Все выпуски  

"5 уроков для родителей -первоклассников"


УРОК 4

 

Социальное и Эмоциональное развитие

Уважаемые родители! С Вами детский психолог Ирина Фурсова

Сегодня мы поговорим о том, какие критерии социального и эмоционального развития помогают ребенку успешно адаптироваться к школе.

Прежде всего, важно понимать, что социальное развитие ребенка, максимально зависит от характера общения с ним родителей, т.к. именно они являются его первыми проводниками в жизнь.

А родителям важно знать, как они могут получать радость от общения и помочь ребенку лучше адаптироваться в социуме.

 

Во-первых. Это развитие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ребенка.

Именно это качество лежит в основе умения управлять собой,  своими  эмоциями, поведением.  Брать ответственность за свои поступки.

Первая самостоятельность ребенка для мамы всегда страшна. Но чем больше мы опекаем своих подрастающих детей, тем меньше даем шанс им стать независимыми, уверенными, счастливыми.

Любая мама  всегда выполняет оберегающую, предупреждающую функцию. И если для девочки, такое поведение матери и характерно для нее самой, то для мальчика оно катастрофично. Так как вся его суть направлена на исследование, практическое понимание жизни, путем проб и ошибок.

Таким образом, и происходят конфликты. И дело тут не в том, что ребенок упрям, а в том, что всеми своими силами он борется за независимость и право изучать мир не так, как учит мама, а как свойственно его природе.

Ребенок еще мал и своим поведением отражает лишь то, насколько мы понимаем или не понимаем его. Поэтому  надо договариваться. Четкие обоснованные требования с Вашей стороны, выполнение обещаний, терпение, открытость   помогут выстроить систему сотрудничества и понимания.

Чаще всего проблема кроется в нас самих. Нам трудно самоорганизоваться, быть терпимыми и последовательными в своих требованиях, потому  ребенку и трудно их  применять.

Во-вторых, большое значение имеет самооценка ребенка – суждение о собственной социальной значимости.  В дошкольном возрасте она целиком зависит от мнения  родителей, поэтому от того насколько адекватно вы оцениваете деятельность и поведение ребенка зависит и его отношение к себе.

Позже, когда ребенок уже переступил порог школы, помимо влияния родителей большое значение начинают оказывать сверстники, учителя, и социальное окружение в целом.

Сверстники - самые лучшие учителя. Поэтому общение с ними ребенку очень необходимо. Это влияние имеет как позитивную, так и негативную сторону. Но до тех пор, пока ребенок не увидит этой разницы, не поймет, что он для себя приемлет, а что нет, он не сможет найти свой путь и состояться как независимая личность.

 

В-третьих, для успешной адаптации всегда важна -  мотивация.

Большинство детей  до школы хотят учиться. Но  представления о школе и учебе у многих еще поверхностные. Поэтому преобладают игровые или внешние мотивы, вроде того, что днем спать не нужно, ранец купили, деньги на обеды мама дает и т.п.

Истинные учебные мотивы формируются у ребенка уже в процессе учебы и напрямую зависят от уровня познавательной сферы. Парадоксом является то, что мотивация учения возникает при высоком уровне познавательных функций, а развитие этих функций напрямую зависит от мотивации. Поэтому важно на протяжении всего дошкольного детства стимулировать познавательную сферу,  развивать ИНТЕРЕС  ребенка к познанию.

Подробнее мы поговорим об этом в следующем уроке.

 

Адаптация к школе происходит первые 2-3 месяца первого класса. Часто этому сопутствуют повышение температуры, головные боли, потеря аппетита, проблемы с пищеварением. Страхи, связанные с новым окружением и проблемами в учебе, а также резкие перепады настроения.

 Важно проявить чуткость и терпение к ребенку в этот сложный для него период. Снизить стрессорность, помогут доверительные разговоры с ребенком, совместное чтение книг. Ребенку важно понять, что не только он один  испытывает подобные трудности и как с ними можно бороться.

Также, важным средством для снятия тревог и страха является - игра. Терапевтическая ценность ее незаменима. Причем, не важно играет ли ребенок с вами, с друзьями или один. Каждый вид игры значим, и решает свои проблемы. Часто при переходе в школьную жизнь, родители ограничивают игровое время для ребенка. Так вот меньше всего проблем у тех детей, которые играют как можно чаще. Возрастных ограничений нет и быть не может. Игра – это средство эмоционального и социального развития.

 

Также важно отметить влияние  телевидения в жизни наших детей.

Телевидение имеет и положительное и отрицательное значение.

 Во-первых, договоритесь с ребенком, какие передачи он будет смотреть и в какое время.

Очень полезны детские фильмы, мультфильмы, познавательные программы и передачи для детей. Этим и должен ограничиваться репертуар для ребенка 7 лет.

Во-вторых, нельзя позволять, чтобы телевизор работал ежедневно как фон. Это раздражает нервную систему и мешает ребенку переключаться с одного вида деятельности на другой.

В-третьих, категорически нельзя ребенку просматривать фильмы и  передачи  в вечернее время после 21 часа.

Детям запрещены для просмотра телепередачи и фильмы с эротическим содержанием,  сценами насилия, и вообще любой агрессивной телесреды. Это может быть причиной нарушенного сна, повышенной агрессивности, частых истерик, необоснованных страхов у ребенка

 

Итак  подведем итоги.

Для успешной адаптации ребенка в школе, да и вообще к социуму  являются самостоятельность, адекватная самооценка и учебная мотивация.

Все эти качества максимально зависят от родительского воспитания.

 Внутренний мир ребенка очень сложен и разнообразен и не все, что он чувствует и думает доступно нашему пониманию. Поэтому теплое общение, совместное чтение и  игры станут той посильной помощью, которую мы можем оказать ребенку в это непростое для него время.

 

А Как  привить дисциплину и воспитать в детях ответственность Вы можете узнать

из курса моей коллеги из Москвы Галины Пархомчук.

 

В письме Вы найдете ссылку на этот курс.

 

Успехов Вам в этом нелегком деле.

 

Спасибо. До следующих встреч.


В избранное