Добрый день, дорогие читатели. С вами очередной выпуск рассылки, которая входит в семью рассылок сайта Znaika-Umeika.ru.
Сегодня мы продолжаем изучение чудесной книги "Физика для малышей". Так как был большой перерыв в выпусках, то позволю себе напомнить, что речь идет о книжке , которую написал прекрасный ученый из Новосибирска.
Л.Л.Сикорук "Физика для малышей"
Сикорук Леонид Леонидович - оператор и режиссер кино, педагог, кандидат пед. наук (1998), засл.деятель искусств (1996), член Союза кинематографистов России (1966). Начиная с 1971, в качестве автора сценария, режиссера, оператора и художника снимает цикл фильмов "Физика для малышей" и другие подобные циклы, в т.ч. "Астрономия для малышей" (1984-86).
Эта книга - результат работы над серией телевизионных передач "Физика для малышей", созданных Новосибирским телевидением... Главная цель книги- показать детям, что окружающий их мир познавем...
В ближайшие выходные предлагаю взять в руки фотоаппапрат и поэкспериментировать вместе с ребенком. Удовольствие гарантировано! Картинок в выпуске к сожалению нет, но и из описания все понятно. На основе этого маленького рассказика можно придумать еще кучу всяких опытов с расстояниями и картинками. Успехов вам!
________________________________________________
Раздел "Пространство и движение"
КАК В КИНО ДЕЛАЮТ ЛИЛИПУТОВ
Однажды по телевидению показывали фильм «Золотой ключик». Ребятам он очень понравился. Леня потом долго что-то обдумывал и вдруг сказал:
- А Буратино настоящий артист играл?
- Настоящий, — ответила Таня.
- И Пьеро?
- И Пьеро.
- И Мальвину?
- И Мальвину.
- Так как же три взрослых человека поместились на обыкновенном столе?
- А может, стол этот сделали такой огромный, чтобы взрослые люди казались на нем маленькими? - сказала Иришка.
- Но рядом стоял папа Карло, и было хорошо видно, что стол небольшой! - возразил Леня.
На этот раз Таня не стала ничего объяснять детям. Но в ближайшее воскресенье она взяла любительский киноаппарат и вместе с детьми и их другом Игорем отправилась в лес. Пришли на лужайку. Таня и говорит:
- Хотите фокус покажу?
- Хотим, - отвечают ребята.
Поставила Таня киноаппарат на треногу, Леню с Иришкой - около аппарата, а Игоря отправила на край поляны. Смотрят Леня с Иришкой в аппарат и видят, что Игорь стоит далеко на краю поляны, а Таня - рядом с аппаратом. Игорь виден маленький, а Таня — большая. Вдруг Таня вытянула руку вперед, и Игорь оказался у нее на ладони. Дети как закричат:
- Лилипут! Лилипут! - и давай в ладоши хлопать.
(Посмотри на кинокадр, который тогда сняли Леня с Иришкой. Видишь, кажется, что Игорь стоит на ладони у Тани. Но на самом деле Игорь стоит далеко от киноаппарата, а Таня - близко, вот и кажется, что Таня большая, а Игорь такой маленький, что помещается у Тани на ладони.)
Погуляли дети в лесу, а когда вернулись к себе во двор, научили всех ребят такому фокусу: прищуришь один глаз, вытянешь ладошку вперед, и готово - человек у тебя на ладони.
А можно и дом поставить себе на ладонь, надо только, чтобы он находился далеко.
(Ну, а как же со столом, на котором стояли Буратино, Мальвина и Пьеро? Большой он или
маленький? Посмотри на этот кадр из фильма «Золотой ключик». Лестница сделана из двух
половинок. Одна, на которой стоит папа Карло, обычных размеров, а половинка, на которой стоят Буратино, Пьеро и Мальвина, огромная. Эта большая половинка и люди, которые стоят на ней, находятся далеко. Так как линия, по которой лестницы совмещены, почти незаметна, то кажется, что это одна лестница, на которой стоят маленькие человечки.)
Опыты, описанные в рассказе, несложны, и повторить их нетрудно. Особенно интересными они могут получиться, если у вас есть кинокамера или фотоаппарат. Более всего для съемок по методу перспективного совмещения, описанному в рассказе, подходят фотоаппарат с зеркальным устройством и матовым стеклом и киноаппараты типа «Лада» или «Киев-16». В этих камерах устроен
параллакс (смещение). Снимая аппаратом, у которого параллакс не устранен, надо постоянно учитывать его, как это рекомендуется в инструкциях. Очень интересными могут оказаться кадры, где игрушки совмещены с людьми. Вместо игрушек можно использовать модели самолетов, дворцов, замков, сделанные из картона.
Выполняя работы по комбинированным съемкам, часто снимают двух собеседников, из которых один сидит за столом, а второй выглядывает из стакана, сидит на самоваре, разгуливает по чернильному прибору. Можно придумать огромное количество подобных кадров. Участие в их съемке и просмотр доставят детям огромное удовольствие.
Очень поучительным будет следующий опыт. Если в вытянутой руке держать однокопеечную монетку, то ею можно «заслонить» Солнце или Луну. Предложите детям объяснить, почему Луна и Солнце выглядят для земного наблюдателя гораздо меньше копейки.
Расскажите детям, почему происходит очень красивое редкое явление природы —солнечное затмение.
Вращаясь вокруг Земли, Луна иногда располагается точно между Землей и Солнцем. Так как расстояние от Земли до Солнца гораздо больше, чем до Луны, она закрывает Солнце, несмотря на то что оно во много раз больше Луны.
В следующем выпуске мы прочитаем сразу 2 интересные вещи - узнаем "Как оживить солдатика" и поговорим "Кто куда едет"
__________________________________________________
Лето пришло! Чем занять ребенка на даче или во дворе? Вам помогут наши советы.
Znaika-Umeika рекомендует:
Занимательные опыты от педагога и по совместительству бабушки Н.Зубковой
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями, воспитателями и, конечно же, перед бабушками малышей. В данной книге собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о
мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, что делает книгу интересной и полезной для самого широкого круга читателей.
Книжка написана бабушкой (имеющей педагогическое образование) и предлагает 92 маленьких (иногда слишком маленьких) опыта для проведения с детьми от 3 до 7 лет (92 - по числу летних дней, если играть летом). Занятия очень разные по сложности, но не по сложности проведения, а по качеству выводов, которые может сделать ребенок. Поэтому некоторые занятия больше подходят трехлеткам, а некоторые семилеткам. Моему ребенку 4,5 лет нравится очень. Даже те эсперименты, которые даже ей
уже кажутся простыми и очевидными, с удовольствием проводятся и обсуждаются, т.к. дают почву для дальнейших размышлений и обсуждений. Пожалуй, лично мне книжка нравится благодаря уютному и приятному тону повествования автора. Да и ребенку интереснее играть с водой, песком, воздухом и знакомиться с элементарными понятиями физики, биологии, чем разглядывать детский "справочник" по теме (хотя одно другого не исключает:).
Разделы книжки:
- опыты и эксперименты с воздухом и водой
- опыты и эксперименты с песком
- опыты и эксперименты с тенью
- всякая всячина
Партнер рассылки - компания по организации детских праздников "Сумасшедшая наука" . Они профессионально осуществляет организацию и проведение детских праздников. Уникальные сценарии детских праздников в научном стиле от "Сумасшедшей Науки" очень разнообразны: детский День Рождения, Новогодний праздник, День Знаний, Научная неделя в школе, детские выпускные для школьников младших классов. Компания проводит также удивительные мастер-классы и познавательные представления. Милые родители, если Вы желаете устроить Вашему ребенку не просто праздник, а мечтаете разбудить в нем настоящего маленького гения, то шоу в стиле "Сумасшедшей Науки" -- верный выбор! Добро пожаловать!
Научные развлекательно-образовательные шоу
"Сумасшедшей науки"
предназначены для детей от 5 до 12 лет.