Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 9 февраля, среда

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Жилетка для слез

Правительство предлагает создать в Федеральной налоговой службе отдел жалоб

Вчера от фигурантов переписываемой ныне налоговой реформы поступили новые предложения по уточнению фискальной системы. Вице-премьер Александр Жуков на совещании у президента предложил создать специальные "жалобные подразделения" для рассмотрения претензий к налоговикам и упорядочить процедуру досудебного рассмотрения споров между плательщиками и налоговыми органами.

В свою очередь, Владимир Путин высказался за упрощение налоговых проверок, но вопреки своим прежним высказываниям заявил, что "налоговая служба функционирует достаточно эффективно, особенно в последнее время". Днем ранее, напомним, президент призывал членов правительства потрудиться над улучшением налогового администрирования.

Между тем, по мере приближения "часа Х", когда на заседании правительства должна быть рассмотрена уточненная концепция завершающего этапа налоговой реформы (предположительно это произойдет в конце февраля), выявляется три условных вектора влияния. Александр Жуков, похоже, хочет сосредоточить усилия на фактической переделке I части Налогового кодекса, где как раз указаны все права и обязанности плательщиков и проверяющих их налоговиков. Вице-премьер хочет увидеть в Кодексе и ограничение сроков проведения выездных проверок, и четко закрепленный перечень документов для проведения генеральных проверок, и внесение в законодательство таких поправок, которые впредь будут давать однозначную трактовку Налогового кодекса. Особой конкретикой предложения г-на Жукова не отличаются, хотя в каждом его выступлении и появляются новые идеи. Например, рассматривать жалобы в специальных подразделениях при налоговых инспекциях. Или же, как было сказано им вчера, "предусмотреть процедуру рассмотрения особо крупных претензий вышестоящими налоговыми инспекциями".

Все это справедливо, но если реформа в дальнейшем пойдет именно этим путем, длиться она будет еще многие годы. То, что в налоговом праве сегодня есть колоссальные дыры, что оно противоречиво и дает право и плательщикам, и проверяющим жонглировать законом - говорили и при правительстве Касьянова, и уже год говорят при новом кабинете. Однако никто до сих пор не взялся за титаническую работу. Ведь доведение Налогового кодекса "до ума" должно обеспечиваться серьезной поддержкой "с тыла" серьезными юристами, вычищающими в кодексе каждое слово. Эту работу пока правительство никому не заказывало.

Второй вектор реформы исходит из Министерства финансов, сконцентрировавшемся на решении локальных задач. В частности, на дельнейшем снижении НДС и решении проблемы трансфертного ценообразования -- излюбленного нефтяниками метода минимизации налогов.

Третья сила влияния, способная до неузнаваемости идеологию налоговой реформы -- кремлевская администрация. Недавно стало известно, что в ее недрах инициированы некие президентские поправки в Уголовный и Налоговый кодексы, ужесточающие ответственность за налоговые преступления вплоть до конфискации имущества. Симметричные же поправки, но уже от имени депутатов, приняты на рассмотрение Госдумой.

В сухом остатке получается, что цельной концепции налоговой реформы пока не существует. Проблема еще и в том, что свести вместе все три вектора довольно проблематично. Как совместить на практике решение проблемы лжевозмещения НДС (что подразумевает усиление контроля) с ограничением времени проведения проверки, и как сочетается намерение раздуть штат ФНС за счет новой проверяющей структуры с провозглашенной в прошлом году идеей сокращения числа госслужащих в рамках административной реформы (за которую, кстати, отвечает все тот же г-н Жуков), непонятно.

Еще более трудно совместить все эти несовместимые предлдожения с интересами крупного бизнеса, публично настаивающего на проведении налоговой амнистии. Члены Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, который курирует лично премьер Михаил Фрадков, убеждают власть в необходимости проведения налоговой амнистии. Причем, заседание Совета на эту тему решено провести до того, как состоится заседание правительства по налоговой реформе. Ориентировочно -- в последней декаде февраля. А это дает основания полагать, что аргументы бизнеса могут быть учтены.

Ирина Склярова

Налоговые органы не должны сводить счеты (подверст)

Георгий Боос, вице-спикер Госдумы: "В последнее время стало популярно представлять налоговую службу неким силовым органом по выведению плательщиков на чистую воду и сведению счетов. Это не так. Налоговые органы должны выполнять не силовые, а публичные функции. Это не органы по сбору налогов, а по контролю за своевременностью и правильностью выполнения налогоплательщиками своих обязательств. Это органы защиты интересов общественного экономического пространства".

Юрий Воробьев, партнер коллегии адвокатов "ФБК-Право": "Намерение создать некие спецподразделения по рассмотрению жалоб плательщиков вряд ли жизнеспособно. Дело в том, что основные жалобы идут на исполнение конкретным инспектором общей политики, диктуемой ФНС. Инспекторы действуют в рамках прямых указаний, когда, скажем, выполняют спущенный сверху план по доначислению или требуют дважды проплатить зависший в проблемном банке платеж. Спецподразделения будут способны разве что выловить экстраординарные, вопиющие нарушения инспекторов. Проблему с жалобами не решить, пока каждый конкретный работник инспекции не будет нести персональную ответственность за неправомерные действия".

США лишили Россию денег

Они будут направлены в оранжевую Украину и розовую Грузию

Вашингтон прекращает выделение средств на поддержку экономических реформ в России. В размещенном на сайте госдепартамента США "Бюджетном запросе на внешнеполитические цели на 2006 год" приведена причина. Как утверждает Белый дом, экономика России "работает хорошо, созданы и функционируют многие институты рыночной экономики". Поэтому "потребность в дальнейшей помощи реформам со стороны правительства США является незначительной" и 2006 финансовый год будет "последним годом содействия программам экономических реформ" в России.

Последняя помощь Москве будет равна 48 млн долларов. В 2004 году выделялось 96, а в 2005 - 85 млн долларов. Теперь, начиная с 2007 года внимание Вашингтона будет "сосредоточено на поддержке прошлых инвестиций".

Впрочем, деньги в Россию из Америки будут идти и впредь. Но на "развитие демократии". "Недавние негативные тенденции в состоянии демократии и прав человека в России требуют большего внимания в 2006 году", - гласит документ и обещает помочь российским "неправительственным организациям, независимым СМИ, реформе правоохранительной системы".

Возможно, деньги для России в бюджете США иссякли отнюдь не из-за экономических достижений Москвы. В документе на сайте госдепа говорится, что и "экономика Украины развивается хорошо". Но Джордж Буш просит у конгресса для Киева 105,2 млн долл.: 88 - на программы экономической помощи, 1,7 млн - для обучения украинских военнослужащих и 16,5 млн - на финансирование украинского оборонного импорта из США. По последней позиции ассигнования увеличились за год более чем в пять раз.

Вашингтон прямодушно объясняет причины подобной щедрости: "Последовавшее за драматической "оранжевой революцией" избрание Виктора Ющенко открывает громадные возможности для экономических и демократических реформ в стратегически важной стране".

Второе место по объемам американской помощи в 2006 году займет Грузия - 80 млн долларов. "Революция роз" привела к власти реформистское, прозападное руководство", - поясняют американцы. А вот Белоруссия "идет не в ногу с остальной Евразией, и пока президент Лукашенко у власти, надежд на политические и экономические реформы мало". Поэтому Минску достанется всего 7 млн долларов США.

Президент Буш представил проект бюджета на 2006 год в понедельник. В нем урезаны ассигнования почти по всем позициям. Кроме обороны и безопасности: военные расходы возрастут на 4,8% (до 419,3 млрд долларов, не включая 80 млрд на войну в Ираке и Афганистане). Больше денег дадут ФБР (на 11%), Министерству национальной безопасности (на 6,8%), Агентству по борьбе с распространением наркотиков (на 4%).

Но наибольший прирост ассигнований достанется не "силовикам", а госдепартаменту США - 15,6%. Сумма, выделяемая в бюджете на "международные дела", достигнет 33,6 млрд долларов. Вашингтон не даром щедро финансирует свои действия на международной арене. "Главным приоритетом внешней политики США является победа в глобальной войне с террором", - говорится в бюджетном запросе. Больше денег будет выделено в 2006 году на продвижение демократии в мире. Неправительственный Национальный фонд в поддержку демократии получит 80 млн долларов - за два года ассигнования выросли вдвое.

Андрей ЗЛОБИН

Локальное похолодание

Андрей Илларионов поставил диагноз российской экономике

Одной из основополагающих демократических свобод -- свободе слова -- президентский советник по экономическим вопросам Андрей Илларионов вчера посвятил свою очередную пресс-конференцию. Правда, поначалу складывалось впечатление, что в основном это замечательное достижение демократии страдает от притеснений в Великобритании. Зато потом г-н Илларионов перешел к более близким для присутствующих проблемам.

В результате г-н Илларионов произнес поистине невероятные для государственного чиновника, да еще и входящего в президентские структуры, слова: "что касается "Юганскнефтегаза", то у страны, которая хочет строить солидное будущее, есть только один способ -- возвращение компании собственнику. Более того, я уверен, что это произойдет рано или поздно".

"Если кто-то говорит о глобальном потеплении (большая часть выступления г-на Илларионова по традиции была посвящена пресловутому Киотскому протоколу. -- Ред.), то ситуацию с инвестиционным климатом можно назвать похолоданием, причем локальным", -- заявил он. В подтверждение своего диагноза советник президента привел следующие данные: в прошлом году экспорт капитала из страны составил 27 млрд долл., что почти в три раза больше, чем в 2001 году, когда отток составлял 10 млрд. Следует напомнить, что, по официальным данным, отток капитала меньше в разы. По оценке Центробанка, в прошлом году он составил 7,8 млрд долл. Впрочем, и другие оценки президентского советника не в пример жестче официальных. "Инфляция в 8,5% (что заложено в бюджете 2005 года. -- Ред.) была бы большой неожиданностью, вероятность этого события крайне мала", -- заявил он. По мнению Андрея Илларионова, гораздо более реальный размер инфляции -- 12% годовых.

Впрочем, учитывая, что из 8,5% запланированной правительством инфляции, более 2,5% было выбрано уже в январе, многие эксперты склоняются к "илларионовской" точке зрения. Но о стагнации в промышленности г-н Илларионов заговорил первым. "Когда среднемесячные темпы роста промпроизводства равны нулю или одной десятой процента в последние два месяца, это можно назвать стагнацией", -- сказал он. И добавил: "Судя по последним данным, в январе стагнация продолжится".

В то же время г-н Илларионов выступает категорически против возможной приватизации "Роснефти" и "Юганскнефтегаза". "Нет ничего более вредного для страны, чем реализация предложений, высказанных министром Германом Грефом", -- твердо заявил г-н Илларионов. Правда, потом выяснилось, что приватизировать эти компании в приципе можно. Но только тогда, когда аукционы смогут пройти честно и прозрачно, с участием всех желающих, чтобы компании могли быть проданы по максимальной цене. Видимо, в возможности проведения честных аукционов сейчас г-н Илларионов сомневается.

Спустя месяц, после того, как на посту представителя президента в "большой восьмерке" г-на Илларионова сменил другой представитель администрации президента -- Игорь Шувалов, советник счел нужным объясниться. Причину столь долгого молчания г-н Илларионов объяснил следующим образом: "Думаю, что комментарии должны давать не те, кого они касаются, а те, кто принимает решения". Правда, тут же подчеркнул, что он не имеет в виду самого президента.

Но, не дождавшись публичных объяснений от этих загадочных людей, принимающих решения, он был вынужден сказать всю правду сам. Президентский советник полагает, что пал жертвой Киотского протокола, "чумы, ГУЛАГа, Госплана и Освенцима", как он называл этот документ в разное время. Андрей Илларионов известен как один из самых ярых борцов против системы экологических самоограничений. И хотя в борьбе внутри России он проиграл (Киотский протокол был ратифицирован в конце прошлого года), теперь г-н Илларионов готов выйти на международный уровень. Правда, и там есть злые силы. Как рассказал г-н Илларионов, в течение нескольких месяцев он вел переписку с организаторами Давосского форума, так как намеревался принять участие в работе секции по изменению климата. Однако ему было в этом отказано, причем организаторы пояснили свою позицию тем, что "работают в очень плотном контакте с Даунинг-стрит, 10".

Жаль, что участники Давоса не смогли увидеть ту презентацию с графиками и картинками, которую г-н Илларионов показал вчера журналистам. Возможно, многие изменили бы свое мнение. Большое число графиков и картинок доказывает отсутствие всякой связи между выбросами парниковых газов и глобальным потеплением климата. Более того, и потепления-то никакого нет. В ХV веке на Земле было теплее, чем сейчас, -- доказывает г-н Илларионов. Но форум "пал жертвой цензуры одной из стран", констатировал он. "Мы в этом случае должны бороться не только за свою, но и за их свободу. Мы должны бороться за свободу слова в Великобритании так же, как и в нашей стране", -- подчеркнул г-н Илларионов.

Вера СИТНИНА

Деньги дороже договора

Туркменбаши перекрыл кран "Газпрому"

Соглашение о 25-летнем сотрудничестве России и Туркменистана в газовой сфере, которое в апреле 2003 года подписали президенты двух стран Владимир Путин и Сапармурат Ниязов, находится под угрозой срыва. Как стало известно "Времени новостей", "Туркменнефтегаз" с начала года не поставляет газ "Газпрому", требуя увеличения цены до 58 долларов за тыс кубометров. Как это ни странно, до сих никаких попыток урегулировать ситуацию на высоком уровне не предпринималось. Визит главы "Газпрома" Алексея Миллера в Ашхабад в январе так и не состоялся. В "Газпроме" наотрез отказались от комментариев. По всей видимости, руководство концерна еще не определилось с поведением в данной ситуации. Источник в правительстве России сообщил "Времени новостей", что в ближайшее время поездка г-на Миллера в Туркменистан все же состоится. Впрочем, вне зависимости от ее результатов стало понятно, что весомая ставка на среднеазиатский газ в стратегии "Газпрома", оказалась слишком рискованной. Тем более, что в ближайшие годы зависимость концерна от стабильности поставок из этого региона должна возрасти. Через два года подобный сбой может сказаться на способности "Газпрома" выполнять свои обязательства перед российскими потребителями, поскольку концерн сделает все, чтобы не сорвать экспортные контракты.

Сведения "Времени новостей" подтверждаются статистикой. По данным Национального института госстатистики и информации Туркменистана, экспорт газа в январе составил 3,61 млрд кубометров, что на 23% меньше, чем в январе 2004 г. (4,7 млрд). Из отправленного за рубеж объема, 2,8 млрд закупил "Нафтогаз Украины", оставшиеся 790 млн кубометров было экспортировано в Иран. При этом, добыча газа снизилась по сравнению с прошлогодней на 900 млн кубометров - примерно столько предназначалось "Газэкспорту". Между тем, как видно, объемы туркменского газа, поступают на Украину, которая согласилась на увеличение цены с 44 долл. за тыс. кубометров до 58 долларов, поступают в соответствии с графиком. "Туркменнефтегаз", таким образом, нарушает контракт, составленный на базе межправительственного соглашения. Однако, это, судя по всему, Ашхабад особо не смущает. Даже, несмотря на то, что продажа газа является главным источником пополнения казны.

Объемы поставок туркменского газа "Газпрому" до 2008 года зафиксированы непосредственно в межгосударственном соглашении. В 2005 году они должны составить 6-7 млрд кубометров, в 2006 г. - 10 млрд., 2007 г. - 60-70 млрд, а с 2009 по 2028 гг. -- 80-90 млрд кубометров в год. Резкое увеличение через два года обусловлено окончанием пятилетнего соглашения Туркменистана с Украиной о поставках 36 млрд кубометров ежегодно. Реальный коммерческий контракт между "Газэкспортом" и "Туркменнефтегазом" подписан только до 2006 года включительно, цена газа в нем зафиксирована на уровне 44 долл. с оплатой 50% бартером (такие же условия до этого года были и "Нафтогаза Украины"). С 2007 "Газэкспорт" и "Туркменнефтегаз" должны были заключить 20-летний контракт с формулой цены, по которой еще предстоит договориться.

Однако Сапармурат Ниязов решил в конце прошлого года поднять цену на газ до 60 долларов, а после отказа прекратил поставки. Глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко, который рисковал оставить значительную часть Украины без газа, 3 января подписал новый контракт по новой цене -- 58 долл. А Алексей Миллер в Ашхабад так и не поехал, а отгрузка туркменского газа "Газпрому" не возобновилась.

В декабре и начале января представители "Газпрома" заявляли, что цена в контракте с Туркменистаном зафиксирована и пересмотру не подлежит, а за нарушение условий предусмотрены суровые санкции. Тем не менее, пока "Газпром" не принял решения обратиться в международный арбитраж. Не исключено, что в Ашхабаде такое поведение такое поведение трактуют как проявление неуверенности в собственных силах. По информации источников "Времени новостей", знакомых с ситуацией, Туркменбаши намерен добиваться повышения цен для "Газпрома" в том же объеме, как для Украины.

Сейчас новое украинское правительство пытается пересмотреть условия договора, подписанного г-ном Бойко. Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Сергей Терехин вчера заявил, что туркменская сторона настаивает на легитимности этого документа. "Они говорят: "Вы подписали". Мы говорим, что он (Ю.Бойко - Ред.) не имел полномочий. Нам говорят: "Все, кто едет, уполномочены. Хотите в суд -нет вопросов, а мы до этого (решения суда - Ред.) закроем кран". Мы можем это выдержать, можем немного поерничать и закрыть трубу на транзит. Им тоже не закрыть заслонку. У них есть хранилища, но что они будут делать дальше после их заполнения? России продавать по старым ценам? Тогда какая разница, кому продавать по старым ценам", -- цитирует г-на Терехина Интерфакс. Очевидно, что особых иллюзий по поводу изменения позиции Ашхабада в Киеве не питают.

Между тем, на среднеазиатский и, прежде всего, туркменский газ в стратегии "Газпрома" сделана серьезная ставка. Подписания соглашений с Туркменистаном и Узбекистаном, а также партнерство с Казахстаном, позволило руководству концерна сделать паузу в подготовке к освоению труднодоступных ресурсов Ямала. С действующей ресурсной базой у "Газпрома" начнется реальное падение добычи не позднее 2008 года. При том, что экспортные обязательства и внутренние потребности в газе будут расти. Выпадение из портфеля "Газпрома" туркменского газа может привести к реальному дефициту газа в России (так как экспортные обязательства должны выполняться в любом случае). Тем более, что "Газпрому" придется поддерживать снабжение газом Украины, которая является основным транзитным коридором для экспортных объемов.

Правда, нельзя исключать, что проблемы связанные с газовым сотрудничеством с Туркменистаном гораздо глубже и серьезнее. До сих пор стороны не начали работать над проектом реконструкции и развития САЦ, которая должна обеспечить выполнение обязательств сторон в рамках подписанного Путиным и Ниязовым соглашения. Ключевым условием разработки ТЭО проекта было предоставление Ашхабадом международного аудита своих запасов, подтверждающего возможности туркменской стороны поставлять необходимые объемы газа. Стороны должны были согласовать результаты аудита еще осенью, но это не сделано до сих пор.

Алексей ГРИВАЧ

Атаки акционеров, или Ошибки менеджеров

РАО "ЕЭС" собирается ввести страхование ответственности своих руководителей

Финансовый директор РАО "ЕЭС России" Дмитрий Журба вчера заявил Интерфаксу, что энергохолдинг намерен застраховать своих топ-менеджеров и членов совета директоров от атак со стороны миноритарных акционеров. По этому поводу, заявил г-н Журба, подготовлен соответствующий вопрос для рассмотрения на ближайшем заседании совета директоров РАО 25 февраля. Однако миноритарные акционеры РАО утверждают, что не намерены воевать с энергохолдингом. А при ближайшем рассмотрении подготовленного к заседанию директоров документа оказалось, что речь идет о страховании профессиональной ответственности. РАО это необходимо в большей степени для того, чтобы привлечь независимых директоров и с их помощью добиться листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже.

По словам г-на Журбы, лимит ответственности топ-менеджеров и директоров энергохолдинга планируется установить на уровне 20 тыс. долл. -- расходы именно в пределах такой суммы возместит страховая компания на покрытие судебных издержек, но исключительно в случае положительного решения суда при обвинениях со стороны миноритариев. "Если человек оказался мишенью для атаки со стороны миноритариев, против него возбуждено дело, гражданское, уголовное, и т.д., то страховщик будет ему выплачивать возмещение", -- сказал г-н Журба. Впрочем, в проекте решения директоров цифры немного отличаются: 20 тыс. долл. -- это максимальная выплата за одно судебное заседание против топ-менеджера, если же кто-либо выставит претензии члену совета директоров, то лимит возрастет до 50 тыс. долл. При этом страховым случаем не будут являться атаки, по которым руководитель РАО проиграл в суде и решение уже вступило в силу. Кроме того, в любом случае конкретный размер возмещения в пределах лимита будет отдельно определяться в каждом конкретном случае.

В департаменте РАО по работе со СМИ утверждают, что на самом деле никаких атак на менеджеров не ожидают. "Просто решили подстраховаться", -- говорит начальник управления Марита Нагога. Это подтвердил и давний критик РАО, директор Prosperity Capital Management Александр Бранис.

А бывший член совета директоров РАО, представляющий "Базовый элемент" (который до сих пор является миноритарным акционером РАО), Дэвид Джеованис полагает, что в процессе реформирования энергохолдингу наверняка понадобятся независимые директора, в том числе и иностранные, а они, по его мнению, в Россию могут прийти исключительно при условии, что их ответственность будет застрахована.

Впрочем, независимые директора РАО понадобятся скорее всего в том случае, если компания начнет исполнять свое давнее желание пройти листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Эту процедуру, кстати, не так давно проходил "Мечел". В компании утверждают, что смогли привлечь независимых директоров в большей степени страхованием их деятельности.

Впрочем, г-н Бранис утверждает, что листинг на Нью-Йоркской бирже РАО вряд ли нужен, так как компания скоро должна прекратить свое существование. А автоматически "пролонгировать" листинг на энергокомпании, которые выделятся из энергохолдинга, вряд ли получится, считает он.

А вот ответственность членов правления предлагается страховать как раз прежде всего на случай, если появятся атаки миноритарных акционеров. "Международная практика свидетельствует, -- говорится в пояснительной записке к проекту решения совета директоров РАО, -- что вероятность предъявления исков третьих лиц к членам органов корпоративного управления существенно увеличивается, когда компании находятся в стадии реформирования, изменения структуры акционеров, слияния, разделения или поглощения... Подобные требования третьих лиц... судами, как правило, не удовлетворяются, тем не менее требуется квалифицированная юридическая защита интересов члена правления или члена совета директоров".

В крупных российских компаниях, которые неоднократно подвергались атакам со стороны миноритариев, утверждают, что никогда не страховали ответственность ни менеджеров, ни директоров. "Мы всегда были уверены в своей правоте, -- практически в унисон заявили "Времени новостей" источники в "Сургутнефтегазе" и Тюменской нефтяной компании, -- у нас достаточно квалифицированные юристы".

А источник, близкий к совету директоров РАО, говорит, что "не совсем понятно, зачем г-н Журба сопровождает предложение об обычном страховании профответственности менеджмента "атаками миноритариев". Скорее правильнее было бы говорить о страховании от ошибок менеджеров, которые в любой компании неизбежны, полагает он. Миноритарные акционеры же вообще не понимают, зачем в принципе нужно страховать деятельность менеджеров за деньги компании. "Это абсурд, -- говорит г-н Бранис, -- менеджер нанес ущерб компании, а она за это еще и платит! Если менеджер хочет застраховаться от претензий, он должен делать это за свои личные деньги".

Впрочем, по мнению источника, близкого к совету директоров РАО, на заседании совета скорее всего разразится дискуссия на тему страхового покрытия -- предлагается утвердить достаточно низкий уровень. Но о том, какой лимит можно считать приемлемым, источник предпочел не говорить.

Николай ГОРЕЛОВ

ЮКОС просят подвинуться

Литва начала переговоры об уменьшении доли опальной компании в Mazeikiu Nafta

Правительство Литвы по-прежнему упрашивает ЮКОС отказаться от контроля над нефтеперерабатывающим концерном Mazeikiu Nafta. Однако ЮКОС пока неохотно поддается на уговоры своих партнеров. Вчера председатель правления опальной российской компании Стивен Тиди встретился с литовскими чиновниками, но никаких соглашений стороны не заключили. Они лишь решили создать рабочую группу, представители которой обсудят пожелания литовцев: выкупить допэмиссию предприятия, что снизит долю ЮКОСа с 53,7 до 48,95%, лишить его статуса оператора и увеличить число госпредставителей в правлении Mazeikiu Nafta.

В Mazeikiu Nafta входят Мажейкяйский НПЗ мощностью 12 млн т сырья в год, морской экспортный терминал в Бутинге и магистральный нефтепровод. ЮКОС через свою голландскую "дочку" Yukos Finance контролирует 53,7% акций предприятия, правительству Литвы принадлежит 40,66%, миноритариям -- 5,64%.

С начала года у предприятия начались проблемы с поставками нефти -- ЮКОС практически не вывозит свое сырье за пределы России, поскольку не может платить экспортную пошлину. Для того чтобы обсудить будущее нефтеконцерна, вчера в Вильнюсе г-н Тиди, финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор, и.о. президента "ЮКОС РМ" (подразделение, занимающееся переработкой и сбытом продукции) Михаил Елфимов встретились с президентом Литвы Валдасом Адамкусом и министром хозяйства Виктором Успаских. "Мы договорились, -- заявил после переговоров г-н Успаских, -- сформировать рабочую группу и начать переговоры о реализации опциона акций Mazeikiu Nafta, об отказе от договора об управлении и назначении двух дополнительных представителей Литвы в правлении нефтеконцерна". Сейчас в правление нефтеконцерна входит четыре представителя ЮКОСа и три от правительства Литвы.

Контрольный пакет акции Mazeikiu Nafta ЮКОС приобрел в 2002 году у американской Williams International Co (WIC). Вместе с акциями он получил статус оператора и право выкупа небольшой допэмиссии акций концерна. О намерении реализовать опцион на приобретение дополнительного пакета Mazeikiu Nafta нефтекомпания должна была заявить до 29 октября прошлого года. Однако ЮКОС, счета которого были арестованы, попросил перенести этот срок на три месяца. Но из-за ситуации, сложившейся вокруг нефтяной компании в России, правительство Литвы отказало ему. Через некоторое время о желании выкупить допэмиссию заявили уже сами власти, правда, для этого им необходимо получить одобрение ЮКОСа. Если это произойдет, пакет правительства увеличится до 45,9%. Но рассчитываться "живыми" деньгами Литва не хочет: по словам г-на Успаских, которые приводит РИА "Новости", правительство намерено расплатиться за эмиссию, списав Mazeikiu Nafta 200 млн литов (около 60 млн евро) долга перед государством.

Вчера премьер-министр Литвы Альгидас Бразаускас, как цитирует Интерфакс, отметил: "Они (ЮКОС. -- Ред.), конечно, постараются сохранить свой пакет, а по опциону они не приняли твердого решения. Ситуация может меняться и будет зависеть от отношения российских властей к ЮКОСу. От этого будет зависеть и будущее Mazeikiu Nafta. Хотя это небезнадежно, имеется много компаний, которые интересуются нефтеконцерном". Кстати, в январе премьер заявлял: "Не исключено, что и нам самим придется за полцены отдать свои акции, лишь бы нашелся покупатель, который гарантирует поставки нефти".

Говоря о ситуации с поставками сырья на завод, премьер отметил: "Они (ЮКОС. -- Ред.) не хотят терять эту компанию (Mazeikiu Nafta. -- Ред.), это для них дело чести -- обеспечить предприятие сырьем. График поставок составлен на весь квартал, перебои носят исключительно технический характер. Они дают гарантии поставок нефти, если сохранят дочерние компании, которые занимаются ее добычей". Сейчас договор у Mazeikiu Nafta заключен с "дочкой" ЮКОСа -- "Самаранефтегазом". А г-н Тиди после встречи с г-ном Адамкусом заявил: "ЮКОС готов и в дальнейшем гарантировать поставки нефти на НПЗ Mazeikiu Nafta, если не потеряет еще два нефтедобывающих предприятия -- "Самаранефтегаз" и "Томскнефть".

Денис РЕБРОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное