Китайский чай - узнать больше. Сказки и реальность.
2. Лу юй – чайный святой и первый чайный писатель.
В
Китае почти в каждой области науки и культуры есть свои авторитеты, написавшие
когда-то первые трактаты и исследования. И каждый потомок считает своим долгом
изучить сначала труды древних, а потому уж писать самому. Самым первым
исследователем чая считают Лу Юя. Именно он написал «Ча цзин» - «Трактат о чае»
в 780 году, в правление династии Тан.
Судьба
этого человека удивительна. Китайцы очень гордятся своими предками, а про него
ничего не знают. Где именно он родился – неизвестно. Когда – тоже неясно.
Называют разные даты – от 712 до 734 года. Известно только, что в 735 году его нашли около озера Сиху монахи монастыря
Лунгайсы. По преданию, мальчика окружали гуси, которые своим громким гоготаньем
привлекли внимание к малышу. Так как про ребенка было ничего не известно, то
ему дали имя по «Книге перемен». Наставник погадал, и ему выпал знак Цзянь –
Постепенность. В толковании этого знака есть слова "Лебедь постепенно
приближается к суше, его перьяможно
использовать для ритуалов". Из этой фразы выбрали два слова – «суша» и
«перья», назвав мальчика Лу Юй. Его официальное имя включало также слово
«лебедь» - Хун.
Лу
Юй жил при монастыре почти 10 лет, медитировал, занимался, читал и писал,
занимался работами по хозяйству, наравне с другими монахами. А также заваривал
чай настоятелю. И как говорят, так хорошо это делал, что после ухода Лу Юя
настоятель перестал пить чай вообще. Но, видно, не лежала у мальчика душа к
монашеской жизни и подростком он сбежал с бродячими артистами. Вместе с ними он
путешествовал, играл в разных представлениях, и даже сам писал пьесы. Его
писательский талант привлек внимание высокопоставленного чиновника, который
подарил ему несколько книг и дал рекомендательное письмо к отшельнику на горе
Хо Мэн Шань. Там-то Лу Юй и учился, причем не только литературе, но и чаю.
Тогда он начал пробовать воду из разных источников, выясняя, какая наиболее
пригодна для приготовления чая. После, попрощавшись со своим учителем, Лу Юй
отправился путешествовать. Он посетил множество мест, где выращивали и делали
чай, собирал свои записи и наблюдения.
Он
был равнодушен к славе и почестям, отказывался от должности при дворе.
Некоторое время он служил контролером качества чая в одной из провинций, но
вскоре опять вернулся к своей свободной жизни. У него было много друзей среди
поэтов и образованных чиновников, которые помогали ему, давали средства на
издание его стихов, а также знаменитого «Ча Цзина».
Здесь немного отступим
от рассказа о жизни «чайного святого» и поговорим о том, каким был чай в
древности, в частности, во времена династии Тан и до нее.
Как
говорили, в древние времена чай был, в первую очередь, лекарством. Причем,
лекарством от «ста болезней», то есть, практически от всего, чем мог заболеть
человек, начиная от несварения желудка и заканчивая нервными болезнями.
Китайские врачи оставили подробные описания, как можно лечится чаем, что он
делает в теле человека, пользуясь терминами китайской медицины.
С помощью чая разгоняешь застой дыхания ци.
С помощью чая прогоняешь сон.
С помощью чая питаешь дыхание жизни.
С помощью чая убираешь болезнь.
Кроме
того, чай употребляли в пищу, делая «чайный суп» с добавками соли, масла,
овощей. И до сих пор на Тибете, а также в некоторых других областях Китая и
стран Средней Азии принято пить чай с солью и маслом. Постепенно искусство
выращивания и производство чая делалось все более изысканным, стали собирать
молодые листья чайных деревьев и прессовать их в небольшие лепешки. Их было удобно
перевозить, они не крошились и не портились в дороге. Тогда, в 4-5 веках было
положено начало Великому Шелковому Пути, как его называют в России, а в Китае
он называется «Ча ма гу дао», то есть «Древний Путь Чайных Лошадей». Этот путь
начинался от мест производства чая на юге Китая, откуда лошади шли на запад и
северо-запад, в Тибет, в Монголию, в Среднюю Азию и дальше. Эти лепешки
прессовали довольно плотно, так что перед приготовлением их разбивали на
небольшие куски и мололи в ступке до размера рисовых зерен. Затем эту крошку
варили в чайнике. Именно такой способ описывается в «Ча Цзине», где несколько
глав посвящено описанию чайной утвари для размалывания и варки чая. Теперь чай
никто не размалывает, но варка чая применяется и теперь. Чай, обычно, зеленый,
желтый или пуэр, засыпают в кипящую воду, дожидаются закипания и снимают с
огня. Таким образом вкус чая получается немного отличным от обычного заваривания
в чайнике или гайвани. Обычно он более мягкий и полный.
С удовольствием отвечу на ваши чайные вопросы, а дальше –
еще про Лу Юя и про чайную старину…