Авторами рассылки являются
Иринаи Тимур Тилляханович Турсуновы.
Информацию о нас вы можете получить на сайте www.webpsycholog.com. Там
же Вы можете задать вопрос любому из нас и получить бесплатную психологическую
консультацию.Любые пожелания, замечанияпо поводу рассылки отсылайте на адрес era101@rambler.ru
Здравствуйте Уважаемые Подписчики!
Сегодня мы продолжим разговор об
основателе научной психологии Вильгельме Вундте.
И так, Вундт создал первую
исследовательскую программу психологии, где обозначил предмет и задачи
психологии. Самым главным понятием его учения был термин «апперцепция».Сегодня трактовка данного термина отличается
от понимания его Вундтом. Сегодня в психологии апперцепцию определяют как свойство
восприятия, характеризующее личностный уровень восприятия, т.е. все что мы
воспринимаем,проходит через призму
нашего личного опыта, а он у всех разный, поэтому о оценкавоспринимаемого разная.
Вундт же под апперцепцией понимал «творческий синтез»,
универсальныйобъяснительный принцип,
«внутренняя духовная сила», спонтанную активность сознания, обусловливающая ход
психических процессов и позволяющая нам воспринимать объекты мира в их
цельности
Наше видение, если мы смотрим на
реально существующий объект, есть результат единства ощущений. К примеру,
дерево - это именно дерево, а не отдельные ощущения степени его освещенности,
цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов.
Визуально человек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму
отдельных ощущений и чувств.
Понятие, аналогичное творческому
синтезу, используется и в химии.
В результате соединения химических
элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было
у исходных элементов. Например, вода состоитводорода и кислорода, которые объединясь обладают новым качеством. Таким
образом, апперцепция - это процесс активный. Наше сознание действует не просто
в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем: оно
действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт - в отличие
от большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной
психологий - не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный
и чисто механический.
Следует заметить, что хотя
психология Вундта получила широкое признание, она не сразу изменила общую
картину академической науки в Германии. Вплоть до 1941 года психология в
университетах Германии не была выделена в самостоятельную науку, оставаясь
одним из разделов философии. Причина этого, отчасти, заключалась в том, что
многие психологи и философы сами выступали против разделения этих наук. Но были
и другие, более прозаические, причины: немецкие университетские чиновники не
видели практической необходимости в выделении дополнительных средств на
развитие новой науки.
Новая наука, предметом изучения
которой стали элементы сознания и их синтез, не была направлена на решение
практических вопросов. Возможно, именно поэтому психология Вундта и не получила
широкой известности в прагматической атмосфере Соединенных Штатов. Психология
Вундта была чисто академической наукой, и не более: прикладные вопросы Вундта
не интересовали.
Пока Вундт был жив, критиковать
его научную систему было трудно, так как ученый мог дать достойный отпор в
любой из своих многочисленных печатных работ - что ему часто и приходилось
делать. Он погребал оппонентов под фолиантами своих научных трудов и огромным
количеством экспериментальных фактов.
В современной психологии уже многие
годы позиция Вундта не является злободневной темой обсуждений.
Послевторой мировой войнысистема Вундта не имела счастливой судьбы. Еще при его жизни в Европе
возникли две психологические школы, затмившие его идеи: гештальт-психология в
Германии и психоанализ в Австрии. В Соединенных Цитатах вундтовский метод
заслонили функционализм и бихевиоризм, что мы рассмотрим в следующих выпусках.
Ваши
пожелания, просьбы, замечания, вопросы Вы можете отправлять на адресera101@rambler.ru