Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов


Здравствуйте! Это семнадцатый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера» "Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов". Задержка с выходом очередного выпуска произошла из-за того, что в Москве 6-11-го сентября проходила 19-я международная книжная выставка-ярмарка и все сотрудники издательства, способные связать хоть несколько слов (в том числе и ведущий рассылки), работали на ней, охмуряя с переменным успехом потенциальных клиентов, авторов, поставщиков и прочих несчастных, оказавшихся в пределах досягаемости. До конца сентября выйдут еще три выпуска.

Сегодня мы возвращаемся к книге О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем", продолжая тему, начатую ранее: "Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни".


Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни (продолжение)

Выполнение поручений

Принеси мячик

Цель. Помочь малышу запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по слову взрослого.

Ход занятия. На видном месте на полу раскладываются уже знакомые ребенку три мяча, три одинаковых уточки, три одинаковых петушка. Мама обращается к малышу, называя его по имени: "Петя, принеси мячик. Спасибо". "А теперь, Петя, принеси мне уточку. Вот она, уточ-ка. А теперь принеси мне петушка (и т.п.). Вот и нет игрушек на полу. Ну, давай еще раз". Аналогичные занятия рекомендуется проводить, используя разные знакомые ребенку игрушки и давая поручения: "Покажи", "Брось", "Дай", "На".

Что дать?

Цель. Вызвать активную речь.

Ход занятия. Знакомые игрушки лежат на столе. Мама подзывает ребенка по имени и спрашивает его: "Что дать?" Ребенок или называет, или молча показывает игрушку. Мама громко называет игрушку и говорит: "Скажи, дай Лялю" (или другую игрушку). Ребенок повторяет и получает игрушку.

Развивающие занятия по картинкам с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 2-3 месяцев

Занятия по картинкам можно предлагать детям, начиная с конца первого года жизни, но не всем подряд, а лишь тем, кто имеет достаточный уровень понимания речи окружающих и активной речи.

Занятие с одной картинкой

Цель. Привлечь внимание ребенка к изображению, вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого, научить его связывать изображение со словом, т.е. развивать понимание слов.

Для занятия используется изображение любого, но только одного и обязательно хорошо знакомого по внешнему виду и слову предмета или животного. Желательно, чтобы это был объект, который обычно привлекает внимание ребенка и вызывает оживленные возгласы, на-пример кошка, собака, кукла и т.п. Нужно взять картинку размером примерно 8х20 см. Изо-бражение должно быть яркое, четкое, на контрастном одноцветном поле.

Ход занятия. Мама берет ребенка на колени или садится близко от него (рядом или напро-тив) и показывает картинку. Повторяет 3-4 раза с небольшими паузами название объекта, изображенного на картинке, например: "Кс-кс, вот кс-кс, посмотри, киса". Увидев, что внима-ние ребенка привлечено к изображению, мама неожиданно прячет картинку за спину или пово-рачивает обратной стороной и говорит: "Нет кс-кс. Где киса? Нет кисы", - стараясь вызвать у ребенка реакцию на исчезновение картинки. Потом она снова неожиданно показывает картин-ку, сопровождая ее появление эмоциональными возгласами "А-а..." и словами "Вот киса... ки-са...". Выждав момент, когда ребенок посмотрит на изображение, мама спрашивает: "Где киса?" - и сама после небольшой паузы отвечает, показывая рукой на изображение: "Вот киса... ки-са...". Потом просит: "Танечка, покажи, где киса?" - и рукой ребенка показывает на изобра-жение, говоря при этом: "Вот киса... киса..." Показ и прятанье картинки в сопровождении соответствующих слов повторяются 2-3 раза. Занятие следует закончить на прятанье картинки: "Нет кисы". Если ребенок хочет еще увидеть картинку, можно показать ее снова.

Названия изображений нужно выговаривать медленно, с небольшими паузами (это облегчает слуховое восприятие ребенком отдельных слов), в соответствии с действиями и поведением ребенка. При появлении и исчезновении картинки нужно менять интонацию голоса, добиваясь его яркой, эмоциональной выразительности.

Если после 3-5 занятий цель не достигнута, следует переменить картинку и проводить с ней занятия до появления соответствующих реакций. Только после этого можно переходить к одновременному показу двух картинок.

Занятие с двумя картинками

Цель. Закрепить интерес к изображению, вызвать узнавание изображения, научить ребенка правильно показывать картинку в ответ на вопрос: "Где то-то?" Научить подавать предметы на слово "дай", вызывать слуховое сосредоточение на словах взрослого, эмоциональные возгласы и подражание легким, простым словам, например: "ав-ав", "кс-кс", "ба-ба". К первой картинке добавляется вторая, которая должна резко отличаться от первой (по внешнему виду и словесному обозначению) .

Ход занятия. Повторить первое занятие, многократно показывая и пряча картинки. Дав ребенку отреагировать на исчезновение изображения кошки, показать новую картинку - машину ("би-би"). Провести занятие со второй картинкой, как и с первой. Потом положить обе картинки рядом и спрашивать ребенка: "Покажи, где би-би? Где киса?" Если он не справляется с заданием, показать его рукой.

По мере того как ребенок начнет различать изображения по названию и внешнему виду, нужно постепенно вводить новые картинки.

Занятие с несколькими картинками

Цель. Учить искать и находить названные изображения.

Для занятия используется набор картинок с изображением: 1. Куклы - Ляля. 2. Кошки - киса. 3. Собаки - ав-ав. 4. Лошади - но-но. 5. Мишки - э-э-э. 6. Петуха - ко-ко. 7. Гуся - га-га. 8. Матрешки - ба-ба. 9. Мячика - мя. 10. Зайчика - зая. 11. Машины - би-би. 12. Мамы. 13. Папы. 14. Часов - тик-так.

Ход занятия. Мама показывает одну из картинок. Выждав немного, чтобы ребенок мог ее увидеть, отреагировать на нее возгласами, называет ее (облегченным словом, но обязательно в сопровождении правильного); например: "собачка - ав-ав" или "киса, вот кошка, киса", "машина - би-би". Просит: "Покажи, где киса? Где кошка? Где ав-ав - собачка?" (звукоподражания, обозначения и облегченные слова, даваемые в занятиях, должны соответствовать тем, которыми называются эти предметы в повседневном обиходе: например, кукла - Ляля или Катя; машина - би-би; лошадка - но-но и т.п.).

Мама показывает все картинки, отобранные для данного занятия, и предъявляет по второму разу те из них, которые менее знакомы ребенку. Вначале на каждом занятии показываются лишь 3-4 картинки, на последующих занятиях число картинок постепенно доводится до 8-10.

Показывая и называя картинки, мама начинает учить ребенка выполнять действия с картинками: "Вова, покажи" или: "Дай". Если ребенок показывает правильно, мама говорит: "Ко-ко, вот ко-ко. Вот петушок, - Вова показал". В голосе должны быть одобрение, похвала. Если ребенок показывает неправильно, мама указывает на петуха, говоря: "Вот ко-ко", и снова обращается к ребенку с предложением показать эту же картинку. Либо она говорит: "Нет, это не киса, это ко-ко, петушок". Если ребенок не выполняет инструкции, не показывает, не берет или не подает картинок, мама делает эти действия его рукой, сопровождая соответствующими словами.

После нескольких подобных занятий мама показывает новые картинки. Вначале она кладет одну, а потом, по мере усвоения ребенком задания, две или три картинки. Прежде чем предлагать ребенку выполнять те или иные действия, мама на протяжении нескольких занятий сама проделывает эти действия, сопровождая их соответствующими словами: "Где киса? Где кошка?" - и, перевернув картинку той стороной, на которой изображение, говорит: "А-а-а, вот она, киса, вот киса".

Мама побуждает ребенка к активной речи, добиваясь, чтобы он не только показывал, но и называл предметы и обозначал действия словами. Например, предъявляя знакомую картинку, спрашивает: "Скажи, что здесь?" или: "Что делает Ляля?" Если ребенок называет только показываемый персонаж, например "Ляля", а не действие, мама говорит: "Да, девочка спит, скажи: спит".

На занятиях нужно учить ребенка говорить правильно, а не облегченными словами, поэтому взрослый тоже не должен употреблять облегченные слова. Наоборот, ему следует поправлять ребенка, когда тот говорит неправильно.

Развивая речь и ориентировку в окружающем мире ребенка второго полугодия второго года жизни, мама должна стимулировать дальнейшее развитие понимания речи окружающих и развитие активной речи малыша.

Рассказ по картинкам (от 1 года 6 месяцев до 2 лет)

После того как ребенок научится легко узнавать и называть изображенных на картинках знакомых персонажей и их действия, понимать несложное смысловое содержание (девочка плачет - упала - больно), начнет пользоваться сначала двух- и трехсловными, а потом и более распространенными фразами, следует переходить к новым занятиям.

Цель этих занятий заключается в следующем:

  • упражнять ребенка в рассматривании и понимании знакомых ему по личному опыту действий и несложных сюжетов на картинках при помощи словесного пояснения взрослого;
  • обогащать словарный запас ребенка;
  • вызывать подражание не только новым словам, но и простым 3-4-словным фразам;
  • учить произносить слова правильно, не подменяя их облегченными, исправлять неправильные окончания;
  • добиваться эмоциональной выразительности речи ребенка;
  • учить ребенка самостоятельно пользоваться книжками-картинками.

Для осуществления этих задач следует переходить к показу на картинках и словесному пояснению простых сюжетов, т.е. упражнять малыша в рассматривании и понимании не только разрозненных отдельных объектов и действий, но различных знакомых персонажей и действий, связанных между собой несложным смысловым содержанием. Мама, показывая картинки, сопровождает их примерно таким рассказом. "Посмотри, вот детки одеваются. Они пойдут гулять. Девочка надевает валенки, а мальчик рукавички. Тетя помогает деткам одеваться. Они оденутся и пойдут гулять. Да, шарфик лежит на стуле. Девочка его наденет, ей будет тепло".

При показе картинок, на которых изображен тот или иной сюжет, надо давать детям словесное объяснение - "рассказ", передающий основное смысловое содержание изображенного, а не ограничиваться лишь перечислением изображенных на картинке объектов, действий или разбором отдельных деталей. Простое перечисление - называние изображенного вне конкретных, разнообразных связей, уже доступных пониманию ребенка, - обедняет смысловое содержание словаря ребенка и не способствует формированию словобобщений.

Показ сюжетных картинок является новым по сравнению с тем, что давалось ребенку в предыдущем возрастном периоде. Это новое необходимо для дальнейшего развития его речи и мышления. Но наряду с сюжетными картинками надо продолжать показ картинок с изображением отдельных предметов и действий более простых по содержанию. Они могут быть успешно использованы для побуждения детей к активной речи и более детальному рассматриванию - ознакомлению с предметами.

Впервые показывая ребенку те или иные картинки, особенно сюжетные, всегда следует делать небольшую паузу, чтобы дать ему возможность активно отреагировать на них в зависимости от опыта и уровня развития его речи.

Дав ребенку так или иначе высказаться (радостные возгласы, отдельные слова, фразы), мама затем предлагает ему послушать, что она расскажет. При этом она следит за реакцией ребенка и в зависимости от его поведения видоизменяет свой рассказ, повторяя отдельные моменты, подхватывая высказывания малыша, подтверждая их или поправляя.

Если ребенок, рассматривая картинку, может сам многое сказать, мама должна не столько рассказывать, сколько предлагать говорить ребенку. Если малыш неверно понимает содержание картинки или неправильно говорит, необходимо поправлять его, задавать вопросы, направлять внимание ребенка.

Занятие с парными картинками

Цель. Научить ребенка сравнивать и различать.

Для занятия используются однопредметные парные картинки.

Ход занятия. Мама вынимает из коробки одну картинку (например, с изображением лошадки), показывает ребенку и называет ее. Затем она спрашивает название предмета, нарисованного на картинке. Держа в одной руке картинку так, чтобы она была видна ребенку, мама незаметно для него второй рукой берет еще одну - тоже с лошадкой и третью - совсем не похожую на две предыдущие, например с изображением волчка. Потом кладет обе новые картинки рядом на стоящий поодаль от нее столик. Затем она говорит: "Сашенька, вот у меня лошадка, лошадка. Там, на столе, тоже лежит лошадка. Иди, принеси ее". Обычно ребенок охотно бежит к столу, останавливается около него, смотрит на обе картинки, берет ту, на которой изображена лошадка, и с радостью приносит. Бывает, что на первых порах ребенок не сразу берет нужную картинку или хватает обе сразу. Тогда мама подносит ему картинку, которую держит в руке, и настойчиво просит взять со стола такую же. Если ребенок по-прежнему не берет нужную картинку, она помогает ему отыскать ее и говорит: "Вот, Саша, молодец, нашел лошадку и несет ее на стол". На следующем занятии даются другие картинки.

По мере повторения подобных занятий дети постепенно учатся отыскивать определенную картинку, даже если их имеется уже три-четыре

К началу

На этом сегодняшний выпуск окончен. В следующем выпуске мы расскажем о развитии мелкой моторики и подвижных играх для детей второго года жизни.

До свидания.


В избранное