Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ Выпуск 63.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Х  Р О Н О Г Р А Ф Ъ
неизвестные страницы истории

XIX-ХХ столетие

Выпуск 63

Историческая рассылка в Интернет

Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...

Информационная поддержка сайта Хронографъ. Незвестные страницы истории.

Подземная колония

Неподалеку от польского города Мендзежыч обитает самая многочисленная в Европе колония летучих мышей, насчитывающая десятки, если не сотни тысяч этих животных. Летучие мыши облюбовали в качестве своего жилья многоэтажные подземелья и катакомбы, расположенные в этих местах. Эти подземелья хранят множество тайн...

 Подземный район Мендзежыча с множеством укрепительных сооружений по праву считается самым обширным и разветвленным в мире. Он был прорыт в речном треугольнике между Вартой, Оброй и Одером еще до Второй мировой войны. В то время эти земли принадлежали Германии и лишь после крушения Третьего рейха, в 1945 году, вернулись к Польше.

Доподлинно известно, что в железобетонном подземном царстве мендзежычских катакомб по меньшей мере дважды побывал сам Гитлер. В нацистских документах эта местность значилась под кодовым названием <Лагерь дождевого червя>.

В этом <лагере> неизвестно с какой целью были проложены двухпутные узкоколейки, по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями могли двигаться электропоезда с гружеными платформами. Однако с какой целью существовала эта <подземная железная дорога>, какие грузы она могла перевозить - неизвестно.

После победы над нацистами в эти сверхсекретные подземелья спускались и советские специалисты. Но они не рискнули исследовать гигантские бетонные катакомбы, которые разветвлялись на десятки километров к северу, западу и югу. В этих тоннелях можно было запросто затеряться. Поэтому русские только поразились протяженности катакомб и ушли.

Углубленная инженерная и саперная разведка подземелий была проведена лишь в восьмидесятые годы. Первопроходцы здешних катакомб хорошо помнят, как однажды вблизи лесного озера обнаружили железобетонный короб, в котором был заизолированный выход подземного силового кабеля. Проведенные измерения указали на наличие в этом кабеле промышленного тока напряжением 380 вольт. Вероятно, где-то в подземельях таилась скрытая автономная электростанция. На этот факт указывал и обнаруженный исследователями бетонный колодец. В него с большой высоты низвергалась вода, которая вполне могла вращать турбины электростанции.

Дальнейшие исследования катакомб выявили вход в тоннель, который был тщательно замаскирован под обычный холм. Но уже при первом взгляде на этот тоннель стало понятно, то это сооружение сделано на совесть и к тому же может оказаться опасным. Исследователи, среди которых были и саперы, предположили, что вход в тоннель может быть защищен от <чужих> всевозможными ловушками, возможно, даже минными. На это указывала и популярная в этой местности история о том, как некий <поддатый> военный решил на спор проехаться по загадочному тоннелю на своем мотоцикле. С тех пор лихача больше никто не видел.

В одном из дотов команда исследователей спустилась глубоко под землю по стальным винтовым лестницам. При свете фонарей участники этой подземной экспедиции вошли в подземное метро. О том, что это было действительно метро, свидетельствовала железнодорожная колея, которая проходила по дну тоннеля. Видимо, локомотивы здесь двигали с помощью электроэнергии - на потолке тоннеля не было копоти, а его стены были аккуратно расшиты кабелями.

Экспедиция в катакомбы обнаружила также подземный крематорий. Вероятно, в его печах и сгорели останки строителей подземелья.

Соблюдая все меры предосторожности и медленно двигаясь дальше в направлении нынешней Германии, поисковая группа насчитала несколько десятков тоннельных ответвлений, большая часть которых была тщательно замурована. Возможно, что эти скрытые ответвления тоже вели к неизвестным объектам, спрятанным в подземном городе.

Очевидно, что это подземное чудо строили профессионалы высочайшего класса из немецкой строительной армии. Начинив свое детище множеством всевозможных смертельных ловушек-сюрпризов, немцы использовали большой опыт зодчих средневековых замков.

Тем не менее, эти опасности не устрашили энтузиастов-исследователей <Лагеря дождевого червя>.

Постепенно они более-менее досконально изучили все 22 подземных <вокзала>, от которых ведут входы в подземелье. Все эти вокзалы немцы когда-то обозначали мужскими и женскими именами: <Берта>, <Дора>, <Марта>, <Эмма>, <Хенрик>.

Ближайший к Мендзежычу <вокзал> зовется <Хенрик>. Рассказывают, что именно к его перрону Гитлер приезжал из Берлина. Подземный путь из Берлина позволял ему тайком покидать рейхсканцелярию. А отсюда фюрер уже по поверхности отправлялся в свой штаб под Растенбургом.

Другой бункер, под названием <Шарнхорст>, в свое время был одним из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. Местность, его окружающая, безумно красива: холмистые перелески, лебеди в озерах. Вход в бункер скрыт под живописным холмом, увенчанным двумя стальными бронеколпаками, похожими на тевтонские шлемы.

Западный склон холма обрывается бетонной стеной высотой в два с половиной метра. В эту стену врезана бронированная дверь и несколько воздухозаборных отверстий, которые прикрывают стальные пуленепробиваемые жалюзи. Вход в это подземелье украшает надпись: <Добро пожаловать в ад!>. Эту надпись набрызгали из баллончика с краской уже в наше время.

Камера входного тамбура в подземелье защищена несколькими бойницами. Входящий сюда без пропуска получал автоматную очередь. Но это не единственное защитное устройство в бункере, раньше пол входного тамбура предательски проваливался перед незваным гостем, который тут же летел в подземный колодец. Эту смертельную ловушку нацисты переняли у средневековых замков.

Нынче этот пол надежно закреплен. Внутрь бункера ведет узкий боковой коридорчик, который через несколько метров прерывается главным шлюзом. Здесь находился блокпост, где проверяли документы входящих. Лишь после проверки можно было пройти в коридор, ведущий в прикрытые куполами из брони боевые казематы. Здесь некогда размещались <каюты>, радиорубка, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход из катакомб. Этажом ниже боевых казарм находились склады боеприпасов, цистерны с огневой смесью, спальные отсеки для дежурных, карцер, фильтро-вентиляционная перегородка.

Широкий бетонный колодец уводит вниз. Спустившись еще ниже, пройдя мимо двухъярусных бетонных ангаров, можно попасть к магистральному тоннелю. Этот зал с высокими железобетонными сводами расположен на глубине 45 метров. Шахта, вдоль которой вьется лестница, здесь обрывается, а затем продолжается еще глубже, уже как кажущийся бездонным колодец, до краев заполненный водой.

В главный тоннель <впадают> двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, кухня, лазарет, склады с амуницией и продовольствием, хранилища топлива. Сюда же, по ветке, уходящей к магистральному вокзалу <Хенрик>, через шлюзовую противогазовую камеру приезжали вагонеточные поезда.

Сейчас этот грандиозный подземный город превратился в идеальное обиталище для летучих мышей. В лесных сумерках эти рукокрылые твари, полуптицы-полузверьки, копошась и попискивая, выбираются из смотровых щелей и бронеколпаков. Зрелище не для слабонервных.

Виктория Дегтярь

С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам (sezik2000@mail.ru).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное