Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

МЕТАФОРЫ

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 17

Из "Петербургских сновидений" Старинного приятеля Балу:

ВЫБОР

ПОЭТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ:

О. Мандельштам

Петербургские сновидения

 

В нашем Петербурге осень. Вот какой он сейчас... Снова слишком тихо на набережных, снова долетают голоса настраиваемых в Капелле скрипок, слишком ярким оранжевым светом горят окна в старинных домах, и снова кто-то жжет свечи все темные ночи напролет... Наверное, в Петербурге немного чаще, чем в других других городах, любят зажигать свечи. Достоевский называл его "самым умышленным городом". Это город грез, полный Времен, смешанных фантазией в одну мелодию, волшебных снов - немного виртуальный город...

В эту осень нас ожидают новые встречи с петербургским Сказочником, Старинным приятелем Балу, Магистром Института сказкотерапии, автором книги "Петербургские сновидения" - Андреем Викторовичем Гнездиловым.

 

ВЫБОР

Никогда не знаешь, что лучше - принять ли мир как он есть, либо бороться и строить его по своим представлениям.


Свела однажды судьба троих людей так, что разойтись оказалось почти невозможно. Один из них, бедный Кавалер, кроме пылкого сердца и отцовской шпаги ничем более не обладал. Второй был музыкантом, которому слава приносила богатство, а богатство, в свою очередь, немало способствовало славе. Третьим лицом, конечно, была Дама. Если б она была просто прекрасна, то историю пришлось бы начать с нее. Но в ней скрывалась тайна, неведомая даже ей самой. Потому досталась ей роль судьбы, ибо двое уже означенных молодых людей любили ее страстно и готовы были вручить ей свои жизни. Как и следовало ожидать от таинственной красавицы, Дама ни одному из них не отдавала предпочтения. Таким образом, в один свободный денек ее поклонники встретились на опушке дремучего леса, чтобы с помощью шпаг выяснить свои отношения друг с другом. К счастью или к несчастью, в бранном искусстве их способности оказались равными.
Устав от боевых упражнений, они вернулись к словесным доводам.
- Послушай! - сказал Музыкант, - даже если твоя любовь сильнее моей, что вообще-то маловероятно, то подумай о том, сможешь ли ты сделать свою возлюбленную счастливой? Ты не слишком богат, чтобы скрыть свои недостатки. Как ты собираешься выражать свои чувства? Повторять, подобно кукушке, свое "люблю, люблю"? В отличие от тебя я окружу ее роскошью и искусством. Мои чувства будут изливаться на нее водопадом волшебных звуков. Среди зимы я сумею пробудить весну и лето!
Кавалер задумался, и, будто назло, из рощи раздался голос кукушки. Доводы Музыканта показались неоспоримыми. Вложив шпагу в ножны, Кавалер поклонился и, не разбирая дороги, двинулся в глубь леса.


Был вечер, когда Кавалер вышел к большому круглому озеру. В оправе гранитных берегов, порой смягченных песчаными отмелями, оно казалось древним вином, застывшим в кованом кубке неведомого великана. Красноватые отблески закатного солнца реяли над водой, а на противоположном берегу стоял причудливый дом, напоминавший маленький замок. Резные башенки, стрельчатые окна, сияющие нестерпимым огнем. Чудесный сад с кустами роз и лилий и несметным множеством других цветов. Ветер донес до него далекие звуки музыки. 0, что это была за мелодия! Нежнейшие на свете пальцы касались его души и исторгали из нее целительные слезы. Уж не сама ли любовь его обрела свой голос и звучала в тишине этого вечера! Очарованный Кавалер поспешил к нездешнему видению. Ночь уже кончалась, когда он наконец остановился. Оглядевшись, он понял, что находится на прежнем месте. Сомнений не было, он трижды, если не более, обошел вокруг озера, но пригрезившаяся усадьба не попалась на его пути. Расстроенный, он решил возвратиться домой. По дороге он расспрашивал окрестных жителей о доме у озера. Никто не мог ему ничего ответить, и лишь один нищий старик, которого считали выжившим из ума, рассказал, что слышал об этой усадьбе. Никто не знает когда и кто ее построил. Немного тех, кто видел ее, однако для них это было грозным предзнаменованием, ибо вскоре они умирали. Были, конечно, и такие, что, любопытствуя, пытались проникнуть в этот дом, но они безвозвратно исчезали.
Получив столь мрачные сведения, Кавалер предался раздумьям: "Что мне теперь жизнь без любви? Знать, что моя Дама счастлива без меня - слабое утешение. Не лучше ли пойти навстречу судьбе, которая уже поманила меня в иной мир?"
И снова он очутился у озера и стал искать свой мираж, но только в ночь полнолуния, когда он переплыл озеро, не спуская глаз со своего видения, он натолкнулся на гранитные валуны, окружавшие дом. Оглянувшись последний раз на озеро, он отметил, что усадьба не отражается в застывшей воде. Лунный свет мерцал, вторя его дыханию.
Кавалер нажал на ручку двери и вошел внутрь дома. Тишина, царствовавшая снаружи усадьбы, вдруг рухнула, как разбитое стекло. В прекрасно убранных о залах горели канделябры и звучала музыка. Как и прежде, она задевала самые глубокие и тайные уголки души. Он прошел по причудливым галереям и в последней комнате увидел хозяйку. Прелестная Музыкантша встала от клавесина ему навстречу. Может, фантазия Кавалера подыграла ему, но показалось, что она так похожа на его возлюбленную Даму. И конечно же, он произнес слова любви, а она ответила ему. Счастью Кавалера, думалось, не будет конца. Его возлюбленная Музыкантша словно подхватывала его чувства и превращала их в звуки музыки. День проходил за днем, ночь за ночью, и опять все повторялось. "Как восхитительна смерть, если я умер!" - думал Кавалер и боялся, что сон его кончится. Но он не кончался. Более того, это состояние полнейшего блаженства стало надоедать ему. Он устал от своих чувств, от музыки, ибо мелодии повторялись. Он не стал упрекать хозяйку, ибо понимал, что он сам тот источник, из которого она черпает вдохновение. Однако неприятная мысль, что его возлюбленная лишена собственной души и лишь отражает его душу, вконец отравила его блаженство.
Все реже звучала музыка в доме, и наконец Кавалер решил вырваться из усадьбы, чего бы это ему ни стоило. Все то, чем он жил до того, как попал в волшебный дом, предстало перед ним как самая желанная греза. Улучив момент, он подошел к дверям и попробовал открыть их. Заперто, они не поддавались его усилиям. Он готов был разрушить весь этот дом, чтобы только вырваться наружу. Тонкая, прозрачная рука протянулась из-за его спины и коснулась дверей - они легко открылись. Он оглянулся. Перед ним стояла его хозяйка. С той же улыбкой, что встретила его, она протянула ему серебряную флейту. Как лепестки цветка, скользнули по его лицу ее губы, и Кавалер очутился на другом берегу озера.


Был вечер, только он не знал, какого года, ибо ему казалось, что он прожил в доме не меньше половины своей жизни. Любопытство или что-то другое повело его к знакомым местам. И первый человек, к которому он отправился, конечно, была его Дама. Странно, она ничуть не изменилась и не высказала никакого удивления по поводу его столь долгого отсутствия. То же самое повторилось и с Музыкантом. Осторожно выбирая слова, Кавалер невзначай справился о времени их последней встречи.
- Не изволите ли вы шутить? Мы расстались с вами три дня назад.
"За три дня мир так изменился, что я едва верю себе, - подумал Кавалер. - Уж не сошел ли я с ума? Надо бы это как-то проверить".
Между тем обстоятельства были как раз подходящие. Музыкант сел к инструменту и подарил Даме изящный менуэт, сочиненный в ее честь.
- Прошу прощения, - обратился Кавалер, - но я хотел бы также выразить свои чувства с помощью благородного искусства музыки.
Он поднял серебряную флейту из озерного дома и стал играть. Все мелодии, что буквально навязли в его ушах, вся память о тех чувствах, что он испытывал к Даме, излились в его игре. Он и сам не знал, как это его пальцы находят нужные ноты. Как его душа могла распуститься музыкальным букетом такого совершенства! Но самое удивительное, что эта мелодия преображала его самого. Его переживания, выражаемые в музыкальных звуках, достигали апогея и исчезали. Он освобождался от своих чувств, не жалея о них и не привязываясь к той, что вызвала их. Эта музыка, эта звучащая любовь делала его свободным.
Кавалер опустил флейту. Его возлюбленная Дама едва держалась на ногах, и восхищенные глаза ее были полны слез. Зато соперник его трясся от ярости.
- Не может быть! - закричал он. - Это игра дьявола! Ты колдун!
Выхватив шпагу, он требовал, чтобы Кавалер немедленно защищался.
Меж тем тот стоял неподвижно. Любовь Дамы звала его к себе. Ненависть противника угрожала его жизни! Но он был свободен и от того и от другого. Мудрость открыла в нем иные глаза и иные уши, и, боясь искушения, он отбросил волшебную флейту, но тишина его души хранила тысячи новых мелодий. Соперник с яростным криком вонзил в него шпагу, но не убил его. Даже следа от раны не появилось на теле Кавалера. Тихо улыбнувшись, он повернулся и двинулся по пути, ведомому лишь ему одному. Была ночь, но от Кавалера исходил свет. Следом за ним, забью обо всем, отправилась Дама. Музыкант, опустив голову, также поспешил за тем, кому в одно мгновение открылся Путь.


Другие сказки из книги А. Гнездилова "Петербургские сновидения" вы можете прочесть в сообществе "Метафоры" >>>

http://www.humans.ru/humans/metaphors

http://www.humans.ru/humans/85756

Осип Мандельштам

 

* * *

Ни о чем не нужно говорить,

Ничему не следует учить,

И печальна так и хороша

Темная звериная душа:

 

Ничему не хочет научить,

Не умеет вовсе говорить -

И плывет дельфином молодым

По седым пучинам мировым.

 

* * *

Отчего душа так певуча,

И так мало милых имен,

И мгновенный ритм - только случай,

Неожиданный Аквилон.

 

Он подымет облако пыли,

Зашумит бумажной листвой,

И совсем не вернется - или

Он вернется совсем другой...

 

О широкий ветер Орфея,

Ты ушел в морские края -

И несозданный мир лелея,

Я забыл ненужное "я".

 

Я блуждал в игрушечной чаще

И открыл лазоревый грот...

Неужели я настоящий,

И действительно смерть придет?

 

 

* * *
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
- Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, - и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, - идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса - не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады - и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, -
Не Елена - другая, - как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
* * *
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


 

* * *

Из полутемной залы, вдруг,

Ты выскользнула в легкой шали -

Мы никому не помешали,

Мы не будили спящих слуг...

 

* * *

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,

И день сгорел, как белая страница:

Немного дыма и немного пепла...

 

ПИЛИГРИМ

 

Слишком легким плащем одетый,

Повторяю свои обеты.

 

Ветер треплет края одежды -

Не оставить ли нам надежды?

 

Плащ холодный - пускай скитальцы

Безотчетно сжимают пальцы.

 

Ветер веет неутомимо,

Веет вечно и веет мимо.

.....

 


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

Елена Шугалей elena@humans.ru

 

Клуб "ЧеловекИ" http://www.humans.ru/

приглашает к сотрудничеству дизайнеров и программистов!

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное