Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 28 февраля, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Что нам стоит Белый дом построить

Премьер начинает борьбу за единство правительства

В правительстве грядут перемены. Пока административного характера. Премьер Михаил Фрадков решил разграничить более жестко функции двух суперведомств -- Министерства финансов и Министерства экономического развития. Это разграничение может усилить позиции Германа Грефа и ослабить -- Алексея Кудрина.

В Белом доме говорят, что премьер давно задумал реорганизацию МЭРТ. Он считает недопустимой ситуацию, когда одно ведомство, в данном случае Минфин, экстраполирует свою политику на всю экономику, а его глава -- министр финансов Алексей Кудрин -- пытается одновременно быть еще и немного министром экономики. Между тем, несмотря на претензии г-на Кудрина "управлять экономикой", как уверяют в Белом доме, в его ведомстве не все так хорошо. Где-то "болтается банковская стратегия", "отсутствует ценовая политика", "так и не представлены до сих пор в правительство меры, позволяющие сдержать инфляцию". Налоговые новации г-на Кудрина в очередной раз отправлены на доработку. Правда, не все. Часть из них, как удалось выяснить "Времени новостей", все-таки одобрена на закрытом совещании у премьера. Речь идет об ускоренном возврате НДС при капитальном строительстве и при экспорте.

Говорят, г-н Греф в свою очередь признает необходимость внутренней реорганизации. Вопрос, правда, какой именно. Той, на которую он намекал на последнем заседании правительства: мол, нереально иметь всего двух заместителей, когда нельзя выполнить даже элементарные представительские функции. Или той, о которой мечтает премьер, -- когда МЭРТ больше не будет сидеть и ждать спущенных сверху, от Минфина, цифр, а сам начнет на основании собственных расчетов составлять базовые документы, определяющие тактику и стратегию экономического курса.

В общем, г-н Фрадков, судя по всему, всерьез настроен на преодоление становящегося все более очевидным раскола в правительстве. И видит министров в составе своего кабинета только в том случае, "если они встроятся в работу". Мысль смелая. А в случае с Алексеем Кудриным и Германом Грефом смелая вдвойне, так как без участия президента "встраивание" этих министров в работу явно не обойдется.

Премьер уже заставил Алексея Кудрина пережить некоторое сокращение его полномочий. Сегодня Михаил Фрадков должен подписать постановление, по которому лично возглавит межведомственную правительственную комиссию по подготовке бюджета 2006 года и на среднесрочную перспективу. Г-н Кудрин, бессменно возглавлявший этот процесс до сегодняшнего дня, как уверяют злые языки, в конце концов сдался и скептически заметил: "Ну Фрадков сам захотел. Теперь пусть поактивнее поработает".

Моментом истины для проверки единства правительства станет заседание Совета по предпринимательству и конкурентоспособности, которое намечено на 3 марта. В борьбе взаимоисключающих налоговых инициатив премьер не удовлетворен расчетами, предложенными Минфином и МЭРТ. Михаил Фрадков полагает, что "просчитать выпадающие доходы слишком легкий путь". Именно поэтому он попросил г-на Грефа представить ему расчеты не только выпадающих, но и дополнительно поступающих в казну доходов в результате снижения налоговой нагрузки. При этом премьер больше надеется все же на предпринимателей, а не на министров. Иными словами, если предприниматели попросят не трогать ставку НДС, правительство не станет ее трогать. Если скажут "тронуть" -- правительство подумает. Известно, что в Белом доме сейчас рассматривается такой вариант: либо снизить НДС с 18 до 13%, как предлагает аппарат правительства (против этого как раз возражают МЭРТ и Минфин), либо оставить ставку на прежнем уровне и задуматься над другими способами снижения налогового бремени.

Вера КУЗНЕЦОВА

Потом не жалуйтесь

Налоговики создают службу внутренней безопасности

К оптимизации администрирования налогов Министерство финансов, похоже, оказалось готово даже раньше, чем эту тему успели обсудить на заседании правительства. Не успело из уст вице-премьера Александра Жукова позвучать предложение о создании в рамках Федеральной налоговой службы специальных "жалобных" подразделений, как финансовое ведомство официально поручило ФНС создать в территориальных управлениях структурные подразделения по рассмотрению жалоб налогоплательщиков на результаты проверок. Правда, скептики опасаются, что принцип "проверять сам себя" окажется малопригодным для налоговой службы. Тем более, не очень понятно как это соотносится с административной реформой (в рамках которой, кстати, и было реформировано Министерство по налогам и сборам, потерявшее в статусе и перешедшее в ранг "надзорной инстанции").

Вкратце поручение Минфина сводится к расширению штата фискального ведомства за счет введения новой контролирующей инстанции, сотрудники которой рассматривали бы жалобы плательщиков на противоправные действия или бездействие представителей налоговых органов. Руководитель такого подразделения (проверяющего деятельность той или иной инспекции) должен, по логике Минфина, назначаться приказом руководителя вышестоящего налогового органа. Фактически из состава инспекций должны быть выделены самые "беспристрастные" и "неподкупные" для контроля за своими же коллегами. Правда, налоговой инспекции ничто не мешает и сегодня рассматривать жалобы плательщиков, без создания специальных подразделений.

Вышестоящие инстанции обязаны "разруливать" конфликты плательщиков с инспекторами. Однако добиться ответа на свои претензии, не обращаясь в суд, сегодня практически невозможно. Даже в случае вопиющих нарушений налогового законодательства, к примеру, самовольного ограничения срока приема отчетности, к инспекции, как правило, санкций не применяется. Управление ФНС по Москве, к примеру, никак не реагирует на вывешенные в ряде столичных инспекций объявления о том, что для получения ИНН необходимо самостоятельно поехать и сняться с налогового учета по прежнему месту жительства. Хотя делать это Налоговый кодекс уже с прошлого года никого не обязывает.

Получится ли преломить сознание россиян, привыкших, что писать жалобы в нынешней системе госвласти довольно неблагодарное занятие, покажет время. Но уже сейчас ясно, что создание жалобных подразделений без внесения в законодательство поправок, вводящих персональную ответственность инспекторов за свои действия, бесперспективно.

Другая инициатива Минфина, ранее также планировавшаяся в рамках "налогового пакета", о введении неких "фильтров" на решения, выносимые по результатам проверок крупнейших плательщиков, также частично должна быть реализована уже в ближайшее время. По сведениям "Времени новостей", ФНС по поручению Минфина уже готовит приказ о совершенствовании порядка оформления результатов налоговой проверки.

В идеале налоговая служба должна подготовить некий документ, подробно описывающий алгоритм действий инспектора, после перепроверки отчетности обнаружившего некие нарушения налоговых обязанностей плательщиком. В случае, если претензии налоговиков к предприятию достигнут определенной "критической" суммы, дальнейшая судьба плательщика (точнее, его обязательств пред бюджетом) будет вынесена на своеобразный "консилиум" с представителями вышестоящего налогового органа. А решения, вынесенные по итогам проверки крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне, должны будут согласовываться с Федеральной налоговой службой вне зависимости от результатов проверки.

В самой ФНС инициативы вышестоящего ведомства приняли к сведению. Но пока не разглашают, как идет подбор кадров для "жалобных подразделений". Учитывая, что даже столичные инспекции сетуют на нехватку сотрудников, подобрать квалифицированных людей на новые "проверяющие" вакансии будет довольно затруднительно. В противном случае одному и тому же человеку по вторникам и четвергам придется принимать граждан, а по средам и пятницам, пересев в другой кабинет, выслушивать жалобы на самого себя.

Ирина Склярова

Индикатор лояльности

Индекс РТС преодолел отметку в 700 пунктов

По результатам торгов в пятницу фондовый индекс РТС впервые с апреля прошлого года преодолел планку в 700 пунктов. На момент закрытия площадки его значение составило 701,35 пункта. До рекордного уровня (785,52), зафиксированного 12 апреля 2003 года, осталось уже не так далеко, если учесть, что с января индекс РТС уже вырос с отметки 614,11.

Позитивным стимулом для рынка стали итоги саммита президентов России и США: вопреки ожиданиям охлаждения в отношениях между двумя странами не произошло. Другой хорошей новостью стал отказ Хьюстонского суда рассматривать иск о банкротстве ЮКОСа, что, по оценкам аналитиков Банка Москвы, означает активизацию сделки по слиянию "Газпрома" и "Роснефти", причем теперь концерн может рассматривать варианты поглощения "Роснефти" вместе с "Юганскнефтегазом".

Набранный рынком темп, если он не будет утрачен, гарантирует, что фондовый рекорд может быть побит месяца через полтора. То есть опять ко Дню космонавтики. Однако даже если индекс РТС достигнет нового исторического максимума, говорить о преодолении фондовым рынком прошлогодней стагнации можно будет с некоторыми оговорками. Ведь индекс РТС образца прошлого года и нынешний - не совсем одно и то же.

Методика его расчета с апреля 2003 года претерпела изменения. Этот фактор вкупе с динамикой рыночной капитализации компаний повлиял на вес отдельных эмитентов в индексе. С 1 июля прошлого года при исчислении фондового индекса биржей принимается во внимание только показатель free-float -- число бумаг того или иного эмитента в свободном обращении. Суммарная стоимость всех выпущенных компанией акций (обыкновенных и привилегированных), или ее капитализация, используются при расчете индексов с учетом индивидуального коэффициента, отражающего free-float. Этот коэффициент определяется информационным комитетом РТС ежеквартально на основе сведений эмитентов, информационных агентств, а также аналитических исследований компаний, представленных в комитете. В начале июня 2004 года, когда о грядущем нововведении было объявлено, вес обыкновенных акций ЛУКОЙЛа в индексе РТС вырос с 15,9% до 30%, "Норильского никеля" -- с 8,1% до 9%, Сбербанка -- с 5% до 6%. Наоборот, доля ЮКОСа снизилась с 14,2% до 9%, "Сибнефти" -- с 8,3% до 3%, а доля РАО "ЕЭС" -- с 7,1% до 3%. Практически неизменными остались позиции обыкновенных акций "Сургутнефтегаза": их вес снизился с 15,2% до 14%. С той поры решения информационного комитета РТС существенно повлияли на удельный вес в индексе биржи акций только одного эмитента -- "Мосэнерго". После их скупки аффилированными структурами "Газпрома" аналитики биржи посчитали, что в свободном обращении находятся уже не 25%, а только 10% бумаг энергетической компании. Сейчас, после снижения соответствующего коэффициента, вес "Мосэнерго" в индексе РТС составляет всего 0,73%. Что касается бумаг прочих эмитентов, то после 1 июля их доля в фондовом индикаторе определялась в основном рыночной конъюнктурой.

В результате, если судить по минувшей пятнице, поведение индекса РТС определяется более чем на половину поведением бумаг всего двух эмитентов -- ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза". Удельный вес акций ЛУКОЙЛа в фондовом индикаторе составляет теперь 31,64%, а суммарная доля обыкновенных и привилегированных бумаг "Сургутнефтегаза" -- 18,87%. Значительно в сравнении с прошлым летом вырос вес Сбербанка - до 8%, незначительно РАО "ЕЭС" -- до 3,4%. Остальные "голубые фишки", обладавшие существенной долей в индексе РТС, либо сохранили ее на июльском уровне, либо она немного уменьшилась. Исключение - ЮКОС: его удельный вес в индикаторе биржи упал катастрофически - до 0,6%.

Нетрудно представить, что, если бы индекс РТС, рассчитывался по прежней системе, например, без понижающего коэффициента для ЮКОСа и повышающего для ЛУКОЙЛа, результат, показанный рынком в пятницу, был бы несколько скромнее. Конечно, новая методика расчета фондового показателя вырабатывалась для других целей, а не для "поддержания" индекса. Однако ее авторам удалось угадать, на какие фишки следует ставить, а на какие - нет. Впрочем, в этих озарениях прослеживается определенная система. Среди наиболее весомых в индексе РТС бумаг - либо акции компаний, наладивших отношения с властью, ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза", либо бумаги эмитентов со значительным госучастием, Сбербанка и РАО "ЕЭС". Между ними, правда, затесался "Норильский никель", имеющий 9,76% в индексе РТС. Это, однако, можно признать следствием своевременного осознания его владельцами "социальной ответственности бизнеса". Бумаги государственных или окологосударственных компаний уже давно стали прибежищем для инвесторов во времена обострения отношений между властью и бизнесом. Аналитики РТС, конечно, работают на рынке и не могут не быть невольными проводниками его настроений.

Индекс РТС прибавил в пятницу 11,12 пункта. Наибольший взнос в это внесли все те же ЛУКОЙЛ (плюс 3,676 пункта), "Сургутнефтегаз" (1,693) и Сбербанк (1,633), обеспечившие почти две трети прироста фондового индикатора. Виновник торжества "Газпром", впрочем, остался в тени. Хотя бумаги концерна и прибавили в цене больше прочих "голубых фишек" -- 3,9% -- этот показатель не учитывается при расчете индекса РТС. Однако в пятницу газовый концерн, возможно, стал на шаг ближе к либерализации рынка своих акций. Вслед за ней, конечно, последует и включение бумаг "Газпрома" в состав разнообразных индексов. Капитализация концерна сейчас превышает суммарную капитализацию всех компаний, чьи бумаги учитываются в индексе РТС. Если бы либерализация рынка акций "Газпрома" состоялась в прошлую пятницу, то его удельный вес в индексе РТС составил бы с учетом free-float примерно 20%. При этом нынешним фаворитам, ЛУКОЙЛу и "Сургутнефтегазу", пришлось бы подвинуться: их доли в воображаемом индексе сократились бы до 14,2% и 8,5% соответственно. А ЮКОС "весил" бы всего 0,27%.

Игорь ПОЛИЩУК

Новый поворот

Хьюстонский суд приоткрыл "Газпрому" путь к "Юганскнефтегазу"

Один из поворотных моментов в истории слияния "Газпрома" и "Роснефти" пройден. Судья окружного суда Хьюстона Летиция Кларк отказалась рассматривать дело о банкротстве ЮКОСа по американским законам, и тем самым сняла прямые юридические риски с действующих и потенциальных приобретателей "Юганскнефтегаза". В "Газпроме", который из-за обеспечительных санкций именно этого суда не смог купить бывшую "дочку" ЮКОСа на декабрьском аукционе, официально говорят, что принятое решение не повлияло на планы менеджмента концерна: "Роснефть" планируется присоединить без "Юганска". Однако уже сейчас очевидно, что провести сделку по такой формуле практически невозможно, а значит "Газпром" будет добиваться поглощения компании Сергея Богданчикова вместе с ее новым приобретением. Правда, выход из игры американского правосудия вряд ли приведет к быстрой реализации сделки. Конфликт интересов между "партиями" "Газпрома" и "Роснефти" (последняя пытается сохранить независимость от газового монополиста) никуда не исчез - и сторонам предстоит решающая битва за финальное политическое решение.

В сентябре 2004 года Владимир Путин уже одобрил присоединение "Роснефти" к "Газпрому" в обмен на увеличение пакета правительства в газовом концерне до контрольного. Целью объединения декларировалась либерализация рынка акций газового концерна, которую планируется провести сразу после завершения сделки. Считается, что такая формула решения была инициирована руководителем администрации президента Дмитрием Медведевым и главой "Газпрома" Алексеем Миллером. При этом фактически нефтяная компания выводилась из-под контроля другого соратника Владимира Путина - замглавы кремлевской администрации и председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина. Тем не менее, подготовка к проведению сделки продвигалась под напором кураторов "Газпрома", а "партия Роснефти" продемонстрировала внешнюю покорность - Сергей Богданчиков по совместительству возглавил созданную в структуре газового концерна "Газпромнефть".

Покупка "Юганска" преобразила "Роснефть" и резко изменила соотношение сил в аппаратном сражении. Компания получила не только очень привлекательный и перспективный актив, который втрое увеличил ее добычу, но и около 12 млрд долларов обязательств. Кроме того, собственные активы нефтяной компании уменьшились без учета "Юганска". Госкомпания вынуждена была продать "Газпрому" за 1,7 млрд долларов свою половину в "Севморнефтегазе", который реализует проект Приразломное и владеет лицензией на гигантское Штокмановское месторождение в Баренцевом море. В этой связи "Роснефть" после выведения из ее состава "Юганска" в отдельную госкомпанию будет стоить на 1,5-2 млрд долларов дешевле осенней оценки, которая была на уровне 7-8 млрд долл. Отсавшихся активов будет явно недостаточно для обмена на 10,7% акций "Газпрома". А у государства нет ни желания, ни возможности доплатить 1,5-2,5 млрд долларов концерну в довесок к активам "Роснефти", чтобы обмен был равноценным.

Де-факто план по слиянию без "Юганска", о котором в конце года заявил министр промышленности и энергетики, госпредставитель в совете директоров "Газпрома" Виктор Христенко, изначально был нежизнеспособным. Не исключено, что именно этот факт побудил директора Росэнерго Сергея Оганесяна, который не только является членом совета директоров "Роснефти", но несколько лет был топ-менеджером в этой нефтяной компании, озвучить альтернативный план "слияния". Напомним, что две недели назад он заявил: "Юганск" нужно оставить в "Роснефти", а на необходимое государству количество акций "Газпрома" (10,7%) обменять миноритарный пакет в укрупненной нефтяной госкомпании. Согласиться на такие условия для кураторов "Газпрома" значит проиграть оппонентам по всем статьям.

О том, что решение хьюстонского суда принципиально не изменило диспозицию вокруг слияния, свидетельствует заявление министра экономического развития Германа Грефа. "Сейчас рассматриваются несколько возможных технологий, каждая из которых сложна с точки зрения оценки всех последствий -- финансовых, налоговых, -- сказал он в пятницу в интервью РИА "Новости". -- Такого рода масштабные сделки делаются после детальнейшей проработки, дабы не совершить никаких ошибок". По его словам, к проработке схем привлечены консультанты, имеющие опыт в проведении крупных слияний и поглощений. Он также подчеркнул, что "это работа не одного-двух дней".

Между тем, поражение ЮКОСа в американском суде открывает перед российскими властями широкие перспективы по дальнейшей распродаже активов ЮКОСа. В декабре долг опальной компании перед государством, без учета начисления дочерним предприятиям компании, составлял порядка 20 млрд долл. На прошлой неделе пресс-служба Минфина сообщила, что в декабре 2004 года -- начале 2005 года в казну с холдинга взыскано 270,9 млрд руб. (около 10 млрд долл.), в том числе 260,4 млрд. за счет продажи "Юганскнефтегаза" на декабрьском аукционе. Ранее сообщалось, что 3,5 млрд. долл. ЮКОС погасил осенью. Таким образом, холдинг остался должен порядка 7,5 млрд. долл. Из крупных активов в России в его собственности остались два добывающих предприятия - "Самаранефтегаз" и "Томскнефть" (совокупная добыча - 30 млн. тонн нефти в год), а также перерабатывающие активы (Ачинский НПЗ, Ангарская нефтехимическая компания, Самарская группа заводов) и сбытовые предприятия. После продажи "Юганскнефтегаза" судебные приставы пока не объявляли, каким образом собираются взыскивать оставшуюся часть долга. Но теперь, после того как американский суд самоустранился из противостояния российских властей и ЮКОСа, российские чиновники почувствуют себя куда свободнее.

В своем решении судья Летиция Кларк оговорила, что не приняла во внимание аргументы ЮКОСа о том, что российские власти наложили на компанию взыскание по политическим мотивам. В то же время, отмечает г-жа Кларк, пока не было прецедента, чтобы иностранный холдинг, оказывающий большое влияние на экономику собственной страны, использовал для решения спора с государством американские суды. "Должник -- не американская, а российская компания. Ее активы оказывают серьезное влияние на российскую экономику. И так как это в основном запасы нефти и газа, то они буквально являются частью российской земли. Большинство деловых и финансовых действий ЮКОСа продолжает происходить в России", -- говорится в судебном решении. При этом г-жа Кларк добавляет, что подобный спор может рассматриваться лишь в суде, который может обеспечить участие в процессе российского правительства.

В ЮКОСе, правда не оставляют попытки добиться рассмотрения дела на территории США. В пятницу компания направила в суд письмо с просьбой пересмотреть принятое решение и не исключает, что в случае неудачи впоследствии обратится в более высокую инстанцию. Управляющий директор основного акционера ЮКОСа -- Group Menatep -- Тим Осборн был весьма категоричен в своих оценках. "Это большой позор, что суд вынес такое решение, поскольку оно лишает ЮКОС единственной надежды на справедливость. Это огромное разочарование для ЮКОСа, для миноритарных акционеров, которые очень надеялись на американскую судебную систему", -- цитирует г-на Осборна Интерфакс. По мнению г-на Осборна, "если апелляция ЮКОСа не будет успешной и, следовательно, иск автоматически не будет подпадать под юрисдикцию США, я полагаю, российское правительство выставит на аукцион другие операционные подразделения по низкой цене, как было с "Юганскнефтегазом". Все это на самом деле обанкротит ЮКОС".

Причем претендент на один из зарубежных активов ЮКОСа - 49% словацкой трубопроводной компании Transpetrol, уже нашелся. Обнаружил его ни кто иной, как Владимир Путин. "Что касается наших компаний, которые хотели бы приобрести 49% акций, принадлежащих "ЮКОСу" в компании Transpetrol, то интерес к этой сделке проявила российская компания "Татнефть", -- сообщил российский президент.

По странному стечению обстоятельств, судья Летиция Кларк огласила свой вердикт в отношении дела ЮКОСа после окончания встречи президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе. В "Татнефти", которую контролирует правительство Татарстана, заявление главы государства комментировать не стали. А высокопоставленный источник в ЮКОСе вчера заявил Интерфаксу, что пока не намерена продавать принадлежащие ей акции и ни с кем не ведут подобных переговоров. Хотя словацкое правительство уже заявляло о своем желании выкупить его долю. Причем накануне своего визита в Братиславу г-н Путин, отвечая на вопрос словацких СМИ относительно возможной сделки с акциями Transpetrol отметил: "Я не знаю, собирается он (ЮКОС - Ред.) продавать свои 49% или не собирается, или что с ними там происходит, с этими процентами, совершенно не в курсе". Президент добавил, что этот вопрос "прежде всего, дело хозяйствующего субъекта, как у нас говорят, дело самого ЮКОСа".

Алексей ГРИВАЧ, Денис РЕБРОВ

Авиаторы не виноваты

Антимонопольное ведомство не нашло виновного в подорожании авиабилетов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала оправданным введение "топливной надбавки" к стоимости билетов российских авиакомпаний конце прошлого года. Начатая тогда проверка по подозрению в "сговоре авиакомпаний" прекращена. Более того, ФАС фактически поддержала претензии авиаторов к поставщикам топлива, которые, по мнению руководителей авиатранспортного бизнеса, неоправданно завышают стоимость авиационного керосина. В заявлении ФАС, опубликованном в пятницу, сообщается, что служба решила "оценить обоснованность ценовой политики" нефтяных компаний. Авиаторы приветствуют такой шаг ФАС, однако сомневаются, что резко выросшие за прошлый год цены на авиатопливо пойдут вниз.

Проверка авиакомпаний была начата в ноябре 2004 года, после того как ведущие авиаперевозчики России ввели надбавку к стоимости билетов на своих маршрутах для того, чтобы компенсировать рост расходов на топливо. Размер надбавки, в зависимости от компании и конкретного маршрута, колебался в пределах 10--20 долл. за одно плечо (авиаперелет). В этом российские компании следовали примеру крупнейших европейских и американских которые раньше в том же году пошли на подобный шаг, столкнувшись с резким неблагоприятным изменением конъюнктуры на рынке авиатоплива, связанным с общемировой тенденцией к удорожанию нефти.

ФАС подозревала, что почти одновременное введение "топливной надбавки" разными российскими авиакомпаниями является результатом сговора. Несмотря на огромный объем проделанной работы, подтвердить эти подозрения не удалось. По итогам проверки ФАС сообщила, что к ней было привлечено более 30 территориальных управлений. Проверкой было охвачено около 50 наиболее крупных авиакомпаний, в том числе "Аэрофлот", "Сибирь", "Красноярские авиалинии", "Трансаэро", "Домодедовские авиалинии", ГТК "Россия".

В результате их действия ФАС признала экономически обоснованными. Как отмечается в заявлении службы, эти действия "не привели к увеличению уровня прибыли в индустрии авиаперевозок".

Виновников в удорожании авиабилетов ФАС теперь намерена поискать на другом рынке. "Мы можем сказать, что авиакомпании не нарушали закона, однако вопрос о причинах подорожания билетов остается открытым, -- заявил замруководителя службы Анатолий Голомолзин. -- В настоящее время служба проводит проверку нефтяных компаний. Мы намерены теперь оценить обоснованность их ценовой политики".

Авиаторов это решение ФАС обрадовало, но не удивило. "Всем с самого начала было понятно, что авиакомпании просто оказались крайними в этой ситуации, -- заявил вчера "Времени новостей" директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. -- Введение топливной надбавки было вынужденной необходимостью. Помимо нее у компаний был только один альтернативный выход -- прекратить летать". Что же касается ценовой политики нефтяных компаний, она нисколько не кажется г-ну Быхалу обоснованной. По его словам, средняя стоимость топлива в тех российских аэропортах, куда летает "Трансаэро", за 2004 год поднялась на 65%. Г-н Быхал подчеркнул, что это повышение "произошло на голом месте", что здесь есть перспективный материал для антимонопольного разбирательства.

В то же время он сомневается, что работа ФАС позволит понизить цены на авиакеросин до уровня начала или даже середины прошлого года. "У нас редко бывает так, что цены возвращаются к исходному уровню, -- сказал вчера он "Времени новостей". -- В начале 2005 года мы почувствовали снижение этих цен на 1--2%, но оно несопоставимо с ростом, достигнутым в течение 2004 года".

Руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг согласна с коллегой в том, что в результате работы ФАС по нефтяным компаниям керосин скорее всего не подешевеет. По ее словам, "Аэрофлот", для которого удорожание топлива в 2004 году составило в среднем 40%, уже принял решение заправляться, где это возможно, у зарубежных поставщиков.

ФАС обещает завершить проверку поставщиков авиакеросина ударным темпом -- уже в марте этого года.

Михаил КУКУШКИН

Интернет-бум в Госдуме

Депутаты намерены отрегулировать онлайновую торговлю

В феврале Госдумой презентован проект федерального закона "Об электронной торговле". Смысл документа в том, чтобы придать наконец сделкам, совершенным с помощью компьютеров и сетей передачи данных, статус юридически полноценных. Такой же, как у сделок, совершенных на бумаге, с подписями контрагентов и прикладыванием печати.

Традиционную подпись и печать подделать, кстати говоря, много легче, чем подпись электронно-цифровую. Однако закон о ней практически не работает. Электронную торговлю это не останавливает, но тормозит сильно. Первую попытку принять закон о ней думцы предприняли еще в 2001-м (умудрившись избежать использования термина "Интернет" в тексте законопроекта), и попытка эта ничем не закончилась. Нынешняя редакция проекта закона "Об электронной торговле" уже четвертая. В апреле прошлого года Госдума отклонила законопроект-предшественник в виду его кажущейся бесперспективности. Депутаты, видимо, решили, что электронной торговли в России нет. Как в СССР секса.

Между тем электронная торговля у нас есть и вовсю развивается. В России онлайн покупают продукты, стиральные машины, металлопрокат, ценные бумаги - словом, практически все, что продается. По данным исполнительного директора национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Антона Никольского, в 2004 г. электронная торговля в России выросла на 40%. В розничном сегменте ее оборот составил $662 млн, а в оптовом - $442 млн. На электронных торговых площадках действуют крупнейшие компании: РАО ЕЭС, "Северсталь", "Татнефть" и пр.

Объем рынка интернет-рекламы еще не сопоставим с объемом рекламы в бумажной прессе, но уже заметен. Это важный (хотя и косвенный) показатель развития электронной торговли. Директор по маркетингу компании Mail.ru Анна Артамонова говорит о быстром росте рекламного интернет-рынка. Общая сумма сделок в 2004 году составила $30 млн против миллиарда в бумажной прессе.

Онлайн-торговля развивалась бы еще лучше, будь у процесса надлежащее законодательное обеспечение. Сегодня объем розничного товарооборота через Интернет в России составляет всего 1% от общего. Например, один из крупнейших розничных продавцов бытовой техники, компания M-Видео, совершает в Сети всего 2% продаж. Это показательный пример, поскольку M-Видео продает всю номенклатуру своих товаров как в обычных магазинах, так и онлайн - сайт компании представляет собой один из лучших в стране интернет-магазинов. Для сравнения: в США не менее 15 процентов от общего розничного товарооборота обеспечивают покупки, сделанные онлайн. Во многих компаниях персоналу официально разрешается использовать в обеденный перерыв и по окончании рабочего дня офисный компьютер и корпоративную сеть для того, чтобы посещать интернет-магазины - это общепринятая практика.

У нас дела обстоят несколько иначе. Доступ к интернет-магазинам на рабочих местах работодатели практически не ограничивают, но к по объемам сетевой торговли Америку мы не догоняем. Возможно, потому, что из-за отсутствия специального закона все торговые сделки, осуществляемые с помощью Интернета, в России остаются формально незаконными. Они ничем, кроме доверия между продавцом и покупателем, не обеспечиваются. Решающее значение в этом смысле имеет внедрение в практику торговли технологий электронной подписи. Если этого удастся добиться, интернет-торговля получит пактически те же механизмы регулирования отношений "продавец-покупатель", что и торговля традиционная.

При подготовке нынешнего законопроекта разработчики ориентировались на типовой закон UNCITRAL (Uniform Rules on Electronic Signatures - "универсальные правила электронных подписей") 1998 г. и директивы Европейского Союза "Об электронной торговле" 2000 г., успешно апробированные многими странами. "Успешно" в данном контексте означает, что следование типовому закону эффективно защищает права покупателя и персональную информацию.

Де-факто Россия следует принципу равноправия обычной торговли и торговли через Интернет. Юрист российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Юлия Федорова говорит, что интернет-магазины добровольно соблюдают закон "О защите прав потребителей", считая требования проекта закона "Об электронной торговле" слишком сложными для торговцев - особенно в части электронной подписи, применение которой требует специальных технологий. Возможно, полагает эксперт, электронную подпись следует законодательно регламентировать сначала для крупных электронных торговых площадок, где оперируют промышленные предприятия. Между тем отдельный опыт использования электронной подписи (например, при безбумажном оформлении таможенных документов при ввозе в страну некоторых товаров) свидетельствует о том, что проблем с использованием отлаженной технологии электронной подписи у исполнителей не возникает.

Нина Леотова

Bank of America поделился сокровенным

Он потерял данные о счетах чиновников и сенаторов

Третий по величине банк США Bank of America оказался в центре очередного скандала. На выходных банк объявил о пропаже цифровых пленок с информацией о счетах и кредитных картах сотен тысяч американских чиновников, включая нескольких сенаторов. Согласно заявлению Bank of America, пленки "считаются утерянными", а наблюдатели не сомневаются, что речь идет о краже. Хищение клиентских данных стало новым бичом американских потребителей бизнеса, которые требуют от компаний срочно ужесточить защиту частной информации.

Случай с Bank of America -- самый громкий в ряду подобных, поскольку он традиционно обслуживает чиновников федерального правительства США, осуществляя карточные программы для минфина и ряда других ведомств. По данным Financial Times, "небольшое число" компьютерных цифровых лент, утерянных, согласно версии банка, "при отправке в центр хранения данных", содержало финансовую информацию примерно о 1,2 млн служащих. Причем информацию весьма широкого спектра -- от личных адресов до номеров кредитных карт. И хотя банк постарался успокоить общественность, поставив под особый контроль счета всех потенциальных пострадавших (по сведениям банка, "никаких свидетельств того, что кто-либо получил доступ к содержанию лент и может использовать его не по назначению, нет"), происшествие оказалось в центре всеобщего внимания.

Сенатор Чарльз Шумер, которого цитирует AP, говорит, что пленки могли быть украдены еще в декабре, когда сотрудники Bank of America перевозили их коммерческим авиарейсом в информационный центр, а к краже могут быть причастны сотрудники аэропорта, отвечающие за погрузку багажа. Представители банка отмечают, что до последнего времени правоохранительные органы запрещали уведомлять пострадавших клиентов, несмотря на то, что среди них немало весьма высокопоставленных чиновников. В частности, представитель сенатора Патрика Леа сообщила, что на утерянных пленках есть данные о счетах и кредитных картах Visa ряда членов конгресса, в том числе самого г-на Леа. Сенатор выступил с заявлением, отметив, что персональная и финансовая информация об американцах "часто собирается и продается в виде баз данных", которые недостаточно защищают частную жизнь граждан от стороннего вторжения.

Пропажа в Bank of America -- третий за последнее время случай хищения клиентских данных из крупных американских корпораций. Недавно крупнейшая в США компания, специализирующаяся на сборе и продаже информации о потребителях, ChoicePoint объявила, что мошенники получили доступ к персональным данным более 145 тыс. американцев и использовали эти сведения, обращаясь в банки за кредитами и кредитными картами. А на прошлой неделе жертвоами мошенников стали отели Hilton после того, как кто-то разместил в Интернете контактный лист мобильной связи парижской сети отелей, включавший номера телефонов ряда знаменитых клиентов Hilton. ChoicePoint, которая видит свою миссию в том числе в защите бизнеса от мошенничества, объявила, что "никто не может быть неуязвимым" по отношению к этому злу, Hilton и ее провайдер мобильной связи T-Mobile пообещали провести "тщательное расследование", а сенатор Леа выразил надежду, что все произошедшее заставит законодательные органы обратить внимание на "быстрое разрушение права простых американцев на частную жизнь" и ужесточить требования к защите информации.

Иван ГОРДЕЕВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное