Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наши мудрые дети Счастье семьи или конференция пап (часть 2)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Счастье семьи или конференция пап

ЧАСТЬ 2

 

Тема "Счастье семьи", которую взяли педагоги, как одну из тем нравственного воспитания, конечно, затрагивает не только пап. Ведь в каждой семье есть мамы, бабушки с дедушками, братья и сестры. В книге "Беседы и сказки л семье" и в программе "Счастье семьи", по которой работают педагоги и дети, несколько разделов посвящено семье и семейному воспитанию.   Дети читают сказки, рассказы, стихи и пословицы о материнской любви, о роли отца, о мудрости бабушек и дедушек, о том, что можно сделать вместе с братьями и сестрами. Но не только читают, главное, проживают все прочитанное в своем творчестве, связывают все с жизнью своей семьи. К каждой сказке, рассказу стихотворению или цитате предлагается целый комплекс игр, вопросов и заданий, направленных на творческое осмысление материала, на претворение его в жизнь самого ребенка.

 

Например, к сказке о том, как дети помогали маме такое задание:

Нарисуйте на доске ромашку, в ее сердцевине напишите слово «дети».

Попросите детей перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми впишите на лепестки ромашки. Получится цветок помощи маме. Затем дети рисуют свои цветки помощи маме. Попросите детей рисовать такой цветок каждый день. Потом букет из этих цветов помощи в конце недели дарится маме.

К пословице о волшебных материнских руках такое задание:

Встаньте рано утром вместе с мамой, и не ложитесь спать пока мама не ляжет. Целый день наблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки сделали за весь день.

 

Затем обсудите с детьми, сколько делают мамины руки за день, неделю и год. Попросите детей по очереди перечислить все, что могут делать мамины руки. Каждый ребенок говорит что-то свое и повторяет, что было сказано до него. И даже можно предложить детям поцеловать мамины руки за то, что они такие волшебные.

 

Занимаясь с детьми по этой книге в детском клубе, мы были сами поражены, как удивляются дети тому, сколько мамины руки делают всего за один единственный день. Помню, один мальчик пришел на занятие и сказал: "Не ругайтесь, пожалуйста, я не успел выполнить домашнее задание. Я три страницы исписал, но только до обеда дописал"

 

К рассказу о том, как братья и сестры помогают друг другу, такое задание:

Заведите тетрадь достижений для своих братьев и сестер, в которую записывайте все их успехи. В конце  месяца  поздравьте своих братьев и сестер с их успехами, и сделайте для них подарки.

 

 

К сказке о крыльях материнской любви такие задания:

Как Вы думаете, чем крылья материнской любви отличаются от крыльев отцовской любви? Нарисуйте их.

Когда у Вас появятся крылья материнской или отцовской любви и что нужно для того, чтобы они появились?

Педагог третьего класса рассказала нам о размышлениях ребят на эту тему:

"Мы с ребятами долго думали и, в конце концов, решили, что крылья материнской любви должны обнимать и защищать детей, а крылья отцовской любви должны обнимать и защищать и маму и детей и бабушку с дедушкой, словом всех, кто есть в семье. Мои мальчишки очень смешно рассуждали о том, когда же у них вырастут крылья отцовской любви.

Один говорит:

Наверное, эти крылья у меня появятся, когда я паспорт получу.

Второй ему в ответ:

Да ты сначала в армии отслужи, а потом уже думай о крыльях.

А самый маленький и тихий в нашем классе встал и говорит:

Я думаю, что у меня уже есть крылья отцовской любви, потому что я всех в нашей семье люблю и защищаю и всем помогаю.

Замечательные задушевные разговоры с бабушками и дедушками проходят в начальном звене школы №24 г.Ангарска.

Вот принаряженные бабушки и дедушки класса садятся в кружок. Каждому внук или внучка вручает большое письмо любви в конвертах украшенных рисунками и аппликациями детей. В этих письмах дети пишут, за что они любят своих бабушек и дедушек.

Затем учительница просит бабушек и дедушек рассказать внукам о самом главном событии в их жизни. Иногда самое главное событие в жизни бабушки, это - рождение внука, но сам внук даже не догадывается об этом.

А сколько смеха, когда педагог просит бабушек и дедушек рассказать о том, как они были маленькими, шалили и не слушались старших.

А сколько интереса в глазах детей, когда бабушки и дедушки рассказывают о том, в какие игры они играли в детстве. Многие игры давно забыты. Можно даже попробовать разучить фрагменты некоторых игр. Как вы думаете, детям интереснее услышать о народных русских играх от педагогов или от своих бабушек и дедушек?

Сияющие бабушки и дедушки слушают, какие сказки, стихи и рассказы дети сочинили для них, и пьют чай вместе со своими внуками. Все дети вместе с мамами приготовили  какое-нибудь вкусное блюдо для чаепития. Такое, которое обычно готовит в семье бабушка.

Конечно, задания типа "Поцелуйте мамины руки, за то, что они такие волшебные" - очень интимные, выполняются по желанию и в классе не обсуждаются. Но однажды одна мама рассказала нам: 

"Вчера вечером готовлю на кухне ужин, чищу картошку, а мой Сережка играет машинками в комнате. Вдруг приходит ко мне и говорит:

Мам, дай руку.

Отвяжись, - отвечаю ему, - видишь, некогда мне и руки у меня грязные.

А он пристал: дай да дай. Протянула я ему руку, а он взял и чмокнул ее. Я остолбенела.

Что с тобой? - спрашиваю.

Это у нас домашнее задание такое, потому что у тебя руки волшебные и все время трудятся…

Разговор с детьми о маминых руках состоялся за месяц до этого эпизода, но мальчик не забыл об этом разговоре. А чаще наши дети привыкают к материнской любви и заботе, как к воздуху, которым дышат, и перестают ее ценить в подростковом возрасте. Нам кажется, это происходит, потому что духовные ценности, которые изначально заложены в сердце каждого маленького человечка: желание тепла, любви, дружбы - редко являются темой школьного урока. Школа развивает интеллект ребенка, так давайте постараемся сделать так, чтобы в процессе развития интеллекта, ценности сердца переходили на уровень разума. Чтобы разум наших детей одухотворялся в процессе его развития. Разве хуже наши дети будут постигать грамматику русского языка, если темы их письменных работ будут, например, такие: Семейная драгоценность; Мамина улыбка; Может ли доброта исцелить и многие подобные им? Разве нельзя постигать технику работы гуашью, рисуя "Цветок души моей мамы, когда она смотрит на меня с любовью".  Разве развитие речи ребенка не будет идти интенсивнее, если он будет размышлять о мудрости и благородстве, о счастье и страданиях.

Цветок души моей мамы, когда она смотрит на меня с любовью.

 

Урок

Сердце матери

 

Работа по домашнему заданию:

1. Возьмите интервью у своей мамы и запишите его. Дети по желанию зачитывают свои интервью. Наиболее интересные вопросы дети записывают в тетради, чтобы затем задать их своим мамам.

 

Беседа:

2. Прочитайте сказку:

 

Сердце матери

 

М.Скребцова

 

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Одна из молний попала в соседнюю рощицу, и несколько деревьев загорелись. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево. ”

 

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, и острая молния ударила прямо в Березу. Удар был таким страшным, что все деревья в роще тревожно зашелестели ветвями. Молния опалила сердцевину ствола, но Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась.

Земля вздрагивала от удара молний, бивших то тут, то там; ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, Береза прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда. Мои корни тесно переплетены с вашими корнями под землей, и ничто не разлучит нас”. С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. Своими ветвями они нежно обнимают пень, будто защищая его от непогоды и зноя. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

 

3. Вопросы и задания к сказке:

Представьте, что все деревья — это большая семья. Как вы думаете, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети?

 

Подумайте и расскажите о том, какой будет жизнь трех дружных сестриц?

 

Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

 

Попросите детей подумать, чем они могут помочь маме, если у нее плохое настроение, неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.

Какими должны быть мама и дети, чтобы стать настоящими друзьями?

 

Например: они должны уметь прощать, быть терпеливыми, внимательными и т.д. Затем дети вспоминают разные ситуации из своей жизни, когда им помогла дружба с мамой.

 

Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели исполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

 

4. На доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Педагог вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

 

Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

 

Игра "Волшебные глаза мамы":

5. Попросите детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) Все перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

 

 

Рисунок:

6. Включите музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

 

Задание на дом:

7. Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один день (за несколько дней, за неделю).

 

 

http://www.dobrieskazki.ru

 

Дорогие друзья, возможно вам будет интересно ознакомиться с содержанием и фрагментами нашей книги "Счастье семьи"

http://www.dobrieskazki.ru/books1.htm

 

 

Пишите, спрашивайте, будем рады каждому письму.

С уважением

Мария и Александра (авторы детских книг по нравственно-творческому развитию ребенка, основатели проекта "Добрые Сказки"

sc_maria@mtu-net.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.education
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное