Есть много факторов, определяющих успех системы корпоративного управления в компании. Но если пытаться выделить главный, то большинство специалистов обязательно назовут деятельность совета директоров. Увы, приходится признать, что советы на российских предприятиях не выполняют своих традиционных функций стратегического управления и контроля над менеджерами в интересах компании и акционеров. Виной тому целый ряд причин.
Представители российских компаний часто говорят, что совет директоров не нужен: он дублирует функции исполнительных органов, не добавляет стоимости для акционеров, а следовательно, экономически необоснован. Такие утверждения недалеки от истины и объясняются сконцентрированной структурой акционерного капитала множества российских компаний. Нежелание контролирующих акционеров отдавать управление в руки наемных менеджеров приводит к тому, что в значительной степени они управляют компаниями сами. Получается, что
и контролируемые, т. е. наемные менеджеры, и контролеры, т. е. совет директоров, и основные акционеры совпадают в одном лице. Классический треугольник корпоративного управления превращается в жирную точку. Этим и объясняется “ненужность” совета директоров.
В эффективном совете директоров могли бы быть заинтересованы миноритарные акционеры. Но в России эта категория собственников имеет особую специфику. Многие из них получили свои акции “в подарок” от государства, поэтому у них не возникло чувство собственности и желание ее защитить, присущее инвестору, который рискует своими средствами.