Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия.



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 7
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов

   Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Этот выпуск посвящен 114 годовщине со дня рождения Марины Цветаевой.

Шила в мешке не утаишь

Пословица



Марина Цветаева
8 октября (26 сентября) 1892 года - 31 августа 1941 года


Творчеством Цветаевой я не увлекался. По духу мне ближе другие поэты. Поэтому этот выпуск будет посвящен не творчеству, а некоторым моментам из биографии поэтессы. А именно, почему так трагически закончился ее жизненный путь? И почему в Елабуге, а не в Чистополе, куда был эвакуирован союз писателей в начале Великой Отечественной войны?

Уже не первый год в конце августа в Елабуге проходят Цветаевские чтения. Они приурочены к очередной годовщине со дня смерти Марины Ивановны. В это время собираются почитатели ее таланта не только из Елабуги. Много гостей нашего города участвуют в этом событии.

Незадолго до этих мероприятий наш город посетила известная цветаевед (так называют исследователей творчества и биографии поэта) из Ульяновска Лилит Николаевна Козлова. Мне довелось пообщаться с ней в неофициальной обстановке.

Из рассказа Лилит Николаевны я узнал много интересного о Марине Цветаевой. Особое внимание было уделено духовному миру, мировоззрению поэта. Меня заинтересовало высказывание, что Цветаева по мировоззрению являлась эзотериком. Но об этом позже.

Все, что связано с уходом Цветаевой из жизни, окружено тайной и молчанием. Даже место захоронения поэта до сих пор под сомнением. Считается, что НКВД запретил участвовать в похоронах практически всем.

Многие поэты и писатели "Серебренного века" кончали собой. И Марина Цветаева не была исключением. Так тогда понимали мир. Но Лилит Николаевна утверждает, что в случае с Мариной Цветаевой это было убийство.

Я решил разобраться, почему так много тайн связано с судьбой Цветаевой? Для этого я пошел несколько необычным путем.

Оттолкнулся я от эзотеризма Цветаевой, о котором поведала Лилит Николаевна.

Лютова С.Н. пишет: "Как всякий значительный поэт, Цветаева невольно являлась экраном, на который проецировались основные тенденции эпохи. И даже религиозное воспитание юной Марины происходило в фокусе влияний, вообще характерных для формирования религиозных взглядов русской интеллигенции.

Один православный, искренне верующий профессор, сын священника, жизнь свою положил на то, чтобы воздвигнуть напротив храма Христа Спасителя античный пантеон. Не секрет, что звали профессора И.В. Цветаев.

Мать вместе с частью немецкой крови передала дочери свою очарованность языческим духом германского эпоса и литературного романтизма.

Главное же состояло в том, что и мать, и отец, соблюдавшие православную обрядность, оба были одержимы демонами искусства."

Серьезное влияние оказали на Марину Цветаеву в молодости три поэта: Эллис, М. Волошин, Андрей Белый.

Эзотерика и европейский оккультизм В. Брюсова, масонство и увлечение мистериальными практиками Волошина, бодлерианство Эллиса, теософские искания Андрея Белого, несомненно, повлияли на мировоззрение поэта.

Теософское общество, созданное в России в 1908 году, привлекло к себе многих представителей "творческой интеллигенции", давая другое мировосприятие, отличное от сложившихся устоев православной России. В 1918 году общество было запрещено правительством большевиков, но как любое новое веяние оно не могло просто исчезнуть. К этому времени у Цветаевой уже сложилось "эзотерическое" мировоззрение. И соответственно вся поэзия была пронизана им.

В двадцатые годы XX века еще были достаточные свободы на свое мировоззрение, чем и пользовались творческие личности. Но наступили тридцатые, и инакомыслие начали пресекать любыми способами. Слежки, доносы, составление досье на "неблагонадежных" стали обычным явлением. Впоследствии еще и ссылки, тюрьмы и физическое уничтожение неугодных. Но Цветаева была достаточно сильным и активным человеком, и молчать и не писать не могла. Ее воспитание и мировоззрение не позволили ей стать другой в угоду правящему режиму. "Я мятежна лбом и чревом".

Скорей всего ее активность продолжалась во время эвакуации в начале Великой Отечественной войны. И она была изолирована от тех, кто притих или отказался от своих взглядов. Изолирована в Елабугу. Сюда с давних пор привозили военнопленных. Еще задолго до Великой Отечественной. В этом же качестве здесь оказалась и Цветаева. Пленницей в своей собственной стране. Только по причине инакомыслия. Только из-за отличия мировоззрения от официального. Только потому, что не могла молчать. И к тому же еще "связи" с "врагами революции".

У НКВД того времени еще не было доказательств связей Цветаевой (хотя политикой Марина Ивановна явно не интересовалась) с теми, против кого работала эта структура. Но были предположения. И поэтому уже не важно была ли кончина Марины Цветаевой самоубийством или инсценировкой самоубийства. НКВД не мог допустить, чтобы она будоражила мир.

Доказательства появились позже (http://www.rus-sky.org/history/library/plat1-2.htm). В 1945 году в одном из немецких замков Нижней Силезии Советская Армия захватила десятки вагонов архивов, содержащих самые секретные сведения Западной Европы, и прежде всего тайные архивы масонских организаций Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Польши, Чехословакии. Эти архивы были свезены сюда по приказу Гитлера после его победоносного шествия по Европе.

Но в 1945 году об этом знали всего несколько человек. И только недавно эти сведения стали доступны более широкому кругу. В тех тайных архивах, в частности, значились:
Белый Андрей (Бугаев), 1880 - 1934, писатель, поэт, символист, ложа "Люцифер" (начало 1900-х), глава русских антропософов;
Брюсов Валерий Яковлевич, 1873 - 1924, поэт, член ВКП(б) с 1920, ложа "Люцифер" (нач. 1900-х);
Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович, 1877 - 1932, поэт, критик, аквалерист, масон с 1905 года;
Цветаева Анастасия Ивановна, 1894 - 1994, сестра поэта Марины Цветаевой, близкий друг Б.М. Зубакина, ложа розенкрейцеров (СССР, 1920 - 1930-е) и другие.

Вот такое было ближнее окружение поэта. Если бы НКВД владел этой информацией, то жизнь Цветаевой, а также тех, кто был в этом списке, могла оборваться намного раньше.

Я допускаю, что информация, которой я пользовался, во многих источниках сфальсифицирована или серьезно искажена. Но общий подход в вопросе о снятии ореола тайны в биографии Цветаевой дает логически завершенное объяснение.

Чтобы не сваливать все на внешние обстоятельства, чтобы понять закономерность такого исхода событий при заинтересованности читателей будет подготовлен выпуск о внутреннем мире Марины Цветаевой.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru

P.S. Интервью с Л.Н. Козловой снято на видеокамеру. В нем Лилит Николаевна подробно рассказывает о реальном месте захоронения Цветаевой. О том, как получить видеозапись с интервью, смотрите на этой страничке http://www.elabuga.net.ru/start.php?go=tsvet.

Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Форум "1000-летие Елабуги"
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Быть Человеком" (http://subscribe.ru/catalog/culture.people.tobepeople)

В избранное