Китайский чай - узнать больше. Сказки и реальность.
Выпуск 5.
Чайная история в лицах. Бодхидхарма.
Когда мы говорим о чае, то невозможно не упомянуть тех личностях, которые с ним связаны.
После Шень Нуна, первого раскрывшего свойства чая и Лу Юя, первого описавшего свойства чая, стоит упомянуть и Бодхидхарму.
Это личность легендарная, про него ходило множество легенд, но и то, что известно доподлинно, тоже впечатляет. Родился он в Индии, в конце 5-го века (дата точно не известна), в богатой семье, принял буддизм и отправился миссионером в Китай. После трехлетнего плавания он добрался до города Гуанчжоу, потом перебрался в Лоян, где много проповедовал чань-буддизм, а затем поселился в Шаолиньском монастыре, был его первым патриархом. Там он просидел 9 лет в пещере, медитируя перед стеной.
Тут-то предания и
приписывают ему открытие чая. Как говорят, Бодхидхарма долго медитировал, не смыкая глаз, но в конце концов все таки заснул. Когда он проснулся, то очень рассердился на себя, вырвал веки и бросил их на землю, откуда тут же вырос куст чая. И дальше пишут: «И потому называется хороший чай «байховым», это значит «Белая ресничка»». Оставим эту леденящую душу историю на совести рассказчиков, заметим только по поводу названия чая. Действительно, есть виды чая, в названиях которых есть
слова «бай хао». Это означает, что листья этого сорта покрыты белым пушком, «бай хао» и значит – «белый пух, ворсинки». Например, Бай Хао Пуэр, Бай Хао Инь Чжэнь и другие. В русском языке слово «байховый» постепенно стало означать высококачественный чай, не обязательно с белыми ворсинками.
Что же касается Бодхидхармы, то он не только проповедовал чань-буддизм (яп. Дзен), но и ввел в монашеский обиход питье чая. Как говорят, во время долгих медитаций монахам нельзя было ни есть, ни спать, но можно было пить чай. Что они и делали. И этот напиток помогал им сохранять ясность мысли и бодрость духа. И во время проповедей среди местного населения монахи тоже угощали людей чаем, чем сразу располагали их к себе. Как рассказывали очевидцы, в монастырях устраивали чайные встречи, на которых люди
могли приобщиться к чаю и к буддизму. До сих пор рядом с монастырями или внутри них располагаются небольшие чайные, где можно выпить чашку-другую этого чудесного напитка. Даже на шумной улице современного Пекина рядом с монастырем Юнхэгун есть небольшой магазинчик, который выставляет большой чан с чаем для паломников.
С тех давних пор пошли выражения «Чай и чань – есть единое целое» и «Путь чань подобен вкусу чая». Именно монахи ввели в обиход выражение «Путь чая». В династию Сун наравне с завариванием чая был популярен метод взбивания порошкового чая специальным венчиком, так что на поверхности получалась пена цвета «нежного нефрита». Именно этот метод приготовления чая был привезен в 8 веке из Китая в Японию буддистским монахом и стал основой японской чайной церемонии.
Постепенно монастыри стали исследовать новые способы приготовления чая, стали сажать чайные плантации на своих землях. И по сей день монастырский чай пользуется большой популярностью из-за того особого отношения, с которым монахи его готовят.
Как говорят буддисты, человеку надо очистить свой разум и свое сознание, а чай как раз помогает в этом. Как одно из особых растений, он может дать вам именно то, что вам сейчас нужно, отражая ваше состояние и растворяя его в чашке чая.
Чудесны горы; вокруг лишь их пики.
Чарующий доносится звон – где-то монастырь.
Иду в густоте запахов деревьев и трав
В ущелье, над которым караульная башня.
Сырость земли, впитавшей сладость затяжных дождей.
Луна первых дней осени – селяне в заботах.
С попутчиком нарываем листву на склоне.
В крайнем дворе
Просим родниковой прозрачной воды - чай заварить.
Выбираем глазурные чашки, что из местности Оу;
Напитком, как вином осторожно наполняем их; По краям пена – тающий весенний снег
На душистых цветах.