Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

QUALITY - Менеджмент качества и ISO9000 N222


ИНФОРМАЦИОННАЯ РАССЫЛКА
QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000



Цитата:

На словах каждый менеджер ратует за качество, но на деле мало кто из них себе представляет, что это такое. (Филипп Б. Кросби)


To be or to not be? Списывать или не списывать?

Кто прав: Минфин РФ или УФНС РФ по г. Москве?

Налоголпательщик, запутавшись в ответах Минфина РФ и УФНС РФ по г. Москве, вновь решил спросить Минфин РФ, можно ли признать затраты насертификацию системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам: АА1000, ОНSАS 18001-99, ИСО-14000.

Минфин в Письме от 29 марта 2007 года N 03-03-06/1/188 ответил следующее. Расходы, связанные с сертификацией системы менеджмента качества, в том числе консультационные расходы, расходы на оказание методологической помощи в подготовке к сертификации, расходы по проведению экспертизы документов, проверки и оценки системы менеджмента качества, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании соответствующих положений статьи 264 Кодекса, при условии соответствия указанных расходов критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Источник Российский налоговый портал
Как получить выгоды от применения ISO 9000 в сфере услуг?

Международная организация по стандартизации (ISO) разработала и опубликовала руководство по применению ISO 9001:2000 в сервисных организациях.

Руководство "ISO 9001:2000: A Workbook for service organization" было разработано с целью помочь организациям сферы услуг получить реальные выгоды от применения международных стандартов ISO 9001:2000.

Руководство ISO адресовано преимущественно сервисным организациям с численностью персонала менее 20 человек. К их числу можно отнести, например, компании, занимающиеся бухгалтерским обслуживанием, управленческим и юридическим консалтингом, архитекторские бюро, инжиниринговые компании. Имея практическую направленность, данное руководство фокусируется на основных шагах по разработке результативной системы менеджмента качества.

С помощью ряда вопросов и чек-листов читатель руководства последовательно проводится через основные этапы: принятие решения о внедрении ISO 9001:2000; планирование работ; разработка системы менеджмента качества и управление документацией.

Для тех организаций, которые планируют пройти процедуру сертификации, в руководстве содержаться главы, посвященные вопросам оценки соответствия. Кроме того, в приложениях приводятся советы по работе с внешними консультантами.

Несмотря на то, что прохождение сертификации не является требованием стандарта, множество организаций во всем мире получают сертификаты. По данным ISO к концу 2005 года, около 33% общего количества выданных сертификатов на системы менеджмента качества пришлось на организации сферы услуг.

Источник: www.iso.org

Новый сервис для Вас. Автоматическое, постоянное, on-line обновление книг по менеджменту качества. Только на нашем сайте, просто обновите страницу


Батайск добавил веса Ростовской губернии

Ростовская область заняла призовое третье место в рейтинге участников второго федерального конкурса поддержки региональных проектов административной реформы, проводимого Минэкономразвития России. Всего в конкурсе принимало участие 53 субъекта РФ

При подведении итогов конкурсная комиссия признала победителями семь из девяти заявленных администрацией Ростовской области проектов. Среди них - проекты по созданию многофункционального центра социальных услуг в Новочеркасске, внедрению системы менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001:2000 в администрации Батайска, а также по разработке и внедрению пяти административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг.

Ростовская область уже участвовала в таком конкурсе в прошлом году, была в числе победителей и получила из федерального бюджета восемь миллионов рублей. В этом году из 16 предложенных муниципалитетами и ведомствами заявок область отобрала девять проектов, отвечающих всем требованиям федерации.

kavkaz.memo.ru
Новая книга

Человек, столкнувшийся при ведении личного бизнеса с какой-либо проблемой и понуждаемый ею мыслить логически, спокойно, поступательно, без авантюрно-истерических перескоков и разрывов, должен иметь способность видеть причинно-следственные связи между действиями и результатами и знать базовые принципы достижения успехов.


Следующий день качества в Волгограде

15 мая 2007 года в Волгограде было заключено Соглашение между Всероссийской организацией качества и Администрацией Волгоградской области о проведении Всероссийского форума в рамках Всемирного дня качества и Европейской недели качества в Волгограде в период с 7 по 9 ноября 2007 г.
Соглашение подписали: Воронина Г.П. - президент Всероссийской организации качества (ВОК) и Максюта Н.К. - губернатор Волгоградской области.
В Форуме примут участие видные российские и зарубежные политики, ученые, специалисты, представители региональных органов государственной власти и местного самоуправления, бизнесмены, делегации российских регионов. В программе Форума: пленарное заседание, тематические конференции, "круглый стол" главных редакторов СМИ, освещающих проблемы качества, вручение медалей И. Ильина, деловые визиты на передовые предприятия Волгограда.

Социалистическое соревнование в Америке

В конце апреля - начале мая Американское общество по качеству провело 22-ую ежегодную международную конференцию по качеству и улучшению. В рамках конференции было организовано соревнование в области методов улучшения качества между 22 группами, представляющими различные компании со всего мира.
Золотой приз был присужден группе специалистов компании Боинг (The Boeing C17 Stuffed Tailcone Team), которая эффективно применила инструменты менеджмента качества для решения конкретной задачи - усиления технологической безопасности при установке оборудования на полах цеховых помещений.
Один из трех Серебряных призов также получила еще одна группа специалистов Боинга, разработавшая ботовую систему генерирования инертных газов для защиты баков с топливом от взрыва, которая насыщает воздух над баками избыточным азотом. Группа использовала эффективные методы командной работы, методы внедрения инноваций и концепцию преданности компании.
Соревнования Американского общества по качеству проходят с 1985 года, и за это время более 800 команд из разных стран мира, включая США, Канаду, Индию, Республику Корея, продемонстрировали блестящие результаты. Инновации, осуществленные командой-финалистом этого года обеспечили компании экономию в размере более $104 миллионов.
Финал соревнования 2008 будет проходить в Хьюстоне во время 22-й конференции Американского общества по качеству.

Новая книга

"Новое позиционирование" - это продолжение мирового бестселлера Джека Траута и Эла Райса "Позиционирование: битва за умы", признанной классики маркетинга, одной из главных книг маркетологов, начиная с 1969 г.
Настоящее издание дополняет и обновляет концепцию позиционирования с учетом новых реалий. Более подробно раскрыта психология восприятия информации потребителями, дано научное обоснование положений концепции. Вводится понятие репозиционирования, "лекарства" от изменений, результат которых непредсказуем и зачастую плачевен. И здесь же - конкретные технологии позиционирования, секреты и тонкости, наработанные за многие годы применения идей Джека Траута на практике. Все самые свежие знания и достижения в области бизнес-стратегии N1 в мире - в этой книге.



Ай, да "Боинг"! Ай, да сукин Лин!

23 мая на заводе компании Boeing, расположенном в г. Эверетт, шт. Вашингтон, прошла торжественная церемония, посвященная началу окончательной сборки первого лайнера новой модели Boeing 787 Dreamliner

Скотт Строуд (Scott Strode), вице-президент компании Boeing, отвечающий за вопросы проектирования и сборки модели Boeing 787, сказал: "Сегодня мы начинаем сборку первого самолета нового поколения. Boeing 787 изменит не только облик гражданской авиации, но и те традиционные производственные процессы, которые применяются в авиастроении".

К настоящему моменту от 44 авиакомпаний поступили подтвержденные заказы на 568 самолетов Boeing 787, что делает его самым популярным новым лайнером за всю историю гражданской авиации. Сборка новой модели производится с применением методики "бережливого производства", а процесс окончательной сборки был максимально упрощен.

Стив Уэстби (Steve Westby), вице-президент компании Boeing, отвечающий за вопросы производства и контроля качества в рамках программы Boeing 787, отметил: "При разработке программы производства Boeing 787 мы в максимальной степени использовали опыт, накопленный в процессе выпуска предыдущих моделей самолетов. Широкое применение композиционных материалов обеспечивает значительные преимущества. Мы можем собирать лайнер из нескольких больших элементов. Практически окончательная сборка Boeing 787 представляет соединение шести основных элементов конструкции - носовой, центральной и хвостовой секций фюзеляжа, крыла, хвостового стабилизатора и вертикального хвостового оперения".

Благодаря тому, что на заключительном этапе сборки Boeing 787 используются большие конструкции, отпадает необходимость во многих традиционных стационарных элементах оснастки. Теперь для сборки применяется эргономичная оснастка, а для перемещения самолета внутри цеха не требуется использование мостовых кранов.

С. Уэстби также сказал: "Широкое использование композиционных материалов позволяет сократить объем отходов, а в ходе сборки теперь применяется значительно меньшее количество опасных материалов. Это уменьшает негативное воздействие на окружающую среду и делает работу специалистов, занятых в процессе сборки, более безопасной".

Несмотря на то, что сборка первого лайнера займет семь недель, по мере дальнейшей реализации программы производства это время будет сокращаться. Предполагается, что новые лайнеры Boeing 787 будут покидать завод каждые три дня.

Выкатка первого самолета Boeing 787 запланирована на 8 июля 2007 г.

www.aviaport.ru

Новая книга

В книге "Искусство управления, складом" Стюарт Эмметт раскрывает широкий спектр тем - от контроля уровня запасов до аутсорсинга, основные принципы складирования и такие современные проблемы, как глобальные цепочки поставок, обратная логистика, управление рисками в условиях динамичных систем и социально-политических воздействий. Читатель почерпнет информацию, необходимую для управления складскими операциями как частью точно настроенной на обслуживание покупателей и достижение практического результата глобальной системы. Автор четко разграничивает и объясняет все складские и логистические процессы, переосмысливая роль склада и рассматривая его как важнейшее звено цепочки поставок, отвечающее требованиям рациональности, адаптивности, регулируемости и рентабельности. "Пример", "Тема для размышления; "Контрольные вопросы" - эти разделы помогут читателю по-новому посмотреть на собственные операции и сделать мысленную отметку на будущее, чтобы использовать в работе весь объем нужной информации.
Издание будет полезно любому специалисту в области складирования, логистики и цепочек поставок.



Кайдзен диверсифицируется

Одиннадцать руководителей концерна "Росэнергоатом", служб Волгодонской и Смоленской атомных станций и "Росатомстроя" в течение недели на ОАО "Горьковский автомобильный завод" прошли обучение новой производственной системе, которая внедряется на всех предприятиях "Группы ГАЗ"

Согласно сообщению "Группы ГАЗ", договоренность о прохождении обучения на Горьковском автозаводе по внедрению системы "кайдзен", направленной на контроль качества, управление производственным процессом и сокращение издержек и сроков производства, была достигнута в ходе визита на ГАЗ руководителя федерального агентства по атомной Сергея Кириенко 21 марта текущего года.

По его словам, Горьковский автозавод сегодня - успешно работающее предприятие. "Опыт работы по новой производственной системе ГАЗа и люди, которые обучены этой технологии, способны сегодня внедрять её и на автозаводе и на любом другом предприятии, - это самое ценное", - подчеркнул глава Росатома.

С.Кириенко отметил сокращение в результате внедрения новой производственной системы числа людей, работающих на одном и том же оборудовании, увеличение производства продукции и рост зарплаты работников ГАЗа. "Я восхищен увиденным результатом. Уверен, что такие же резервы существуют и в атомной отрасли", - сказал глав Росатома.

Программа обучения была рассчитана на 50 часов, 40 из которых отводились на практику. В теоретической части специалисты "Росэнергоатома" заслушали курс лекций по философии производственной системы ГАЗа, описанию потоков создания ценности, системам эффективной организации рабочих мест и всеобщего обслуживания оборудования, быстрой смене оснастки и др. Полученные знания закрепились непосредственно на рабочих местах на конвейере сборки узлов производства грузовых автомобилей.

Атомщики также побывали на действующих производствах Горьковского автозавода, где познакомились с производственным процессом сборки автомобилей марки "ГАЗ".

По их мнению, "ГАЗ сделал большой шаг далеко вперед, результаты внедрения системы бережливого производства видны во всём: всюду чистота и порядок, чёткая организация труда. Но самое главное, удалось переломить психологию людей, их отношение к своему рабочему месту. Здесь есть чему поучиться".

18 мая представители "Росэнергоатома" представили свои рабочие места, внедрённые ими "кайдзены", а также план мероприятий по внедрению производственной системы на своих предприятиях. По итогам презентации обучаемым были вручены сертификаты о прохождении обучения производственной системе ГАЗа.

Это уже вторая группа специалистов "Росэнергоатома", прошедших обучение на Горьковском автозаводе. Первая группа в составе 17 человек обучалась на ГАЗе в апреле.

www.nta-nn.ru

Новая книга

В книге анализируются наиболее известные модели качества: от модели ИСО, на которой базируется сертификация, до модели всеобщего управления на основе качества (TQM) и приводятся примеры их использования.
Благодаря структуре глав, которые начинаются с их краткого содержания и носят завершенный характер, читатель может легко ориентироваться в материале и выбрать именно то, что его интересует.
Книга ориентирована на менеджеров предприятий, занимающихся решением оперативных вопросов, служащих государственных учреждений, предпринимателей, специалистов в области образования, стандартизации и сертификации.



Читайте в журнале "Век качества"

СОБЫТИЕ    ШКОЛА СМК
"Быть на шаг впереди"
"Сегодня чтобы успешно работать на российском рынке необходимо все время быть на шаг впереди, то есть действовать с опережением. Поэтому я постоянно участвую в работе конгресса, на котором получаю нужную информацию о новых направлениях, тенденциях развития менеджмента, экономической ситуации в России и в мире. Иначе мне пришлось бы искать ее в различных источниках, а это гораздо сложнее", такое мнение высказала Т.Ф. Орлова, директор по качеству НПФ ООО "Поток Интер", участник IX Международного конгресса "Менеджмент и качество третьего тысячелетия" (Москва, "Президент-Отель", 22 марта 2007 г.). Программа работы конгресса лишь подтверждает вышеприведенные слова. Традиционные участники мероприятия отмечают, как год от года повышается его статус, растет уровень рассматриваемых вопросов. В этом году конгресс проходил под девизом "России - новое качество роста". Не секрет, что разрыв в уровне благосостояния граждан развитых стран мира и России достаточно велик. Для того чтобы сократить его, нужно использовать лучший мировой опыт, придать экономическому росту страны новое качество. О путях достижения нового качества роста и шла речь в прозвучавших на конгрессе докладах, обзор которых представлен в статье.
Победители Глобального проекта "России - новое качество роста"
Традиционно на Международных конгрессах, проводимых ежегодно Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Международной академией менеджмента и качества бизнеса, Международным институтом качества бизнеса и НИИ "Интерэкомс", проходит торжественная церемония объявления победителей конкурсов Глобального проекта "России - новое качество роста". В этом году на IX Международном конгрессе "Менеджмент и качество третьего тысячелетия", отчет о котором приведен в предыдущем материале, награждали победителей конкурсов "За лучшие достижения в бизнесе" и "100 лучших клиентоориентированных компаний". Своих героев нашла также и Высшая общественная награда "Золотой знак".


ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА          ШКОЛА СМК
Дьяченко М.А., Мурзак Н.А.
Формирование информационной базы управления расходами на качество продукции: классификация расходов на качество продукции
Разработанная авторами оригинальная классификация расходов на качество продукции позволяет на практике решить следующие задачи:
1) реализовать экономический подход к самооценке СМК на базе анализа расходов на качество продукции;
2) организовать учет и распределение расходов на качество по видам продукции;
3) обосновывать управленческие решения, направленные на совершенствование функционирования системы качества;
4) контролировать и регулировать деятельность подразделений в области обеспечения качества продукции.
В предыдущей статье были рассмотрены вопросы формирования состава расходов на качество продукции и их классификация для решения только первой из четырех задач. Теперь авторы рассматривают формирование классификации расходов на качество продукции для решения последних трех задач.


ПОДГОТОВКА КАДРОВ                 ШКОЛА СМК
Гаврюшина Е.В., Козырь Т.А.
Проблемы и опыт создания, функционирования и совершенствования СМК
Для многих российских компаний стандарты ИСО сегодня стали одним из необходимых атрибутов деятельности. Все больше предприятий и организаций разрабатывают, внедряют и сертифицируют системы менеджмента на соответствие данным стандартам. Как показывает практика, процесс освоения принципов, заложенных в стандартах ИСО, их реализация в деятельности компаний сопряжены с рядом общих проблем. В конце февраля Международный институт качества бизнеса (МИКБ) организовал семинар "Проблемы и опыт создания, функционирования и совершенствования системы менеджмента качества (СМК)", на который были приглашены как представители компаний, имеющих опыт разработки СМК, так и те, кто только приступает к освоению стандартов ИСО.



Новая книга

Книга о творчестве и творческих способностях должна в корне менять мировоззрение читателя, быть прямой и бескомпромиссной. И именно такой является книга Артура Гогаца и Рубена Мондехара "Бизнес + креатив. Преодолеть невидимые барьеры".
Авторы предлагают простой и чрезвычайно эффективный метод "мозгового штурма", который может быть проведен в режиме онлайн. Все предыдущие попытки его использования как средства порождения творческих идей в режиме онлайн заканчивались неудачей, т.к. просто дублировали традиционный метод. Авторы радикально пересматривают сам процесс "мозгового штурма" и предлагают такую его модель, в которой максимально используются все преимущества сети Интернет. Кроме того, предлагаемая модель - первое значительное усовершенствование метода за последние 30 лет.
Авторы книги рады приветствовать талантливых менеджеров и управленцев России и Беларуси, и надеются, что книга поможет им в полной мере реализовать свой творческий потенциал, о чем читатель прочитает в предисловии к русскоязычному изданию.



Общественная кампания в поддержку доступности ГОСТов в Интернете




Лучшие статьи по качеству в ежемесячном производственно-техническом журнале

"Управление качеством"


Журнал предназначен для руководителей предприятий, служб стандартизации и качества, специалистов по системам качества. На страницах журнала вы сможете ознакомиться с актуальными вопросами по стандартизации, управлению качеством, а также узнать об опыте работы как российских, так и зарубежных предприятий в области качества, международной стандартизации.

Ежемесячное издание. Объем - 112 стр.
В свободную продажу не поступает!

Продолжается подписка на второе полугодие 2007 г.
Каталог агентства "Роспечать" - полугодовой подписной индекс 82718
Каталог российской прессы "ПОЧТА РОССИИ" - полугодовой подписной индекс 16580

Адрес редакции: 119602, Москва, Рождественка, д.5, офис 3
E-mail: perspektiva2005@list.ru

Посетите лучший форум по менеджменту качества в российском интернете


Где ж ненаглядное качество, где? В Вологде-где-где-где...

В Вологодской Торгово-промышленной палате прошла конференция "Присоединение к ВТО: интересы бизнеса". Отрывок из интервью по итогам конференции в газете "Красный север" с руководителем Департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области Тамарой БРИТВИНОЙ

- Ну а какие конкретные действия со стороны предприятий предполагает вступление России в ВТО, чтобы соответствовать новым требованиям?

- Это, во-первых, внедрение на предприятии международных систем менеджмента качества (СМК), поскольку после вступления в ВТО особое значение приобретет конкуренция с зарубежными компаниями, то наиболее весомыми средствами обеспечения доверия станут сертификаты качества, имеющие международное признание. Во-вторых, это участие в конкурсах и выставках для создания положительного имиджа предприятия и расширения рынков сбыта продукции. Конечно же, это использование возможностей системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт"; развитие интеграционных процессов; обучение менеджеров высшего и среднего звена по вопросам качества; внедрение международных систем менеджмента качества. В настоящее время, применительно к управлению качеством, можно выделить наиболее используемый и универсальный стандарт ИСО 9001:2000.

По данным Российского информационного агентства "Стандарты и качество", на соответствие требованиям этого стандарта в мире сертифицировано более 700 тысяч организаций более чем в 150 странах. Россия занимает в этом списке только 11 место.

- Насколько, на ваш взгляд, областные предприятия готовы выполнить все эти требования и в чем состоит для них главная трудность?

- Одна из главных проблем, как в стране, так и в Вологодской области - это оторванность менеджмента от современных процессных подходов, которые установлены международными нормами и правилами. И подтверждение этому - низкий уровень внедрения международных стандартов на предприятиях области.

Так, из 305 пищеперерабатывающих предприятий сертифицированную систему менеджмента качества имеют только семь. Замечу также, что пищевая промышленность Вологодской области лидирует среди других отраслей по количеству предприятий, которые сертифицировали СМК и проводят подготовку по их созданию.

Департамент продовольственных ресурсов области с момента своего создания проводит активную работу по пропаганде внедрения СМК на пищевых предприятиях области, участвует в реализации целевой программы "Качество - ВТО", которая утверждена Постановлением Правительства Вологодской области еще в августе 2004 года.

Нами изучается опыт иностранных производителей пищевой продукции. В ходе визита вологодской делегации во Францию в марте нынешнего года состоялся обмен мнениями с начальником юридической службы Национального института по контролируемым наименованиям мест происхождения товаров (ИНАО) г-жой Вероникой Фукс.

На встрече обсуждалось применение международных стандартов для производителей пищевых продуктов, в том числе и на территории Вологодской области. Замечу, что этот стандарт разработан и широко распространен в Германии и Франции. Кроме того, были рассмотрены вопросы охраны интеллектуальной собственности.

Члены делегации посетили сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, где было наглядно представлено преимущество организаций, работающих по системе качества.

Большое значение наш департамент уделяет развитию системы добровольной сертификации "Настоящий вологодский продукт". Товарный знак "Настоящий вологодский продукт" призван стать своеобразным гарантом того, что обеспеченный им товар произведен именно в Вологодской области и имеет качество, которое соответствует самым взыскательным требованиям.

www.krassever.ru
Новая книга

В книге описан первый из пяти столпов организационного совершенства - совершенное управление процессами, которые лежат в основе деятельности любой компании.
Книга предназначена для собственников предприятий, руководителей высшего и среднего звена, специалистов по совершенствованию систем менеджмента качества, организационному развитию, регламентации и аудиту процессов, а также для тех, кто принимает участие в проектах внедрения процессного подхода к управлению.
Содержащаяся в ней информация будет также полезна экспертам консалтинговых фирм, маркетологам, преподавателям и студентам вузов.


Читайте в журнале "Методы менеджмента качества"

5S, TPM, LEAN:
Уроки мастерства

Куприянова Т.М., Растимешин В.Е. Реализация технологии быстрой переналадки: российский опыт

Входящая сегодня не только в моду, но, к счастью, и в реальную практику российских предприятий концепция бережливого производства (Lean Production или TPS-Lean) поставила проблему быстрой переналадки оборудования, если не во главу угла, то, во всяком случае, в один ряд с другими элементами кардинальных изменений в организации производства.

Быстрая переналадка - это процесс переналадки производственного оборудования для перехода от производства одного вида деталей (продукции) к другому за максимально короткое время.

В литературе по концепции бережливого производства можно встретить две аббревиатуры этого термина: SMED - Single-Minute Exchange of Die (замена штампа (инструмента) менее чем за 10 минут) и OTED - One-Touch Exchange of Die (смена штампа (инструмента) менее чем за 1 минуту - "в одно касание".

В статье на основе общих принципов совершенствования процессов переналадки оборудования раскрываются практические приемы их реализации (на примерах из консультационной практики авторов). Описана технология реализации конкретных проектов по сокращению длительности переналадки на производстве. Показана сущностная взаимосвязь технологии быстрой переналадки с другими системами и инструментами концепции бережливого производства: "Упорядочение" (5S), TPM, визуализации.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Теория и практика

Лисенков А.Н. О многокритериальной оценке качества

В практических задачах многокритериальной оценки качества приходится использовать комплекс различных показателей и критериев качества исследуемой продукции. При этом достаточно часто применяют метод построения дерева свойств продукции, позволяющего выявить взаимосвязи "производственного" и "потребительского" качества для определения путей повышения качества, используя показатель интегрального качества. Эта процедура предполагает проведение соответствующего профессионально-логического анализа проблемы с экспертным оцениванием в баллах ветвей такого дерева.

Довольно распространенным способом многокритериальной оценки качества является построение обобщенного показателя качества аддитивного или мультипликативного типа, т. е. в виде линейной комбинации значений индивидуальных показателей качества (ПК) или их произведения с коэффициентами, также оцениваемыми экспертным способом. Разновидностью такого подхода является построение так называемой функции желательности Харрингтона через желательности индивидуальных ПК, получаемых переходом от их физических значений к их значениям на психофизиологической шкале желательности. Известны попытки применения такого подхода, например, при оценке функционального устаревания и остаточного ресурса нефтегазового оборудования.

В данной работе возможности многокритериальной оценки качества с использованием функции потерь качества и процедур многомерного шкалирования методом главных компонент. Приведены примеры успешного применения подходов для решения задач профессионального отбора и аттестации персонала, выявления по комплексу признаков наиболее перспективных для пробного бурения месторождений углеводородов, а также других задач многомерного оценивания качества и классификации объектов.

МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ

Кузьмин А.М. "Шесть сигм" (Six Sigma) - это систематизированная совокупность инструментов, позволяющих:

  • выявлять потенциальные дефекты, которые могут возникнуть при применении продукции или оказании услуг;

  • определять причины их появления;

  • вырабатывать действия по устранению этих причин.

"Шесть сигм" обеспечивает максимальную стоимость компании и максимальную ценность ее продукции и услуг для потребителей. Эта рубрика представляет собой так называемые уроки на одном листе, где в сжатом виде изложены цель, суть, план действий, результат, достоинства и недостатки того или иного метода.

БЕНЧМАРКИНГ
Представляем методику

Костерин А.Г., Логанов С.В., Костерин И.Г. Технология организации бенчмаркинга на основе DEA-анализа

В статье предлагается технология проведения бенчмаркинга на основе последовательного применения процедур DEA-анализа. DEA-анализ (Data Envelopment Analysis) - широко известный среди аналитиков метод количественного анализа эффективности функционирования системы однородных экономических объектов. Исследуемые объекты описываются набором входных и выходных количественных параметров. Входные параметры характеризуют потенциал объектов, а выходные параметры показывают результаты деятельности объектов. Предлагаемая технология организации бенчмаркинга использовалась для сравнительного изучения эффективности деятельности магазинов и выделения лучшей практики. Предлагаемая технология организации бенчмаркинга может быть использована при совершенствовании работы систем однородных объектов в различных областях производственной и коммерческой деятельности.

ISO СЕРИИ 9000: ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ
Ответы на вопросы дотошного менеджера

Качалов В.А. Что определяет границы области распространения СМК?

В данной публикации рассматривается очередной "каверзный" вопрос гипотетического дотошного менеджера по качеству.

Очень важная подсказка ответа на данный вопрос содержится в Руководстве группы по практике аудитирования ИСО 9001 от 24.11.2004 "Область применения ИСО 9001:2000, область распространения системы менеджмента качества и область регистрации/сертификации", где разъясняется различие между содержанием трех схожих понятий:

  1. область применения ИСО 9001:2000;

  2. область распространения СМК;

  3. область сертификации СМК.

Автор подробно останавливается на каждом из трех понятиях и далее рассматривает параметры, определяющие границы области распространения СМК.

Еще один ответ на "каверзный" вопрос гипотетического дотошного менеджера по качеству содержится в следующей статье.

Герцен Н.И. Что такое "ответственность" в стандартах ISO серии 9000?

Новая книга

Книга доктора Генри Нива, ученика, близкого друга и коллеги доктора Деминга, считается, по общему мнению, лучшей интерпретацией учения Деминга о новом менеджменте.
Принципиально иной, гуманистический взгляд на менеджмент, развитый доктором Демингом во второй половине прошлого века, гармонично объединяет цели владельцев бизнеса, менеджеров и остальных сотрудников. Лозунг нового менеджмента "Выигрывают все" отражен в знаменитых 14 пунктах и теории глубинных знаний.
Методы и подходы доктора Деминга универсальны. Они применимы как для банков и крупного бизнеса, так и для малых предприятий и организаций; с успехом работают в промышленности, сфере обслуживания, здравоохранении, образовании, страховании, торговле, государственном управлении и т.д.
Книга адресована руководителям и предпринимателям, а также преподавателям и студентам экономических специальностей.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Компетентное мнение

Маслов Д.В. Несовершенные модели совершенства (часть 1)

В журнале "Методы менеджмента качества" N 7 за 2006 г. вышла статья Маслов Д.В., Шестаков А.Л., Мидхерст Д. "Полезная модель EFQM: профилактика системы управления", где рассматривались различные аспекты модели EFQM, как эффективного инструмента совершенствования организации. В данной статье автор анализирует практические аспекты применения модели EFQM и производных от нее моделей через призму таящихся в них ошибок и недостатков, а также предлагает пути совершенствования этих моделей совершенства..

В первой части статьи автор подробно рассматривает "Ошибки моделей совершенства". Вторая часть будет посвящена "Работе над ошибками".

Методы оценки и расчета

Коробов А.И., Сипета Р.В. Методическая поддержка руководства организации-разработчика и производителя интегральных схем

Очевидно, что конкурентоспособность предприятия любой формы собственности и размеров зависит в первую очередь от качества продукции и его соизмеримости с ценой, т. е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

В современных условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя, что определяет конкурентоспособность организации.

Каждая организация, разрабатывающая и изготовляющая интегральные схемы (ИС), выбирает свой вариант достижения конкурентоспособности продукции, который станет основой ее технической политики. Для достижения конкурентоспособной продукции требуются временные и материальные затраты, затраты на технические средства, организацию производства, эксплуатацию изделия. В связи с этим должен существовать критерий, по которому оценивается экономический эффект от реализации той или иной технической политики организации.

В статье рассматриваются различные пути повышения конкурентоспособности организации разработчика и производителя интегральных схем (ИС). Показано, что тенденция развития ИС - рост интеграции и функциональной плотности. Предложена методика оценки принимаемых в различных организациях технологических политик, определяющих цели и методы развития ИС. Для перевода характеристик качества в денежные единицы предложено правило весовых коэффициентов. Оценена перспективность технологических политик различных организаций.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Методы оценки и расчета

Попов Г.В., Забегалина Т.В., Назина Л.И. Оценка профессиональных компетенций

Предложена методика оценки образовательных результатов, новизна которой заключается в использовании векторного подхода при оценке знаний не только отдельного студента, но и качества образовательного процесса в целом (при оценке группы студентов). Данная методика может быть применена при формировании требований работодателей к выпускнику. Построение квалификационной модели выпускника основано на определении результирующего вектора, определяемого как сумма векторов, характеризующих профессиональную подготовленность выпускника (совокупность знаний, умений и навыков) и сравнение полученного вектора с вектором, характеризующим оценку работодателя. На основании анализа вектора коррекции учебного процесса можно выявить "критические точки" процесса обучения, разработать комплекс корректирующих и предупреждающих мероприятий.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Теория и практика

Синявец Т.Д. Основы управления качеством персонала

Вопросы управления качеством все больше волнуют российских руководителей в связи с усилением конкуренции на внутреннем рынке и выходом отечественных организаций на мировой рынок. Требования, предъявляемые потребителями к продукции (товарам, работам и услугам), постоянно растут, поэтому растут требования как поставщиков к производителям конечных товаров, так и производителей к поставщикам сырья, материалов, запасных частей и т. д. Возникает объективная потребность в повышении качества продукции, предлагаемой потребителю, но достичь высокого качества невозможно без участия персонала (руководителя и работников).

НОВОЕ И ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Одна хорошая идея

Балукова М.В. Слагаемые успешности проекта "Шесть сигм"

Специалисты, занимающиеся внедрением концепции "Шесть сигм", часто задаются вопросом, как успешно реализовать проект? По мнению некоторых из них, именно выбор проекта является ахиллесовой пятой внедрения этой концепции.

По материалам статьи Ronald D. See,
Dealing With the Achilles' Heel Of Six Sigma Initiatives,
Quality Progress, March, 2001

Азы качества

Искандарян Р.А. Азы управления рисками

В статье Невиль Турбит, размещенной на сайте Австралийского общества управления проектами, приведены рекомендации по оценке рисков и принятию контрмер в рискованных ситуациях.

По материалам статьи Neville Turbit.
Risk Management Basics,
http://www.projectperfect.com.au/info_risk_mgmt.php

Коллизии аудита

Специалисты в области качества ведущих консалтинговых фирм комментируют очередную спорную ситуацию, возникшую на предприятии в ходе инспеционного аудита системы менеджмента качества (СМK) на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000.

Ситуация. Уважаемая редакция!
Наше предприятие осуществляет производство разработанных нами же изделий радиоэлектроники. В ходе инспекционного аудита аудиторы зафиксировали следующее несоответствие: "Отсутствует процедура проведения метрологической экспертизы конструкторской документации на изготовление изделий радиоэлектроники".

Метрологическую экспертизу мы не проводим, так как этого не требует заказчик. Ранее прецедентов с наличием подобных требование тоже не было, поэтому у нас нигде и не предписано, что она должна проводиться. Мы считаем, что требование аудиторов необоснованно, так как ни в стандарте ISO 9001, ни в каком-либо документе заказчика нет прямых требований о выполнении нами метрологической экспертизы конструкторской документации.

ВОПРОС. Просим разъяснить, кто из нас прав?

Комментируют данную ситуацию эксперт премии Правительства РФ в области качества Е.K. Аванесов, член Международной гильдии профессионалов качества, член ASQ, MDIT, ведущий аудитор BSI, зарегистрированный в IRCA, Г.Н. Косенко, главный аудитор TÜV CERT, заместитель главного директора ООО "Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген" В.А. Kачалов, начальник отдела консалтинга ООО "ТЮФ ЗЮД Русланд" А.Л. Шестаков

Редакция предлагает Вам сформулировать спорные ситуации, возникающие в ходе аудита СМК, и прислать их по электронной почте по адресу: mmq@mirq.ru, а компетентные специалисты постараются их разъяснить.

Коллизии аудита. Возвращаясь к напечатанному

Тавер Е.И. О контроле процесса, переданного на сторону

В журнале "Методы менеджмента качества", 2007, N 2 в подрубрике "Коллизии аудита" опубликованы комментарии аудиторов по поводу выполнения требований, которые относятся к контролю процесса, переданного на сторону. Мнение по этому поводу высказывает директор АНО "Центр консалтинга и обучения Всероссийской организации качества" Е.И. Тавер.

ВЕСТИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Шпер В.Л. Метрология

В этом выпуске говорится о англоязычных сайтах, посвященных метрологии. И, как всегда, немного новостей.


Новая книга

Причины удивительного экономического успеха Японии в послевоенные годы и резкого спада экономики в 1990-е всегда были предметом оживленных споров ученых и журналистов. Хотя на эту тему написано много научных и популярных книг, мало кто до конца понимает, что это такое - японский менеджмент. Почему он отличается от европейского и американского? Что в действительности представляет собой и каков сегодня? В чем секрет японского экономического чуда и применимы ли японские методы управления в других странах? Какое будущее ждет экономику Страны восходящего солнца? Об этом и многом другом рассуждает Ингиу Оу. Этот взгляд изнутри представителя японской нации поможет разобраться в истинных причинах успехов и неудач, развенчать ряд устойчивых мифов, касающихся рабочего контроля, основ стимулирования труда работников и многого другого, сделать выводы о том, какие инструменты японского менеджмента взять на вооружение, а от чего следует отказаться.
Книга может быть рекомендована студентам и преподавателям вузов, практикующим менеджерам разных уровней и всем интересующимся опытом Японии и вообще теорией и практикой современного менеджмента.


Новый менеджмент должен действовать осмысленно


Юрий Рубаник


Окончание

К вопросу о системах менеджмента  качества.   Недавно на  каком-то интернет-форуме наблюдал   жаркую   дискуссию по  поводу  внедрения  на  российских предприятиях  системы Toyota.  Примерно надвое раскололись ее участники. Одна  часть утверждала,   что  эта система    -    панацея,    другая часть    участников насмерть стояла за адаптацию японской системы на российский лад. Вы бы где оказались на такой баррикаде?


Я уже практически ответил на этот   вопрос,   когда   говорил   о важности теории глубинных знаний.   Знания   нужны   для   того, чтобы избежать опасностей, возникающих   из-за   механического копирования чужой практики. Деминг   писал,   что   традиционный менеджмент зачастую сводится к простым, "автоматическим" действиям типа безусловных рефлексов. Копирование форм, внешних сторон чужого опыта без понимания цели, смысла использованных приемов, это ведь просто один из вариантов такого рода "рефлексивного менеджмента". Механическое копирование успешного, но чужого опыта непродуктивно и потенциально опасно - использовать его нужно осмысленно.

Простой пример. Пусть мы обсуждаем такой элемент системы менеджмента Toyota, как система пожизненного найма:

-    Какова   цель   использования такого рода политики?

-    Устранение страхов.

-    Каких страхов? Возникающих в  связи  с  какими  нуждами  потребностями   работников?   Актуальны ли эти страхи и нужды  для ваших работников?

-    Обеспечение уровня сотрудничества.

-    Сотрудничества с кем, с какой категорией  работников,   в  каком аспекте, в какой части организационной системы?

-    "Защита" инвестиций в обучение и развитие работников.

Вновь, в обучение и развитие каких категорий  работников?  На достижение каких актуальных деловых   целей   должны   повлиять устранение   страхов,   формирование    среды  сотрудничества? Как  мы   почувствуем   в  деловом смысле   уменьшение страхов   и рост сотрудничества? Выявления чужих  дефектов?  Предотвращения дефектов?   Раскрытия собственных  дефектов?  Участия в совершенствовании процессов?

Какова  цена альтернативных "технократических" решений? Какие существуют пути формирования необходимого уровня доверия и сотрудничества в конкретных условиях предприятия, региона? Можно ли обеспечить требуемый уровень сотрудничества, используя только денежные рычаги? Какие еще социальные механизмы и гарантии могут дать эффект, аналогичный пожизненному найму? Какие шаги, в какой последовательности могут начать формировать среду сотрудничества, устранять страхи?

Если ваш анализ показывает, что необходимый вам тип поведения работников, уровень доверия и сотрудничества может быть сформирован за счет более экономных, более совместимых с национальной культурой, традициями, местными условиями и наличными ресурсами решений, нужно использовать именно их.

Механистическое копирование самого успешного опыта неэффективно, продуцирует фальстарты, приводит к потерям и разочарованиям.

Однако, я подозреваю, что по крайней мере в ряде случаев, некоторые из тех, кто отстаивают "самобытный российский путь", на самом деле стараются оправдать бездействие и инертность. Апеллируя к национальной специфике, они на самом деле стараются обосновать следование привычным, но совершенно неэффективным стереотипам. В ближней перспективе такой подход может быть и менее затратный. Но, по большому счету, он гораздо опаснее, чем первый, поскольку лишает будущего человека, компанию, страну.


Еще в конце 80-х вы участвовали    в    разработке    компьютерных  систем  для  задач управления качеством.  Сегодня подобных систем на рынке, как собак нерезаных.  Что  посоветуете: как найти ту самую, нужную, и распознать пустышку?


Систему нужно подбирать под задачу.  Любая  фирма,   ситуация всегда уникальна. То есть и совет должен  быть конкретным.   Я  по-прежнему      высоко      оцениваю потенциал повышения эффективности бизнеса за счет внедрения новых информационных технологий. Более того, на определенном этапе внедрения нового менеджмента низкая пропускная способность корпоративной информационной системы может действительно   стать  узким   звеном  для роста эффективности. Но очень настороженно отношусь  к попыткам  заменить вдумчивую работу по формированию среды сотрудничества,       работу по совершенствованию процессов и систем  "тупым" внедрением софта  и   металла. Это   попытка поставить телегу впереди лошади.  И, к сожалению,  слишком   многие   руководители   пытаются  найти  выход из  сложных организационных    проблем    на скользком пути внедрения  технических, технократических  решений.

Низкий уровень сотрудничества? Воровство? Скрытие резервов? Низкая дисциплина? Вводим автоматизированный контроль за расходом ресурсов - каждая пара рукавиц учтена! Внедряем системы внутреннего наблюдения, корпоративные системы текущего и оперативного планирования. Каждая минута - под контролем! Красота!

На самом деле это означает, что мы используем инструментарий новой экономической эпохи для совершенствования уходящих способов производства и менеджмента. Ну что же, племена в Сомали, Йемене также с удовольствием используют оружие (автоматы, базуки), произведенное в индустриально развитых странах.  Но это не выводит их экономику и общественное устройство из родоплеменной стадии.

Именно по этому поводу Деминг писал: "Наши проблемы не технические. Наши проблемы - социальные!"


Новая книга

"С интересом и профессиональным любопытством прочитал книгу Евгения Кочеткова "Диалоги о предупреждении". Автору удалось в понятной и последовательной форме представить алгоритм анализа потенциальных отказов конструкции изделий и технологических процессов производства последних. Убедительно и на конкретных примерах показаны методы предупреждения отказов и способы устранения причин их возникновения.
Книга, написанная весьма колоритным и специфическим языком, будет полезна руководителям и специалистам предприятий, изготавливающих компоненты для автосборочного производства".

Альберт Вазьянский, Специалист по развитию поставщиков Нижегородский региональный офис Форд Мотор Компании ЗАО

Знаю, что вас приглашали читать лекции по методам управления    на    основе   TQM в Университет  Техаса,  читаете аналогичные курсы и в наших вузах, Высшей   школе   экономики, МЭСИ.  На профессорский взгляд, есть разница   в восприятии этих вопросов у наших и их студентов?   Словом,  догоним  и как  скоро перегоним?


И  в том,  и  в другом  случае лекции читались и читаются для взрослой аудитории, для слушателей  программ  МБА,  магистерских   программ.   Люди,  которые приходят   в   аудитории,    имеют собственный практический опыт. Это дорогие программы. За часть людей   заплатили   их   компании. Другие   за   учебу заплатили   из своего кармана. Поэтому в аудитории нет случайных людей, "отбывающих номер", как американские, так и российские слушатели глубоко мотивированы   на   получение знаний.

Однако американские слушатели на голову более информированы в том, что касается принципов и методов управления на основе качества. Они ведь живут в стране, ведущие корпорации которой значительно продвинулись на пути практического освоения принципов и технологий управления нового менеджмента. Большинство слушателей работают в компаниях, которые используют многие компоненты данного подхода. "Информационное поле" по данной теме в США исключительно плотное, насыщенное, постоянно развивающееся.

Большинство российских слушателей впервые узнают о новом менеджменте, методах управления на основе качества на лекциях. Отсюда неизбежная разница в интересе, в характере вопросов. Вопросы американских слушателей имеют целью углубить их понимание, расширить кругозор, познакомиться с деталями, опытом использования технологий. Это создает значительное напряжение у преподавателя в смысле необходимости говорить конкретно, детально.

Российские слушатели же, прежде всего, преодолевают "барьер веры" - они нередко бывают скептически настроены по отношению к возможности практического использования методов и технологий нового менеджмента в наших российских условиях. Поэтому гораздо больше времени приходится тратить на обоснование и неизбежность прихода новых методов производства и менеджмента в Россию.

Эта ситуация показывает важную роль, которую российская высшая школа может сыграть в распространении  знаний  о  сущности и потенциале нового менеджмента.


Хорошо. Тогда  вопрос "в лоб".  Сколько еще времени нужно российскому   менеджменту, чтобы одолеть-таки самого  себя,  как упомянутый Илья   Муромец?  Как-то   тридцать лет и три года,  отведенные  богатырю  на  печи,   не вдохновляют...


Я свой  лимит прогнозов  по этой  части уже  исчерпал.   Когда мне в 1991 году довелось познакомиться   и   говорить   с   д-ром Демингом,   один из его вопросов был:   "А   готова   ли   Россия      к освоению методов качества?" Я, ничтоже сумняшеся, тогда смело заявил,   что   конечно   готова   и созрела...   За  прошедшие  с  той памятной беседы  15 лет    много чего   было   в   России,   но  только освоения методов   качества,   по большому  счету,   так  и   не   случилось...  Занят был  наш бизнес другими   вопросами...   Было   ему не до  качества.   Но  буквально  в последние 3-4 года ситуация начинает существенно изменяться.   Российский   бизнес   активно пытается   преодолеть   концептуальное и технологическое отставание не только в технической, но и в   организационно-управленческой сфере. Начинает накапливаться сумма примеров применения приемов и технологий менеджмента качества. К сожалению, пока зачастую усилия сводятся к копированию видимой части практики лидеров мировой экономики. Акцент делается на технологических аспектах. Аспекты же, связанные с преобразованием способа мышления менеджмента, изменением культурной среды, при этом остаются в стороне. Из-за чего уже произошло немало разочарований. И их будет происходить еще больше. До каких пор? До тех пор, пока, применяя метафору, использованную вами в начале интервью, не произойдет революция понимания в головах лидеров, тех, кто реально управляет страной и бизнесом. Как там у классиков-то было? Для того, чтобы произошла революция, нужна сумма условий: невозможность жить по-старому, видение того, как можно жить по-новому, и нужны лидеры-организаторы. Невозможность жить по-старому создает конкуренция. Видение дают источники знания. Эти компоненты формулы уже присутствуют. Дело за лидерами.


Сергей Тюменцев



Юрий Тимофеевич Рубаник, д.т.н., руководитель Центра новых технологий управления Московского государственного института электронной техники (МГИЭТ ТУ).

Окончил физико-технический факультет Московского института электронной техники (МИЭТ) по специальности "Автоматика и электроника", инженер-физик.

Докторскую диссертацию защитил в Московском государственном институте электронной техники (Технический университет) МГИЭТ ТУ по теме "Применение методов управления на основе качества (ТОМ) в микроэлектронике".

Осуществляет управленческое консультирование и проводит образовательные семинары на различных российских предприятиях и организациях в электронной, машиностроительной, угледобывающей, строительной промышленности, образовательных учреждениях, местных и региональных органах власти. В частности, в процессе работы с администрацией Тверской области, мэрией г. Тольятти, администрацией Автозаводского р-на г. Тольятти, были впервые в России апробированы методы стратегического планирования для территорий в целом и отдельных функциональных направлений в деятельности региональных органов власти, основанные на технологиях Стратегических Поисковых Конференций.

Опубликовал более 60 научных работ в российских научных изданиях, включая журналы: "Техническая кибернетика ", "Электронная техника ", "Стандарты и Качество ", а также статьи в соавторстве с американскими коллегами в американских научных изданиях по проблемам менеджмента. Перевел и редактировал совместно с Ю.П. Адлером одну из наиболее известных на Западе книг для первоначального ознакомления с идеями менеджмента на основе качества "Deming Dimension"byH. Neave (Г. Нив. "Пространство доктора Деминга").

Читал и читает лекции по методам управления на основе качества и системному управлению бизнесом в ряде вузов в России и за рубежом.



Интервью любезно предоставлено Сергеем Тюменцевым

Опубликовано в журнале "Поволжский вестник качества"



Новая книга

Эта книга - для тех, кто уже понял, что бизнес нельзя вести традиционными методами, потому что мир изменился.
Эдвардс Деминг, выдающийся консультант XX в., один из авторов "японского экономического чуда", бросает интеллектуальный и нравственный вызов стереотипам традиционного менеджмента. Его революционная теория предлагает философию, методы и управленческие технологии, необходимые для построения устойчивого, эффективного бизнеса, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников, собственников, поставщиков, общества в целом. Предлагаемые принципы и концепции иллюстрируются многочисленными примерами из различных отраслей промышленности, сферы услуг и управления.
Книга будет интересна руководителям всех уровней, предпринимателям, инженерно-техническим работникам, а также преподавателям и студентам организационно-управленческих и инженерных специальностей.


Новые книги в Интернет-магазине "OZON"

Бизнес-долголетие. Новый тип российских миллионеров. Принципы делового успеха
Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем
Искусство управления IT-проектами
Новые тенденции в управлении
Практика финансовой диагностики и оценки проектов
Проектный офис - Центр управления... проектами. Системный подход к управлению компанией
Результативный менеджмент. Как построить эффективную систему управления
Руководство по проектно-ориентированному управлению
Управление результативностью. Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами
Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем


Новая книга

"Менеджмент качества как он есть" - книга уникальная и остро востребованная. В ней содержится весь комплект инструментов и материалов, позволяющих реально внедрить на вашем предприятии принципы и стандарты менеджмента качества. Сертификат соответствия ISO 9001:2000 имеется сегодня у 4000 российских предприятий. Но это соответствие нередко формальное: эксперты считают, что по-настоящему внедрили методы менеджмента качества не более 1/4 этих предприятий. 1000 предприятий - на всю Россию. А сколько желающих?
Если вы из их числа, то эта книга введет вас в самую суть менеджмента качества. Этаж за этажом вы освоите "башню качества". Узнаете, как и с какими результатами внедрялась программа Деминга в разных странах мира. Поймете, какие инструменты внедрения программы вызовут на вашем предприятии цепную реакцию непрерывного улучшения. Но по-настоящему внедрить менеджмент качества можно только с учетом уровня развития вашей компании - таково ноу-хау этой книги, проверенное многолетним практическим опытом авторов. Сколько существует уровней развития, как точно определить свой уровень развития, как постепенно продвигаться с уровня на уровень вперед по пути совершенствования бизнеса и повышения конкурентоспособности продукции - обо всем этом и рассказывается в книге. В ней вы также найдете тщательно выписанные и подробно прокомментированные ключевые элементы и основные принципы менеджмента качества ISO 9001:2000.



С нашего форума

Андрей Горбунов продолжает радовать нас обзорами прочитанных книг, на этот раз это Репин В.В. "Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация"

Выходные данные книги
Репин В.В. "Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация", М., РИА "Стандарты и качество", 2007 г., - 236 с.
Аннотация
В книге представлена комплексная методика внедрения процессного подхода к управлению. Приводится методика построения схем цепочек создания ценности (моделей бизнес-процессов компании на верхнем уровне). Читатель знакомится с принципами и методами создания системы бизнес-процессов компании и примерами ее использования для решения практических задач регламентации процессов, накопления знаний о них, разработки системы показателей и т.п. Значительное внимание уделяется построению сквозных (межфункциональных) бизнес-процессов, описаны способы их регламентации и формы соответствующих документов. Рассмотрены методика разработки системы показателей для управления бизнес-процессами и методы анализа процессов. В издании содержится большое количество практических примеров и рисунков.
Представленные в книге методики были использованы автором при выполнении проектов в таких компаниях, как НК "Роснефть", ОАО "Техснабэкспорт", ЗАО "Бриджтаун Фудс", концерн "ГазРезерв" и многих др.
Книга ориентирована на собственников и руководителей предприятий, директоров по развитию, директоров по качеству, специалистов по организационному развитию, регламентации и аудиту процессов, менеджеров по качеству. Содержащаяся в ней информация будет также полезна руководителям и специалистам предприятий, участвующих в проекте внедрения процессного подхода к управлению.
Субъективное мнение
Книга представляет собой определенное развитие идей, изложенных в предыдущей книге автора (Репин, Елиферов "Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов"), а также содержит примеры их практического применения.
По сравнению с той книгой, появилась концепция "ЦСЦ" - цепочек создания ценностей и, соответственно, примеры таковых.
Автор однозначно принял сторону "сквозных" процессов, отказавшись, в общем случае, от концепции "подразделение = процесс".
Перечень глав книги -
∙ Процессный подход: теория и практика
∙ Процессный подход на уровне бизнеса: методика построения цепочек создания ценностей
∙ Построение системы бизнес-процессов
∙ Система показателей для управления процессами
∙ Регламентация бизнес-процессов
∙ Анализ бизнес-процессов
∙ Описание процессов с помощью моделей Work Flow
∙ Управление знаниями о процессах -
лично у меня вызвал скорейшее желание прочитать книгу: темы самые актуальные! Тем более, автор прямо указывает, что "представлены методики", а ни для кого не секрет, что методология применения процессного подхода разработана слабо и спрос на любую полезную информацию в этой области огромный.
Должен сразу огорчить тех, кто рассчитывал с помощью этой книги получить практическую методику выделения и описания процессов - книга о другом.
Она посвящена реализации проектов, т.е. описанию шагов, которые необходимо сделать, чтобы внедрить процессный подход (регламентировать процессы). Что, впрочем, неудивительно, принимая во внимание, что автор - консультант, и реализация таких проектов - его повседневная работа.
Откровенно говоря, я был разочарован, т.к. проектные методики внедрения как раз более-менее понятны, благо, хорошей литературы по project management'у достаточно, а вот с методиками корректного выделения процессов и их связей, анализа полноты и целостности разработанной системы процессов - проблемы. Но в этой части автор ограничивается лишь набором частных решений, которые, при всем моем уважении к В. Репину, методикой - т.е. системой формальных правил - назвать нельзя. Дабы не быть голословным, приведу пример.
Раздел 2.2 "Как построить схему цепочки создания ценностей". Раздел содержит несколько примеров таких цепочек, описание примененной нотации и ряд правил, которые никоим образом не могут быть расценены как методика. Например: "При разработке ЦСЦ не следует стремиться к максимально полному описанию материальных и информационных потоков", <: адекватной можно назвать такую схему (модель) процессов верхнего уровня, в которой менеджеры могут узнать свою компанию и по которой могут принимать решения по реорганизации бизнеса>. Правила, безусловно, полезные, но они не есть методика Sad. Как отец, я понимаю, что мой сын должен быть добрым, честным, воспитанным и т.п., но это знание никак не помогает сформировать эти качества, давая мне лишь представление о целях, но не технологии достижения целей.
Вот и автор, приводя пожелания к схемам (процессам), практически ничего не говорит о том, как эти пожелания реализовать. И для значительного числа специалистов, рискну предположить, это существенно снизит ценность книги.
Далеко не со всем, что написано в книге, я согласен, но обсуждение этого выходит за рамки данного "субъективного мнения". И тем не менее, я бы порекомендовал ее и для чтения, и в домашнюю библиотеку. Во-первых, В. Репин, на мой взгляд, самый "системный" автор из всех российских, пишущих на тему процессного подхода. Во-вторых, несмотря на отсутствие методики описания процессов, книга содержит другую интересную информацию, полезную для обдумывания.

Я бы не стал утверждать, что автор отдает предпочтение "матричной" оргструктуре.
Репин во Введении указывает: "По сравнению с первыми своими работами, посвященными процессному подходу, автор переосмыслил многие важные аспекты его внедрения. Прежде всего речь идет о выделении в компании сквозных (межфункциональных) процессов. Несомненно, именно их использование может принести организации существенную пользу и обеспечить эффективное межфункциональное взаимодействие ее подразделений, повышение эффективности бизнеса в целом".
С другой стороны, он пользуется термином "процесс подразделения", но в значении "процесс, который осуществляется в рамках одного подразделения", указывая: "...любой межфункциональный процесс, как правило, включает в себя определенное количество процессов подразделений. Отнесение процесса к категориям "сквозной" или "процесс подразделения" зависит от того, как определены границы этих процессов". Тут я не могу не отметить терминологическую неопределенность у автора: чуть ранее он определяет: "межфункциональный процесс проходит через несколько подразделений от входа в организацию до получения продукта ее клиентом" (т.е. от потребителя до потребителя). Но этим самым границы уже определены и тогда никакой зависимости при отнесении процесса к той или иной категории уже быть не может!
Что касается матричной структуры управления, то автор, по крайней мере, впрямую, нигде о ней не говорит.
По сути, основная идея состоит в том, что надо выделять и регламентировать "сквозные" процессы (суть цепочки создания ценности) и управлять ими.
Мне довелось участвовать в одном проекте по реализации этого подхода и в нем - подходе - оказалось столько методологических "белых пятен" и противоречий, что проект в итоге был свернут.


Новая книга

"Бережливое производство" - это лучший на сегодняшний день подход к менеджменту и управлению качеством, основанный на оптимальной организации труда и обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Эта система производства в свое время позволила компании "Toyota" в рекордные сроки прорваться на мировой рынок. Впоследствии ее взяли на вооружение практически все ведущие корпорации мира.
Основываясь на результатах самых серьезных исследований, авторы этой книги выяснили, что зачастую нет никакой необходимости покупать дорогостоящее оборудование, переходить на новые материалы и технологии, полностью компьютеризировать производство, внедрять дорогостоящие информационные системы и т. д. Достаточно лишь изменить культуру управления предприятием, схему взаимодействия различных его уровней и подразделений, а также систему ценностей и отношение к работе сотрудников.



Новые материалы на сайте

ГОСТы по нормоконтролю

Описание: ГОСТы по нормоконтролю
- ГОСТ 2.111-68 ЕСКД Нормоконтроль
- ГОСТ 21.002-81 СПДС Нормоконтроль проектно-сметной документации
- ГОСТ 3.1116-79 ЕСТД Нормоконтроль
http://quality.ifolder.ru/2117087


ГОСТ Р ИСО/МЭК 62:2000 и Р 50.1.055-2005

Описание: ГОСТ Р ИСО/МЭК 62:2000 Р 50.1.055-2005 Рекомендации по стандартизации "Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 62:2000
http://quality.ifolder.ru/2117989

Практическое руководство для специалистов по качеству

ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества.
Практическое руководство для специалистов по качеству.
По состоянию на март 2007 г.
http://quality.ifolder.ru/2121733

Лекция по метрологии

http://quality.ifolder.ru/2146680


Новые темы на нашем форуме

Взаимосвязь понятий, входящих в менеджмент качества
СТО ГАЗПРОМ 9001-2006
Управление документами СМК внешнего происхождения в банке
Книга. Бизнес-процессы компании...
Система качества лабораторий
Ищу оригинальную версию стандарта ISO 9001:2000
ISO/IEC 13244:1998 и ДСТУ 4071/2001
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000, Р 50.1.055-2005
Есть ли преимущества у российских ОС
Поиск стартаперов
Плакаты по качеству
Когда миссия неизвестна...

Новая книга

Цель данной книги - помочь российским компаниям продуманно и системно осуществить переход от функционального подхода к процессному и шаг за шагом провести преобразовательные процессы, опираясь на опыт западноевропейских компаний. Книга составлена в соответствии с фазами типичного реорганизационного проекта и представляет собой руководство по планированию и проведению мероприятий, связанных с использованием процессного подхода.
В России данную книгу можно назвать уникальной как с точки зрения практической применимости для реального бизнеса - менеджмента российских организаций, так и с точки зрения академического образования - студентов вузов по специальностям "Экономика", "ИТ в экономике" и "Бизнес-информатика".
Основой для первого российского издания данной книги послужило пятое немецкое издание книги "Менеджмент процессов", ставшее в Германии одним из бестселлеров в области управления бизнес-процессами. Общие концептуальные основы целенаправленного внедрения процессного подхода представлены в виде четкой последовательности действий, а объяснение затронутых проблем на сквозном комплексном примере позволяет провести параллели к реалиям российского бизнеса и применить описанные концепции непосредственно на практике. Таким образом, дизайн этой книги следует принципу: "Столько практики, сколько возможно, и столько теории, сколько необходимо".




Ваши пожелания по содержанию выпусков рассылки
Написать письмо автору рассылки
Ваше имя:
Письмо:


Наш форум находится здесь. Перед регистрацией обязательно прочитайте правила
Ваша некоммерческая информация с удовольствием будет размещена в данной рассылке
Хотите больше новостей по менеджменту качества, они есть у меня
Желающие оказать помощь в создании рассылки могут со мной связаться

Связаться с автором рассылки



С уважением, ведущий рассылки
http://quality.eup.ru/
Любящий качество

В избранное