Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать осторожного ребенка Выпуск 20. Безопасная экскурсия.


Выпуск 20

Как воспитать осторожного ребенка

29.08.07

Наша цель - уверенный и осторожный ребенок!

Доброго времени суток!
С Вами Филимонов Михаил и рассылка "Как воспитать осторожного ребенка".


Сегодня в рассылке:

1. Дети видят, дети подражают.
2. САМОЗАЩИТА И РАЗВИТИЕ.
3. Авторский комментарий: Как организовать экскурсию школьников?


1. Дети видят, дети подражают.

Восхищаюсь книгой "ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ, ИЛИ 56 СПОСОБОВ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ"! Какое детальное описание ситуаций, какое глубокое погружение в тему! Если Вы еще не прочитали эту книгу, скачать ее можно здесь:

http://lib.ru/KIDS/sechild.txt

Приведу Аннотацию и две первые главы книги, поскольку события последних месяцев показывают, что дети часто пропадают именно из-за слабого контакта с родителями.

О. Богачева, Ю. Дубягин " ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ, ИЛИ 56 СПОСОБОВ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ"

АННОТАЦИЯ

Книга «Школа выживания, или 56 способов защиты вашего ребенка от преступления» является первым учебником по безопасности вашего ребенка. Она поможет вам правильно построить свои методы воспитания, помочь ребенку в трудной ситуации.

Воспользовавшись нашими советами, возможно, вы найдете общий язык со своим ребенком. Ведь именно понимания так не хватает в наших с детьми отношениях.

В этой книге авторы, педагог-психолог и криминалист с 27-летним  стажем работы в органах внутренних дел, постарались разобрать наиболее  типичные ситуации, когда ребенок по собственной вине или  из-за  взрослого человека попадает в беду. Здесь вы сможете найти советы, как найти  няню для вашего ребенка, как выбрать школу, что должен знать ребенок о преступнике и преступлениях, и как ему самому не встать на этот скользкий путь. Каждый совет этой книге проиллюстрирован на примере, который авторы взяли из собственной практики работы с детьми.

Надеемся, что эта книга будет интересна не только взрослым, но и детям, и тогда в вашей семье найдется, что обсудить, когда все ее члены соберутся вместе. «Школа выживания, или 56 способов защиты ребенка от преступления» - это книга для читателей любого возраста, она будет интересна и бабушкам, и дедушкам, папам и мамам, учителям и специалистам, занимающимся исследованиями в этой области.

Авторам хочется верить, что после прочтения вами и вашим ребенком ему будет легче ответить «нет» на заманчивое предложение незнакомца, да и шансов выжить в наше криминогенное время у него будет гораздо больше.

Глава 1. Я ОСТАЛСЯ ДОМА.

1. ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА

Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком.

«Вчера, только что», - ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали нотацию своему чаду за его очередную провинность.

Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или к риторическому вопросу: «Ну, что нового?...» Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.

Но ведь КОНТАКТ с родителями - это едва ли не один из столпов безопасности вашего ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Но почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах? Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказалась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его вопросов.

И ребенок остается один на один со своими проблемами. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья и увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаем односложный ответ: «Все в порядке». Теперь мы хотим поговорить с ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем.

Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

Сломалась его любимая игрушка - попереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе. Не надо думать, что разговор по дороге домой или в перерыве между фильмами - это достаточно для вашего ребенка, ему нужно ваше постоянное внимание.

Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: «Ты все придумываешь...» «Такого быть не может».

Не исключено, что в рассказе ребенка может присутствовать элемент фантазии, но даже эта фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с сюжетом фильма, который вы недавно смотрели или напоминать действия вашего знакомого.

Приведу один небольшой пример, в котором вы можете узнать и себя: женщина едет в автобусе со своим 5-летним сыном. Мальчик рассказывает ей о том, как он провел время у дяди Славы, и вдруг неожиданно для матери делает заключение: «...дядя Слава плохой!»

Мать, естественно, задает вопрос, почему так считает ребенок и мальчик отвечает, что на остановке к ним подошла бездомная собака и дядя Слава ударил ее ногой, и животное ударилось о забор.

Женщина, не дав ребенку договорить, «бросилась» на защиту своего знакомого, обвиняя мальчика, что он все это придумал, и что дядя Слава не мог так поступить.

Попробуем разобраться в сложившейся ситуации: во-первых, мать, сама того не желая, обидела ребенка, обвинив его во лжи, и, следовательно, в следующий раз мальчик вряд ли захочет поделиться с матерью увиденным, а значит, увеличивается риск стать жертвой преступления.

Во-вторых, если даже предположить, что ребенок придумал всю историю или только ее окончание, то все равно его выдумка должна была на чем-то базироваться, и случай с собакой мог иметь место не в этот день, а в любой другой, и на месте животного мог быть кто угодно, даже человек.

Из этого следует, что вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком, интересоваться книгами, которые он читает, смотреть фильмы, которые он смотрит.

Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете. При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью не доверяет, что-то утаивает от вас.

Поэтому старайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует.

И тогда у вас будет с ребенком полный КОНТАКТ, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.

2. ДЕТИ ВИДЯТ, ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ

Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты можно только с помощью многократного повторения правил.

Но, как показывает практика, это далеко не так. Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг.

Кто из вас не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько раз говорил, так не делай», но ребенок упорно повторяет одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость ребенка или дух противоречия. Это прежде всего наши действия, которые ребенок воспроизводит почти подсознательно.

Ни для кого не секрет, что, играя в дочки-матери или в школу (детский сад), ребенок воспроизводит действия взрослых, т.е., наблюдая за его игрой, можно определить, какие взаимоотношения между родителями, как они относятся к своему ребенку, что делает воспитатель или учитель.

Поэтому, наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.

Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит ваших указаний, если вы сами не будете четко выполнять их.

Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.

Не нужно надеяться на то, что ребенок играет и не смотрит на вас, если вы открываете дверь, не узнав, кто за ней, ребенок сделает то же самое, и никакие страшные истории о том, что за дверью Баба-Яга вам не помогут, он повторит ваши действия.

Небольшой пример: шестилетний мальчик каждый день наблюдал, как его отец, пьяница и дебошир, избивал мать. Играя один на улице, он увидел коляску с ребенком, оставленную без присмотра. Подойдя к ней, мальчик взял ребенка и понес его за дом. Грудничок проснулся и начал плакать, тогда мальчик положил ребенка лицом в лужу и так держал, пока тот не захлебнулся.

Это один из примеров, когда дети воспроизводят действия родителей. Мы читали лекции по школе выживания и перед началом одной спросили детей, что они делают, прежде чем открыть дверь.

Ответы были самыми разными, начиная от: «иду и открываю», до «смотрю в глазок и открываю».

На вопрос «Зачем они смотрят в глазок?» все дети ответили одинаково: «Так делают мои родители».

Из ответов видно, что самым лучшим способом обучения  детей  является собственный пример. И если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ваш ребенок будет повторять эти же действия. 

Например, вы окончили работу или собираетесь заняться чем-то  другим,  уберете  за собой свое рабочее место, ваш ребенок сделает то же самое, играя  с  игрушками и убирая их по мере ненадобности.

Ведь даже  пропажа  самой  маленькой из них очень сильно расстроит его, а следовательно, будет первым уроком, что нужно быть внимательным к своим вещам,  т.е.  такой  человек снижает риск быть ограбленным ворами на доверии, т.е. он никогда не  оставит своих вещей посторонним или не оставит ценные вещи на видном  месте, где до них легко добраться вору.

Любой мошенник или вор  внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы  приучили ребенка внимательности, то шанс быть ограбленным снизится  почти  вдвое.

Вывод:

1. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

2. Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.

 

2. САМОЗАЩИТА И РАЗВИТИЕ.

Эта статья взята с сайта "Самооборона 100%". Наи этом сайте - масса статей по самообороне и по профилактике криминальных столкновений. Полезно как взрослым, так и детям.

19.07.2005
Отрывок из книги Абрахама Маслоу "На подступах к психологии бытия"

http://samooborona.org/text/show_news.php?subaction=showfull&id=1121764437
&archive=&cnshow=news&ucat=5>&start_from=



Эта глава представляет собой попытку некоторой систематизации в области
теории развития. Как только мы соглашаемся с обоснованностью такой теории,
сразу же возникает множество вопросов относительно ее деталей.
Как именно происходит развитие?
Почему дети развиваются и почему они не развиваются?
Откуда они знают, в каком направлении развиваться?
Почему их развитие отклоняется в сторону патологии?

В конце концов, понятия самоактуализации, развития и истинного Я – все это
абстракции высокого уровня. Нам же нужно подобраться ближе к реальным
процессам, голым фактам, конкретным жизненным ситуациям.

Самоактуализация – это далекая цель
Нормально растущие дети живут не ради достижения какой-то далекой цели и не во
имя какого-то далекого будущего; их слишком занимает непосредственное получение
удовольствия и спонтанная сиюминутность жизни. Они живут, а не готовятся к жизни.
Но если они просто, спонтанно живут, не пытаясь развиваться, желая только
 наслаждаться тем, что делают в данный конкретный момент, тогда каким образом они,
тем не менее, умудряются шаг за шагом двигаться вперед? То есть – нормально
развиваться? Раскрывать миру подлинных себя? Как нам примирить факты Бытия
с фактами Становления?

Развитие – это не цель в буквальном понимании этого слова. Не являются ею ни
самоактуализация, ни открытие Себя (с большой буквы). Что касается ребенка, его
развитие не особо целенаправленно; скорее, оно просто происходит. Ребенок не
столько ищет, сколько находит. Мотивационные законы "ликвидации дефицита" и "целенаправленного подражания" не распространяются на сферу развития, спонтанности, творчества.

Опасность чисто бытийного подхода заключается в том, что психология Бытия скорее статична и не принимает в расчет феномены движения, направленности и развития. Мы склонны описывать состояния Бытия, самоактуализации, так, словно это состояния полного совершенства, нирваны. Раз ты достиг этого, тебе остается только удовлетворенно покоиться в своем совершенстве. Ответ, который я нахожу удовлетворительным, довольно прост: развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно доставляет больше радости, больше наслаждения, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущая победа, которая стала чем-то привычным для нас и даже наскучила нам; единственное, что определяет нечто как хорошее для нас, – это субъективно большее удовольствие от этого нечто, чем от чего-либо другого. Смысл нового ощущения, скорее, в нем самом, чем в каком-либо внешнем критерии. В этом состоит самообоснование ощущения.

…..
Следует особо упомянуть одно дополнительное основание связи между развитием и безопасностью. Движение вперед, как правило, происходит маленькими шагами, и каждый шаг вперед возможен благодаря ощущению безопасности, когда мы вступаем в неведомое с надежного родного "плацдарма", когда наша смелость, основана на возможности отступления. [i/]В качестве парадигмы можно представить себе младенца, рискнувшего сползти с колен матери в незнакомую обстановку. Характерно, что пока он разглядывает комнату, он продолжает цепляться за мать. Затем он решается совершить небольшую вылазку, постоянно проверяя не вышел ли он из-под защиты матери. Затем эти вылазки становятся все более и более продолжительными и дальними. Таким образом, ребенок может исследовать опасный и неведомый мир. Если бы мать внезапно исчезла, он бы встревожился, перестал интересоваться изучением мира и хотел бы только одного – вернуться в безопасное место. Он может даже утратить свои навыки, например, вместо того, чтобы ходить, станет ползать.[/i]

Я думаю, что мы можем обобщить этот пример. Уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Угроза безопасности – означает отступление назад, к более фундаментальному уровню. Это значит, что если приходится выбирать между безопасностью и развитием, то выбор, как правило, делается в пользу безопасности. Интересы безопасности доминируют над интересами развития. Это означает, что нам следует расширить нашу основную формулу. В принципе, только ребенок, который чувствует себя в безопасности, "осмеливается" развиваться в здоровом направлении. Его потребность в безопасности должна быть удовлетворена. Его нельзя "толкать вперед", потому что неудовлетворенность потребности в безопасности всегда будет "сидеть" в нем, вечно требуя удовлетворения. Чем в большей мере удовлетворена потребность в безопасности, чем меньше валентность ее для ребенка, тем меньше она мешает проявлению его отваги.
Впрочем, как мы можем знать, когда ребенок чувствует себя достаточно безопасно для того, чтобы осмелиться сделать новый шаг вперед? Узнать это мы можем одним-единственным образом – по его выбору, то есть только он сам по-настоящему ощущает наступление того момента, когда силы, зовущие вперед, одолевают силы, зовущие назад, а отвага одолевает страх.

…..
В этом смысле, мы можем извлечь очень важные уроки из опыта терапии, креативного подхода к образованию, обучению искусствам и, в частности, как я считаю, искусству танца. Там, где присутствуют терпимость, любовь, одобрение, понимание, защищенность, удовлетворение, поддержка и отсутствуют агрессивность, стремление ставить оценки, желание сравнивать, то есть там, где человек может чувствовать себя в полной безопасности, там у него появляется возможность разобраться со всевозможными мизерными мотивами, вроде враждебности, невротической зависимости, и дать им выход. Стоит только человеку пройти через такой катарсис, и он спонтанно устремляется к другим радостям жизни, которые другими людьми воспринимаются как "более возвышенные" или направленные на развитие личности, например, к любви и творчеству. Стоит человеку испытать эти радости, и он будет предпочитать их всем остальным.
(Зачастую нет особой разницы, какой именно тщательно разработанной теории придерживается терапевт, учитель, психоаналитик и т.д. По-настоящему хороший терапевт, может разделять самые пессимистичные взгляды Фрейда и тем не менее работает так, словно развитие личности вполне возможно. По-настоящему хороший учитель, который на словах полностью поддерживает "розовый", оптимистический взгляд на человеческую природу, с полным пониманием и уважением расскажет своим ученикам о регрессивных и защитных силах. Однако можно преклоняться перед вполне реалистичной и всеобъемлющей философией, но отступать от ее принципов на практике: в терапии, в преподавательской деятельности, в воспитании своих детей.
Учителем может быть только тот, кто уважает страх и самозащиту; терапевтом может быть только тот, кто уважает здоровье.

Парадоксальность этой ситуации отчасти заключается в том, что на самом деле и "плохой" выбор для невротика может быть "хорошим" или, по крайней мере, понятным и даже необходимым с точки зрения его (невротической) динамики. Мы знаем, что попытка устранения функционального невротического синдрома либо посредством силы, либо путем слишком лобового противодействия или разоблачения, либо через стрессовую ситуацию, которая разрушает возведенную индивидом защиту от слишком болезненных озарений, может сокрушить и саму личность. Здесь перед нами встает вопрос пошаговости развития. И снова, хороший родитель, терапевт или преподаватель действует таким образом, как будто понимает, что мягкость, доброта, уважение к страху, понимание естественности защитных и регрессивных сил необходимы, если мы хотим, чтобы развитие представляло для ребенка радостную перспективу, а не страшную угрозу. Поведение учителя предполагает понимание им того факта, что развитие может иметь место только в безопасной ситуации.
Он чувствует: если индивид занял "глухую оборону", значит для этого есть основания, и он готов проявить терпение и понимание, несмотря на то, что знает путь, по которому должен идти ребенок.

В сущности, с динамической точки зрения, абсолютно любой выбор является мудрым, если мы примем, как должное, существование двух типов мудрости – мудрости самозащиты и мудрости развития. Оборонительная позиция может быть не менее мудрым решением, чем дерзкое стремление вперед; это зависит от особенностей личности, ее статуса и той ситуации, в которой она находится в момент выбора. Выбор в пользу безопасности является мудрым решением, если в результате человек избегает боли, которую в данный момент он не может вынести. Если мы хотим помочь ему в его развитии (потому что мы знаем, что постоянный выбор в пользу безопасности, в конце концов, приведет его к катастрофе и отсечет его от возможностей, которые, воспользуйся он ими, принесли бы ему радость), то все, что нам остается сделать, – это помочь, если он просит помочь ему избавиться от страданий, и, вместе с тем, дав ему чувство безопасности, поманить его вперед, к новым ощущениям, подобно матери, которая разводит руки, чтобы ребенок попытался идти сам. Мы не можем заставить его развиваться, мы можем только поманить его, предоставить ему такую возможность, веря в то, что новый опыт сам по себе заставит человека отдать ему предпочтение. Отдать предпочтение новому ощущению может только сам человек; никто не может сделать это за него. Если опыт развития станет его частью, оно не может ему не понравиться. Если же оно ему не понравится, то мы должны смиренно согласиться с тем, что в настоящий момент это не отвечает его природе.


В результате мы приходим к тому, что к принципу иерархии потребностей добавляется субъективный механизм, который ведет индивида в направлении "здорового" развития. Этот принцип справедлив для любого возраста. Вернуть себе способность воспринимать свои собственные ощущения – это наилучший способ вновь открыть свое принесенное в жертву "я", даже во вполне зрелом возрасте. Терапевтический процесс помогает взрослому человеку понять, что его детская (всячески подавляемая) потребность в одобрении других людей уже не властна над ним в ее детских формах и в той мере, в какой она проявлялась в детстве; что ужас потерять других людей, сопровождающийся страхом слабости, беспомощности и одиночества, больше не имеет под собой реальной основы, какую он имел для него в детстве. Для взрослого другие люди могут и должны быть не столь значимы, как для ребенка.

Итак, наша окончательная формула должна состоять из следующих элементов:

1. В своей непосредственности, здоровый ребенок, реагируя на свое внутреннее Бытие, с интересом и удивлением тянется к внешнему окружению и демонстрирует все те навыки, какими он обладает.
2. В той мере, в какой он не скован страхом, он чувствует себя достаточно безопасно, чтобы дерзать.
3. В ходе этого процесса он либо сам наталкивается на новые ощущения удовольствия, либо его к этому подводят те, кто ему помогает.
4. Чтобы отдать предпочтение этим новым радостям, а не испугаться их, он должен чувствовать себя достаточно уверенно и безопасно.
5. Если он действительно может выбирать, то выберет опыт, связанный с переживанием радости, и будет возвращаться к нему, наслаждаться им – вплоть до пресыщения и скуки.
6. В этот момент он склонен идти дальше, к более сложным, более насыщенным ощущениям и свершениям в этой же сфере (опять же, если он будет чувствовать себя в достаточной безопасности).
7. Подобные ощущения означают не только движение вперед, но и устанавливают обратное воздействие на самоощущение, создавая чувство уверенности в себе ("Это мне определенно нравится; это – нет"), веру в свои способности, мастерство, самоуважение, доверие к самому себе.
8. Если говорить схематично, то в этой бесконечной цепочке выборов, которая и составляет жизнь, выбирать, как правило, нужно между безопасностью (или, шире, оборонительной позицией) и развитием, и поскольку только тот ребенок не нуждается в безопасности, у которого она уже есть, то мы можем рассчитывать, что выбор в пользу развития сделает ребенок, не ведающий проблем с удовлетворением фундаментальных потребностей. Только он может себе позволить быть смелым.
9. Для того чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, ему необходимо сохранять субъективные ощущения удовольствия и скуки, как критерии правильности своего выбора. Альтернативный критерий – это соответствие выбора желаниям другого человека. Когда это происходит, теряется собственно Самость. Это обеспечивает выбор исключительно в пользу безопасности, поскольку ребенок отказывается от веры в свои собственные критерии удовольствия из страха остаться без покровительства, любви и т.д.
10. Если выбор является действительно свободным и если ребенок не "искалечен", тогда мы вправе ожидать от него выбора в пользу движения вперед.

Очень распространены случаи псевдо-развития, когда человек пытается (с помощью подавления, отрицания, формирования жесткой реакции и т.д.) убедить самого себя, что неудовлетворенная фундаментальная потребность на самом деле удовлетворена или вовсе не существует. Тогда он позволяет себе дорасти до потребностей более высокого уровня, но это здание вечно зиждется на очень шатком фундаменте. Я называю это "псевдо-развитием посредством уклонения от неудовлетворенной потребности". Такая потребность неизменно присутствует – как бессознательная сила (повторяющаяся навязчивая идея).

11. Доказано, что то, что доставляет удовольствие здоровому ребенку, как правило, является "наилучшим" для него, с точки зрения отдаленной цели, с точки зрения стороннего наблюдателя.
12. В ходе этого процесса окружение (родители, терапевты, учителя) остается значимым во многих отношениях, несмотря на то, что окончательное решение должен принимать сам ребенок: а) это может удовлетворить фундаментальные потребности ребенка в безопасности и сопричастности, в любви и уважении, чтобы он мог чувствовать, что жизнь его безопасна, самостоятельна, интересна и спонтанна, а значит он может дерзнуть сделать выбор в пользу неведомого; б) это может сделать для него выбор в пользу развития положительно-привлекательным и менее опасным, а выбор в пользу регресса – менее привлекательным и более обременительным.
13. Таким образом можно примирить друг с другом психологию Бытия и психологию Становления, и ребенок, оставаясь самим собой, может, тем не менее, двигаться вперед и развиваться.

 Вывод:Абрахам Маслоу - большой авторитет. Но дело даже не в этом. Действительно, перед человеком, умеющим себя защитить, ОТКРЫВАЕТСЯ ВЕСЬ МИР. По себе знаю. Пока не занимался самообороной, носа не показывал из своего района, ходил по одним и тем же маршрутам. Стал заниматься тэквон-до - доступен стал весь город, область. Стал более общительным, завел новых друзей. Поверил в себя, в свои мечты. Сейчас с сожалением вспоминаю годы, обедненные неумением оказать сопротивление, адекватное опасности.

3. Авторский комментарий: Как организовать экскурсию школьников?

Происшествие случилось сегодня (Информация от 24.05.07) утром, когда группа  младших школьников направлялась на экскурсию в парк. Дети  шли парами в сопровождении взрослых. Они достигли улицы Гоголя, когда с ними поравнялся неизвестный мужчина.
Резким движением он выхватил из толпы одну из девочек и прижал к себе, приставив к ее голове  какой-то предмет- то ли камень, то ли осколок тротуарной плитки.

http://www.e1.ru/news/spool/news_id-279019-section_id-13.html 

Комментарий (сделан мной на одном из форумов).
Ситуация кажется непредсказуемой. Так оно и есть. Все предусмотреть невозможно. В заложники захватывают даже милиционеров, и операции по их освобождению могут длиться часами.
Мне тоже приходилось, сопровождая детей, вести "душеспасительные беседы" с пьяными любителями общения. Вежливо, культурно, но оттесняя их от моих воспитанников.

В данном случае ситуацию можно было, наверное, предотвратить, если бы на мужчину, который поравнялся с колонной детей, сразу обратили бы внимание и попробовали бы оттеснить его от детей. Хотя шансов успеть это сделать, судя по всему, практически не было.

Воспитатель вела себя совершенно верно, сразу начав переговоры, пытаясь отвлечь мужчину от ребенка. Профессионализм сотрудников вневедомственной охраны вызывает уважение. То, что они решились на силовую акцию, говорит о высоком уровне их подготовки и о верной оценке ситуации. Пока напавший сам толком не знал, что он хотел, его обезвредили.

Таковы порой наши реалии (так бывает не везде, но бывает). Если дети идут на экскурсию, их сопровождают почти всегда 1-2 женщины, порой пожилого возраста. Дети разговаривают, толкаются, стремятся выбежать из колонны. Водители терпеливо ждут, когда растянувшаяся метров на 10 колонна перейдет через дорогу. Возможно, не всегда у сопровождающих есть телефоны для экстренной связи.

Как же исключить возможность такого нападения? В Израиле, например, если я не ошибаюсь, группы учеников практически всегда сопровождает вооруженная пара охранников. У нас это невозможно. В школах мало мужчин, и отправлять их с детьми не получится хотя бы потому, что уроки тоже надо вести.

А вот приглашать для экскурсий родителей - это вариант. Конечно, папы и мамы сильно заняты, но не все и не всегда.

Что дальше? Нападение легко осуществить на разобщенную группу детей. Особенно если они вытягиваются в длинную цепочку. Дети обычно на посторонних внимания не обращают, поэтому смотреть по сторонам надо именно сопровождающим. Компактная группа детей, около которых идут 3-4 взрослых (а среди них 1-2 мужчины), вряд ли вызовет желание приблизиться к ней и осуществить нападение.

Еще один вариант - перевозка детей до пункта назначения на автобусе. Сели - доехали - вышли.

Воспитатели должны требовать себе провожатых, способных защитить детей, и в противном случае, даже отказываться идти на такие экскурсии.

Мне кажется, что дело не в том, что "учи - не учи". Мы столкнулись с ситуацией наглого и срашного террора. Такой вариант открытого дерзкого нападения в своей теме я практически не рассматривал, поскольку методы реагирования здесь должны быть совершенно иные.

В теме про осторожного ребенка я пытаюсь развивать мысль о том, что 100% детей должны быть обучены азам осторожного поведения во время прогулок в одиночестве и с товарищами.

Наличие рядом взрослого рассматривается как победа ребенка, и рассмотрение ситуации заканчивается, так как хороший взрослый - гарант (как кажется) безопасности рбенка.

Если же нападение случается ПРИ ВЗРОСЛОМ, это уже другая тема. Это уже террор. Хотя, как видно выше, и здесь можно попытаться многое предусмотреть. Главное - пытаться!

Будем надеяться, что дети успокоятся и придут в норму. Они не должны бояться окружающего мира - им в нем жить. Но усваивать правила безопасного проживания для них будет очень полезно. Взрослые должны об этом позаботиться.

 

Вывод: Скоро детям идти в школу. Экскурсии - это замечательно. Будет ли на экскурсии Ваш ребенок в безопасности?



Ну вот,кажется, на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С уважением, Михаил, filimon11@yandex.ru
«Воспитаем детей уверенными и осторожными!»
Сайт проекта: http://filimon11.ru

 

Copyright © 2007 by Филимонов Михаил. Все права защищены.


В избранное