Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефть, газ и фондовый рынок

  Все выпуски  

Новости сайта НГФР (Нефть, газ и фондовый рынок)


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЕФТЬ, ГАЗ И ФОНДОВЫЙ РЫНОК


Беседа с аналитиком


На сайте НГФР опубликована новая беседа с аналитиком. Как развивается дело "ЮКОСа"? Сможет ли "ЮКОС" избежать банкротства? Возврат акций "Сибнефти" прежним владельцам. Увеличение доли государства в капитале "Газпрома". IPO "Роснефти".

Инвестор: Хочу задать тебе вопрос о перспективах "ЮКОСа". Недавно прочитал в новостях, что на заседании правительства рассматривался проект строительства нефтепровода Тайшет-Находка. Говорится, что трубопровод будет готов в 2008 году, и его загрузку будут обеспечивать "Сургутнефтегаз" и "ЮКОС". Кто-то из правительства это сказал.

Аналитик: Христенко.

Инвестор: Да, точно, Виктор Христенко. Значит, министр считает, что в 2008 году "ЮКОС" будет существовать и сможет поставлять свою нефть по новому трубопроводу? Меня эта тема сейчас сильно интересует, потому что, насколько я понимаю, в случае какого-либо положительного разрешения конфликта с властью возможен сильный рост курсовой стоимости акций.

Аналитик: Могут, конечно, вырасти акции "ЮКОСа", но также нельзя исключить, что и упадут до нуля. Мне до сих пор не понятно, по какому сценарию будет дальше развиваться "дело "ЮКОСа". Я не могу порекомендовать инвестировать в него деньги, даже небольшие суммы, в надежде на сильный рост курсовой стоимости. По крайней мере, пока не появится каких-либо признаков, что "дело "ЮКОСа" разрешается благоприятно.

Инвестор: А ты можешь кратко, в основных чертах, рассказать, что с ним в данный момент происходит?

Аналитик: Могу, конечно. Последнее крупное событие, связанное с компанией, было в декабре прошлого года. Это скандальная продажа "Юганскнефтегаза". После этого "дело "ЮКОСа" вошло в вялотекущую фазу. В конце декабря было сделано несколько заявлений, о том что весной будут продаваться остальные активы компании. Назывались месяцы март и апрель, сообщалось о том, что будут проданы "Самаранефтегаз", "Томскнефтегаз", заводы нефтеперерабатывающие. О том, что Ангарский НПЗ достанется "Роснефти", говорили как о деле решенном. Потому что, во-первых, Ангарск расположен территориально близко к месторождениям "Юганскнефтегаза", а во-вторых, с потерей крупнейшего добывающего предприятия "ЮКОС" не может загружать свой завод нефтью. И, например, сейчас "Роснефть" поставляет на него сырье.

Инвестор: Но заводом владеет "ЮКОС"?

Аналитик: Собственник предприятия не изменился, но значительную долю сырья на него поставляет "Роснефть". Другой завод - Ачинский, тоже "Роснефть" загружает примерно на 40%. У "ЮКОСа" более, чем вдвое упала добыча, соответственно он не может теперь поставлять достаточно нефти на все свои предприятия. Поэтому логично было предположить, что завод сменит владельца. Однако этого до сих пор не произошло. Можно сказать, что за шесть месяцев не произошло ни одного серьезного события в деле "ЮКОСа". Конечно, какие-то новости были - состоялось собрание акционеров, избрали новый совет директоров. В нём появились новые лица - Иван Силаев, Евгений Сабуров...

Инвестор: Кто такой Евгений Сабуров?

Аналитик: Бывший министр экономики России. Ельцинская команда, пришедшая к власти сразу после путча 1991 года. Иван Силаев занимал пост председателя правительства, а Евгений Сабуров был министром экономики и одновременно замом Силаева.

Инвестор: А новые иски к компании были в текущем году?

Аналитик: Да, очередные иски предъявила "Роснефть", теперь уже в связи с тем, что "ЮКОС" якобы плохо управлял "Юганскнефтегазом". Государство в лице налоговой инспекции тоже предъявляло новые требования. Но вот именно это я и называю "вялой фазой" конфликта.

Инвестор: В данной ситуации получается, что "ЮКОС" как-то функционирует, худо-бедно нефть добывает. Перерабатывает ее на своих оставшихся заводах?

Аналитик: Заводы у него все сохранились.

Инвестор: У "ЮКОСа" огромный долг, который списывают…

Аналитик: Да, все доходы, которые он получает, списывает налоговая инспекция. Сейчас "ЮКОС" договорился с "Роснефтью" о том, что она загружает восточносибирские заводы "ЮКОСа". Относительно Мажейкяйского НПЗ тоже есть соглашения, на него нефть поставляют другие компании. В общем, компания продолжает работать, хотя, разумеется, всю прибыль она отдает на погашение долгов, которые составляют изрядную сумму. Кстати, точно её никто назвать не может. "ЮКОС" вообще заявлял, что до сих пор не получил от налоговой официальной бумаги о том, какая часть его долга погашена после продажи "Юганскнефтегаза". В любом случае, долг огромный. Тем более, что с потерей "Юганскнефтегаза" возможности по его погашению у "ЮКОСа" сократились. Но, с другой стороны, рекордные цены на нефть и нефтепродукты благоприятствуют компании. Выручка от продажи продукции большая. Совет директоров принимает меры для стабилизации положения. Провели реформу управления, сократили множество сотрудников. По словам Стивена Тиди, новая структура отражает ту ситуацию, что "ЮКОС" стал меньшей по масштабам компанией. Понятно, что раз сократились масштабы работ, то нужно сокращать управленцев. В общем, компания как-то функционирует, а что дальше будет - непонятно. "ЮКОС" был вынужден полностью остановить реализацию всех инвестиционных программ: сейчас не ведется бурение новых скважин, не закупается новое оборудование, не внедряются новые технологии. На всё это нет денег. Какое-то время компания может существовать на прежних мощностях, но постепенно надо будет проводить хотя бы капитальные ремонты, чтобы избежать техногенных катастроф. Как-то должна эта ситуация разрешаться, но как - до сих пор не понятно. Мне на текущий момент неясно, почему не производится дальнейшая распродажа активов "ЮКОСа".

Инвестор: А ты ждал дальнейшую распродажу?

Аналитик: Да, это было бы логичным, раз уж начали… До продажи "Юганскнефтегаза" можно было ещё ждать, что компания как-то выкрутится, сумеет достичь компромисса с властью, но после того как ЮНГ был продан - стало ясно, что должны последовать и другие шаги. Сейчас же компания стала несбалансированной. "ЮКОС" потерял больше половины добывающих мощностей, но сохранил за собой все перерабатывающие и сбытовые предприятия.

Инвестор: А расскажи поподробнее про "Юганскнефтегаз". Что это вообще такое?

Аналитик: "Юганскнефтегаз" - крупнейшее нефтедобывающее предприятие. Добывает примерно в два раза больше нефти, чем "Татнефть" или "Сибнефть", но чуть меньше "Сургутнефтегаза". "Юганскнефтегазу" принадлежат лицензии на очень хорошие месторождения, с малой выработанностью ресурсов. Геологическое строение этих месторождений такое, что дебит скважин очень большой, что обеспечивает низкую себестоимость добычи нефти. Скажем, если у других компаний 20-30 тонн в сутки считается нормальным показателем, а на истощенных месторождениях "Татнефть" добывает 5-8 тонн в сутки, то некоторые скважины "Юганскнефтегаза" дают 200-400 тонн в сутки.

Инвестор: А вообще что это такое - добывающее подразделение? Как оно выглядит, и что в него входит - ты можешь рассказать?

Аналитик: Добывающее подразделение включает в себя два главных виды активов - пакет лицензий на право эксплуатации месторождений и сопутствующую инфраструктуру. По поводу лицензии: все месторождения в России считаются государственной собственностью. Когда говорят, что компания владеет месторождением, подразумевается, что она имеет лицензию на право его разработки. Лицензия чаще всего определяет основную стоимость предприятия. Второе - инфраструктура. Это всяческие бурильные механизмы, оборудование скважин, система внутрипромысловых трубопроводов, по которым от скважин идет так называемая скважинная жидкость. Скважинная жидкость не является товарной нефтью. Для того, чтобы получить товарную нефть нужна станция подготовки нефти - это тоже часть инфраструктуры. На этой станции производится обезвоживание сырья, обессоливание, удаляется растворённый газ, и осуществляются прочие подготовительные процедуры. На выходе получается товарная нефть, соответствующая стандарту, которая подается в систему магистральных трубопроводов. Станции подготовки также принадлежат добывающим предприятиям. А ещё они владеют вспомогательными объектами: жильём, дорогами, системами электро- и водоснабжения, т.е. всем что, связано с обеспечением жизни и трудовой деятельности персонала. Многие компании строят, например свои мини-электростанции и котельные. Могут быть также какие-то дополнительные объекты, например системы поддержания пластового давления, когда в пласт закачивается вода, компенсирующая отбор нефти. Кстати, в случае с "Юганскнефтегазом" получилась интересная штука. Довольно-таки давно (несколько лет назад) большая часть инфраструктурных объектов "Юганскнефтегаза" была передана каким-то другим структурам "ЮКОСа". На балансе "Юганскнефтегаза" остались только лицензии на разрабатываемые месторождения, а оборудование находится на балансе других структур "ЮКОСа". "Роснефть" была вынуждена подписать сервисный договор, в рамках которого "ЮКОС" помогает ей вести эксплуатацию месторождений "Юганскнефтегаза" и, соответственно, "Роснефть" вынуждена платить за это деньги.

Инвестор: Тут ещё видимо оценщики как-то просчитались.

Аналитик: Да уж, просмотрели. Несмотря на громкие имена оценщиков (Dresdener Kleinwort Wasserstein и Morgan Stanley) - и те, и другие не заметили, что "Юганскнефтегаз" не владеет имуществом, расположенным на эксплуатируемых месторождениях.

Полностью беседу с аналитиком можно прочитать тут: http://www.ngfr.ru/discussion.html?/2005/0908.



Ведущий рассылки - Д. Захаров
НГФР www.ngfr.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.review.ngfrinfo
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное