При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Национальная и государственная безопасность" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
|
Восстановленная Римская империя была мало похожа на некогда существовавшую. Современники крушения Западной Римской империи отказывались верить собственным глазам: казалось, империя существовала всегда и будет жить вечно, столь универсальной, древней и священной была самая ее идея. Взятие и разграбление Рима варварами в 410 и 455 гг. произвело удручающее впечатление, но еще не уничтожило императорской власти, поскольку считалось, что где император, там и Рим. К отдельным ее представителям могли относиться даже с презрением, но это не умаляло уважения к ее государственному достоинству, даже в глазах варваров. Начальник наемного германского отряда на римской службе Одоакр, сместивший в 476г. последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, отправил императорские инсигнии византийскому басилевсу Зенону, получив от него титул патриция и все полномочия на управление западными провинциями. Произошло как бы воссоединение Западной Римской империи с Восточной, взаимно отколовшихся в конце IV века. Создатель Франкского королевства Хлодвиг (486-511) был весьма польщен, когда византийский император Анастасий пожаловал ему достоинство римского консула и подтвердил те полномочия, в которых и не мог ему отказать. Облачившись в консульскую, подбитую пурпуром тогу, Хлодвиг торжественно разъезжал по улицам Тура, и толпа приветствовала его как Августа. Античность оставила после себя идею всемирной монархия и одну из мировых религий - христианство. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства народа. Многие представители духовенства сами были римлянами, жили по римскому праву, пользовались латинским языком, как родным, хранили античное культурное наследие и идею единого всемирного светского государства. Формально признавалось верховенство византийского императора, однако с середины VIII в., когда а Византии началось ударившее по церкви иконоборчество, римские папы все больше ориентировались на Франкское королевство. Результатом новой ориентации явился "Пипинов дар" 756 г. - светское государство, переданное франкским королем Пипином Коротким римским папам в качестве Папской области. Идея возвести франкского короля в императоры родилась в Риме. Карл Великий (768-814), на которого возлагались надежды по возрождению на Западе империи, первоначально отнесся к этой идее отрицательно. Он, приверженец франкских народных обычаев и христианства, считал ее языческой я безбожной. Однако один из ближайших и влиятельнейших советников Карла англо-саксонский монах Алкуин сумел переубедить его и внушил ему, что его государство должно стать "христианской империей". Реальная власть Карла к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III увенчал его императорской короной, была такова, что в глазах современников она могла сравниться только с властью повелителя Римской империи. Роль покровителя, которую исполнял Карл по отношению к церкви и святому престолу, принадлежала, согласно представлениям того времени, исключительно императору. Коронация явилась завершением и легализацией его власти, скорее освящением, нежели увеличением ее. Но Карл придавал большое значение титулу императора, который возвышал его в глазах окружающих. При этом ни он сам, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в делом, включая ее восточную часть. Формальным основанием для такого притязания послужило то, что как раз тогда в Византии, после смерти императора Константина VI. престол заняла женщина - императрица Ирина, что по понятиям того времени было равнозначно его вакантности. Однако Византия не признала новоявленного императора на Западе, и лишь в 812 г., после многолетних упорных переговоров. Карл Великий и Михаил I урегулировали отношения друг с другом. Титул императора римлян остался за басилевсом, а Карл был поименован как император-август. В официальных документах Франкского королевства для обозначения двух империи стали употребляться термины: Восточная империя и Западная империя. Таким образом, империя Карла Великого олицетворяла собой западный, римско-католический мир. Западная империя оказалась недолговечной. Уже при сыне Карла Великого Людовике Благочестивом берут верх центробежные тенденции, я в 843 г. три внука основателя империи заключили Верденский договор, поделив ее между собой на Францию, Лотарингию и Германию (они так официально еще не назывались). Правда формально она сохранилась. Старший из братьев Лотарь I носил титул императора. Но реально его власть не простиралась дальше доставшейся ему Лотарингии. Вся империя его сына Людовика II заключалась вообще а пределах Северной Италии. Последний умер бездетным, и императорская корона, остававшаяся таковой только по названию и не дававшая ничего ее обладателю, поочередно переходила к королю Западнофранкского королевства Карлу Лысому; Карлу III Толстому, на время объединившему все части империи Карла Великого, но бесславно потерявшему свои владения и титулы: герцогу Сполетскому Видо; Арнульфу Баварскому и, наконец, маркграфу Фриульскому Беренгару, после смерти которого в 924 г. она оказалась никому не нужна. Империя опять угасла, снова обратившись в традиционную идею.
Генрих Птицелов, как позднее стали называть его хронисты и историки, оказался искусным правителем. Он наладил отношения с непокорными герцогами Швабии н Баварии, в 925 г. возвратил в состав королевства Лотарингию, не признавшую в 911 г. Конрада Франконского и перешедшую под власть западных Каролингов, и сумел дать отпор мадьярам, уже несколько десятилетий тревожившим своими набегами страну, Победа над ними при Риаде в 933 г. стала поворотным моментом. Видукинд Корвейский, автор хроники "Деяния саксов", сообщает о чествовании короля-победителя: "Затем войско провозгласило его отцом отечества. повелителем и императором". Здесь мы имеем дело не только с традицией, воспоминанием о временах Древнего Рима, когда легионеры делали императором своего предводителя. Как когда-то Карл Великий, так теперь и Генрих I обладал властью, оправдывавшей в глазах окружающих притязания на право называться императором. Но Птицелов так и не был увенчан императорской короной, хотя остается вопрос, имел ли он вообще подобное намерение. Большинство исследователей отвечает утвердительно. Генрих заложил основание не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Косвенным подтверждением служит получение им в 935 г. от короля Рудольфа II Бургундского так называемого Священного копья, считавшегося символом господства над Италией и символом притязаний на императорскую корону. Генрих, вероятно, не успел завершить начатое ибо, по свидетельству Видукинда, "покорив все окружающие народы, он решил отправиться в Рим, но, сраженный недугом, прервал путь". Дело отца продолжил Оттон I, следовавший и примеру Kaрла Великого, чью столицу г. Аахен он избрал местом cвоей коронации. Его королевство должно было стать наследником Каролингской империи. Оттон решил столь нарядно заявить о своих притязаниях еще и потому, что как раз в то время в Западнофранкском королевстве на престол вернулась Каролингская династия в лице Людовика IV Заморского (936-954). Кому быть наследником Карла Великого - его прямому потомку Каролингу или саксу, с предками которого франки долго вели кровопролитные войны? После Верденского договора прошло почти 100 лег, а представление о единой Франкской державе, как и идея Римской империи, продолжало жить. Видукинд выразил эту мысль о неразрывной связи с каролингской, то есть франкской традицией, рассказывая, как Генрих I, сраженный тяжелым недугом, созвал народ и в его присутствии поставил Отгона I "во главе братьев и всей империи франков". Далее, рассказывая о церемонии коронации в Аахене, он вложил в уста архиепископа Майнцского Гильдеберта слова о том, что Оттону передается "власть над всей империей франков, для сохранения прочного мира среди всех христиан". Представления саксонского хрониста сближаются здесь с идеей Алкуина о "христианской империи". Оттон I энергично принялся воплощать замысел, в первый же год правления положив начало своей итальянской политике. Поводом послужила смерть в 937 г. короля Верхней Бургундии Рудольфа II. Правивший Северной Италией Гуго Провансский, дабы завладеть Бургундией, женился на королеве-вдове Берте, а своего малолетнего сына обручил с дочерью Рудольфа шестилетней Адельгейдой, причем сын покойного короля Конрад должен был лишиться всего. Оттон незамедлительно вмешался, обеспечил защиту наследнику Бургундии, а затем принял от него вассальную присягу, установив, таким образом, свое верховенство над его владениями. Вмешательство Отгона в бургундские дела привело его к столкновению с Гуго Провансским. Продолжение следует
|
|
|
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
| В избранное | ||