он может вносить исправления в сквозные процессы, так как только ему подчиняются все участники. А вот менеджера процесса часто просто не удается выявить - за конкретный случай прохождения процесса никто, как правило, не отвечает. Все норовят отвечать за пуговицы. Если же менеджер и находится, то возникает проблема с наличием у него рычагов воздействия процесса на исполнителей. Внедрение рекомендаций по оптимизации О значительной части рекомендаций по оптимизации мы уже упоминали в ходе оценки оптимальности. Давайте подведем некоторый итог и покажем пример схемы достаточно сильно оптимизированного процесса (рис.3). А также дадим к нему некоторые комментарии.
Рисунок 4. Пример фрагмента схемы Б-П после оптимизации Юридический отдел разработал формы типовых договоров и совместно с начальником отдела продаж установил четкие правила определения, того к какому типу договоров относится та или иная сделка. Начальник отдела продаж разработал Бланк-заказ, который помогает менеджеру точно определить требования клиента, условия работ, стоимость и тип договора. При начале взаимодействия с клиентом менеджер заполняет Бланк-заказ, который помогает ему четко понять, что именно хочет клиент и какие работы должны быть проведены. Заполненный Бланк-заказ он показывает клиенту и получат от него подтверждение того, что его правильно поняли. После чего менеджер выбирает типовой договор заполняет реквизиты, состав работ, цену и т.п. и передает начальнику отдела на проверку. Если же менеджер понимает, что договор не укладывается в рамки типового, то он направляет Бланк-заказ начальнику с соответствующим комментарием. А начальник принимает решение о разработке нестандартного договора. Но это уже другой процесс: Стоить отметить - типовые формы также облегчают задачу юристам, финансистам и прочим согласующим лицам. Это следует из того, что согласующие лица уже не выискивают нюансы по всему тексту договора, а проверяют только те разделы, право заполнения которых предоставлено менеджеру. Тем самым мы улучшили результат, который получают согласующие лица на входе, то есть сделали его более понятным и структурированным. Только этим мерами мы уже частично уменьшили сложность согласования, а значит и сократили время согласования. Но и это еще не все, что можно оптимизировать в данном процессе - следующий шаг: оптимизация самого процесса - параллельное согласование. Проблема существующего процесса, что при каждой ошибке на последнем этапе согласования, необходимо вновь проходить все предыдущие этапы. Так как согласование договора последовательное, то затраты на согласование все время складываются. То есть при условии, что согласование с непосредственным руководителем X часов, юридическим отделом Y часов, финансовым отделом Z часов, получаем общее время согласования X+Y+Z. Если распараллелить данный процесс и установить НОРМУ времени на проведение согласования, то получим, что весь процесс согласования уложится в N часов. В подавляющем большинстве случаев N будет гораздо меньше, чем сумма X+Y+Z . Например, в отделении одного крупного западного завода в России есть норма на получение подписи на договоре - один рабочий день. Процесс последовательный. Представьте, сколько Вам потребуется времени для получения трех подписей - три дня. А если данный процесс сделать параллельным - один день. НО! Вспомним один принцип - решения по оптимизации не бывают однозначными! В нашем примере неоднозначность решения по оптимизации заключается в том, что распараллелив процессы нам сложно проверить договор разработанный менеджером как единое целое. То есть подписи юристов и финансистов на разных вариантах договора есть, а вот как их собрать на конечный экземпляр. Кроме того, сложно понять какие замечания были к договору у всех заинтересованных лиц, ведь в конечном итоге нам необходимо проверить исправлены ли они. Выход из данной ситуации в добавлении в процесс еще одного документа - Листа согласования. То есть, теперь в нашем оптимизированном процессе, каждое согласующие лицо обязано в письменной форме отражать все свои замечания в документе "Лист Согласований". Листов согласований должно быть столько же, сколько у нас в процессе присутствует согласующих лиц. Если хоть один из согласующих лиц не согласен с представленной версией договора - договор дорабатывается и вновь высылается всем заинтересованным лицам на согласование с пометкой измененных мест! И так до тех пор, пока замечания не закончатся. Листы согласований хранят всю историю согласований. Договор считается согласованным, когда все согласующие подтвердили его правильность. И так, что было изменено в рассмотренном примере оптимизированного бизнес-процесса:
Вот как можно оптимизировать такой маленький фрагмент, такого небольшого бизнес-процесса, если знать основные принципы оптимизации, которые мы приводили выше. Что надо делать?
Теперь можно переходить к регламентации и внедрению оптимизированного процесса в деятельность, но это тема для следующих статей. В ближайшее время планируется публикация следующих статей по развитию данной темы: Технология Регламентации деятельности: От "Джентльменских соглашений" к Системе Внутреннего Нормативного Регулирования. Из данной статьи Вы получите ответы на следующие вопросы: Какие бывают уровни регламентации и как они связаны со сложностью деятельности. Как оценить уровень регламентации, необходимый для компании с учетом сложности и корпоративной культуры. Какие виды регламентирующих документов нужно выделять и разделять. Почему к различным видам документов предъявляются разные требования и в чем они заключаются. Каким должен быть и как разрабатывать наиболее критичный вид документов - регламентирующих бизнес-процессы основного уровня. А также общие требования к стилю написания, нумерации и другим требованиям к разработчикам и пользователям. Технология Внедрения регламентирующих документов: правила изменения корпоративной культуры. Почему переход к следующему уровню регламентации является изменением корпоративной культуры. Из чего она состоит и как задаются правильные модели поведения. Что надо сделать для внедрения в практику новых моделей поведения. Оптимальный алгоритм внедрения отдельного документа и основные трудности. Что лучше "большой взрыв" или "точечные прорывы". Какие мероприятия надо проводить при внедрении пакета документов. Как меняется корпоративная культура при переходе от уровня к уровню. Как понять на каком уровне находится ваша компания. А также могут ли разработчики исполнять документы и как меняются требования к персоналу при переходе на следующий уровень регламентации. [i] Для описания бизнес-процессов и последующего реинжиниринга и/или оптимизации есть много общепринятых на международном уровне технологий, проработанных до уровня вполне конкретных стандартов. Например, IDEF или ARIS Размещено с любезного согласия авторов
С нашего форумаКуда пойти в аспирантуру?Лора Ковалева написала: 1. Идти в аспирантуру - НАДО!!! Много причин... Выше об этом уже сказали достаточно... 2. Кандидатской специальности "Управление качеством" - НЕТ!!! А вот нет такой специальности в реестре кандидатских и докторских специальностей и все тут!!! Поэтому при выборе аспирантуры необходимо искать специальность близкую к управлению качеством. Для этого необходимо посмотреть паспорта специальностей. На сколько мне известно, то существуют всего две специальности очень близкие к заявленной тематике (недавно искали, что бы у себя открыть аспирантуру): одна на экономическом направлении - 08.00.05. -"Экономика и управление народным хозяйством" и вторая в технических специальностях - 05.02.23 "Стандартизация и управление качеством продукции" 3. Куда пойти учиться?! "Куда пойти куда податься..." В Питере есть ЛЭТИ, кафедра менеджмента и систем качества... Но у них только экономическая специальность НО!!!! уж поверьте моему опыту лучше идти в аспирантуру того вуза, где есть и диссертационный совет по специальности!!! В своих стенах всегда легче защититься во всех смыслах этого слова!!! Т.К. как говорится в присказке: "в дипломной работе 95% работы и 5 % политики, в кандидатской 50 % работы и 50 % политики, а в докторской 95 % политики и только 5 % работы" - утрировано, но факт!!! Дальнейшее обсуждение здесь Наши форумчане тоже читают книги и оставляют свои отзывы на форуме, один из таких отзывов я и размещаю в рассылке. Андрей Горбунов написал Уважаемые коллеги, т.к. имею привычку время от времени покупать книжки по менеджменту качества и даже читать их ![]() Итак, первая книга: Шестаков А.Л., Маслов В.Д. "Антиуправление бизнесом, Или как не разрушить бизнес, улучшая его качество", М., Омега-Л, 2007 г. Сразу скажу, что весьма заинтересовала аннотация: "Многие умные люди в России говорят, что КАЧЕСТВО в современном бизнесе - это залог конкурентоспособности. И это правда! Вероятно, в магазине рядом с этой книгой вы увидите два-три замечательных издания о качестве, которые расскажут вам о мудрых японцах и их эффективных системах управления, о великих гуру качества, сделавших переворот в мировом менеджменте. Вполне возможно, что на полке вы также найдете какое-нибудь учебное пособие уважаемого отечественного автора о том, как важно и нужно внедрять системы менеджмента качества, чтобы добиться головокружительных успехов в бизнесе. НО... в этой книге авторы попытались отойти от уже сложившихся в России штампов и стереотипов в отношении quality management и показать свежий взгляд на проблемы качества в отечественном бизнесе. Сочетание иронического и аналитического стилей изложения подкреплено богатым практическим опытом авторов и здравым смыслом, что позволит вам взглянуть на вопросы управления качеством под новым углом и НЕ РАЗРУШИТЬ БИЗНЕС, УЛУЧШАЯ ЕГО КАЧЕСТВО." Теперь о впечатлении. Оно сложное. Сначала о том, что озадачивает. 1. Отсутствие данных об авторах. У меня лично возникло ощущение, что они - из преподавательской среды. Поиск в Яндексе подтвердил подозрения: Шестаков - ректор Южно-Уральского университета, Маслов - руководитель центра бенчмаркинга Ивановского университета. 2. Ссылки на старые документы и описание явно устаревших ситуаций. Порой складывалось впечатление, что некоторые фрагменты этой книги были написаны 5 - 6 лет назад и безо всякой адаптации включены в нее. 3. Достаточно очевидное (для меня) несоответствие содержания книги анонсированному. Пожалуй, кроме "иронического стиля", я ничего более не обнаружил: ни попытки авторов уйти от "сложившися штампов и стереотипов", ни "аналитического стиля" и уж тем более, "богатого практического опыта". Хотя, конечно, если все это писалось в 2001-2002 годах, то тогда это могло бы быть актуальным. С другой стороны, книга может быть полезной для начинающих, т.к. там есть вполне здравые мысли, правда, при этом надо уже уметь их отличать от "нездравых". Но для начинающих-то как раз в этом и проблема ![]() Мне думается, книга могла бы быть хорошим подспорьем при составлении презентаций по СМК, особенно источником разных историй (изложенных в иронично-сказочном ключе). Одна из бед авторов, на мой взгляд, в том, что они, описывая как не надо делать, ничего не сообщают о том, а как же надо. Судя по аннотации, авторы адресовались, в первую очередь, к владельцам бизнеса или руководителям предприятий. И чтение книги подтверждает это. Поэтому тех, кто ожидает встретить какие-то профессиональные методологические откровения - просьба не беспокоится. Резюме: представляет собой чисто библиографический интерес (я просто собираю книжки по менеджменту качества) и может быть полезна как источник цитат и историй для презентаций.
Вакансии в менеджменте качестваМенеджер по качеству (прокатное производство)Место под солнцем в Самаре Описание позиции Одна из крупнейших международных металлургических компаний объявляет об открытии вакансии "Менеджер по качеству (прокатное производство)" Обязанности: Разработка и внедрение целесообразных и эффективных систем качества, методик контроля, а также программ улучшения качества продукции Руководство ценными проектами, направленными на достижение лидирующих позиций на рынке в области технологии. Планирование, координирование и выполнение проектов по качеству, Участие в программах по разработке продукции и процессов. Контролирование и оказание содействия в аудитах, проводимых в прокатном производстве Разработка проектов систем качества, их последующее внедрения, поддержание и контроль Руководство персоналом, отвечающим за обеспечение качества, Контролирование качества и систем, а также развитие и улучшение процесса (статистические методы контроля и т.д.). Разработка и улучшение общепринятых методик и целей, касающихся показателей качества. Определение наилучших вариантов решения новых или существующих проблем качества Требования: в/о техническое Опыт работы от 5 лет Опыт руководства персоналом отдела качества от 3 лет Английский язык: технический Комментарии к зарплате, премиальные: $5000 + bonus Контактная информация Алексей Алексеевич Ражев e-mail: arazhev@cornerstone.ru Телефон: +7 495 9332828 Факс: +7 495 9375496 Новые темы на нашем форуме
Наш форум находится здесь. Перед регистрацией обязательно прочитайте правила Ваша некоммерческая информация с удовольствием будет размещена в данной рассылке Хотите больше новостей по менеджменту качества, они есть у меня Желающие оказать помощь в создании рассылки могут со мной связаться С уважением, ведущий рассылки http://quality.eup.ru/ Любящий качество |
В избранное | ||