Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 10 февраля, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Пиар-министр

Алексей Кудрин позвал инвесторов в светлое российское будущее

Российские правительственные чиновники -- большие мастера рекламы перспектив развития страны. Причем исторического и экономического оптимизма существенно прибавляется, когда они выступают перед зарубежными инвесторами.

Пусть замедляются реформы и из страны утекает капитал. Пусть власть делит бизнес на "свой" и "чужой", а судебная система с таким подходом вполне соглашается. Пусть, наконец, растут цены и увеличивается разница в доходах бедных и богатых -- все эти не слишком привлекательные для инвесторов характеристики относятся к дню сегодняшнему, скорее даже к ушедшему -- несчастливому високосному 2004 году. Зато теперь все будет по-другому. Теперь инвесторам за свои российские вложения можно не беспокоиться: и выгодно, и надежно. На конференции "Борьба за корпоративные ресурсы: Россия, Китай и Индия в мировой стратегии" сегодняшние минусы обращал в завтрашние плюсы, а плюсы возводил в квадрат глава Минфина Алексей Кудрин.

Впрочем, вчера министр был настроен более-менее критически и не стал скрывать, что в рейтинге наиболее привлекательных для прямых зарубежных инвестиций стран (рассчитывается американской консультативной компанией A.T. Kearney) Россия в прошлом году, в том числе из-за дела ЮКОСа и замедления экономических реформ, скатилась с 8-го места на 11-е. При этом Китай и Индия, с которыми Россия, по убеждению экономистов, должна бороться за инвестиции, расположились соответственно на первом и третьих местах.

Мощным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия также похвастаться не может. В прошлом году их объем составил 6,6 млрд долл. -- почти на миллиард меньше, чем годом ранее. Китай же, по словам г-на Кудрина, "собрал" треть всех мировых ПИИ (еще в 2002 году КНР преодолела планку в 50 млрд долл.). Однако министр не отчаивается. Оказывается, "некоторый перегрев" китайской экономики дает России шанс побороться за инвестиции, но, оговорился министр, "при адекватной экономической политике".

Судя по оговорке, некоторые аспекты нынешней экономической политики г-на Кудрина не устраивают. В том числе, видимо, действия Федеральной налоговой службы, которая, кстати, формально подчиняется Минфину, но практически из подчинения давно вышла (в противном случае слова г-на Кудрина не расходились бы столь радикально с действиями главы службы г-на Сердюкова). Вчера министр в очередной раз рассказал о предложениях либерального крыла в правительстве, направленных на "усмирение" налоговиков. При этом министр заверил, что на совещании в Кремле в минувший вторник новации поддержал Владимир Путин.

(На конференции на налоговиков вновь жаловался председатель совета директоров "Базового элемента" Олег Дерипаска. На его взгляд, действия ФНС привели не к снижению налогового бремени на экономику, а, напротив, к увеличению. Государство, по словам бизнесмена, окончательно отказалось от стимулирования экономики при помощи налогов, остановившись лишь на фискальной составляющей налоговой политики).

Для снятия нервного напряжения у бизнеса предложено сформировать на всех уровнях налоговой системы из наиболее квалифицированных сотрудников специальные подразделения по анализу жалоб налогоплательщиков, составить закрытый перечень документов для предоставления налоговикам, ужесточить сроки налоговых проверок, минимизировать основания для повторных визитов фискалов к налогоплательщикам. По словам г-на Кудрина, все это станет реальностью уже в ближайшие месяцы. Инвесторам остается только понять, как эти предложения согласуются с инициативами другого крыла во власти, настаивающего, в частности, на взимании налоговых штрафов без решения суда и возврате процедуры конфискации имущества.

Вчера министр не смог не защитить свое любимое детище -- стабилизационный фонд. Оказывается, именно он не позволил инфляции вырасти за прошлый год более чем на 11,7% (вместо прогнозных 10%). "Без стабилизационного фонда инфляция была бы намного выше", -- сказал министр. "Использовать стабфонд внутри страны -- это значит продать тот якорь, который держит всю нашу экономику", -- добавил эмоций министр.

Исходя из этой логики, последовал вывод: "Инфляцию в 11,7% я воспринимаю как успех российского правительства". Впрочем, повторения такого "успеха" министр, судя по всему, не хочет, понимая, чем это грозит. Поэтому рисует инфляционное будущее страны в розовых тонах. По его словам, после скачка в первые две недели января инфляция "снизилась до средних темпов прошлого года. А это доказывает, что "в ближайшие годы можно добиваться прогнозных показателей". При этом, по признанию Алексея Кудрина, именно сдерживание инфляции, а не укрепление рубля -- нынешний приоритет кабинета министров и Центробанка.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Биржевые вольности

Обязательная регистрация списков ценных бумаг отменяется

Организаторам торговли на фондовом рынке вскоре не придется регистрировать в Федеральной службе по финансовым рынкам списки бумаг, допущенных к торгам. Соответствующие поправки в закон "О рынке ценных бумаг" уже одобрены думским комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам и 18 февраля будут рассмотрены на заседании Госдумы сразу во втором чтении.

Норма об обязательной регистрации списков содержится в редакции закона, вступившей в силу в декабре 2002 года. Она увеличивала срок ожидания эмитентом первичного размещения своих бумаг вдвое: к 30 дням, отпущенным регулятору для регистрации проспекта эмиссии, прибавлялись еще 30, отведенных ему для утверждения списков ценных бумаг. Понятно, что за два месяца конъюнктура фондового рынка менялась, и зачастую эмитенты были вынуждены размещать свои бумаги на худших условиях, чем те, которые ожидались в момент принятия решения об эмиссии. Правда, до начала нынешнего года все шло своим чередом: биржи отправляли списки регулятору, а тот в отведенный законом срок давал добро.

Проблема обострилась в январе, когда торги ценными бумагами, ранее проводившиеся в фондовой секции ММВБ, были перенесены на дочернюю площадку, Фондовую биржу ММВБ (см. "Время новостей" от 25 января). Конвейер первичных размещений корпоративных облигаций, главной площадкой для которых была как раз ММВБ, остановился. На "старой" ММВБ размещения завершились, поскольку она не обзавелась лицензией фондовой биржи. А на дочернем предприятии они могли начаться только после регистрации изменений в списках ценных бумаг, в которые вносились новые "фишки". В результате в январе ни одного первичного размещения корпоративных облигаций на ФБ ММВБ не было.

Регулятор, правда, старался. Если на регистрацию первых изменений в списках, представленных биржей, у него ушло 12 дней, то на утверждение следующих -- уже шесть. А сейчас действует внутренний приказ ФСФР, в соответствии с которым сотрудникам службы предписано укладываться при рассмотрении списков в три дня. Согласно тексту законопроекта регистрация теперь будет заменена уведомлением.

Новация эта принимается в пожарном порядке -- об этом свидетельствует то, что ее разработчикам удалось добиться рассмотрения поправок в Госдуме сразу во втором чтении, минуя первое. Такую возможность они получили благодаря тому, что на рассмотрении в Думе уже находится законопроект о внесении изменений в закон "О рынке ценных бумаг", принятый в первом чтении еще 29 апреля прошлого года. Он касался отмены обязательного участия в подготовке проспекта эмиссии финансовых консультантов, за услуги которых эмитенту -- хотел он того или нет -- приходилось платить. Теперь "устранение" финконсультантов пойдет в связке с отменой обязательной регистрации в ФСФР списков ценных бумаг, допущенных к торгам биржами.

Кстати, в сравнении с той редакцией законопроекта, которая прошла первое чтение, положение финконсультантов в новой редакции, подготовленной к второму рассмотрению, ухудшилось еще больше. Помимо того, что эмитенты сами будут решать, прибегать или не прибегать к их услугам, из закона предлагается изъять положение о привлечении финансового консультанта при приватизации акций.

Игорь ПОЛИЩУК

Зачем платить больше

Бизнесмены готовы отдать за землю под предприятиями только 2% ее стоимости

Программа социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу еще не утверждена правительством, но уже активно обсуждается деловым сообществом. После нашумевшего обсуждения программы на Совете по конкурентоспособности при премьере в конце января, когда глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс заявил, что программа прекрасна, но не имеет никакого отношения к жизни, в Минэкономразвития решили перейти к обсуждению в более интимном кругу.

Вчера заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов презентовал программу на заседании бюро РСПП. Собственно, состав участников по сравнению с январским заседанием фрадковского совета изменился непринципиально -- разве что г-на Чубайса не было. Но камерный формат позволил бизнесменам перейти от патетики к конкретике.

В целом, как рассказал вице-президент РСПП Игорь Юргенс, программа бизнесменам понравилась. По мнению главы Координационного совета предпринимательских союзов Александра Шохина, при подготовке среднесрочной программы удалось соединить модернизационное начало общеэкономических министерств с консервативным отраслевым. Хотя программе недостает общих институциональных преобразований, а также отраслевых стратегий. Но гораздо больше бизнесменов заботил другой вопрос -- выкуп земель под промышленными предприятиями. Как известно, в период приватизации права собственности на землю еще не существовало, поэтому заводы покупались без земель. После вступления в действие Земельного кодекса новые хозяева столкнулись с необходимостью платить за землю суммы, сравнимые с теми, что были уплачены за сами предприятия.

Президент Владимир Путин дважды, на прошлом и позапрошлом съездах РСПП, обещал крупному бизнесу решить этот вопрос. Однако -- и это с возмущением отметил г-н Шохин -- МЭРТ почему-то не учло президентских обещаний в программе. По его словам, Минэкономразвития предлагает собственникам предприятий выкупать землю под ними по цене в 5% от кадастровой стоимости этой земли, хотя совсем недавно обсуждалась цена в 2%. На сегодняшнем заседании правительства, посвященном земельной реформе, член бюро РСПП Олег Киселев попробует убедить кабинет министров в ошибочности такой позиции.

Вера СИТНИНА

Великий газовый путь

Иран и Туркменистан поборются за индийский рынок газа

Кабинет министров Индии одобрил начало переговоров о строительстве трубопроводов для импорта газа из Ирана, Мьянмы и Туркменистана. Об этом сообщил вчера индийский министр нефти и природного газа Мани Шанкар Айяр. Построить в ближайшее время все три маршрута нереально -- по финансовым соображениям.

Газопровод из Мьянмы будет построен в первую очередь в связи с относительной близостью, отсутствием высоких транзитных рисков, а также присутствием в газодобыче этой страны индийских корпораций (в частности ONGC-Videsh). В то же время газовые запасы в Мьянме, несмотря на успехи в геологоразведке, не столь велики (360 млрд кубометров), чтобы обеспечить стабильно растущий спрос со стороны экономики Индии. Поэтому основная борьба развернется между иранским и туркменским проектами, из которых фаворитом выглядит первый. Но при этом, чтобы получить максимально выгодные условия поставок, Дели будет тянуть с объявлением победителя. И такой формат вполне может устроить президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, который сейчас активно шантажирует "Газпром" прекращением поставок газа (подробнее см. "Время новостей" от 9 февраля). Наличие альтернативного покупателя усилит переговорную позицию Туркменбаши и на предстоящей встрече с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером.

Как сообщил индийский министр, после рассмотрения всех возможных вариантов правительство приняло решение, что газопровод из Ирана в Индию будет прокладываться по "сухопутному маршруту", через территорию Пакистана. Газопровод из Мьянмы будет проходить по территории Бангладеш, из Туркменистана -- по территории Пакистана и Афганистана. На сегодняшний день Индия обеспечивает себя газом самостоятельно (потребность составляет около 30 млрд кубометров в год), однако через несколько лет импорт может составить 50% от общего потребления.

Туркменский проект экспорта газа в Индию по Трансафганскому трубопроводу существует уже более десятка лет, однако за это время не сдвинулся с места ни на миллиметр, несмотря на регулярные заявления Ашхабада о перспективности этого маршрута. Безопасность транзита газа по территории Афганистана даже с учетом присутствия американских войск выглядит весьма сомнительной как со стороны инвесторов, так и со стороны потенциальных потребителей. В Дели это прекрасно понимают, но не отказываются от лишнего аргумента на переговорах с тем же Ираном.

Тегеран, который располагает резервами в 26 трлн кубометров газа (второе место после России), представляется более перспективным поставщиком. К тому же Иран вплотную подошел к началу избыточной с точки зрения внутренних потребностей добычи газа на основном месторождении "Южный Парс" (12 трлн кубометров) и остро нуждается в рынках сбыта. Правда, и здесь газопровод должен пройти по территории Пакистана, который находится не в самых теплых отношениях с Индией. Пока гарантий бесперебойного транзита Дели от Исламабада не добился, однако политический диалог между странами проходит в конструктивном ключе. В Пакистане понимают, что проект может ежегодно приносить в госказну до 800 млн долл. в качестве платы за транзит. В начале года в столицу Индии приезжал министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, и главы обоих ведомств объявили о намерении в течение месяца согласовать технические детали будущего проекта.

Иранский проект будет изо всех сил поддерживать и "Газпром", который рассчитывает в рамках программы сотрудничества с Индией и Ираном принять участие в строительстве газопровода и стать одним из поставщиков по нему. Напомним, что концерн ведет с Тегераном переговоры об участии в более поздних стадиях разработки Южного Парса (он участвовал в первой и второй из 25), которые, вероятно, будут давать возможность подрядчикам участвовать в сбыте продукции. Сейчас Иран расплачивается со всеми участниками проекта деньгами, а газ реализуют уполномоченные госструктуры. Кроме того, поставки иранского газа в Индию снизят риски появления этого продавца на рынке Европы, который может стать реальным конкурентом "Газпрому". А также окончательно закроют возможность экспорта в этом направлении туркменского газа.

Алексей ГРИВАЧ

Денег стало не хватать

"Роснефть" отказалась от строительства НПЗ в Ленинградской области

У "Роснефти", потратившейся на покупку "Юганскнефтегаза", не находится денег на менее масштабные инвестпроекты. Компания была вынуждена отказаться от сооружения НПЗ и заморозить проект нефтетерминала в порту Приморск Ленинградской области, которые в сумме требуют капиталовложений примерно 1,8 млрд долл. "Роснефть" официально уведомила областное правительство о том, что завод она строить вообще не будет, а с терминалом повременит, пока не нашелся для нее новый стратегический партнер. Об этом вчера сообщил на пресс-конференции вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас.

Несколько лет назад "Роснефть" и "Суртугнефтегаз" пообещали Ленинградской области построить терминал и НПЗ. "Роснефть" собиралась перерабатывать и перегружать в Приморске сырье ненецкой компании "Северная нефть", а "Сургутнефтегаз", добывающий почти в три раза больше нефти, чем может переработать, смог бы улучшить баланс между добычей и процессингом. Вдобавок обе компании смогли бы сэкономить на доставке сырья и нефтепродуктов в порты Балтии железнодорожным транспортом. Однако год назад "Роснефть" уже самостоятельно, без "Сургутнефтегаза", подала в правительство Ленобласти заявку на строительство терминала мощностью 30 млн тонн в год и стоимостью 400 млн долл. В марте прошлого года просьба была удовлетворена. Несмотря на то что заявка подавалась стопроцентной "дочкой" "Роснефти" -- ЗАО "Инвестстройтерминал", в обеих компаниях год назад заявили, что и "Роснефть", и "Сургутнефтегаз" хотят построить как терминал, так и НПЗ мощностью 8--10 млн тонн в год. Такой завод требует инвестиций в размере около 1,4 млрд долл.

Но уже через два месяца "Сургутнефтегаз" сообщил, что, изучив детали проекта, решил не строить новый завод, а сосредоточить усилия на реконструкции единственного НПЗ компании в Киришах (Ленинградская обл.) -- построить комплекс гидрокрекинга стоимостью 700--750 млн долл. И хотя глава компании Владимир Богданов неоднократно заверял областных чиновников, что хочет строить терминал в Приморске, он всегда подчеркивал, что приоритетом для него является другой терминал -- в бухте Батарейная, построить который компания обещает уже примерно десять лет.

Вчера же выяснилось, что из проекта строительства НПЗ в Приморске вышел и второй его участник. Г-н Двас объявил, что "Роснефть" прислала в областное правительство официальный отказ. И добавил, что строить терминал госкомпания не отказывается, но предупреждает, что сейчас занята поиском стратегического партнера для возведения перегрузочного комплекса. Отказ "Роснефти" от строительства НПЗ в Ленобласти выглядит логичным в свете того, что практически все сырье, добываемое "Северной нефтью", госкомпания отправляет через Архангельск и Мурманск танкерами в Европу. "Роснефть" в этом году экспортирует по этой схеме 3,2 млн тонн нефти.

Г-н Двас подчеркнул, что областное правительство не получало официального уведомления от "Сургутнефтегаза" об отказе от строительства НПЗ и терминала. Но он не считает, что у "Сургутнефтегаза" есть резон строить терминал в бухте Батарейная: по мнению вице-губернатора, для экспорта нефтепродуктов с Киришского НПЗ компании Владимира Богданова вполне достаточно трубы и терминала "Транснефтепродукта". Эти два объекта начнут строиться в конце этого года и рассчитаны на суммарный экспорт 24 млн тонн в год через порт Приморска. "В приложении к этому проекту сказано, что "Сургутнефтегаз" обязуется все нефтепродукты отправлять в трубу Кириши--Приморск. Я не понимаю, откуда "Сургут" возьмет нефтепродукты на трубу Кириши--Батарейная", -- сказал г-н Двас.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

Выхлопной контроль

Автомобилистов готовят к новым экологическим стандартам

Российским автомобилистам, машины которых еще не оснащены устройствами для ликвидации токсичных компонентов отработавших газов -- каталитическими нейтрализаторами, похоже, придется готовиться к дополнительным расходам на содержание своего движимого имущества. Давно обсуждающаяся экологами, мэрами крупных городов и некоторыми промышленными группами идея об обязательном оснащении автомобилей нейтрализаторами уже приближается к стадии реализации. Действующая под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей организация "Независимая социальная природоохранная инициатива" (НЕСПИ) намерена добиваться законодательного ужесточения требований к выбросам в атмосферу продуктов жизнедеятельности автотранспорта. Как заявил вчера президент НЕСПИ, член Совета Федерации Николай Тонков, в ближайшее время он вместе со своими единомышленниками намеревается внести в нижнюю палату парламента соответствующий законопроект.

По мнению г-на Тонкова, Россия и так уже слишком опаздывает с переводом отечественного автомобилестроения на европейские стандарты токсичности Euro-2 и Euro-3. Причем противодействовали введению более жестких требований не столько простые автомобилисты (хотя никто, естественно, не горит желанием нести дополнительные затраты на покупку и установку нейтрализатора), сколько автопроизводители и нефтяники. Для них переход на европейские нормы означал бы неизбежное удорожание продукции и одновременно необходимость повышения ее качества. Даже до сих пор лишь половина новых машин, выпускаемых, например, на ВАЗе, комплектуется катализаторами. Большинство же выпускаемых в России грузовиков и вовсе сходят с конвейера без каких-либо устройств для сокращения вредных выхлопов. "Государственная дума прошлого созыва организовывала более семи рабочих групп по тяжелой экологической ситуации в разных городах, -- сказал вице-президент НЕСПИ Дмитрий Зеленко, -- однако все эти вопросы в итоге оказались отложены на потом. Принимать меры пытались, например, московские власти, обеспокоенные состоянием воздушной среды в городе: запрещали въезд большегрузного транспорта, пытались ввести ограничения на использование низкооктанового бензина, однако на законодательном уровне ничего сделано так и не было".

На взгляд г-на Зеленко, в России, где "экологическое законодательство имеет огромное количество пропусков и противоречащих друг другу документов", по большому счету необходимо разработать специальный экологический кодекс. Однако в его отсутствие решено начать с обязательного введения катализаторов и увеличения штрафов за загрязнение атмосферы. И если взаимоотношения экологических промышленников с нефтяным и автомобильным лобби, в общем-то, страшно далеки от народа, то необходимость покупки и установки индивидуального нейтрализатора выхлопа коснется довольно многих. Потребуются они в основном подержанным автомобилям -- как отечественным, так и многим старым иномаркам. Причем Дмитрий Зеленко уверял корреспондента "Времени новостей", что это устройство будет по цене вполне доступным для человека, изыскавшего средства для покупки и содержания машины. По его словам, когда в России будет налажено массовое производство нейтрализаторов выхлопа, себестоимость этого устройства в идеале должна составлять порядка 15--20 долл., что существенно ниже цен на сегодняшнем рынке.

Руководители НЕСПИ отвергают все обвинения в попытке создать новый рыночный сектор в автомобилестроении, объем которого, по оценкам экспертов, может достигать 15 млрд руб. в год. Поскольку его возникновение диктуется не столько российскими промышленниками и законодателями, сколько международными обязательствами, взятыми на себя Россией. В беседе с корреспондентом "Времени новостей" Дмитрий Зеленко подчеркнул, что значительная часть российских автовладельцев уже фактически живут по нормам Euro-2 и Euro-3. Да и отечественные автомобилестроители уже к этому давно готовятся. По его мнению, при переходе на европейские стандарты токсичности куда важнее избежать скачка цен на высокооктановое топливо. "Гораздо труднее удержать нефтяников от повышения цен на высококачественный бензин", -- заявил г-н Зеленко, пояснив, что только продукты сгорания такого топлива и способен нейтрализовать катализатор. При использовании же низкооктановых марок, как показали тесты, устройства хватает лишь на полгода--год.

Ирина БЕЛАШЕВА


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное