Идем к здоровью вместе! Мета-модель: общие понятия + 2 категории
Здравствуйте, уважаемые читатели! Рад с
Вами читаться! Как поживаете в этот прекрасный, теплый, светлый и
жизнерадостный денек? Согласитесь: как же хороша весна-матушка! Птички
поют, солнышко светит… лепота. А девушки на улицах какие! Зацвели и
засияли что весеннее солнышко! Эх!
Не знаю, как Вы, а я уже с легкой душой
отправил в шкаф всю зимнюю одежду – пускай там пылиться до следующего
сезона. На улицу уже можно налегке, что днем что вечером. А еще и
появился повод оседлать своего железного коня – начало велосезона, такое
пропускать никак нельзя! В общем, весна, чего уж там.
Ладно, к делу. Сегодня мы поговорим таки
о Мета-модели (в будущем ММ). Т.к. фильтры мы уже подробно разобрали и
усвоили (на что я искренне надеюсь), тема эта должна «зайти» без
каких-либо препятствий.
Мета-модель
Итак, ММ – это базовая техника НЛП
(нейролингвистического программирования). С НЛП я сам толком не знаком –
знаю только эту аббревиатуру, ничего больше. А вот с ММ мне
представилась отличная возможность познакомиться. Так сказать, у нас с
ней был общий знакомый, который при встрече сказал: «Мета-модель, это Роман. Роман – это Мета-модель». На что я ответил «Очень приятно» и пожал руку новому другу (или подруге). Так вот и познакомились.
Суть ММ – обойти
фильтры восприятия, что бы сделать общение чистым и ясным. Т.е. узнать и
уточнить там, где недоговорили, и выделить главное, докопаться до сути
там, где переговорили. Прийти от огрызка (субъективной информации,
которую человек прогнал через свои фильтры и выдал нам) к целому яблоку
(тому, что было на самом деле).
Т.е. по сути своей ММ это набор вопросов, позволяющий обойти фильтры и добраться до истины.
Мета-модель — это искусство задавать правильные вопросы.
И сразу же важное замечание: вопроса «почему?» в ММ нет. «Почему?» – спросите Вы.
Да потому, что это вопрос не уточняющий,
он не приводит к обнажению деталей и раскрытию подробностей, а лишь
выясняет ценности человека.
— «Это меня оскорбляет!»
— «Почему?»
Ну и какой ответ Вы желаете получить? «Потому что так не делается! Все Должно быть совсем по-другому!».
В целом этот вопрос очень даже хорош, но
он не мета-модельный. Если хотите узнать больше о ценностях другого
человека, просто спросите у него «Почему?». Но если же желаете
разобраться в том, что реально произошло, постарайтесь обойтись без
почемучек.
1: — «Это меня оскорбляет!»
2: — «Что именно тебя оскорбило?»
1: — «То, как он повел себя в этой ситуации»
2: — «А как он должен был себя вести?»
1: — «Так и так!»
2: — «Кто сказал, что он должен был вести себя так?»
И так далее. Мы думаем, что все всегда
должно быть по-нашему, в соответствии с нашими нормами и ГОСТами, что мы
пупы. Только вот Земля многопупочная
Категории ММ
Для удобства все возможные ситуации с
применением Мета-модели были разбиты на 12 категорий (одну из них я уже
кратко изложил Вам в этой заметке, «номинализации», помните?).
Сегодня же мы затронет лишь несколько
категорий (а точнее первые 2). Пробежимся по самому главному, что значит
по самому часто встречающемуся в жизни.
Если у Вас будет желание, то в будущих
статьях я с дам информацию и по остальным категориям (коих числится еще
порядка 10-ти штук). Вы только маякните (или «мяукните», как предлагает
мне автозамена Word’a), что тема интересна. А там разберемся.
Категория №1 «Исключение/опущение»
Применяется она тогда, когда человек что-то упустил, недоговорил, «замял» (т.е. у него, скорее всего, сработало исключение).
Все, что нужно, это задавать уточняющие вопросы.
1: — «ЦСКА лучше всех!»
2: — «Чем именно это команда лучше других?»
Важное примечание: никогда не задавайте такие вопросы ярым фанатам того или иного клуба. Можно и получить
Вообще, в своем стремлении узнать всю правду, человек может зайти очень далеко:
1: — «Вчера я слышал такую классную песню!»
2: — «Какую песню?»
Спустя 10 минут расспросов …
1: — «Вчера примерно
в 22:30 я слушал композицию Lazy группы Deep Purple из альбома Machine
Head 1972 года. Эта песня длилась 7 минут и 23 секунды. У ведущего на
радио, поставившего ее, был хриплый голос и он вел передачу «Вечерний
рок» или что-то типа того. Ты доволен? Или нужны еще подробности?».
Как видно из примера, информацию мы
получили как никогда достоверную. Но какой ценой? В лучшем случае –
ценой легкого раздражения со стороны собеседника, в худшем – фингалом
или подпорченной фирменной улыбкой (для которой у нас теперь не хватает
одного зуба).
Думаю, Вы поняли, что если неверно
применять Мета-модель, то разругаться можно со всеми – даже с лучшими
друзьями и родственниками. Дело в том, что ММ сталкивает человека
напрямую с его убеждениями и если не разрушает их, то уж точно ставит
под сомнения.
А кому нравится, когда ставят под
сомнения его убеждения/идеалы/непоколебимые истины? Конечно же никому!
Потому и появляющийся негатив человек будет адресовывать именно Вам,
внешнему агрессору, деспоту, подвергающему сомнениям священные идеалы.
Что бы не было обвинений в допросе и
ненужных конфликтов, ММ нужно обертывать в удобную для общения форму и
не давить на человека больше какой-то условной нормы.
Категория №2 «Нет индекса»
Вопросы данной категории адресованы в
сторону утверждений, в которых отсутствует объект, о котором ведется
речь. И не важно, человек это, предмет или вообще что-то мистическое и
потустороннее.
Подобные утверждения можно вычислить по наличию местоимений ОНИ, ЭТО, КТО-ТО, ЧТО-ТО и т.п.
Собственно, ничего сложного – все просто
и понятно. В качестве домашнего задания на закрепление материала можете
время от времени отслеживать в своей речи (в чужой то мы все видим, а
Вы за собой проследите) наличие этих самых «исключений/опущений» и
утверждений «без индекса». Если забраться вглубь с уточняющими
вопросами, то крыша может поехать от осознания того, сколько же всякой
ерунды мы сами себе надумали и сколько такой же ерунды надумали за нас.
Как я и говорил в начале, категории
«исключение/опущение» и «нет индекса» — это лишь малая часть. Есть еще
множество интересных Мета-модельных категорий, с помощью которых можно
развеять кучу мифов и навести порядок хотя бы в своей голове.
Какие это категории? Об этом позже если, конечно же, будет интерес с Вашей стороны
На этом все! Успехов, уважаемые читатели, и всех благ!