Британо-американская нефтекомпания BP подверглась атаке со стороны миноритарных акционеров НК СИДАНКО. Они обратились к главному исполнительному директору BP лорду Джону Брауну с требованиями компенсировать упущенную прибыль от деятельности менеджмента СИДАНКО в течение последних пяти лет. Эти требования были выдвинуты после того, как BP и владельцы Тюменской нефтяной компании (ТНК) объявили о создании новой нефтекомпании (рабочее название NewCo), в которую войдут активы ТНК и СИДАНКО. Теперь число исков против ВР от миноритарных акционеров российских предприятий (и не только от них) будет расти в геометрической прогрессии.
В минувшую среду ВР и владельцы ТНК "Альфа-групп" и Access/Renova объявили о создании объединенной структуры стоимостью $18,1 млрд. Масштабная сделка не осталась без внимания корпоративных шантажистов всех уровней и фирм, у которых по тем или иным причинам остались обиды на ТНК и СИДАНКО. Теперь они переадресовывают свои претензии к ВР в надежде, что западная компания окажется более сговорчивой и удовлетворит их финансовые претензии.
Начало положила канадская Norex Petroleum, которая в конце 2001 года лишилась контрольного пакета акций добывающей компании "Югранефть" – его обладателем стала компания "ТНК-Нижневартовск", которая войдет в состав NewCo. Канадцы год назад выставили иск ТНК и ее акционерам на сумму $1,5 млрд в окружной суд Нью-Йорка, обвиняя ответчиков в рэкете и отмывании денег. Иск не был рассмотрен, однако сейчас Norex намерена повторить попытку. Фирма утверждает, что очередное заседание суда по этому иску состоится в конце февраля. Norex в своем пресс-релизе пеняет ВР на то, что она скупает краденое. Не исключено, что вскоре BP пополнит ряды "рэкетиров и отмывателей денег" в исках Norex.
Вчера газета The Financial Times опубликовала информацию о том, что претензии к ВР предъявили и миноритарные акционеры дочерних компаний СИДАНКО – компании Indian Ocean Petroleum Services (Сейшельские острова) и Astian Group (Британские Виргинские острова). Они требуют от ВР выплатить $85 млн компенсации за то, что СИДАНКО, в то время когда ей управляли менеджеры ВР, использовала заниженные цены при покупке нефти у своих добывающих предприятий. Обвиняющая сторона утверждает, что СИДАНКО якобы лишила миноритарных инвесторов части прибыли от своих доходов размером более $2,5 млрд с помощью "комплексного механизма трансфертного ценообразования". В частности, в 2000 году три добывающих подразделения СИДАНКО поставляли ей нефть по цене, "составляющей четверть стоимости, по которой сырье поставлялось третьим лицам".